Формы и виды противодействия
В криминалистической литературе предлагаются достаточно разнообразные классификации противодействия расследованию.
Основными из них являются классификации: по субъектам, по объекту, по субъективной стороне, по объективной стороне, по форме действия; по формам и способам противодействия и др.
По объекту противодействия выделяют: 1) сокрытие преступления в целом; 2) сокрытие отдельных эпизодов преступной деятельности; 3) сокрытие участия конкретных лиц; 4) искажение значения и роли в преступлении отдельных лиц.
По субъективной стороне противодействие возможно в виде: 1) уклонения или необоснованного смягчения уголовной ответственности; 2) привлечения невиновного лица к уголовной ответственности вместо лица, совершившего преступление; 3) самооговора.
По форме действия противодействие может быть активным и пассивным. Активное противодействие осуществляется в форме действия, пассивное - в форме бездействия, например непредставления требуемых следователем документов, неявки на допрос и др.
По объективной стороне выделяют следующие виды противодействия: 1) воздействие на материальные следы преступления (уничтожение, фальсификация, маскировка, утаивание, инсценировка, комбинированные способы); 2) противодействие, не связанное с воздействием на материальные следы преступления (отказ от дачи показаний, уклонение от явки к следователю, побег, ложное алиби и др.).
Тщательного рассмотрения с учетом практической значимости требует противодействие расследованию в форме сокрытия преступления, способы сокрытия которого можно также классифицировать на группы:
- утаивание информации и/или ее носителей;
- уничтожение информации и/или ее носителей;
- маскировка информации и/или ее носителей;
- фальсификация информации и/или ее носителей;
- смешанные способы, к которым относятся инсценировки.
Перед совершением преступления зачастую используются такие способы сокрытия, как маскировка внешности, утаивание орудий преступления, различные фальсификации, подготовка ложного алиби. Непосредственно после совершения преступления используются способы, обеспечивающие уничтожение следов и иных вещественных доказательств, утаивание информации.
Р.С. Белкин предложил развернутую классификацию способов сокрытия преступления по их содержательной стороне. Под содержанием способов сокрытия понимается совокупность взаимосвязанных приемов сокрытия, обеспечивающих достижение поставленной цели. По этому основанию на наиболее общем уровне он разделил способы сокрытия на пять групп:
- утаивание, т.е. активное и пассивное оставление в неведении относительно обстоятельств преступления и источников информации;
- уничтожение (полное или частичное) следов преступления или следов преступника;
- маскировка, т.е. изменение представления о способе совершения преступления, личности преступника, источниках информации;
- фальсификация - подделка, создание ложной информации;
- смешанные способы в виде различных инсценировок*(93).
Как видно, данная классификация способов сокрытия имеет не только криминалистическое, но и уголовно-правовое значение. Некоторые из названных способов, например утаивание, уничтожение, фальсификация, могут образовывать самостоятельные составы преступлений (укрывательство, убийство и уничтожение трупа, подделка документов и др.). Однако чаще всего указанные способы являются средством подготовки, совершения и последующего сокрытия преступления.
Одним из наиболее сложных способов сокрытия преступлений является преступная инсценировка. Содержанием инсценировок является уничтожение следов, создание ложной обстановки, видимости одного события вместо другого, ложных представлений о деталях события и т.п.
Инсценировку можно определить как результат умышленного, целенаправленного воздействия на материальные объекты с целью их изменения и создания искусственной системы, несущей недостоверную информацию о характере, сущности и обстоятельствах происшедшего события с целью введения в заблуждение лица, осуществляющего расследование.
Под инсценировкой понимается создание на месте происшествия заинтересованным лицом (лицами) обстановки, не соответствующей фактически происшедшему на этом месте. С учетом этого подхода в структуре деятельности, связанной с инсценировкой, можно выделить ряд взаимосвязанных элементов, таких как анализ и оценка ситуации, в которой оказался преступник; принятие решения об инсценировке с учетом рассмотрения возможных вариантов инсценировки и определение наиболее целесообразного; создание мысленной модели события, которое предполагается инсценировать (как правило, непреступное событие либо преступное, но иное по сущности); реализация разработанной модели; подготовка объяснений, рассчитанных на то, чтобы убедить других лиц, включая работников правоохранительных органов, в реальности инсценированного события и его причин; подготовка объяснений на случай разоблачения инсценировки.
Инсценировки осуществляются в целях создания: 1) видимости совершения иного преступления в данном месте и сокрытия признаков подлинного события; 2) видимости происшедшего на данном месте события некриминального характера (чтобы скрыть преступление); 3) ложного представления у лиц, осуществляющих расследование, относительно отдельных элементов, сторон реально совершенного преступления (инсценирование совершения преступления другим лицом, в иных целях, по иным мотивам и т.д.); 4) видимости совершения какого-либо преступления для сокрытия действительного события некриминального характера, в раскрытии которого не заинтересован инсценировщик по тем или иным причинам (например, для сокрытия факта аморального поведения, огласка которого может повредить репутации инсценировщика); 5) видимости совершения преступления, которого в действительности не было (например, подбрасывание в жилище какого-либо лица во время производства там обыска наркотических веществ, к которым он никакого отношения не имеет).
Инсценировки могут быть совершены различными субъектами: участниками преступления, иными лицами по просьбе участника преступления (родственниками, друзьями, наемными лицами), иными лицами по своей инициативе.
Может иметь место инсценирование преступления, инсценирование события некриминального характера, инсценирование отдельных элементов, подсистем события.
Наиболее типично для инсценировки уничтожение всех или части объективно возникших материальных следов реального события либо их видоизменение. Нередко инсценировщик реализует свои цели путем фальсификации определенных следов, в частности путем изготовления и подбрасывания на место происшествия тех или иных материальных объектов, способных, по его мнению, ввести следствие в заблуждение относительно мотивов, личности преступника, места его проживания и других обстоятельств.
Противодействие может носить разовый характер, а может быть систематическим.
По отношению к конкретным преступлениям следует различать внутреннее и внешнее противодействие. Под "внутренним" понимается противодействие, оказываемое теми или иными лицами, в любой форме причастными к расследованию: подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями, потерпевшими и др.
"Внешнее" противодействие - это деятельность лиц, либо не связанных с данным событием и лицом, осуществляющим расследование, либо связанных со следователем процессуальными, служебными или иными властными отношениями либо другими зависимостями.
Субъекты противодействия
Подразделение противодействия по формам на "внутреннее" и "внешнее" позволяет произвести аналогичное деление субъектов противодействия. Субъекты "внутреннего" противодействия - те или иные лица, в любой форме причастные к расследованию: подозреваемые и обвиняемые, свидетели и потерпевшие, специалисты и эксперты, лица, непреднамеренно оказавшиеся на месте происшествия, и др. Они обладают криминалистически значимой информацией, и нередко многие из вышеперечисленных подвержены стремлению ее скрыть, изменить или уничтожить.
Субъектами внешнего противодействия могут быть руководитель следственного органа следственного комитета при прокуратуре РФ, должностные лица предприятий, учреждений и организаций, в которых произошло расследуемое событие, и др.
Особое внимание в работах ряда авторов обращается на неправомерное противодействие, оказываемое расследованию со стороны адвокатов, осуществляющих защиту по уголовным делам. Адвокаты нередко могут доставлять запрещенные предметы лицам, находящимся под стражей, в том числе предоставлять средства мобильной связи, передавать информацию от соучастников к подзащитному и т.д.
Владение определенной информацией, значимой для предварительного расследования, а также использование возможностей, вытекающих из полномочий, которыми обладает защитник, в совокупности со стремлением разрушить позиции следствия приводят, как правило, к активным, а иногда и выходящим за рамки закона действиям. Поэтому одно из важных направлений нейтрализации негативной деятельности защитника состоит в более тщательном законодательном урегулировании вопросов, связанных с деятельностью адвокатов при осуществлении защиты по уголовным делам.
Для снижения возможностей в оказании противодействия со стороны защитника в германском уголовном процессе предусмотрен ряд ограничений. Обыск защитника, регламентируемый Законом от 16 марта 1976 г. "Об исполнении наказания лишением свободы и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы", рассматривается как форма контроля за лицами, посещающими места заключения с целью свидания с обвиняемыми или осужденными. Как устанавливает абзац 3 параграфа 24 названного Закона, в целях безопасности вопрос о посещении может быть поставлен в зависимости от обыска посетителя, к которому приравнивается и защитник. Определенные ограничения накладываются также и на ознакомление защитника с материалами дела. Принципиально важным является положение о возможности отказа защитнику в ознакомлении с некоторыми материалами дела (за исключением протоколов допроса обвиняемого, протоколов судейских следственных действий, при которых присутствовал защитник, и заключений экспертиз), регламентированное ст. 147 УПК ФРГ.
Подобные меры, предусматриваемые законодательствами ряда стран для ограничения возможностей защитников противодействовать следственным органам, являются достаточно продуманными и эффективными. По-видимому, некоторые из них могли бы с успехом быть адаптированы и у нас.
Таким образом, перечень субъектов, осуществляющих противодействие, чрезвычайно широк, поэтому для пресечения данной деятельности необходимо совершенствование уголовно-процессуального законодательства.