Тема 32: Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
1.Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Их виды, общая характеристика.
2. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.
3. Нарушение правил движения и эксплуатации транспортных средств.
4. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями.
5. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Методические рекомендации.Транспортное движение представляет собой специфические общественные отношения, связанные с перемещением людей и грузов. В действующем законодательстве впервые выделены в отдельную главу преступления, посягающие на общественные отношения, связанные с безопасным функционированием транспортных средств. Этим определяется видовой объект данной группы преступлений, при родовом – посягательство на общественную безопасность и общественный порядок.
Преступления 27-ой главы можно разделить на две группы. В первую входят деяния, связанные с нарушением движения транспортных средств (ст. 263, 264, 268, 271). Во вторую – иные преступления, связанные с функционированием транспортных средств (ст. 266, 267, 269, 270 УК РФ).
По своей конструкции большинство составов преступлений данной категории материальны, т.е., связанные с наступлением вредных последствий, за исключением ст. 270, 271.
Причем все преступления, кроме упомянутых выше, совершаются по неосторожности. Практически все диспозиции статей бланкетные, т.е. отсылают к определенным правилам, регулирующим транспортное движение и его эксплуатацию.
Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения железнодорожного, воздушного и водного транспорта объединены в одну статью (263). Они представляют существенную общественную опасность, поскольку связаны с масштабными авариями, влекущими за собой значительный физический и материальный ущерб, включая повреждение и уничтожение самих транспортных средств. Предметом преступления является самодвижущиеся транспортные средства, относящиеся к конкретному виду транспорта (железнодорожному, воздушному и водному).
Объективная сторона указанных преступлений выражается как в действиях, так и в бездействии, включая в себя все отступления от требований технической эксплуатации обеспечения движения, повлекшие преступные последствия, и причинной связи между этими действиями и преступными последствиями.
Однако данная статья не охватывает деяния, связанные с ненадлежащим ремонтом транспортных средств, путей связи, сигнализации, повлекшие вредные последствия (ст.263.1 УК РФ).
Субъективная сторона данного деяния выражается в форме неосторожности.
Субъект преступления специальный, т.е. лица, в чьи профессиональные обязанности входит управление и обслуживание транспортного средства.
Преступления, связанные с нарушением дорожного движения и правил эксплуатации транспорта, предусмотрены ст. 264 УК РФ и являются самыми распространенными среди транспортных преступлений.
Объективная сторона, как правило, выражается в действиях, связанных с нарушением конкретных правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и наступлением вредных последствий. По первой части статьи это – причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. По второй части – причинение тяжкого вреда здоровью человека в состоянии опьянения. Третья часть предусматривает уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности. Четвертая – причинение смерти по неосторожности лицом находящимся в состоянии опьянения. Пятая – причинение смерти по неосторожности двум или более лицам. Часть шестая – причинение смерти по неосторожности двум и более лицам лицом, находящимся в состоянии опьянения. Как и во всех транспортных преступлениях, здесь необходимо установление причинной связи между нарушением правил дорожного движения и наступившими преступными последствиями. Данная причинная связь должна быть прямой, т.е. иметь отношение к конкретному нарушению и являться необходимым условием наступления вредных последствий.
Субъективная сторона выражается в неосторожной вине. Субъектом преступлений является любое лицо, управляющие транспортным средством, достигшее 16-летнего возраста.
Поскольку транспортные аварии наступают не только по вине водителей, но и по вине других участников движения (пешеходов, велосипедистов, водителей гужевого транспорта), то ответственность последних наступает в соответствии со ст. 268. Преступные последствия, отраженные в данной норме полностью соответствуют ст. 264 УК РФ. Субъективная сторона выражается в преступной неосторожности. Субъект – лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В группу иных транспортных преступлений объединены деяния, прежде всего, связанные с недоброкачественным техническим обслуживанием транспорта, дорог и средств связи (ст. 266), а также с привидением в негодность транспортных средств и путей сообщения (ст. 267), нарушением правил безопасности строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов (ст. 269). Все перечисленные составы материальные, вина неосторожная.
Если в составах ст. 266 и 269 субъект преступления специальный – лицо, в чьи обязанности входит обслуживание транспортных средств, обеспечивающих функционирование транспорта, то в ст. 267 субъект – общий: лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Статья 271 предусматривает ответственность за несоблюдение правил международных полетов. Объективная сторона выражается в нарушении конкретных правил, обеспечивающих безопасность полета. Вина может быть как умышленной, так и неосторожной. По своей конструкции состав преступления формальный. Субъектом преступления может быть как лицо, обслуживающее полет (специальный), так и пассажир (общий).
Особое место занимает статья 270, нисколько не связанная с предыдущими составами – неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие. Объективная сторона выражается только в умышленной вине. Субъектом преступления является капитан судна или лицо, выполняющее его обязанности.
Нормативные правовые акты:
Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 263-271 УК).
Воздушный кодекс Российской Федерации.
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 14.10.2014г.) // СЗ РФ, 11.12.1995, N 50, ст. 4873. СПС КонсультантПлюс.
Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. (в ред. от 24.10.2014г.) // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 22.11.1993, N 47, ст. 4531. СПС КонсультантПлюс.
Официальные акты высших судебных органов и судебная практика:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 23.12.2010) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" // СПС КонсультантПлюс.
Литература:
Баранчикова М.В. Проблемы квалификации нарушений Правил дорожного движения пешеходами // Мировой судья. 2011. N 8. С. 9 - 12.
Ерасов А.М. Ретроактивность статей Особенной части УК, содержащих отсылку к иным уголовно-правовым запретам // Уголовное право. 2012. N 5. С. 54 - 56.
Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: научно-практическое пособие / под ред. Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2011. СпсКонсультантПлюс.
Пикуров Н.И. Новое уголовное законодательство об ответственности лиц, связанных с обеспечением безопасности движения транспорта // Российская юстиция. 2011. N 2. С. 11 - 13.
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта:
Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Безопасность движения и эксплуатации транспорта: криминальная ситуация и обусловленные ею актуальные правовые и правоприменительные проблемы // Юридический мир. 2013. N 6. С. 9 - 12.
Проценко С.В. О месте совершения преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ // Транспортное право. 2012. N 2. С. 2 - 4.
Радченко О.В. Вопросы квалификации приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения на объектах транспортной инфраструктуры Восточно-Сибирской железной дороги // Транспортное право. 2014. N 1. С. 28 - 32.
Соктоев З. О взаимообусловленности причинной связи и вины в дорожно-транспортных преступлениях // Уголовное право. 2013. N 4. С. 62 - 67.