Перспективы развития криминалистической регистрации

Криминалистическая регистрация, как и любая иная информационная систе­ма, в своем развитии предполагает решение ряда взаимосвязанных, а по суще­ству традиционных проблем:

- совершенствование организационной структуры и деятельности учетных подразделений;

- упорядочение правового регулирования ведения учетов и использования получаемой с их помощью розыскной и доказательственной информации в раскрытии и расследовании преступлений;

- улучшение научно-методического и технического обеспечения функцио­нирования учетов;

- повышение уровня криминалистической подготовки следователей, работ­ников органов дознания, специалистов-криминалистов.

Однако особую актуальность их решение приобретает в связи с автоматиза­цией учетов криминалистической регистрации, переводом их в качественно новые технологический и организационно-правовой режимы работ. До сих пор разобщенные по территории, объектам, формам ведения учеты в перспективе должны стать единой (организационно и методически) информационной сис­темой, включающей автоматизированную обработку данных, при соответст­вующем программном и математическом обеспечении.

Необходимость в такой системе объективно обусловлена возрастающими объемами учетных данных, что стало следствием очевидных негативных тен­денций. Они проявляются в динамике и структуре преступности (росте количе­ства регистрируемых преступлений, в том числе тяжких, повышении уровня вооруженности и технической оснащенности преступников, их организованно­сти, мобильности и т.д.). При этом также надо учитывать, что разные по при­роде происхождения, механизму образования и качественному составу источ­ники информации (объекты учетов) зачастую содержат сведения об одних и тех же признаках и свойствах лица, совершившего преступление (группе крови, поле, возрасте, профессиональных, преступных навыках и т.д.).

Единые автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС) технико-криминалистического назначения уже имеются в ряде зарубежных стран. Их созданию предшествовала разработка АИПС по отдельным видам учетов. Например, известны автоматизированные системы дактилоскопической информации, учеты оружия, автотранспортных средств по способам соверше­ния преступлений, по чертам внешности преступников.

Усилия по автоматизации учетов криминалистической регистрации предприня­ты и в нашей стране (правда, пока с меньшим успехом). Уже разработаны и прак­тически используются в ряде органов внутренних дел АИПС розыскного назначе­ния, к примеру, «АБД», розыска угнанных автомототранспортных средств, розыска без вести пропавших и установления личности погибших (неопознанных трупов). Имеются аналогичные системы экспертно-криминалистического назначения, в частности: для определения групповой принадлежности и идентификации протекторов шин автотранспортных средств но их следам; для определения способов и средств изготовления поддельных денежных знаков и документов; для идентификации лиц по почерку, которые подделали медицинские рецепты. Ведутся разработки АИПС – «пулегильзотека», систем, предназначенных для составления субъективных композиционных портретов из типовых элементов внешности, для антропологического описания внешности и др.

Особую актуальность для практики раскрытия и расследования преступлений представляет проблема автоматизации обработки дактилоскопической ин­формации. Наши ученые и криминалисты-практики разработали ряд автомати­зированных дактилоскопических систем, осуществляют эксплуатацию опытных образцов, но ни одна из систем пока не получила приоритета.

При множестве таких систем за рубежом наибольшие известность и призна­ние принадлежат системе МОРФО АФР — автоматизированной системе опо­знания пальцевых отпечатков. Ее используют, например, в США, Австрии, Франции, Испании. Система работает в автоматизированном режиме, начиная от сбора дактилоскопической информации на местах происшествий и кончая идентификацией человека по следам (отпечаткам) пальцев рук. Применяемое в МОРФО АФР системное устройство "КАКСИ" позволяет идентифицировать человека по малоинформативным (в экспертном понимании} фрагментам сле­дов пальцев рук, например без центра узора, без дельт, без явно выраженного направления потока папиллярных линий. Важное достоинство этой системы состоит и в том, что она совместима с иными информационными системами правоохранительных органов, обладающими стандартными интерфейсами.

Исключительно важной задачей является создание автоматизированных бан­ков данных по справочно-вспомогательным учетам. В нашей стране такие бан­ки имеются применительно к лакокрасочным материалам, материалам письма, волокнистым и смазочным материалам, наркотическим и взрывчатым вещест­вам, каучуку и резине. Экспертно-криминалистические подразделения ряда ор­ганов внутренних дел по своей инициативе создают коллекции огнестрельного оружия, дверных замков, подошв обуви, взрывчатых веществ, чернил, туши, образцов почв, древесины и др. Однако эти содержательные и весьма полезные для раскрытия и расследования преступлении коллекции могут стать доступ­ными повсеместно лишь при условии автоматизации учета, дальнейшего по­полнения и научной систематизации его объектов.

В настоящее время АИПС (по отдельным видам учетов технико-криминалистического назначения) реализуются при разработке автоматизированных рабочих мест экспертов-Криминалистов (АРМК) на базе персональных ЭВМ. Очевидны перспективы создания АРМ следователя, оперативного работ­ника, связанных с АИПС криминалистической регистрации.

Широкое использование средств автоматизации и вычислительной техники объективно обусловливает необходимость принципиально иной организации деятельности как учетных центров, так и потребителей накапливаемой в них криминалистически значимой информации. Новая техника требует новой орга­низации работы с ней. Из этого логически следует потребность в совершенст­вовании правового регулирования, с одной стороны, процесса сбора, накопле­ния, обработки указанной информации, а с другой — правовой оценки фактов, установленных с использованием АИПС технико-криминалистического назна­чения. Отсюда же вытекает требование об оснащении органов внутренних дел качественно иными средствами криминалистической техники, которые позво­ляют фиксировать и изымать следы преступлений, пригодные для их автомати­зированной обработки. Например, с этим связана разработка средств бесцвет­ного дактилоскопирования, электронно-оптических средств копирования узо­ров папиллярных линий непосредственно с пальцев рук (следов) и передачи их в учетные центры. Наконец, все отмеченное предопределяет необходимость соответствующей технико-криминалистической подготовки следователей, опе­ративных работников, специалистов-криминалистов.

РАЗДЕЛ III

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА

Глава 10

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТАКТИКИ

§ 1. Понятие и содержание криминалистической тактики

Криминалистическая тактика представляет собой самостоятельный раздел науки криминалистики, содержанием которого является система научных по­ложении и основанных на них рекомендаций по оптимальной организации и производству отдельных следственных действий в условиях конкретной след­ственной ситуации, направленных на установление объективной истины по расследуемому преступлению.

Общие положения криминалистической тактики являются составной частью (подсистемой) обшей теории криминалистики.

Содержание криминалистической тактики включает в себя два структурных элемента: 1) общие положения криминалистической тактики; 2) общие поло­жения тактики отдельных следственных действий.

К числу общих положений криминалистической тактики относятся: понятие, сущность, содержание и принципы этого раздела; источники криминалистиче­ской тактики; ее связь с иными частями науки криминалистики и другими науками, а также основные понятия, используемые в криминалистической тактике: тактические приемы и требования, предъявляемые к ним; следственная ситуация; тактическое решение и риск; тактическая операция и комбинация.

К принципам криминалистической тактики следует отнести законность, на­учность и этичность.

Источниками криминалистической тактики являются к первую очередь нор­мы утоловно-процессуального закона, регламентирующие обшил порядок про­изводства отдельных следственных действий, а также передовой опыт раскры­тия и расследования преступлении. Как известно, критерием истинности науч­ных знаний является практика. Именно опираясь на нее, криминалистика проверяет правильность существующих рекомендаций и разрабатывает арсенал новых. К источникам криминалистической тактики относятся также положения иных разделов науки криминалистики и других наук.

Все разделы науки криминалистики органически связаны между собой и взаимосвязаны. Так, разрабатываемые криминалистической техникой средства и методы их применения в следственной и экспертной практике используются при производстве следственных действий, т.e. а криминалистической тактике, а приемы и рекомендации последней находят выражение при осуществлении рас­следования отдельных видов преступлений, т.е. в криминалистической методике.

Научной основой криминалистической тактики являются различные науки как широкого профиля, так и смежные с наукой криминалистикой. Использова­ние в тактике положении различных наук происходит в контексте взаимо­действия с ними науки криминалистики в целом. Тактика опирается или кор­респондирует с философией (в частности, с теорией познания), логикой, пси­хологией, уголовным правом и процессом, криминологией и др. Например, процесс установления объективной истины в ходе расследования, включая производство следственных действий, должен происходить на основе законо­мерностей теории познания, быть логически обоснованным и выстроенным, опираться на нормы материального и процессуального права, учитывать со­временные достижения науки психологии (особенно судебной или юридиче­ской), без которых невозможно применение тактических приемов.

Рассмотрим основные понятия, входящие в криминалистическую тактику.

Центральную позицию среди них традиционно занимает тактический при­ем. Под ним принято понимать наиболее оптимальный (рациональный) способ действий лица, осуществляющего расследование, в конкретной следственной ситуации. К применению тактических приемов предъявляются определенные Требования, в частности:

а) допустимость, т.е. соответствие действующему законодательству и этиче­ским нормам;

б) научная обоснованность — соответствие приема современным достиже­ниям криминалистической и иных наук;

в) целесообразность — обусловленность достижением конкретной цели в
определенной следственной ситуации:

г) эффективность — результативность в достижении цели;

д) экономичность — достижение цели применения тактического приема при
минимальной затрате сил и средств;

е) простота и доступность приема, применяемого компетентным лицом;

ж) безопасность — отсутствие вредных последствий (в моральном, матери­альном и физическом отношении) для лиц, применяющих или в отношении ко­торых применяется тактический прием.

Названные требования в целом следует отнести к критериям допустимости применения тактических приемов в процессе расследования преступлений,

Существуют разнообразные классификации тактических приемов как на об­щем уровне, так и применительно к отдельным следственным действиям. На общем уровне криминалисты выделяют, к примеру, с точки зрения содержания и назначения тактические приемы; а) познавательные, направленные на обна­ружение и исследование криминалистически значимой информации; б) управ­ленческие, регулирующие процессы поведения взаимодействующих в процессе расследования лиц, установления с ними психологического контакта; в) орга­низационно-технические, обеспечивающие оптимальные организационно-технические средства деятельности.

С позиции уровня решаемых тактических задач приемы подразделяют: а) на исходные, обеспечивающие обнаружение, фиксацию и изъятие источников криминалистически значимой информации; 6) промежуточные, направленные на установление доказательственных фактов или формирование обеспечиваю­щих такое установление тактических комплексов (например, проверка алиби подозреваемого, установление личности погибшего и т.п.); в) конечные, обес­печивающие принятие тактических и процессуальных решений1.

Наиболее популярно деление тактических приемов в зависимости от двух критериев: этапа следственного действия и характера сложившейся ситуации. По первому признаку различают приемы, относящиеся к подготовительному, рабочему, заключительному этапам. Применительно ко второму признаку так­тические приемы относят к бесконфликтной и конфликтной ситуациям.

Выбор лицом, производящим расследование, того или иного тактического приема основывается на анализе конкретной следственной ситуации, под ко­торой понимается обстановка производства расследования, характеризующаяся совокупностью объективных и субъективных условий, в которых она проходит.

Условия, в которых осуществляется расследование, в своей совокупности образуют динамическую систему, постоянно изменяющуюся под воздействием названных факторов. К объективным, т.е. не зависящим от участников рассле­дования факторам относятся, к примеру, время, прошедшее с момента совер­шения преступления до момента возбуждения уголовного дела или производ­ства следственного действия, условия (включая метеорологические), в которых оно производится, наличие, объем и характер ориентирующей и доказательст­венной информации, которой располагает следствие, и т.п. Субъективные фак­торы порождаются действиями, поведением и состоянием лиц, являющихся участниками производимого расследования. Следственная ситуация динамична, поскольку постоянно меняется в ходе всего расследования.

Следственные ситуации классифицируются на простые и сложные, проблемные и конфликтные, типичные и специфические, В свою очередь проблемные ситуации подразделяются на одноэлементные и комплексные, закрытые (конечные) и открытые (бесконечные); конфликтные ситуации — на двусторонние и многосто­ронние, строгого и нестрогого соперничества. Кроме того, простые и сложные ситуации дифференцируются на исходные, промежуточные и завершающие2.

Следственные ситуации можно различать и по их значению для расследова­ния. Т.е. как благоприятные и неблагоприятные.

Исходя из следственной ситуации, лицо, ведущее расследование, принимает соответствующее тактическое решение. Под ним понимается основанный на анализе объективных и субъективных внешних и внутренних факторов следст­венной ситуации вывод о необходимости тех или иных действий для достиже­ния целей расследования.

Различают процессуальные и не процессуальные, основные и дополнитель­ные, императивные и рекомендательные тактические решения следователя.

В структуре тактического решения можно выделить следующие элементы: 1) анализ исходной следственной ситуации; 2) вывод о необходимости приня­тия решения; 3) определение средств реализации решения, сроков, исполните­лей; 4} прогнозирование результатов реализации решения; 5) продумывание запасных вариантов решения.

К тактическому решению предъявляются такие требования, как законность, этичность, обоснованность, своевременность и реальность исполнения.

В процессе принятия тактического решения необходимо учитывать фактор тактического риска, поскольку расследование осуществляется обычно в усло­виях дефицита времени для принятия тактического решения, информационной неопределенности и конфликта.

Анализируя следственную ситуацию, следователь, как правило, рассматри­вает несколько альтернативных вариантов решений, из которых он должен вы­брать один. Конечно, он осознает, что выбранный вариант может оказаться неоптимальным. Задача следователя заключается в том, чтобы, прибегая к про­гнозированию и рефлексивному мышлению, по возможности нейтрализовать отрицательные последствия неверного тактического решения и принять новое, правильное решение.

Принятие решения в ситуации риска зависит от оценки степени риска. Такая оценка предполагает необходимость сравнения вероятности наступления возмож­ных позитивных и негативных последствий. К негативным последствиям неверного решения, к примеру, при избрании меры пресечения, можно отнести то, что обви­няемый (подозреваемый) скроется от правосудия, совершает новое преступление, окажет воздействие на потерпевших и свидетелей; при организации задержания — окажет сопротивление, причинит вред задерживающим и окружающим, скроется; при осуществлении обыска — перепрячет или уничтожит искомое и т.п.

Использование оценочного подхода, при котором основным критерием явля­ется обоснованность решения, позволяет выделить риск обоснованный (рацио­нальный) и необоснованный (нерациональный).

Средством предотвращения отрицательных последствий тактического реше­ния в условиях риска служат тактические операции и комбинации.

Тактическая операция — это система следственных, розыскных, оперативно-розыскных и организационно-технических действий и мероприятий, осуществ­ляемых по единому плану и под единым руководством, как правило, одним со­ставом следственно-оперативной группы для достижения определенной цели, вытекающей из интересов расследования. Система тактических приемов в рам­ках одного следственного действия (нередко в сочетании с оперативно-розыскными мероприятиями) представляет собой тактическую комбинацию.

Любая тактическая операция направлена на достижение трех целей: генеральной (установление истины по делу); общей (изучение личности, розыск объектов, ин­тересующих следствие, профилактика преступлений и пр.); частной (к примеру, задержание разыскиваемого путем создания ситуаций, вынуждающих его встре­титься с определенными людьми, прийти в определенное место).

До настоящего времени в криминалистике отсутствует единый подход к струк­туре тактической операции. Мы полагаем, что она должна включать в себя сле­дующие элементы: а) цель; б) объект; в) субъекты осуществления; г) условия (следственная ситуация); д} средства производства; е) способы достижения цели.

Примером тактической комбинации является известный применительно к тактике допроса метод эмоционального эксперимента. Так, по расследуемому преступлению, касающемуся многочисленных эпизодов разбойных нападений и убийств, совершенных организованной группой лиц, в результате федерального розыска был установлен и задержан гр-н Г., который отрицал причастность к совершению преступлений и свою настоящую личность. Документов при нем не оказалось. Ранее была допрошена его сестра, заявившая, что брат ее умер и похоронен на сельском кладбище. Следователю в данной конкретной ситуации надо было срочно принимать верное тактическое решение, поскольку истекал установленный законом срок содержания задержанного под стражей и была уверенность, что задержан именно искомый преступник. Следователь до­говорился с администрацией ИВС, чтобы в определенное время в охраняемый двор, куда выходили и окна следственного отдела, в числе других задержанных вывели на прогулку Г. На это же время была вызвана на допрос и сестра подоз­реваемого. После известного ответа на вопрос о судьбе брата ей предложили подойти к окну, посмотреть на присутствующих во дворе лиц н сказать, нет ли среди них знакомых. Женщина выполнила просьбу и почувствовала недомога­ние. Выпив предложенную ей следователем воду, она спросила: "Так вы его все-таки нашли?", после чего дала правдивые показания, объяснив, что пыта­лась спасти единственного родственника от сурового наказания. Допрошенный после этого подозреваемый от очной ставки отказался и также сообщил прав­дивые сведения. В данном случае следственное действие (допрос) в своих рам­ках сочеталось с оперативно-розыскным мероприятием, представляя собой тактическую комбинацию.

Наши рекомендации