Технология прослушивания и записи телефонных переговоров
«Технизация» преступности, оснащение организованных преступных сообществ современными средствами связи (от мобильных, сотовых телефонов до средств космической связи) и широкое использование этих средств при совершении самых различных преступлений поставили на повестку дня вопрос о
Криминалистическая тактика
принятии правоохранительными органами адекватных мер, позволяющих своевременно проникать в замыслы преступников и получать необходимую информацию, и, в конечном итоге, — оперативно предупреждать и раскрывать преступления. Первым шагом на пути решения этой задачи стал закон СССР от 12 июня 1990 г., дополнивший основы уголовного судопроизводства — ст.351. Им допускалось прослушивание и звукозапись переговоров, ведущихся по телефонам и другим переговорным устройствам. Этой нормой установлено, что прослушивание переговоров допустимо:
1) лишь по возбужденному уголовному делу по постановле
нию следователя или органа дознания с санкции проку
рора или по определению суда;
2) при наличии достаточных оснований полагать, что в ре
зультате прослушивания будут получены сведения,
имеющие существенное значение для дела;
3) в отношении переговоров подозреваемого, обвиняемого
или иных причастных к преступлению лиц, при угрозе
насилием, вымогательстве и других противоправных дей
ствиях — в отношении переговоров потерпевшего или
свидетеля (по их заявлению или с их согласия).
4) длительность прослушивания не может превышать шести
месяцев.
Этим Законом (от 12 июня 1990 г) было также установлено, что о проведенном прослушивании и звукозаписи составляется протокол с кратким изложением содержания фонограммы переговоров, имеющих отношение к делу; фонограмма приобщается к делу. Процедура прослушивания и звукозаписи должна была быть регламентирована республиканским законодательством. Однако в УПК РСФСР соответствующая норма так и не появилась (в проекте нового УПК России такая норма предусмотрена).
Однако в иных Федеральных законах содержатся общие положения о порядке прослушивания и записи телефонных переговоров.
Например, ст.32 Федерального закона «О связи» от 16 февраля 1995 г. установила, что прослушивание телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения. Это же положение содержится в Федеральном законе «О поч-
Розыскная и поисковая деятельность следователя___________ 283
товой связи» от 9 августа 1995 г. и в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. (ст.8). Таким образом, альтернативы в санкционировании решения следователя или органа дознания о прослушивании переговоров не существует: согласие на это может давать только суд.
Отсутствие в действующем УПК четкой регламентации рассматриваемого действия не позволяет однозначно решить вопрос, в каких случаях оно представляет собой следственное действие со всеми вытекающими из такого статуса следствиями, а в каком случае — оперативно-розыскное мероприятие, результаты которого еще только могут стать доказательствами по делу при соблюдении необходимых процедур. Можно полагать, что в случаях, когда прослушивание и запись переговоров производятся по постановлению следователя или дознавателя, имеет место следственное действие. Если же они проводятся по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, то налицо оперативно-розыскное мероприятие, результаты которого используются по общим правилам УПК (ст.8, 9, 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности Российской Федерации»). Различие между тем и другим лишь в статусе полученных результатов, основания же проведения практически одни и те же. Такими основаниями служат:
> непосредственное усмотрение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, получившего сведения о противоправном деянии и причастных к нему лицах; о событиях и действиях, угрожающих безопасности страны; об уклоняющихся от явки в органы дознания, следствия и суда или от уголовного наказания лицах; о лицах, без вести пропавших (ст.7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности Российской Федерации»);
> обоснованные предположения органа расследования о возможности получения путем прослушивания и записи переговоров сведений, имеющих существенное значение по делу;
> наличие угрозы насилием, вымогательства или других противоправных действий в отношении потерпевшего или свидетеля или иных связанных с ними лиц.
Как следует из изложенного, субъектами, чьи переговоры прослушиваются, являются подозреваемые, обвиняемые и иные причастные к преступлению лица.
Криминалистическая тактика
Под иными причастными к преступлению лицами обычно имеются в виду такие, в отношении которых в деле имеются материалы о возможном их участии в совершении или сокрытии преступления, орудий и средств преступления и иных объектов, а также те, кто в иной противоправной форме препятствует установлению истины по делу. Правомерно к таким лицам относить и иных субъектов противодействия расследованию, в том числе коррумпированные связи виновных.
Другой категорией субъектов, переговоры которых могут прослушиваться и фиксироваться, являются потерпевшие и свидетели. Прослушивание и запись их переговоров допускается, как было сказано, лишь при наличии противоправных действий в отношении этих лиц или их близких. Обязательным условием прослушивания и записи их переговоров является поступление соответствующего заявления от потерпевшего или свидетеля и с указанием их согласия на звукозапись.
Прослушивание представляет собой подключение следователя или оперативного сотрудника, или уполномоченных ими лиц из числа специалистов, операторов связи и др. к переговорному устройству для получения речевой информации. Переговоры при этом могут вестись по городской, междугородной, международной, радиотелефонной, радиорелейной, высокочастотной, космической связи, с помощью других переговорных устройств — радио, селекторных и иных средств передачи вербальной информации. Технические сотрудники предприятия связи, оказывающие содействие в прослушивании переговоров, предупреждаются об ответственности за разглашение ставших им известными сведений.
В постановлении о прослушивании и записи переговоров должно быть указано, с каких переговорных устройств будут вестись прослушиваемые переговоры; их номера и другие обозначения; адреса, где установлены или по которым абонированы устройства; участники переговоров; время проведения прослушивания и кому поручено его осуществление.
Следует иметь в виду, что прослушивание сделанной фонозаписи переговоров должно осуществляться по аналогии с процедурой следственного осмотра. В том случае, если следователь сам участвует в процедуре прослушивания переговоров, он по своему процессуальному положению становится свидетелем, со всеми вытекающими из этого процессуальными последствиями.
Розыскная и поисковая деятельность следователя___________ 285
Прослушивание переговоров может осуществляться специально уполномоченными на то лицами из числа операторов предприятия связи или специальным (оперативно-техническим) подразделением органа дознания. В прослушивании могут участвовать потерпевший или иное лицо, в чей адрес высказываются угрозы или противоправные требования.
Звукозапись переговоров ведется в автоматическом режиме, независимо от того, ведется ли параллельно их прослушивание или нет. При непосредственном прослушивании значимая для дела информация может немедленно передаваться органу расследования, что обеспечивает оперативность и эффективность ее использования. Запись периодически прослушивается органом расследования с участием специалиста, в присутствии понятых, и значимая информация переносится на единый носитель, а не имеющая отношение к делу уничтожается (стирается).
Прослушивание записи оформляется протоколом. В нем указывается: где и когда производилось прослушивание; сведения об участниках; кто, с какого устройства и с кем вел переговоры; вид и модель применяемых записывающего устройства и носителя информации; какие части записи перенесены на единый носитель и что он собой представляет; при необходимости излагается значимая информация, либо начальная и конечная фразы записанного разговора.
В тех случаях, когда запись производилась по поручению следователя, протокол прослушивания вместе со звукозаписью (кассетой), рапортом или препроводительным письмом от органа дознания в опечатанном виде представляются следователю. Последний производит их осмотр с участием понятых, а при необходимости — и специалиста, осуществляет прослушивание записи. Все материалы прослушивания, записи и протокол их осмотра приобщаются к делу в качестве источника доказательств. Протокол осмотра фонограммы составляется с соблюдением требований ст.141 и 1411 УПК России. В протоколе осмотра указываются внешний вид и технические параметры кассеты; признаки, свидетельствующие о возможном внесении изменений; содержание фонограммы. В целях установления подлинности и цельности фонозаписи отождествления личности участников переговоров может быть проведена фоноскопическая экспертиза.
Глава
Организация в системе ОВД
Раскрытия и расследования
Преступлений
§ 1. Понятие и содержание организации работы по раскрытию и расследованию преступлений
Первоначально в теории отечественного уголовного судопроизводства и в криминалистике процесс расследования преступлений с учетом его розыскного характера дифференцировался на два этапа (периода). К задаче первого этапа (предварительного или генерального следствия) относилось выявление факта преступления и установление лиц, совершивших его. Эта задача возлагалась на органы дознания. На втором этапе (он именовался дальнейшим расследованием в связи с появлением обвиняемого) в задачу органов следствия (следователей) входило обнаружение достаточно обстоятельных и полных доказательств для предания обвиняемого суду (В.К. Слу-чевский, Н.Н. Розин).
В советской уголовно-процессуальной и криминалистической литературе предварительное расследование также подразделялось на два этапа: первоначальный — от возбуждения уголовного дела до предъявления обвинения и последующий — производство следственных действий до окончания расследования (М.С. Строгович, П.С. Элькинд). В то же время среди криминалистов и процессуалистов были и несколько иные подходы к периодизации расследования. В частности, И.Н. Якимов, В.И. Громов, Н.В. Крыленко выделяли три этапа в расследовании: начальный, последующий и заключительный. Существует и точка зрения, в соответствии с которой в процессе
Организация раскрытия и расследования преступлений_______ 287
расследования усматриваются не только первоначальный и последующий этапы, но при наличии оснований, предусмотренных ст. 195 УПК РСФСР, также и такой этап, как производство по приостановленному уголовному делу (В.А. Михайлов).
Дифференциация стадий уголовного судопроизводства и четкое уяснение сущности каждой из них позволяют определить оптимальную структуру криминалистической методики расследования преступлений и обозначить практически значимые рекомендации не только процессуального и криминалистического, но также организационно-управленческого характера, учет которых важен в процессе раскрытия и расследования преступлений.
В органах внутренних дел организаторами раскрытия и расследования преступлений являются первые руководители, т.е. министры внутренних дел, начальники УВД, ГУВД, УВДТ, начальники горрайлинорганов внутренних дел, начальники органов дознания и органов предварительного следствия, а также следователи, возглавляющие следственные и следственно-оперативные группы.
Первые руководители министерств и управлений внутренних дел организационно обеспечивают криминологическое прогнозирование, разработку стратегии и тактики борьбы с преступностью, в том числе с участием органов предварительного следствия и дознания. Они издают ведомственные нормативно-правовые акты по вопросам организации раскрытия, расследования и предупреждения преступлений и управления деятельностью указанных органов; принимают меры, гарантирующие процессуальную самостоятельность и независимость следователей и начальников следственных отделов и органов дознания; организуют проверки соблюдения законности, анализ и обобщение причин ее нарушения в процессуальной, оперативно-розыскной, экспертно-криминалистической деятельности и на этой основе — разработку и осуществление мер по дальнейшему совершенствованию функционирования органов предварительного следствия, дознания, экспертно-криминалистических, оперативно-розыскных подразделений и других служб органов внутренних дел.
Руководители органов предварительного следствия и дознания в целях организации раскрытия и расследования преступ-
288
Криминалистическая тактика
лений управляют процессами сбора и анализа процессуальной и оперативно-розыскной информации, планирования, организации взаимодействия и осуществляют процессуальный и ведомственный контроль за деятельностью органов предварительного следствия и дознания, организуют оказание им методической и практической помощи.
Под взаимодействием следует понимать единовременное (разовое) или достаточно продолжительное (длительное по времени) объединение сил, средств и методов органов внутренних дел и других правоохранительных органов для достижения задач выявления, быстрого и полного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Правовые и организационные основы и формы взаимодействия установлены уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами.
К числу правовых форм взаимодействия относятся:
• выявление органами дознания преступлений, по которым
производство предварительного следствия обязательно,
возбуждение ими уголовных дел в таких случаях и прове
дение по ним неотложных следственных действий и опе
ративно-розыскных мероприятий для выявления лиц, ко
торые совершили преступления (ст. 119 УПК РСФСР);
• выполнение органами дознания по своей инициативе
оперативно-розыскных мер для установления преступни
ка по делам, по которым они вели неотложные следст
венные действия, но преступление не раскрыли, с уведом
лением следователей о результатах (ст. 119 УПК РСФСР);
• выполнение органами дознания розыскных и следствен
ных действий в соответствии с поручениями и указания
ми органов предварительного следствия или прокуроров
по делам, находящимся в производстве следователей
(ст.119; ч.4 ст.127 УПК, п.4 ст.211 УПК РСФСР);
• содействие органов дознания органам предварительного
следствия при выполнении следственных действий в со
ответствии с поручениями и указаниями следователей
(ч.4 ст.127 УПК РСФСР);
Организация раскрытия и расследования преступлений_______ 289
• производство органами дознания другого района розыск
ных и следственных действий в соответствии с поруче
ниями следователей (ст, 132 УПК РСФСР);
• производство розыска обвиняемых органами дознания в
соответствии с поручениями следователей (ст. 196 УПК
РСФСР);
• принятие органами дознания по поручениям следователя
мер к установлению лиц, подлежащих привлечению в ка
честве обвиняемых по делам, приостановленным произ
водством (ст. 197 УПК РСФСР);
• участие специалистов правоохранительных органов в
проведении следственных действий (ст. 133—1 УПК
РСФСР);
• проведение экспертиз в экспертных учреждениях право
охранительных органов (ст. 187 УПК РСФСР);
• задержание органом дознания подозреваемых в соверше
нии преступлений лиц в соответствии с поручениями
следователей (по постановлениям следователей);
• содержание в ИВС МВД РФ задержанных и заключен
ных под стражу; содержание в СИЗО Министерства юс
тиции РФ заключенных под стражу;
• привод в соответствии с поручениями следователей орга
нами дознания обвиняемых (подозреваемых), свидетелей
и потерпевших, специалистов, экспертов (ст.73, 147 УПК
РСФСР).
Наиболее распространенные организационные формы взаимодействия:
• придание следователю (группе следователей, дознавате
лю, группе дознавателей) на время следствия (дознания)
или на время проведения отдельного следственного дей
ствия (отдельных следственных действий) для оказания
помощи и содействия, а также для выполнения опера
тивно-розыскных и иных мероприятий сотрудников (сот
рудника) оперативно-розыскных подразделений (опера
тивно-розыскного подразделения), специалистов и дру
гих сотрудников;
• создание следственно-оперативных групп различного на
значения и состава;
10 Криминалистика
290
Криминалистическая тактика
• согласованное планирование и проведение процессуаль
ных действий, оперативно-розыскных, организационных
и иных мероприятий при проверке и рассмотрении заяв
лений (сообщений) о преступлениях и в ходе их раскры
тия и расследования;
• совместная организация поиска преступников по горя
чим следам с использованием данных осмотра места про
исшествия и другой информации;
• взаимное информирование участников взаимодействия и
совместное обсуждение ими собранных по делу данных,
выдвижение версий, определение наиболее действенных
способов их проверки процессуальным и оперативно-
розыскным путем.
Правильно организованное взаимодействие обеспечивает:
• оптимальное использование возможностей субъектов взаи
модействия;
• сочетание гласных (процессуальных и непроцессуальных)
методов раскрытия и расследования преступлений с не
гласными оперативно-розыскными, в том числе научно-
техническими, средствами и методами;
• решение задач предотвращения и раскрытия преступле
ний, розыска преступников, применения к ним преду
смотренных законом мер процессуального принуждения;
• выявление и устранение причин и условий, способст
вующих совершению преступлений.
Руководители организуют взаимодействие на плановой основе. В плане министерства, управления, отдела внутренних дел в этих целях, как правило, должны предусматриваться:
• совместные мероприятия органов предварительного след
ствия и дознания, оперативно-розыскных служб, экс
пертно-криминалистических и иных подразделений
МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГОРОВД, ЛОВД с другими
правоохранительными органами по комплексному раз
решению проблем раскрытия и расследования преступ
лений;
• подготовка информаций и предписаний, затрагивающих
общие интересы следственных аппаратов, органов дозна-
Организация раскрытия и расследования преступлений_______ 291
ния, оперативно-розыскных, экспертно-криминалистических и других служб всех заинтересованных правоохранительных органов;
• заслушивание отдельных исполнителей и руководителей
служб по вопросам взаимодействия и его организации
при раскрытии и расследовании преступлений (как в це
лом, так и по отдельным делам, по группе дел);
• совместное обсуждение участниками взаимодействия и
руководителями различного уровня и направлений опе
ративной обстановки, перспектив и возможностей рас
крытия и расследования преступлений и разработка ком
плексных мер по повышению уровня и эффективности
совместной деятельности в борьбе с преступностью.
Эффективность процессов взаимодействия и его организации обеспечивается, если соблюдены следующие принципы:
• четкое уяснение участниками взаимодействия его целей
и задач;
• процессуальная самостоятельность следователей, органов
дознания и судебных экспертов;
• самостоятельность сотрудников оперативно-розыскных
подразделений и специалистов в выборе средств и такти
ческих приемов при осуществлении согласованных меро
приятий;
• соблюдение участниками взаимодействия и его организа
торами и руководителями требований законности;
• комплексное использование сил и средств, которыми
располагают субъекты взаимодействия;
• непрерывный обмен информацией участников, организа
торов и руководителей взаимодействия, неразглашение
ими данных и результатов их деятельности;
• согласованное планирование и согласованное выполне
ние следственных действий, розыскных и оперативно-
розыскных мероприятий;
• процессуальный контроль за взаимодействием и процес
суальное руководство взаимодействием;
• ведомственный контроль за взаимодействием и ведомст
венное руководство взаимодействием со стороны первых
10*
Криминалистическая тактика
руководителей МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГОРОВД, ЛОВД, органов предварительного следствия;
• прокурорский надзор и судебный контроль в процессе
взаимодействия за исполнением законов его участниками
и руководителями.
Как показывает практика следственной работы, наиболее эффективно взаимодействие в раскрытии и расследовании преступлений осуществляется в составе следственно-оперативных групп (СОГ). В зависимости от выполняемых задач создаются следующие виды СОГ:
• постоянно действующие или специально создаваемые на
дежурные сутки (дежурные СОГ), направляемые для ос
мотра мест происшествий и раскрытия преступлений в
течение дежурных суток;
• целевые (временные), создаваемые для раскрытия и рас
следования преступлений по конкретным делам;
• постоянно действующие, специализирующиеся на рас
крытии и расследовании отдельных видов преступлений
(квартирных краж, дорожно-транспортных происшест
вий, преступлений несовершеннолетних, преступлений в
сфере экономики, организованной преступной деятель
ности, других тяжких и особо тяжких преступлений, пре
ступлений, совершаемых в условиях чрезвычайного по
ложения и т.п.);
• межрегиональные;
• совместные (межведомственные) СОГ или бригады;
• международные СОГ или бригады.
Состав и численность СОГ зависят от объема и характера предстоящей согласованной процессуальной, оперативно-розыскной, научно-технической и организационной деятельности. Следственно-оперативная группа в органах внутренних дел создается управленческим решением первого руководителя МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, горрайлиноргана внутренних дел. Практикуется создание СОГ совместным управленческим решением руководителя следственного аппарата и оперативно-розыскного подразделения, сотрудники которых включаются в состав СОГ в качестве ее участников. Межведомственная СОГ создается управленческими решениями руководителей правоохранительных органов, сотрудники которых включаются в ее
Организация раскрытия и расследования преступлений_______ 293
состав. Руководителями СОГ назначаются наиболее опытные следователи, но могут назначаться ими и начальники (заместители начальников) следственных подразделений.
Организация раскрытия и расследования преступлений на территории обслуживания органа внутренних дел осуществляется с учетом оперативной обстановки. Для ее изучения используются не только материалы статистики, различных учетов, но и личные наблюдения, результаты анализа уголовных дел, дел оперативной проверки и розыскных дел, беседы с населением и представителями органов местного самоуправления и общественности. Эффективному слежению за оперативной обстановкой помогают личные картотеки, учетные материалы оперативно-розыскных подразделений и органов расследования. Большие возможности в организации эффективного слежения за оперативной обстановкой дает использование персональных компьютеров для накопления процессуальной, оперативной и т.п. информации.