Правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь
Введение
Прокуратура занимает особое место в системе государственных органов. В отличие от органов местного управления и самоуправления, контролирующих соблюдение законности лишь в отдельной сфере (или на отдельной территории), органами прокуратуры осуществляется надзор, который распространяется на все регионы, все отрасли и т.д.
Прокурорский работник – это должностное лицо, призванное по долгу службы быть блюстителем закона, представителем публичных интересов. При исполнении служебных обязанностей они являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.
В научной литературе распространено мнение, что можно рассматривать отличие статуса прокурорского работника от статуса лиц гражданских профессий не как привилегии, а как компенсацию за часть конституционных свобод, которые прокурорские работники добровольно уступили, но под определенные гарантии.
Статус прокурорского работника определяется Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утв. Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181 и другими нормативными правовыми актами.
Цель работы – изучить правовую защиту прокурорских работников.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе правовой защиты прокурорских работников.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регулирующие вопросы правовой защиты прокурорских работников, научная литература по теме исследования.
Исходя из цели и объекта исследования, нами были поставлены следующие задачи:
- изучить историю создания прокуратуры Республики Беларусь;
- раскрыть процессуальное положение прокурора в разбирательстве дел;
- охарактеризовать материальное и социальное обеспечение прокурорских работников;
- проанализировать меры социальной и правовой защиты работников органов прокуратуры.
Проблеме осуществления деятельности прокурора посвящены работы многих ученых. Общетеоретические проблемы социально-правового положения прокурорских работников исследовались в трудах Д.Г. Василевича, Г.А. Василевича, А.А. Данилевича, И.И. Мартинович, В.В. Казакова, М.Н. Маршунова, Т.А. Решетниковой, В.И. Шолодонова и других. Многие проблемы, рассматриваемые в работах указанных авторов, вплоть до настоящего времени остаются ключевыми и, в то же время, дискуссионными в науке.
При написании работы использовались диалектический, сравнительно-правовой, системный, исторический и логический методы, а также изучение научных трудов по данной теме.
Глава 1
Правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь
Глава 2
Социально-правовое положение прокурорских работников
Заключение
Рассмотрев вопросы правовой защиты прокурорских работников, нами были сделаны следующие выводы:
1. создание и историческое развитие прокуратуры Республики Беларусь происходило в процессе создания и развития независимой Беларуси. В процессе внесения изменений и дополнений в Конституцию страны был существенно изменен правовой статус Генерального прокурора, возглавляющего систему прокуратур. Конституцией и основным нормативным процессуальным актом в сфере деятельности прокуратур – Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» 2007 года (в ред. Закона 18 июля 2016 г. № 401-З) прокуратура определена как единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами;
2. самыми объемными и специфическими обязанностями прокуроров являются осуществление уголовного преследования и поддержание государственного обвинения в суде. Именно при осуществлении данных обязанностей прокурорские работники контактируют с преступниками, могут получать угрозы или иное давление в свой адрес, подвергать свою жизнь и здоровье опасности.
Процессуальное положение прокурора в суде является дискуссионным в научной литературе. Противоречия научных мнений основывается на противоречии между функциями надзора и поддержания обвинения, которые осуществляет прокуратура;
3. материальное и социальное обеспечение прокурорских работников приближено к материальному и социальному обеспечению сотрудников милиции и Следственного комитета Республики Беларусь. Прокурорскому работнику гарантируются условия труда, которые обеспечивают надлежащее исполнение служебных обязанностей, заработная плата, трудовой отпуск, предоставление в установленном порядке жилого помещения коммерческого использования, пенсионное обеспечение, выплата выходного и иных единовременных пособий, право на медицинское обслуживание и иные меры материального и социального обеспечения в соответствии с законодательством о государственной службе и законодательством о труде с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 220-З и иными законодательными актами;
4. законодательно закреплен принцип государственной защиты прокурорских работников. Прокурорский работник подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. В случае гибели (смерти) прокурорского работника, установлении ему инвалидности, получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, ему (его наследникам в случае смерти) выплачивается компенсационная выплата.
Прокурорский работник имеет право на ношение и хранение выданного ему во временное пользование служебного или боевого оружия и боеприпасов к нему, специальных средств, а также на его применение.
Список использованной литературы
1. Конституция Республики Беларусь Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005.
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З : Принят Палатой представителей 10 декабря 1998 года; Одобрен Советом Респ. 18 декабря 1998 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 19-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З : Принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года; Одобрен Советом Респ. 1 декабря 2006 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З : Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года; Одобрен Советом Респ. 30 июня 1999 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2017 г. № 53-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
5. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З : Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года; Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 19-З// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
6. О форменной одежде и знаках различия прокурорских работников : Указ Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2009 г. № 209 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
7. Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181 : в ред. Указа от 23 февраля 2015 г. № 95 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
8. О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 14-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
9. О прокуратуре Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2016 г. № 401-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
10. О Прокуратуре Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 29 января 1993 г. № 2139-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017. – утратил силу.
11. Об оружии : Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 61-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 20 апреля 2016 г. № 358-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
12. О некоторых вопросах обязательного государственного страхования сотрудников Следственного комитета, сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов Государственного комитета судебных экспертиз, сотрудников органов внутренних дел, прокурорских работников, работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, работников органов Комитета государственного контроля : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 308 : в ред. Постановления от 30 января 2016 г. № 76 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
13. Об оплате труда прокурорских работников, работников системы органов прокуратуры, районных (городских), областных, Минского городского судов, экономических судов областей (города Минска) : Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 июня 2013 г. № 59 : в ред. Постановления от 24 марта 2017 г. № 16 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. Акуленок, Н.Е. Правовое положение прокурора в Республике Беларусь / Н.Е. Акуленок // Материалы БГУ. – Секция Е. – 2016. – С. 57-60.
15. Василевич, Г.А О работе органов прокуратуры в современных условиях и некоторых мерах по дальнейшему повышению эффективности прокурорского надзора / Г.А. Василевич // Законность и правопорядок. – 2009. – № 3. – С. 4-10.
16. Василевич, Д.Г. Статус прокуратуры в системе других государственных органов / Д.Г. Василевич // Юридический журнал. – 2008. – №3. – С.60-64.
17. Задачи, принципы, этапы развития прокуратуры в Республике
Беларусь // Судоустройство / под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. – Минск, 2010. – С. 249-277.
18. Казаков, В.В. Особенности социально-правовой защиты прокурорских работников государств-участников СНГ / В.В. Казаков // Законы России : опыт, анализ, практика. – 2009. – № 10. – С. 106-113.
19. Казаков, В.В. Правовые основы и механизмы функционирования службы прокуроров в России и в других государствах - участниках СНГ. Дисс. … канд. р. наук: 12.00.11 / В.В. Казаков. – М., 2011. – 236 с.
20. Максимов, Л.Г. Прокурорский надзор / Л.Г. Максимов. – Минск : Молодежное научное общество, 2001. – 196 с.
21. Мартинович, И.И., Пастухов, М.И. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь / И.И. Мартинович, М.И. Пастухов. – Минск, 1995. – 224 с.
22. Маршунов, М.Н. Прокурорско-надзорное право / М.Н. Маршунов. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1991. – 128 c.
23. О практике рассмотрения судами споров о дисциплинарной ответственности работников (по материалам обзора) // Судовы веснiк. – 2012. – № 3. – С. 18-30.
24. Радьков, В.П. Социалистическая законность в советском уголовном процессе / В.П. Радьков. – М., 1959. – 253 с.
25. Решетникова, Т.А. Правовой статус, функции и полномочия прокуратуры в странах СНГ (сравнительно-правовое исследование). Дисс. … канд. юр. наук: 12.00.11 / Т.А. Решетникова. – М., 2005. – 187 с.
26. Савицкий, В.М. Стержневая функция прокуратуры – осуществление уголовного преследования / В.М. Савицкий // Российская юстиция. – 1994. – №10. – С. 26-28.
27. Строгович, М.С. Уголовное преследование в советском уголовном процессе / М.С. Строгович. – М.: Изд-во АН СССР, 1951. – 191 c.
28. Тадевосян, В.С. Прокурорский надзор в СССР / В.С. Тадевосян. – М., 1956. – 300 с.
29. Шолодонов, В.И. Прокуратура в условиях формирования правового государства / В.И. Шолодонов // Проблемы формирования правового государства в Беларуси. – Минск, 1994. – С. 63-70.
30. Щадрин, Ю. Правосудие и прокурорский надзор / Ю. Щадрин. // Социалистическая законность. – 1991. – № 6. – С. 36-40.
31. Яровников, К.Ю. Надзор прокуратуры: история и проблемы развития / К.Ю. Яровников // Государство и право. – 1999. – №11.
Введение
Прокуратура занимает особое место в системе государственных органов. В отличие от органов местного управления и самоуправления, контролирующих соблюдение законности лишь в отдельной сфере (или на отдельной территории), органами прокуратуры осуществляется надзор, который распространяется на все регионы, все отрасли и т.д.
Прокурорский работник – это должностное лицо, призванное по долгу службы быть блюстителем закона, представителем публичных интересов. При исполнении служебных обязанностей они являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.
В научной литературе распространено мнение, что можно рассматривать отличие статуса прокурорского работника от статуса лиц гражданских профессий не как привилегии, а как компенсацию за часть конституционных свобод, которые прокурорские работники добровольно уступили, но под определенные гарантии.
Статус прокурорского работника определяется Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утв. Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181 и другими нормативными правовыми актами.
Цель работы – изучить правовую защиту прокурорских работников.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе правовой защиты прокурорских работников.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регулирующие вопросы правовой защиты прокурорских работников, научная литература по теме исследования.
Исходя из цели и объекта исследования, нами были поставлены следующие задачи:
- изучить историю создания прокуратуры Республики Беларусь;
- раскрыть процессуальное положение прокурора в разбирательстве дел;
- охарактеризовать материальное и социальное обеспечение прокурорских работников;
- проанализировать меры социальной и правовой защиты работников органов прокуратуры.
Проблеме осуществления деятельности прокурора посвящены работы многих ученых. Общетеоретические проблемы социально-правового положения прокурорских работников исследовались в трудах Д.Г. Василевича, Г.А. Василевича, А.А. Данилевича, И.И. Мартинович, В.В. Казакова, М.Н. Маршунова, Т.А. Решетниковой, В.И. Шолодонова и других. Многие проблемы, рассматриваемые в работах указанных авторов, вплоть до настоящего времени остаются ключевыми и, в то же время, дискуссионными в науке.
При написании работы использовались диалектический, сравнительно-правовой, системный, исторический и логический методы, а также изучение научных трудов по данной теме.
Глава 1
Правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь