Организация расследования преступлений в чрезвычайных условиях
В зависимости от состава и полномочий следственно-оперативных групп принято различать четыре формы организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях:
1) задействование обычного порядка организации расследо
вания преступлений с использованием возможностей ме
стных правоохранительных органов;
2) использование сил и средств центральных аппаратов
правоохранительных органов;
3) привлечение сил и средств территориальных подразделе
ний правоохранительных органов;
4) создание специальных подразделений оперативного реа
гирования, имеющих соответствующую организационно-
штатную структуру, целевое материально-техническое
обеспечение и т.п.
Как показывает опыт, наиболее эффективной является четвертая форма организации расследования преступлений, при которой расследованием занимаются специализированные следственные группы, создаваемые, как правило, на базе штатных следственных подразделений оперативного реагирования (спецподразделений), предназначенных для организации и проведения работы в чрезвычайных условиях.
Подобного рода спецподразделения представляют собой штатную структуру центрального подчинения с постоянным высококвалифицированным составом работников, обладающих опытом работы в экстремальных ситуациях, прошедших необходимую подготовку и имеющих соответствующее криминалистическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.
В конце 80-х гг. такие подразделения были созданы в системе МВД СССР (130 штатных единиц) и Прокуратуры СССР (120 штатных единиц). В конце 1991 года в результате реорганизации (упразднения) союзных структур правоохранительных органов эти спецподразделения фактически были ликвидирова-
344
Методика расследования отдельных видов преступлений
ны. В соответствующих структурах правоохранительных органов Российской Федерации аналогичные им подразделения не были созданы. Поэтому в настоящее время на практике применяется так называемая «авральная форма» организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях, суть которой состоит в одновременной мобилизации по команде из центра необходимых сил и средств. Их собирают со всех регионов, причем из-за хронической нехватки кадров — сразу из нескольких ведомств: Прокуратуры, МВД, ФСБ. При возникновении в каком-то регионе очага напряженности территориальные подразделения направляют туда по разнарядке своих ведомств определенное количество следственных работников; по прибытии на место они организовываются в следственные группы, на основе которых уже на месте создаются следственно-оперативные группы.
Практика выявила множество недостатков авральной формы организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях. Здесь очевидны проблемы формирования «сборной команды», ее финансирования, материально-технического обеспечения. Нередко «оставляет желать лучшего» уровень квалификации, степень готовности командированных сотрудников к работе в чрезвычайных условиях. Однако из-за отсутствия специальных подразделений, которые могли бы полностью взять на себя эту работу, до сих пор приходится прибегать к авралу.
Процесс создания специализированной следственной группы, предназначенной для работы в чрезвычайных условиях, включает в себя ряд элементов. Среди них:
1) принятие решения о создании следственной группы;
2) доведение предписаний, содержащихся в решении, до
исполнителей;
3) выделение в территориальных подразделениях правоох
ранительных органов следственных работников и подго
товка их к действиям в чрезвычайных условиях;
4) прибытие назначенных следователей к месту производст
ва расследования;
5) сбор следователей в единую группу;
6) процессуальное оформление создания следственной груп
пы;
Преступления в чрезвычайных условиях_____________________ 345
7) образование структурных подразделений в составе след
ственной группы;
8) распределение следователей по структурным подразделе
ниям;
9) определение каждому следователю конкретного участка
или направления работы и включение его на этом осно
вании в состав соответствующей следственно-оператив
ной группы.
Структуру следственной группы определяет своим распоряжением ее руководитель. Виды, назначение и количественный состав ее структурных подразделений зависят от численности группы в целом, характера, масштабов совершенных преступлений и других обстоятельств. Обобщение практики позволяет выделить типичные структурные подразделения следственной группы, необходимые для эффективной организации ее работы:
• руководство;
• штаб;
• информационный центр;
• криминалистическая группа;
• отдельные следственные группы (подгруппы), на базе ко
торых формируются следственно-оперативные группы;
• группа по обеспечению рассмотрения уголовных дел в
судах.
Указанные подразделения, в соответствии с возложенными на них задачами, обеспечивают:
• общее руководство и контроль за ходом расследования,
его организацию;
• координацию деятельности подразделений группы;
• сбор информации о совершенных преступлениях и ре
зультатах работы по их расследованию, ее обработку,
введение в память ЭВМ;
• обобщение и анализ, подготовку статистических карто
чек; технико-криминалистическое обеспечение расследо
вания;
• обеспечение безопасности участников уголовного про
цесса, вплоть до рассмотрения дел в суде.
Отдельные следственные группы (подгруппы) обычно создаются с учетом предметного, территориального или персонального признаков. Они расследуют, соответственно, преступле-
346________ Методика расследования отдельных видов преступлений
ния какого-то одного вида (поджоги, погромы, убийства, изнасилования и т.д.) либо всех видов, но совершенные на отдельной территории (города, поселка, района) или объекте (предприятии, военном городке, элеваторе и т.д.), или преступления, совершенные какой-то категорией лиц (организаторами и подстрекателями, религиозными деятелями, студентами, работниками милиции, военнослужащими).
Группа по обеспечению рассмотрения уголовных дел в судах предназначена оказывать помощь судебным органам в организации проведения судебных процессов: розыск эвакуированных свидетелей и потерпевших, обеспечение их явки в суд, предоставление видеотехники для просмотра во время судебного следствия приобщенных к делу видеокассет и т.д.
Созданные для расследования преступлений специализированные следственные группы организуют свою работу во взаимодействии с местными правоохранительными органами, специальной оперативной группой (совместно с которой создаются следственно-оперативные группы), войсковыми подразделениями, органами федеральной службы безопасности, федеральными органами налоговой полиции.
Взаимодействие осуществляется, как правило, в формах, определенных уголовно-процессуальным законодательством (ст. 119, 127 и др. УПК), а также закрепленных ведомственными нормативными актами, в частности, приказом МВД РФ от 20 июня 1996 г. № 334 «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений». Однако практике расследования преступлений в чрезвычайных условиях известны и нетрадиционные формы взаимодействия: совместная работа в рамках работы оперативного штаба МВД, УВД, начинающего функционировать при резком осложнении оперативной обстановки в регионе; участие следователей в планировании, подготовке и проведении специальных операций; взаимодействие с войсковыми подразделениями при введении чрезвычайного положения в условиях массовых беспорядков, межнациональных конфликтов, вооруженных столкновений.
В организации взаимодействия следователей с сотрудниками оперативных аппаратов можно выделить три уровня:
Преступления в чрезвычайных условиях_____________________ 347
первый — создание адекватных организационных форм их совместной деятельности (этот уровень относится к компетенции руководителей соответствующих ведомств); второй — организация взаимодействия на уровне отдельных предметных, территориальных и персональных следственно-оперативных групп (здесь ведущая роль принадлежит руководителям следственной и оперативной групп); третий — взаимодействие на уровне отдельных следователей и оперативных работников при проведении конкретных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Основная часть совместной работы проводится на уровне
предметных, территориальных и персональных подразделений
(подгрупп) следственно-оперативной группы.
Особенности доказывания
Обстоятельств преступлений
В чрезвычайных условиях
В чрезвычайных условиях вполне приемлемы общие криминалистические рекомендации по доказыванию обстоятельств совершенных преступлений. Вместе с тем, чрезвычайные условия как результат (или следствие) преступных действий сами оказываются в рамках предмета доказывания, поскольку влекут повышенную степень общественной опасности содеянного, влияющую на его уголовно-правовую квалификацию и назначение наказания.
В настоящее время накоплен значительный опыт доказывания по преступлениям, совершаемым в чрезвычайных условиях. В частности, анализ уголовных дел по массовым беспорядкам показывает, что доказывание по этим делам предполагает установление обстоятельств трех степеней общности:
1) общей обстановки, свидетельствующей о распростране
нии массовых беспорядков в каком-то регионе или насе
ленном пункте;
2) отдельного эпизода массовых беспорядков;
3) конкретных действий, непосредственно выполненных
лицом в ходе данного эпизода массовых беспорядков.
348
Методика расследования отдельных видов преступлений
Сведения об общей обстановке характеризуют массовые беспорядки, произошедшие в каком-то регионе или населенном пункте в целом. Они включают в себя данные об организаторах и исполнителях массовых беспорядков, о начале беспорядков и их окончании; поводах; направленности и основных способах совершения противоправных действий; последствиях; размере причиненного материального ущерба; принятых органами власти и управления чрезвычайных мерах охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан.
Данные об обстоятельствах отдельного эпизода (или нескольких эпизодов), участие в котором вменяется обвиняемому, включают сведения о конкретном месте и времени протекания эпизода, составе и численности толпы, ее вооружении, объектах нападения, совокупных действиях, в которых выражались массовые беспорядки.
Данные о конкретных действиях, выполненных лицом в ходе расследуемого эпизода массовых беспорядков, касаются сведений о призывах к совершению погромов, о непосредственном участии в разорении жилых и производственных помещений, уничтожении находящегося там имущества, поджоге строений и т.д.
На основе сведений о конкретных действиях лица, взятых в совокупности с данными об отдельном эпизоде и общей картине массовых беспорядков, делается вывод об активности участия данного лица в массовых беспорядках и о том, признаки каких конкретно преступлений содержат его действия.
Установление всех трех групп обстоятельств массовых беспорядков только в их единстве может дать верную картину совершенных преступлений и роли в них подозреваемого.
Отступления от этого порядка, порой встречающиеся на практике, влекут за собой искажение действительных обстоятельств, неправильную правовую оценку и квалификацию содеянного. В частности, установление какого-то эпизода массовых беспорядков без выявления конкретных действий лица, образующих состав этого преступления, вообще исключает его ответственность по ст.212 УК РФ. Если установлены лишь конкретные действия участников массовых беспорядков, а связь их с тем или иным отдельным эпизодом не прослежена, они не-
Преступления в чрезвычайных условиях____________________ 349
редко предстают как малозначительные нарушения, не представляющие большой общественной опасности. Наконец, и конкретные действия в каком-то отдельном эпизоде беспорядков без их связи с общей ситуацией в регионе или населенном пункте можно истолковать по-разному, сведя все к элементарному хулиганству, а то и просто к шалости.