Организация расследования преступлений в чрезвычайных условиях

В зависимости от состава и полномочий следственно-оперативных групп принято различать четыре формы организации расследования преступле­ний в чрезвычайных условиях:

1) задействование обычного порядка организации расследо­
вания преступлений с использованием возможностей ме­
стных правоохранительных органов;

2) использование сил и средств центральных аппаратов
правоохранительных органов;

3) привлечение сил и средств территориальных подразделе­
ний правоохранительных органов;

4) создание специальных подразделений оперативного реа­
гирования, имеющих соответствующую организационно-
штатную структуру, целевое материально-техническое
обеспечение и т.п.

Как показывает опыт, наиболее эффективной является чет­вертая форма организации расследования преступлений, при которой расследованием занимаются специализированные следственные группы, создаваемые, как правило, на базе штат­ных следственных подразделений оперативного реагирования (спецподразделений), предназначенных для организации и про­ведения работы в чрезвычайных условиях.

Подобного рода спецподразделения представляют собой штатную структуру центрального подчинения с постоянным высококвалифицированным составом работников, обладающих опытом работы в экстремальных ситуациях, прошедших необ­ходимую подготовку и имеющих соответствующее криминали­стическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

В конце 80-х гг. такие подразделения были созданы в сис­теме МВД СССР (130 штатных единиц) и Прокуратуры СССР (120 штатных единиц). В конце 1991 года в результате реорга­низации (упразднения) союзных структур правоохранительных органов эти спецподразделения фактически были ликвидирова-

344

Методика расследования отдельных видов преступлений

ны. В соответствующих структурах правоохранительных орга­нов Российской Федерации аналогичные им подразделения не были созданы. Поэтому в настоящее время на практике приме­няется так называемая «авральная форма» организации рассле­дования преступлений в чрезвычайных условиях, суть которой состоит в одновременной мобилизации по команде из центра необходимых сил и средств. Их собирают со всех регионов, причем из-за хронической нехватки кадров — сразу из не­скольких ведомств: Прокуратуры, МВД, ФСБ. При возникно­вении в каком-то регионе очага напряженности территориаль­ные подразделения направляют туда по разнарядке своих ве­домств определенное количество следственных работников; по прибытии на место они организовываются в следственные группы, на основе которых уже на месте создаются следствен­но-оперативные группы.

Практика выявила множество недостатков авральной формы организации расследования пре­ступлений в чрезвычайных условиях. Здесь очевидны проблемы формирования «сборной команды», ее финансирования, мате­риально-технического обеспечения. Нередко «оставляет желать лучшего» уровень квалификации, степень готовности команди­рованных сотрудников к работе в чрезвычайных условиях. Од­нако из-за отсутствия специальных подразделений, которые могли бы полностью взять на себя эту работу, до сих пор при­ходится прибегать к авралу.

Процесс создания специализирован­ной следственной группы, предназначенной для работы в чрезвычайных условиях, включает в себя ряд элемен­тов. Среди них:

1) принятие решения о создании следственной группы;

2) доведение предписаний, содержащихся в решении, до
исполнителей;

3) выделение в территориальных подразделениях правоох­
ранительных органов следственных работников и подго­
товка их к действиям в чрезвычайных условиях;

4) прибытие назначенных следователей к месту производст­
ва расследования;

5) сбор следователей в единую группу;

6) процессуальное оформление создания следственной груп­
пы;

Преступления в чрезвычайных условиях_____________________ 345

7) образование структурных подразделений в составе след­
ственной группы;

8) распределение следователей по структурным подразделе­
ниям;

9) определение каждому следователю конкретного участка
или направления работы и включение его на этом осно­
вании в состав соответствующей следственно-оператив­
ной группы.

Структуру следственной группы определяет своим распоря­жением ее руководитель. Виды, назначение и количественный состав ее структурных подразделений зависят от численности группы в целом, характера, масштабов совершенных преступ­лений и других обстоятельств. Обобщение практики позволяет выделить типичные структурные подразде­ления следственной группы, необходимые для эффективной организации ее работы:

• руководство;

• штаб;

• информационный центр;

• криминалистическая группа;

• отдельные следственные группы (подгруппы), на базе ко­
торых формируются следственно-оперативные группы;

• группа по обеспечению рассмотрения уголовных дел в
судах.

Указанные подразделения, в соответствии с возложенными на них задачами, обеспечивают:

• общее руководство и контроль за ходом расследования,
его организацию;

• координацию деятельности подразделений группы;

• сбор информации о совершенных преступлениях и ре­
зультатах работы по их расследованию, ее обработку,
введение в память ЭВМ;

• обобщение и анализ, подготовку статистических карто­
чек; технико-криминалистическое обеспечение расследо­
вания;

• обеспечение безопасности участников уголовного про­
цесса, вплоть до рассмотрения дел в суде.

Отдельные следственные группы (подгруппы) обычно созда­ются с учетом предметного, территориального или персональ­ного признаков. Они расследуют, соответственно, преступле-

346________ Методика расследования отдельных видов преступлений

ния какого-то одного вида (поджоги, погромы, убийства, изна­силования и т.д.) либо всех видов, но совершенные на отдель­ной территории (города, поселка, района) или объекте (пред­приятии, военном городке, элеваторе и т.д.), или преступления, совершенные какой-то категорией лиц (организаторами и под­стрекателями, религиозными деятелями, студентами, работни­ками милиции, военнослужащими).

Группа по обеспечению рассмотрения уголовных дел в судах предназначена оказывать помощь судебным органам в органи­зации проведения судебных процессов: розыск эвакуированных свидетелей и потерпевших, обеспечение их явки в суд, предос­тавление видеотехники для просмотра во время судебного след­ствия приобщенных к делу видеокассет и т.д.

Созданные для расследования преступлений специализиро­ванные следственные группы организуют свою работу во взаимо­действии с местными правоохранительными органами, специ­альной оперативной группой (совместно с которой создаются следственно-оперативные группы), войсковыми подразделения­ми, органами федеральной службы безопасности, федеральны­ми органами налоговой полиции.

Взаимодействие осуществляется, как правило, в формах, определенных уголовно-процессуальным законода­тельством (ст. 119, 127 и др. УПК), а также закрепленных ве­домственными нормативными актами, в частности, приказом МВД РФ от 20 июня 1996 г. № 334 «Об утверждении Инструк­ции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступ­лений». Однако практике расследования преступлений в чрез­вычайных условиях известны и нетрадиционные формы взаимодействия: совместная работа в рам­ках работы оперативного штаба МВД, УВД, начинающего функционировать при резком осложнении оперативной обста­новки в регионе; участие следователей в планировании, подго­товке и проведении специальных операций; взаимодействие с войсковыми подразделениями при введении чрезвычайного по­ложения в условиях массовых беспорядков, межнациональных конфликтов, вооруженных столкновений.

В организации взаимодействия следова­телей с сотрудниками оперативных аппаратов можно выделить три уровня:

Преступления в чрезвычайных условиях_____________________ 347

первый — создание адекватных организационных форм их совместной деятельности (этот уровень относится к компе­тенции руководителей соответствующих ведомств); второй — организация взаимодействия на уровне отдельных предметных, территориальных и персональных следственно-оперативных групп (здесь ведущая роль принадлежит руко­водителям следственной и оперативной групп); третий — взаимодействие на уровне отдельных следователей и оперативных работников при проведении конкретных след­ственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Основная часть совместной работы проводится на уровне

предметных, территориальных и персональных подразделений

(подгрупп) следственно-оперативной группы.

Особенности доказывания

Обстоятельств преступлений

В чрезвычайных условиях

В чрезвычайных условиях вполне приемлемы общие крими­налистические рекомендации по доказыванию обстоятельств совершенных преступлений. Вместе с тем, чрезвычайные усло­вия как результат (или следствие) преступных действий сами оказываются в рамках предмета доказывания, поскольку влекут повышенную степень общественной опасности содеянного, влияющую на его уголовно-правовую квалификацию и назна­чение наказания.

В настоящее время накоплен значительный опыт доказыва­ния по преступлениям, совершаемым в чрезвычайных условиях. В частности, анализ уголовных дел по массовым беспорядкам показывает, что доказывание по этим делам предпо­лагает установление обстоятельств трех степеней общности:

1) общей обстановки, свидетельствующей о распростране­
нии массовых беспорядков в каком-то регионе или насе­
ленном пункте;

2) отдельного эпизода массовых беспорядков;

3) конкретных действий, непосредственно выполненных
лицом в ходе данного эпизода массовых беспорядков.

348

Методика расследования отдельных видов преступлений

Сведения об общей обстановке характеризуют массовые бес­порядки, произошедшие в каком-то регионе или населенном пункте в целом. Они включают в себя данные об организаторах и исполнителях массовых беспорядков, о начале беспорядков и их окончании; поводах; направленности и основных способах совершения противоправных действий; последствиях; размере причиненного материального ущерба; принятых органами вла­сти и управления чрезвычайных мерах охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан.

Данные об обстоятельствах отдельного эпизода (или не­скольких эпизодов), участие в котором вменяется обвиняемому, включают сведения о конкретном месте и времени протекания эпизода, составе и численности толпы, ее вооружении, объек­тах нападения, совокупных действиях, в которых выражались массовые беспорядки.

Данные о конкретных действиях, выполненных лицом в ходе расследуемого эпизода массовых беспорядков, касаются сведе­ний о призывах к совершению погромов, о непосредственном участии в разорении жилых и производственных помещений, уничтожении находящегося там имущества, поджоге строений и т.д.

На основе сведений о конкретных действиях лица, взятых в совокупности с данными об отдельном эпизоде и общей карти­не массовых беспорядков, делается вывод об активности уча­стия данного лица в массовых беспорядках и о том, признаки каких конкретно преступлений содержат его действия.

Установление всех трех групп обстоятельств массовых бес­порядков только в их единстве может дать вер­ную картину совершенных преступлений и роли в них подозре­ваемого.

Отступления от этого порядка, порой встречающиеся на практике, влекут за собой искажение действительных обстоя­тельств, неправильную правовую оценку и квалификацию соде­янного. В частности, установление какого-то эпизода массовых беспорядков без выявления конкретных действий лица, обра­зующих состав этого преступления, вообще исключает его от­ветственность по ст.212 УК РФ. Если установлены лишь кон­кретные действия участников массовых беспорядков, а связь их с тем или иным отдельным эпизодом не прослежена, они не-

Преступления в чрезвычайных условиях____________________ 349

редко предстают как малозначительные нарушения, не пред­ставляющие большой общественной опасности. Наконец, и конкретные действия в каком-то отдельном эпизоде беспоряд­ков без их связи с общей ситуацией в регионе или населенном пункте можно истолковать по-разному, сведя все к элементар­ному хулиганству, а то и просто к шалости.

Наши рекомендации