Уголовное право (Общая и Особенная части)
Уголовное право (Общая и Особенная части)
Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины (модуля)-аудиторная работа
Курс 2-3
Семестры 3-6
Форма обучения очная, заочная
Срок освоения ООП по форме обучения 4 года
Квалификация выпускника бакалавр
Симферополь, 2015
Составители:__Емельяненко В.В. к.ю.н., доцент, Сергиенко Н.Б. ст. преподаватель, Кодинцев С.А. ст. преподаватель______________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
Сергиенко Н.Б. ____________ «01» сентября 2016 г.
Подпись
Кодинцев С.А. _____________ «01» сентября 2016 г.
подпись
Корректор: ____Кодинцев С.А., старший преподаватель_____________
_______________ «01» сентября 2016 г.
подпись
Программа разработана в соответствии с ФГОС по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 Юриспруденция
Программа обсуждена на заседании кафедры уголовного права КрФ ФГБОУВО «РГУП» протокол № 1 от «01» сентября 2015 г.
Зав. кафедрой Бодаевский В.П., к.ю.н., доц.________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «01» сентября 2016 г.
подпись
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом КрФ ФГБОУВО «РГУП» протокол № 1 «4» сентября 2015 г.
© Российский государственный университет правосудия, 2016
Общие положения
Курс уголовного права (Общая и Особенная части предназначен для студентов бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция.
Для успешного изучения дисциплины студент должен проявлять активность в выполнении всех ниже перечисленных форм учебной работы с целью сформировать и закрепить у обучающихся систему базовых знаний по основным положениям теории уголовного права, получить умения, навыки и компетенции, необходимые для самостоятельного применения действующего уголовного законодательства и его толкования.
В ходе самостоятельной работы при изучении данного курса студенты приобретают определенные навыки: реферирование, обобщение, выделение и постановка проблем, умение вести исследовательскую работу. Успешность самостоятельной работы возможна при условии правильной ее организации, которая проявляется в каждом звене учебного процесса: на лекциях, при подготовке к практическим (семинарским) занятиям к промежуточной аттестации, при выполнении контрольных работ.
При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии, включающие пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий.
Технологии традиционного обучения:
– лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме;
– семинары – вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, реализации иных форм учебных технологий, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются знания, умения, навыки, необходимые для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС;
– самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, выполнении индивидуальных домашних заданий, написании рефератов и эссе, промежуточной и итоговой аттестации;
– практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекционных занятиях и в рамках самостоятельной работы.
Инновационные технологии обучения:
– метод работы в малых группах – метод имитации принятия решений обучающимися применительно к различным практическим ситуациям;
– метод групповых дискуссий – способ организации совместной деятельности студентов с целью интенсификации принятия решения в группе;
– метод конкретных ситуаций – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта, основанный на анализе конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).
Выбор формы проведения занятий зависит от следующих факторов:
– от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников литературы, в том числе и от их объема;
– от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной учебной группы, формы обучения;
– от опыта использования различных форм на предшествующих занятиях;
– от материально-технического обеспечения учебного процесса.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема 5: Состав преступления
1. Понятие состава преступления.
2. Отличие преступления от состава преступления.
3. Элементы и признаки состава преступления. Виды признаков.
4. Виды составов преступлений.
5. Значение состава преступления.
Методические рекомендации. Студент должен знать, что уголовная ответственность может наступать при наличии основания. Согласно ст. 8 УК РФ таковым является совершение деяния, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Уголовный закон не раскрывает понятия состава преступления. Это делает уголовно-правовая теория. Задача студентов – уяснение понятия и признаков состава преступления, его социальное и юридическое значение, соотношение преступления – поведенческого акта – и состава этого преступления. Конкретное преступление и его состав соотносятся друг с другом как акт человеческого поведения, т.е. явление объективной действительности, и юридическое понятие о нем как о преступлении; или, проще говоря, как преступник и его словесный портрет.
Признаки преступления и признаки состава преступления не тождественны. Состав преступления как совокупность объективных и субъективных признаков более широкое по содержанию понятие. Признаков состава преступления гораздо больше, чем признаков преступления. При уяснении признаков состава преступления следует исходить из того, что наука уголовного права различает понятия «элемент» и «признак» состава преступления. Элемент – это составная часть конструкции состава преступления – объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Признак – это конкретная характеристика элементов состава преступления. В пределах каждого элемента устанавливаются:
1) признаки, характеризующие объект преступления;
2) признаки, характеризующие объективную сторону;
3) признаки, характеризующие субъект преступления;
4) признаки, характеризующие субъективную сторону состава преступления.
Признаки состава преступления подразделяются на обязательные, характеризующие каждый состав преступления, и факультативные, дополнительные. Если факультативный признак включен в конкретный состав преступления, он является обязательным. Но роль его в составе может быть различной. Студент должен знать троякое значение факультативных признаков состава преступления:
а) если они включены законодателем в число признаков конкретного состава, то становятся обязательными, т.е. без них не состава преступления, уголовная ответственность исключена;
б) если они включены в конкретный состав как дополнительные, смягчающие или отягчающие обстоятельства, то играют роль изменяющих квалификацию признаков.
При их отсутствии в действиях виновного будет установлен иной состав преступления. Например, если при расследовании хищения чужого имущества путем кражи (ст. 158 УК РФ) будет установлено, что оно совершено не тайно, а открыто (факультативный признак объективной стороны – способ), действия виновного будет переквалифицированы со ст. 158 УК РФ на ст. 161 УК РФ;
в) в тех случаях, когда факультативные признаки не включены в конкретные составы преступлений, а при их совершении встречаются – они на квалификацию преступления не влияют, но учитываются судом в качестве смягчающего или отягчающего вину обстоятельства, т.е. будет влиять только на вид и размер наказания преступника.
При изучении вопроса о видах составов преступлений нужно студенту знать, что их деление на группы основано на следующих критериях:
1) по степени общественной опасности (основной состав, составы со смягчающими и отягчающими обстоятельствами);
2) по структуре (простой состав, сложный, альтернативный);
3) по конструкции (материальные составы, формальные и усеченные).
Студенты должны уяснить, что состав преступления нельзя сводить к совокупности только тех признаков, которые названы в диспозиции статьи Особенной части УК РФ. Признаки составов преступлений содержатся как в Особенной, так и в Общей части Уголовного кодекса. Ряд признаков, общих для составов всех преступлений или большинства, указываются в статьях Общей части (объект – ст. 2 УК РФ, возраст уголовной ответственности – ст. 20, вина – ст. 25, 26).
Итогом изучения темы «Состав преступления» должно быть определение значения состава преступления, которое заключается в следующем:
а) наличие в совершенном деянии всех признаков состава преступления является единственным и достаточным основанием уголовной ответственности;
б) является основанием правильной квалификации совершенного деяния как конкретного преступления с указанием на статью Особенной части УК РФ (часть, пункт, если они имеются в статье);
в) гарантией прав и свобод человека и гражданина;
г) обеспечивает соблюдение законности и правопорядка в демократическом правовом государстве.
Нормативные правовые акты:
1. Уголовный кодекс РФ (ст.8).
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ст. 24).
Литература:
Атальянц М. Значение факультативных признаков состава преступления // Российский следователь. 2009. № 18. СПС КонсультантПлюс.
Безверхов А.Г., Решетникова Д.В. О классификации конструкций составов преступлений по моменту их юридического окончания // Общество и право. 2010. N 5. С. 79 - 83.
Брыч Л.П. Использование негативных понятий в качестве разграничительных признаков составов преступлений // Lex russica. 2013. N 9. С. 970 - 980.
Маркунцов С.А. О соотношении понятий "состав преступления" и "уголовно-правовой запрет" // Российская юстиция. 2012. N 7. С. 19 - 22.
Маслова Е.В. Мотив как факультативный признак субъективной стороны состава преступления в уголовном законодательстве некоторых стран ближнего зарубежья // Российский следователь. 2012. N 20. С. 40 - 43.
Мизанбаев А.Е. Роль фактического состава преступления в установлении конструкции конкретного деяния // Российский следователь. 2009, № 7.
Осадчая А.С. К вопросу о функциях состава преступления // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 5. С. 861 - 866.
Панов М. Согласие потерпевшего как признак привилегированного состава преступления // Уголовное право. 2014. N 1. С. 57 - 62.
Полянский Е.Ю. Теория состава преступления в уголовном праве США: ключевые позиции и основные недостатки // Lex russica. 2013. N 11. С. 1191 - 1204.
Пудовочкин Ю.Е. Учение о составе преступления. М., 2009.
Шевелева С.В. Свобода воли и субъективные признаки состава преступления // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 3. С. 423 - 433.
Ширяев А.Ю. Понятие "состав преступления": сравнительно-исторический очерк // Российский юридический журнал. 2011. N 5. С. 104 - 110.
Тема 6: Объект преступления
1. Понятие объекта преступления.
2. Виды объектов преступления.
3. Понятие предмета преступления.
4. Понятие потерпевшего.
5. Уголовно-правовое значение объекта и предмета преступления.
Методические рекомендации. Объектом преступления по российскому уголовному праву признаются охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые направлено общественно опасное деяние и которым причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда. Примерный перечень этих отношений дается в ст. 2 УК РФ.
Общественное отношение – сложное явление и включает различные элементы: предмет общественного отношения; участники этого отношения – субъекты; содержание. Предмет общественного отношения – неотделимые от человека блага, ценности (жизнь, здоровье, свобода, честь, достоинство), охраняемые уголовным законом интересы личности, общества, государства (интересы личности в области охраны авторских, трудовых прав, интересы государства в сфере экономической деятельности, интересы правосудия). Объектом преступления выступают наиболее важные общественные отношения: отношения между людьми, между человеком и обществом, человеком и государством. Содержанием охраняемых уголовным правом объектов – общественных отношений – являются права и обязанности их субъектов.
Норма уголовного права охраняет не все общественные отношения в целом, а только его отдельные элементы, на которые непосредственно воздействует преступник. Такое воздействие может выражаться в причинении вреда участникам общественного отношения или направлено на предмет материального мира, на интересы государства в сфере налоговых отношений, кредитно-денежной системе. Все охраняемые уголовным законом общественные отношения обладают следующими признаками: общественная полезность, социальная значимость (ценность для общества и человека), упорядоченность, т.е. соответствующее место в нормативно-правовом регулировании общественной жизни и охрана нормами права.
Важное значение имеет деление объектов на виды. Студенты должны знать эти виды, их понятие, значение и приемы их определения в конкретных составах преступления. На основе анализа норм уголовного законодательства наука уголовного права разработала классификацию объектов преступления, их соотношение. В основу деления объектов на виды положен круг однородных общественных отношений. Различают общий, родовой и непосредственный объекты преступления.
Общий объект – это совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом от преступных посягательств. Каждое преступление, посягая на конкретные блага, ценности или интересы, в конечном счете, прямо или косвенно посягает на всю систему общественных отношений, охраняемых законом, поэтому общий объект является единым для всех преступлений. Практическое значение общего объекта в том, что он служит основой материального определения преступления, разграничивает преступное и непреступное поведение. За пределами входящих в общий объект общественных отношений уголовный закон не действует.
Родовой объект – часть общего объекта. Это совокупность однородных, взаимосвязанных общественных отношений, на которые посягает группа однородных преступлений, включенных в конкретный раздел Особенной части УК РФ. Таким образом, родовой объект используется законодателем для систематизации Особенной части Уголовного кодекса РФ. Так, раздел 7 УК РФ включает все преступления против личности, раздел 8 – преступления в сфере экономики, раздел 9 – преступления против общественной безопасности и общественного порядка и т.д.
Выделение преступлений в пределах одной главы Особенной части УК РФ производится законодателем по видовому объекту. Так, глава 16 раздела 7 объединяет преступления, посягающие на жизнь и здоровье; глава 17 – на свободу, честь и достоинство.
Таким образом, чтобы ориентироваться в Особенной части УК РФ, студент должен иметь в виду, что родовой объект группы преступлений можно определить по названию раздела, видовой – по названию главы.
Кроме указанных выше объектов различают основные объекты и дополнительные. Такое деление проводится на уровне непосредственного объекта. Основной непосредственный объект – это охраняемое уголовным законом общественное отношение, на которое, прежде всего, направлено преступление и которому причиняется вред или создается угроза причинения вреда. Дополнительный объект есть в так называемых двуобъектных преступлениях. Он не выражает сущности совершенного преступления, но всегда страдает наряду с основным. Например, разбой посягает одновременно на собственность и на жизнь либо здоровье. Жизнь или здоровье – дополнительный объект. Дополнительный объект имеет значение для правильной квалификации преступления, а также для определения степени общественной опасности совершенного преступления.
Характеризуя предмет преступления, следует определить его соотношение с объектом, показать отличие предмета преступления от орудий и средств его совершения, а также определить его уголовно-правовое значение.
Нормативный правовой акт:
Уголовный кодекс РФ (ст.2,8).
Литература:
Винокуров В.Н. Объект преступления: история развития и проблемы понимания. Красноярск, 2009.
Винокуров в.н. Объект преступления: аспекты понимания, способы установления и применение уголовного закона. М., 2012г.
Винокуров В.Н. Интересы как способ конкретизации непосредственного объекта преступления //Журнал российского права. 2009. № 5.
Винокуров В.Н. Объект преступления как элемент его состава // Журнал российского права. 2010. № 2. СПС КонсультантПлюс.
Винокуров В.Н. Классификация отношений как объектов преступлений и применение уголовного закона // Российский юридический журнал. 2014. N 1. С. 78 - 84. СПС КонсультантПлюс.
Винокуров В.Н. Аксиологический и функциональный подходы к определению объекта преступления // Современное право. 2014. N 8. С. 100 - 106.
Демидов Ю.А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. М., 1975;
Дробот С.А. Общественные отношения как содержание объекта преступления // Вестник Российской правовой академии. 2006. №3.*
Петин И.А. Цель как структурный элемент выявления предмета и объекта преступления // Российский следователь. 2011. N 5. С. 10 - 13.
Мальцев В.В. Объект охраны (преступления) в уголовном праве. М., 2012 г.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Уголовное право (Общая и Особенная части)
Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины (модуля)-аудиторная работа
Курс 2-3
Семестры 3-6
Форма обучения очная, заочная
Срок освоения ООП по форме обучения 4 года
Квалификация выпускника бакалавр
Симферополь, 2015
Составители:__Емельяненко В.В. к.ю.н., доцент, Сергиенко Н.Б. ст. преподаватель, Кодинцев С.А. ст. преподаватель______________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
Сергиенко Н.Б. ____________ «01» сентября 2016 г.
Подпись
Кодинцев С.А. _____________ «01» сентября 2016 г.
подпись
Корректор: ____Кодинцев С.А., старший преподаватель_____________
_______________ «01» сентября 2016 г.
подпись
Программа разработана в соответствии с ФГОС по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 Юриспруденция
Программа обсуждена на заседании кафедры уголовного права КрФ ФГБОУВО «РГУП» протокол № 1 от «01» сентября 2015 г.
Зав. кафедрой Бодаевский В.П., к.ю.н., доц.________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «01» сентября 2016 г.
подпись
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом КрФ ФГБОУВО «РГУП» протокол № 1 «4» сентября 2015 г.
© Российский государственный университет правосудия, 2016
Общие положения
Курс уголовного права (Общая и Особенная части предназначен для студентов бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция.
Для успешного изучения дисциплины студент должен проявлять активность в выполнении всех ниже перечисленных форм учебной работы с целью сформировать и закрепить у обучающихся систему базовых знаний по основным положениям теории уголовного права, получить умения, навыки и компетенции, необходимые для самостоятельного применения действующего уголовного законодательства и его толкования.
В ходе самостоятельной работы при изучении данного курса студенты приобретают определенные навыки: реферирование, обобщение, выделение и постановка проблем, умение вести исследовательскую работу. Успешность самостоятельной работы возможна при условии правильной ее организации, которая проявляется в каждом звене учебного процесса: на лекциях, при подготовке к практическим (семинарским) занятиям к промежуточной аттестации, при выполнении контрольных работ.
При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии, включающие пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий.
Технологии традиционного обучения:
– лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме;
– семинары – вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, реализации иных форм учебных технологий, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются знания, умения, навыки, необходимые для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС;
– самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, выполнении индивидуальных домашних заданий, написании рефератов и эссе, промежуточной и итоговой аттестации;
– практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекционных занятиях и в рамках самостоятельной работы.
Инновационные технологии обучения:
– метод работы в малых группах – метод имитации принятия решений обучающимися применительно к различным практическим ситуациям;
– метод групповых дискуссий – способ организации совместной деятельности студентов с целью интенсификации принятия решения в группе;
– метод конкретных ситуаций – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта, основанный на анализе конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).
Выбор формы проведения занятий зависит от следующих факторов:
– от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников литературы, в том числе и от их объема;
– от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной учебной группы, формы обучения;
– от опыта использования различных форм на предшествующих занятиях;
– от материально-технического обеспечения учебного процесса.