Понятие и предмет общей теории права
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»
Минск 2016
СоставителЬ:
К. А. Ласточкина, старший преподаватель кафедры трудового и корпоративного права
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
кафедрой трудового и корпоративного права
протокол № 10 от 19.03.2016 г.
Методология юридической науки
Методология – наука о принципах, способах и формах научного познания.
Методология (эпистемология) общей теории права – это теория познания сущности, содержания права как сложноговажнейшегосоциального явления. Ее предметом является не право, а сам процесс познания права. Иными словами, это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях и тенденциях развития и функционирования правовых явлений.
Методологический состав общей теории права включает в себя:
1) всеобщие (мировоззренческие или философские) – наиболее универсальные принципы мышления: метафизика, диалектика (материалистическая и идеалистическая) и др. Так, диалектика (гр. dialectike – вести беседу, полемику) – это универсальный метод, позволяющий изучать право в развитии его и самодвижении;
2) общие методы – анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, системно-структурный метод, метод дедукции и индукции и другие, также используемые во всех науках, однако они не охватывают всех стадий научного познания;
3) специальные методы – статистические, социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых явлений;
4) частные методы правовой науки – метод толкования, сравнительно-правовой метод, исторически-правовой метод, метод юридического анализа и другие, разработанные общей теорией права для проведения исследования правовых понятий.
Подробнее о некоторых частных методах. Метод сравнительного правоведения позволяет изучить правовые системы различных государств путем их сравнения (сопоставления) в целом либо их отдельных компонентов. Метод правового эксперимента нацелен на апробирование законодательных нововведений в отдельной области или районе конкретного государства. Метод правового прогнозирования – это предвидение развития правовых явлений, действия норм права и т.д. Формально-юридический метод позволяет исследовать право вне связи с другими явлениями общества при рассмотрении структуры права. Метод толкования права нацелен на раскрытие содержания норм права, выявления воли законодателя, выраженной в нормативных правовых актах (соотнесения «буквы закона» и «духа закона»). Историко-правовой метод направлен на уяснение сущности и содержания определенного правового явления посредством проведения анализа подобного явления, существовавшего прежде как на территории данного государства, так и за его пределами.
Происхождение права
Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определенного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи.
Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.
В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс («мононормы»), в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений.
Мононормы – это нормы, соединяющие в себе различные по своему характеру правила поведения первобытного общества (ритуалы, обряды, обычаи, религиозные нормы и другие).
Таким образом, основными способами регулирования отношений в первобытном обществе были дозволения, запреты и позитивное обязывание.
Людьми, более всего заинтересованными в пресечении нарушений норм, были представители формирующихся социальных групп, которые аккумулировали в своих руках особую публичную власть. Поэтому эти властные полномочия использовались для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим, тем самым, обычаям придается новый особый статус – правовой. Таким образом, завершается процесс формирования правовых обычаев.
Переход общества на новый уровень развития- формирования государства – становится причиной для увеличения темпов усложнения общественных отношений, в связи с чем становится недостаточным нормативное регулирование лишь правовыми обычаями, которые «не успевают» за быстрыми изменениями социальных отношений. В результате формируются новые источники права, среди которых законы (в широком смысле), юридические прецеденты, нормативные договоры.
Право позитивное формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле, право естественное, и раньше государства). Но, так или иначе, их возникновение взаимосвязано и взаимообусловлено.
Сущность права
Сущность — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи.
Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе.
Современная юридическая наука не имеет единого понимания сущности права. Наиболее значимыми в истории политико-правовой мысли являются трактовки права, данные представителями естественной, психологической, исторической, позитивистской, социологической теорий права.
Многообразие взглядов ученых-юристов на кардинальную проблему теории права обусловливается несколькими факторами:
1) сложностью права, многообразием его проявлений в обществе;
2) влиянием на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы;
3) различными исходными философскими и методологическими основаниями.
Сущность права вытекает из его социальной природы, политических истоков, а социальное назначение права – из его регулятивной значимости обеспечения общественного порядка.
Обусловленность сущности права типом правопонимания.
Сущность позитивистского права: возведенная в закон воля социальной группы, обладающая государственной властью.
Сущность непозитивистского права: система естественных, неотъемлемых прав человека, существующих независимо от воли государства и выражающих меру социальной свободы человека.
Признаки права:
1. государственно-волевой характер;
2. обеспеченность государственным принуждением;
3. формальная определенность (правовые акты содержат точное указание, на какие именно факты, обстоятельства, субъектов они распространяются и какие юридические последствия влекут);
4. специфическая форма выражения (для того, чтобы считаться правом государственная воля должна быть оформлена не иначе, как в качестве правового веления (правовой акт, правовой обычай, прецедент и пр.);
5. многоразовое действие;
6. процедурность (право создается, применяется, реализуется, изменяется и прекращается в рамках строго очерченных процедур);
7. объектом права являются общественные отношения.
Общее определение права на современном этапе дает Дробязко: это внешний, интегративный, общесоциальный, охраняемый государством регулятор, выражающий политическую справедливость в системе норм, определяющий круг субъектов права, их права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.
Общее определение права на современном этапе дают Вишневский, Горбаток, Кучинский: Право – это система общеобязательных правил поведения (норм), установленных компетентными государственными органами в целях урегулирования общественных отношений, выражающих первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания социальных различий и демократизации общества – большинства народа с учетом мнения меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.
Легальное определение права (ст. 1 в Законе от 10.01.2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»): Право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.
Право – это верховенствующий универсальный регулятор общественных отношений необходимый для обеспечения социального прогресса, находящий свое внешнее выражение в системе правовых норм.
В юридической литературе право имеет два значения.
Право в объективном смысле (объективное право) – совокупность правовых норм, существующих независимо от воли человека и его желаний.
Право в субъективном смысле (субъективное право) – право конкретного человека в определенных отношениях, выражающееся в возможности действовать по своему усмотрению, отказаться от совершения какого-либо действия или требовать соответствующего поведения со стороны третьих лиц.
Принципы права – это основополагающие универсальные нормативно-юридические начала, обладающие высшей императивностью, определяющие его содержание и сущность.
Принципы права подразделяются на:
· Общеотраслевые,
· Межотраслевые,
· Отраслевые,
· Внутриотраслевые.
Общеправовые принципы присущи всем отраслям права, отображают природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относятся: принцип гуманизма; принцип равенства граждан перед законом; принцип взаимной ответственности человека и государства; принцип демократизма; принцип законности; принцип справедливости и т.д.
Общеправовые принципынекоторые авторы относят к разновидности источников права.
Межотраслевые принципы – принципы, характерные для нескольких отраслей права: осуществление правосудия только судом, гласность функционирования государственных органов (в т.ч. судебного судопроизводства), государственный язык делопроизводства (в т.ч. судопроизводства), независимость судей и подчинение их только закону.
Отраслевые принципы определяют специфику конкретной отрасли права (принцип равенства всех форм собственности, принцип выборности и назначаемости должностных лиц, принцип социального партнерства и др.).
Внутриотраслевые принципы – принципы, действие которых ограничено предметом регулирования конкретного института права той или иной отрасли права (принцип поглощения менее тяжкого наказания более тяжким в уголовном праве, принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора в гражданском праве, принцип свободы завещания в гражданском праве).
Принципы права могут быть легализованы (т.е. закреплены в законе); выведены из содержания и смысла законодательства; сформулированы юридической практикой.
Функции права – это направления его воздействия или основные направления правового воздействия.
В юридической литературе выделяется классификация функций права в зависимости от элементов системы права:
1) общеправовые функции, свойственные всем отраслям права;
2) межотраслевые функции, свойственные двум и более, но не всем отраслям права;
3) отраслевые функции, свойственные только одной конкретной отрасли права;
4) функции правовых институтов, свойственные конкретному институту права);
5) функции норм права, свойственные конкретным видам норм права.
Функции права:
· Регулятивная функция права – это закрепление определенных общественных отношений, их организационное оформление,
· Охранительная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее значимых экономических, политических, национальных, личных отношений,
· оценочная,
· воспитательная,
· идеологическая,
· информационная и др.
Человек, общество, право
Правовой статус – это совокупность прав, свобод и обязанностей, определяющих положение субъекта права в обществе (государственно-организованном). В содержание правового статуса личности входят:
· субъективные права,
· юридические обязанности,
· гарантии их реализации и др.
Виды правового статуса личности: международный, конституционный, отраслевой, общий, специальный, индивидуальный и др.
Основой возникновения правового статуса личности является юридическое закрепление прав человека. Иными словами, права человека – это права, образующие основу правового статуса личности. Именно они составляют ядро конституционного права правовых государств (так называемые «права и свободы человека и гражданина»). Конкретное выражение и объем этих прав в праве различных государств в праве позитивном, т.е. в формальных источниках права), как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий – Всеобщая Декларация прав человека, которая была принята и провозглашена 10 декабря 1948 года резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН.
Классификации прав человека:
· по «поколениям» прав человека,
· в зависимости от сферы общественных отношений и др.
Концепция «поколений» прав человека возникла в 70-е годы XX века. Права человека, по времени их возникновения, делятся на три поколения:
1. Первое поколение — личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость.
2. Второе поколение — социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения.
3. Третье поколение — права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, право на развитие и другие.
Вопрос о признании прав третьего поколения является спорным. Большинство специалистов считает, что в рамках прав человека нельзя говорить о коллективных правах. Права человека — это не права наций, меньшинств или иных социальных групп. Это права отдельных лиц, права «единицы».
Классификация прав человека в зависимости от сферы общественных отношений:
· Личные - право на жизнь; наказуемость только по суду — запрет внесудебной расправы; неприкосновенность личности; свобода передвижения и выбора места жительства; неприкосновенность жилища; неприкосновенность переписки и т.д.
· Политические – равенство перед законом; свобода совести; свобода слова и печати; свобода собраний; свобода союзов; свобода стачек; право обращений и др.
· Социальные – трудовые права (право на труд и свободу труда); на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; на социальное обеспечение; на жилище; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т. д.
· Экономические – свобода труда; свобода промышленности и торговли; свобода приобретения собственности и распоряжения ею; право наследования др.
· Культурные - свобода языка; право на образование; свобода наук и искусств (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания); свобода преподавания и др.
· Экологические – право на благоприятную окружающую среду: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением и др.
Сущность государства
Обобщающее понятие государства появилось в XVI в. Макиавелли впервые ввёл термин «государство».
Подходы к пониманию сущности государства:
1. Теологический подход: Государство создано Богом, и его деятельность есть проявление божественной воли.
2. Юридический подход к государству состоит в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации.
3. Кибернетический подход: Государство – определенная информационная система с прямыми и обратными связями.
4. Арифметический подход: Государство – сумма трех элементов: территории, населения и публичной власти.
5. Социологический подход: Государство — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено.
6. Либеральная концепция государства — это концепция «государства – ночного сторожа», которое не вмешивается и экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.
7. Согласно концепции «государство — менеджер» государство — нейтральный управитель общественными делами.
8. Концепция «государство — социальный арбитр» состоит в том, что государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия.
9. Марксистское понимание государства как особой организации, выделившейся из общества в результате его расслоения и деления на классы для подавления одного класса другим.
Государство — это, в первую очередь, организация управления обществом. Самая массовая, самая мощная и универсальная. Совокупность ее признаков раскрывает сущность государства и выделяет его на фоне других организаций.
Государство — это универсальная суверенная организация для управления обществом на основе права, обладающая особым аппаратом принуждения и особой публичной властью.
Сущность современного государства заключена в осуществлении общесоциальной политики в интересах всех слоев и групп населения, в интересах большинства с учетом мнения меньшинства.
Формы государства
Форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленные сущностью и назначением государства и отражающие исторические, экономические, национальные особенности, уровень развития демократии и культуры соответствующего общества.
Форма государства включает в себя три компонента:
· форма правления;
· форма государственного устройства;
· политико-правовой режим.
Форма правления–способ организации высших органов власти, их взаимоотношения с другими государственными органами и гражданами (подданными). Основные виды формы правления: монархия, республика.
Юридические признаки монархии:власть передается по наследству, осуществляется бессрочно, независимо от населения; сам монарх представляет государство в других странах.
Виды монархий: абсолютная, ограниченная, деспотическая, дуалистическая, парламентарная (конституционная) и др.
Признаки абсолютной монархии: вся полнота власти принадлежит монарху (Франция XVI–XVII вв.).
Признаки ограниченной монархии: вместе с монархом имеется другой орган власти (чаще всего парламент), без согласия которого монарх не имеет права издавать законы и распоряжения общегосударственного значения.
Признаки дуалистической монархии: наряду с монархом существуют другие высшие органы власти (парламент, правительство), но власть монарха ограничена незначительно. Традиционно дуалистическая монархия представляет собой переходный этап от абсолютной монархии к парламентарной монархии.
Признаки парламентарной (конституционной) монархии: правительство формируется из представителей определенной партии, получившей большинство голосов на парламентских выборах. Лидер победившей на выборах партии становится главой правительства, формирует состав правительства и несет ответственность перед парламентом, а не перед королем (современная Великобритания). Известна выборная монархия (в Малайзии монарх избирается членами федерации).
Юридические признаки республики: выборность; срочность; зависимость от избирателей.
Виды республики: парламентская, президентская, смешанная (полупрезидентская, полупарламентская). В парламентских республиках глава правительства назначается парламентом и несет перед ним ответственность (Германия); в президентских республиках, как правило,– президентом и несет перед ним ответственность (США). Некоторые авторы выделяют еще суперпрезидентскую республику.
Политико-правовой режим – совокупность методов, принципов, способов осуществления государственной власти.
Классификация политических режимов:
демократические;
недемократические (тоталитарный, авторитарный и др).
Признаки демократического режима:
1. население участвует в осуществлении государственной власти путем прямой (референдум) или представительной демократии (выборные представительные органы);
2. выборность, сменяемость высших и местных органов власти;
3. разделение властей;
4. многопартийность;
5. господство закона во всех сферах жизни;
6. доминирование в управлении методов компромисса, согласования и т. д.
Признаки недемократического режима:
1. господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности;
2. сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод;
3. низкий жизненный уровень народа;
4. акцент на карательные меры воздействия;
5. агрессивность во внешней политике;
6. всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
7. примат государства над правом, влекущий за собой произвол, нарушения законности, ликвидацию правовых начал в общественной жизни.
Форма государственного устройства – это способ организации единства государства и его дифференциации; национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым с его составными частями.
Под формой государственного устройства понимают национально--территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между центральной государственной властью и властями частей, из которых состоит государство.
Существуют две основные разновидности форм государственного устройства: простые (унитарные) и сложные.
Унитарное государство является единым, сильным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве существуют:
- единая система высших органов власти и управления; одна конституция и единая система законодательства; - единая денежная система;
- общая налоговая и кредитная политика;
- одно гражданство;
- единые вооруженные силы.
Федерация – союзное государство, члены которого (штаты, республики и т. п.) делегируют часть своих суверенных прав общефедеральным органам. В федерации имеются две системы государственных органов (правотворческих, судебных, правоохранительных): федеральная и республиканская. Правовой статус членов федерации может быть одинаковым, равным (США), или неравным (Индия). Однако само государство является цельным и федеральный центр наделен полномочиями по реализации суверенитета государства.
Одной из важнейших, хотя и менее распространенной формой государственного устройства является конфедерация (лат. - «сообщество») - не союзное государство, а союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных усилий государства - члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных целях (экономических, военных, политических).
Конфедерации, как правило, носит временный характер и нередко выступала промежуточным звеном на пути движения государства к образованию федерации (США, Швейцария) или распались (Австро-Венгрия, Речь Пополотая). В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются у Содружества Независимых Государств и Евросоюза.
Однако не все авторы согласны с тем, что в качестве самостоятельной формы государственного устройства можно выделять конфедерацию. Они указывают следующие причины. Конфедерация – союз государств, члены которого полностью сохраняют свой суверенитет, координируя общую деятельность. В конфедеративном союзе отсутствует единая система государственных органов (парламент, конституционный суд и т. д.). Таким образом, конфедерация это не государство, а союз государств. Следовательно, неправильно определять данную форму сотрудничества государств в качестве формы государственного устройства.
Нормы права
Нормы права – установленные (санкционированные) государством правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений, реализация которых обеспечивается, контролируется, охраняется компетентными государственными органами.
Признаки норм права:
· общеобязательность,
· формальная определенность,
· системность,
· безличный характер,
· конкретность,
· многократность применения,
· связь с государством.
Структура нормы прававключает три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза – часть нормы, предусматривающая конкретные жизненные условия, при наступлении которых следует соблюдать установленные ею правила.
Диспозиция – часть нормы, в которой указывается, каким должно быть поведение субъекта при наступлении условий, обстоятельств, указанных в гипотезе. Как само правило поведения диспозиция (основная часть нормы) содержит требование, запрет, дозволение.
Санкция – часть нормы, в которой указываются юридические последствия в случае невыполнения предписаний, указанных в диспозиции.
Гипотеза, диспозиция и санкция – неотъемлемые свойства структуры нормы права, которые образно можно выразить в следующих словах: без гипотезы норма права бессмысленна, без диспозиции – немыслима, без санкций – бессильна.
Структура логической нормы права может быть сформулирована следующим образом: «Если имеют место определенные обстоятельства (гипотеза), то субъект обязан или имеет право совершить или не совершить то или иное действие (диспозиция), в противном случае могут наступить неблагоприятные последствия (санкция)». Можно дать более короткую логическую формулу: «если – то – иначе».
Трехчленная структура нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция) называется типичной (идеальной). В реальной норме права может отсутствовать гипотеза или санкция, но это не значит, что их нет вообще. Они либо подразумеваются, либо излагаются в разных статьях одного нормативно-правового акта, либо в разных нормативно-правовых актах.
В юридической литературе выделяются три способаизложения норм права в нормативных правовых актах:
· прямой способ имеет место, когда норма права (гипотеза, диспозиция, санкция) изложена в одной статье нормативного акта;
· отсылочный способ имеет место, когда одна статья нормативного акта, содержащая один элемент нормы (например, диспозицию), отсылает к другой статье (или другим статьям) этого же нормативного акта, содержащей (содержащим) другие элементы нормы, то есть гипотезу, санкцию;
· бланкетный способ имеет место, когда статья отсылает не к конкретной статье этого же нормативного акта, а к другому виду нормативно-правового акта.
Следует иметь в виду, что гипотеза, диспозиция и санкция могут быть простыми, сложными, альтернативными, излагаться в разных статьях нормативного акта.
Классификации норм права:
· в зависимости от роли в регулировании общественных отношений (типичные и нетипичные),
· в зависимости от функций права (охранительные, определяющие меры юридической ответственности, и регулятивные, предусматривающие сами правила поведения) – это две основные разновидности юридических норм, которые выделены на основе двух основных функций права;
· по форме предписания (обязывающие, запрещающие, управомочивающие),
· по видам регулируемых общественных отношений (конституционные, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и др.),
· по методу правового регулирования (императивные, т.е. содержащие властные предписания;диспозитивные, содержащие свободу усмотрения;поощрительные, стимулирующие социально-полезное поведение; рекомендательные, предусматривающие наиболее приемлемый для общества и государства вариант поведения),
· по объему регулирования общественных отношений (общие, специальные, исключительные),
· по сфере действия (нормы общего, ограниченного и локального действия),
· по времени действия (постоянные и временные) и по иным критериям.
Правовые отношения
Правоотношение – возникающее в связи с нормами права и юридическими фактами общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности. Правовые отношения – юридическая форма иных общественных отношений (экономических, политических и др.).
Признаки правоотношений:
· двусторонняя связь между управомоченным и обязанным,
· волевой характер,
· правосубъектность участников,
· возможность государственного принуждения и др.
Юридическая норма - это модель правоотношения, а фактическое поведение – это реализация модели.
Элементы структуры правоотношения:
· субъекты правоотношения;
· содержание правоотношения: юридическое (субъективные права и соответствующие им юридические обязанности) и фактическое (реальное поведение участников правоотношений);
· объекты правоотношения – благо, на использование и охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности (материальные, духовные, товары и услуги).
Субъект правоотношения – субъект права, который реализовал свою правосубъектность, стал участником конкретного правоотношения.Следует различать понятия «субъект права» и «субъект правоотношения». Субъект права – потенциальный участник правоотношения, который может выступать носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Правовой статус субъекта права определен в Конституции и иных источниках права.
Субъекты правоотношений:
· индивиды (физические лица) – граждане, иностранцы, лица без гражданства (апатриды);
· социальные общности – народ, нация, население регионов, трудовой коллектив;
· организации (юридические лица) – само государство, государственные органы, учреждения и предприятия, общественные образования, хозяйственные организации, религиозные организации, частные организации и предприятия.
Понятие правосубъектности включает в себя:
· правоспособность – признаваемая нормами права способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности;
· дееспособность – признаваемая нормами права способность лица лично, своими действиями приобретать субъективные юридические права и осуществлять юридические обязанности.
· деликтоспособность – способность лица понимать противоправность своих действий и осознанно претерпевать меры юридической ответственности за содеянные противоправные действия.
Субъективное право – возникающая в пределах, предусмотренных нормами права, и вследствие определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов) точная мера возможного поведения, позволяющая конкретному субъекту права удовлетворить его собственные интересы, гарантированные государством.
Юридическая обязанность – возникающая в пределах, предусмотренных нормами права, и вследствие определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов) точная мера должного поведения конкретного субъекта права, обеспеченная возможностью применения государственного принуждения.
Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей.
Классификации юридических фактов:
· по волевому содержанию – события (абсолютные и относительные) и деяния (правомерные: акты или деяния, и неправомерные, преступления и проступки),
· в зависимости от влияния на развитие правоотношения – правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие.
Фактический состав – совокупность нескольких юридических фактов, при наличии которых возникают юридические последствия.
Правовая система
В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.
Система права – это объективно обусловленная общественными отношениями внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права, в их распределении по отраслям и институтам права.
Элементы системы права:
1. отрасль,
2. подотрасль,
3. институт (субинстиут),
4. норма права.
Отрасль права - это совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений.
Подотрасль права — это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида. Не все отрасли имеют в своем составе подотрасли.
Институт права — это объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.
Субинститут – это определенная часть крупного правового института, образующая самостоятельное подразделение.
Норма права — первичный элемент системы права. Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.
Стадии формирования новой отрасли права:
- появление нового института права;
- выделение новой отрасли права (самостоятельной или комплексной).
Критерии деления права на отрасли:
· предмет правового регулирования,
· метод правового регулирования,
· правовой режим (выделяют не все ученые).
Предмет правового регулирования — совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.
Метод правового регулирования — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).
Система законодательства – это совокупность нормативных правовых актов государства, в которых внешне объективируются содержательные и структурные характеристики права.
Элементы системы законодательства – это нормативные правовые акты и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.).
Выделяют также отрасли законодательства.
Различия между системой права и системой законодательства:
1. Структура
2. Система права – объективна, система законодательства – субъективна
3. Система права – внутренняя форма права, система законодательства – внешн