Особенности тактики первоначальных и последующих следственных действий
Первостепенную значимость в организации расследования дорожно-транспортных преступлений имеют следующие действия органа дознания пол руководством следователя:
а) сбор информации о дорожно-транспортном преступлении и на основе ее
анализа - принятие требуемых организационных мер;
б) своевременное проведение неотложных следственных действий в сочетании с операционно-розыскными мероприятиями при обеспечении следственно-
оперативной группы необходимыми научно-техническими средствами;
в) привлечение к расследованию дорожно-транспортного преступлении сил и
средств органов внутренних дел, осуществление взаимодействия на постоянной основе сотрудников ГИБДД, УР и экспертных подразделений под руководством следователя;
г) организация оперативно-розыскных мероприятий в местах возможного нахождения скрывшегося с места дорожно-транспортного преступления транспортного среде та;
д) информационное обеспечение процесса раскрытии и расследования дорожно-транспортною преступлении, совершенного о условиях неочевидности.
На первоначальном этапе расследования ДТП складываются типичные следственные ситуации:
1. К моменту прибытия следственно-оперативной группы на месте происшествии находится все участники события, транспортные средства, свидетели-очевидцы.
2. Водитель, участвовавший в происшествии, скрылся, оставив на месте события транспортное средство, и личность его неизвестна.
3. Водитель скрылся с места дорожно-транспортного происшествия вместе с транспортным средством.
Особенностью второй и третьей следственных ситуация является то, что указанные действии охватываются также диспозицией ст. 265 УК, которая предусматривает уголовную ответственность, за оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортах средств, в случае наступления определенных последствий.
Информацию о скрывшемся с места происшествия транспортном средстве и его водителе получают как при осмотре места происшествия, так и в процессе допросов свидетелей и потерпевших.
Если в ходе осмотра места происшествия установлено, что транспортное средство получило повреждение, которое не позволит ему далеко уехать, то в целях его розыска должна быть осмотрена прилегающая к месту происшествия территория. В тех случаях, когда на месте происшествии обнаружен рассыпанный груз, иногда можно предположить, где он был погружен на транспортное средство. Установив место погрузки, следует выяснить, кто в день происшествия получал такой груз, на каких транспортных средствах он перевозился.
Если на месте происшествия обнаружены следы колес скрывшегося транс-портного средства, по ним определяют ею тип и модель. Затем с помощью учетов устанавливают, в каких организациях имеются такие транспортные средства, и проверяют, где находилось каждое из них в день происшествия. Если возникло предположение, что транспортное средство причастно к ДТП, то оно должно быть осмотрено.
При наличии у следователя сведения о номерном знаке или его части, а также о типе транспортного средства по учетам ГИБДД (система "Автопоиск") устанавливают, кому оно принадлежит и адрес стоянки. После выяснения этих данных необходимо выехать к месту стоянки для осмотра транспортного средства.
В целях розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, сразу же после обнаружения последствий ДТП об этом случае информируют все посты ДПС, сообщают выявленные приметы транспортного средства и указывают предполагаемые повреждения. Обнаруженное по указанным приметам транспортное средства должно быть немедленно осмотрено.
В тех случаях, когда имеются сведения о транспортом средстве, через ГИБДД можно узнать, кому оно принадлежит. Если транспортное средство принадлежит конкретной государственной организации, выясняют, кто в день происшествия работал на этом транспортном средстве в качестве носителя.
Если же транспортное средство принадлежит гражданам на правах личной собственности, то следователь вправе предположить, что управлял им его владелец. Однако доказать, что в момент происшествия управлял транспортным средством именно этот водитель, не всегда просто. Иногда скрывшийся оставляет где-либо свое транспортное средство, а затем заявляет и милицию об угоне. Доказать причастность данного водителя к ДТП можно либо путем предъявления его для опознания свидетелям, либо используя результаты дактилоскопической экспертизы, если она дала заключение, что следы рук на рулевом колесе или рычагах оставлены одним человеком, а именно водителем, образцы отпечатков пальцев рук которого представлены на экспертизу.