Институт государства и права
Кафедра теории государства и права и международного права
Пинигин Максим Геннадьевич
РИМСКОЕ ПРАВО
Учебно-методический комплекс
Рабочая программа дисциплины
для студентов направления 40.03.01,
Юриспруденция»
Тюменский государственный университет
Пинигин М.Г. Римское право. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа дисциплины для студентов направления 40.03.01, 030900.62 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2016. … стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Обеспечение права граждан на доступ к правосудию [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой теории и истории государства и права и международного права. Утверждено директором Института государства и права.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой теории государства и права и международного права Винниченко О.Ю., д.ю.н., профессор.
© Тюменский государственный университет, 2016.
© Пинигин М.Г. 2016.
Пояснительная записка
Римское частное право является одним из источников современных правовых систем многих стран мира. Оно оказало существенное влияние на все дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности.
Курс римского частного права содержит основные, фундаментальные понятия (обязательство, контракт, деликт и т.д.), которые в результате рецепции права прочно вошли в российское национальное гражданское законодательство.
Изучение Римского права, имеющего развитую юридическую технику, позволит будущим юристам приобрести навыки по формулированию и разграничению юридических категорий и правильному применению законов для дальнейшей законотворческой работы, и, в конечном счете, выработать юридическое мировоззрение, познакомиться с основами ораторского искусства, сформировать правильную речь, а также выработать способность кратко и доказательно составлять документы.
Римское право теснейшим образом связано с Историей государства и права, Теорией государства и права, Историей правовых и политических учений, а также с отраслевыми дисциплинами, к числу которых относятся, прежде всего, гражданское, семейное и гражданское процессуальное право.
1.1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – освоение законодательства и правоприменительной практики, сложившейся в Древнем Риме, а также их рецепция в российской правовой системе. Также целями дисциплины являются:
1) формирование юридического мышления у студентов;
2) усвоение ими понятийного аппарата;
3) приобщение к накопленной человечеством юридической культуре;
4) создание прочных основ для усвоения таких отраслей российского частного права, как гражданское, семейное, земельное, международное частное право.
При изучении дисциплины «Римское право» студентам необходимо знание основных юридических понятий на латинском языке, чтобы запоминать юридическую терминологию и обращать внимание на широко распространенные в современной юридической литературе латинские изречения и дефиниции.
Для достижения целей перед студентами поставлены следующие задачи:
- рассмотрение познавательных возможностей римского права и его значение для юридических наук, места в системе научного познания, роли в исследовании правовой действительности.
- формирование представлений об источниках знаний о римском праве на всех этапах его развития, как важнейшей предпосылке для симулирования работы студентов над институтами права и обращение к подлинным текстам римских юристов;
- формирование условий для эвристического подлинно-научного познания только с учётом контекста в динамике исторического процесса и опоре на тысячелетний опыт комментирования римских юристов;
- формирование понимания смысла исторических явлений, латинских юридических терминов и выражений, относящихся к освещаемым институтам римского права, как неотъемлемое условие развития правовой культуры студента, его профессионального отношения к юридическим категориям, конструкциям, формулам.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Римское право» относится к циклу Б3 Профессиональный цикл, базовая часть. Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: История государства и права зарубежных стран, История отечественного государства и права.
Знание дисциплины «Римское право» необходимо для изучения дисциплин: Гражданское право, Семейное право, Гражданское процессуальное право.
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
Таблица 1.
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||||||||||
Гражданское право | + | + | + | + | + | ||||||||||||
2. | Семейное право | + | |||||||||||||||
3. | Гражданское процессуальное право | + |
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
образовательной программы
В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6).
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине:
В результате освоения дисциплины «Римское право» студент должен:
а) знать: римское частное законодательство и содержащиеся в нем элементы правового и нравственного воздействия на участников правоотношений;
б) уметь: исследовать приоритетные структурно-функциональные закономерности регулятивного и охранительного права в законодательстве;
в) владеть: методологическим инструментарием обнаружения актуальных противоречий, обуславливающих характер развития римского права и обосновать концепцию римской государственной правовой политики.
2. Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр 1. Форма промежуточной аттестации – зачет, контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них: по очной форме обучения 36 часов выделено на контактную работу с преподавателем, 34,4 часа - на самостоятельную работу.
3. Тематический план
Таблица 2.
Очная форма обучения
№ | Тема | недели семестра | виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Итого часов по теме | из них в интерактивной форме, в час. | Итого количество баллов | |||||
лекции* | семинарские (практические) занятия* | лабораторные занятия* | самостоятельная работа* | Иные виды работы | |||||||
Понятие и предмет Римского права. Исторические системы и источники римского права | 0-6 | ||||||||||
Защита нарушенного права | 0,7 | 8,7 | 0-5 | ||||||||
Правовое положение лиц в Древнем Риме | 0-5 | ||||||||||
4. | Семейно-брачные отношения. Римская семья | 0-16 | |||||||||
5. | Вещные права | 0-10 | |||||||||
6. | Право собственности | 0-5 | |||||||||
7. | Обязательственное право | 4,3 | 0-5 | ||||||||
8. | Наследование | 0-5 | |||||||||
Итого: | - 18 | - 0 | - 34,3 | 0-100 | |||||||
из них часов в интерактивной форме | |||||||||||
Примечание: * - если предусмотрены учебным планом ОП.
Заочная форма обучения
№ | Тема | недели семестра | виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Итого часов по теме | из них в интерактивной форме, в час. | Итого количество баллов | ||||||
лекции* | семинарские (практические) занятия* | лабораторные занятия* | самостоятельная работа* | Иные виды работы | ||||||||
Понятие и предмет римского права. Исторические системы и источники римского права | 0-10 | |||||||||||
Защита нарушенного права | 0-10 | |||||||||||
Правовое положение лиц в Древнем Риме | 0,5 | 10,5 | 0-10 | |||||||||
4. | Семейно-брачные отношения. Римская семья | 0,5 | 12,5 | 0-20 | ||||||||
5. | Вещные права | |||||||||||
6. | Право собственности | 0,1 | 7,1 | 0-20 | ||||||||
7. | Обязательственное право | 5,9 | 7,9 | 0-20 | ||||||||
8. | Наследование | 0-10 | ||||||||||
Итого (часов, баллов) | 60,9 | 1,1 | 0-100 | |||||||||
из них часов в интерактивной форме | ||||||||||||
Примечание: * - если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3.
№ Темы | Устный опрос | Письменные работы | Технические формы контроля | Информаци- онные системы и технологии | Итого количество баллов | |||||||||||||||||||
коллоквиумы | собеседование | ответ на семинаре | лабораторная работа | контрольная работа | тест | реферат | эссе | программы компьютерного тестирования | комплексные ситуационные задания | электронные практикумы | другие формы | |||||||||||||
- | 0-2 | 0-2 | - | 0-1 | 0-1 | 0-3 | 0-3 | - | - | - | - | 0-12 | ||||||||||||
- | 0-2 | 0-2 | - | 0-1 | 0-1 | 0-3 | 0-3 | - | - | - | - | 0-12 | ||||||||||||
- | 0-2 | 0-2 | - | 0-1 | 0-1 | 0-3 | 0-3 | - | - | - | - | 0-12 | ||||||||||||
- | 0-2 | 0-2 | - | 0-1 | 0-1 | 0-3 | 0-3 | - | - | - | 0-12 | |||||||||||||
- | 0-2 | 0-3 | - | 0-1 | 0-1 | 0-3 | 0-3 | - | - | - | - | 0-13 | ||||||||||||
- | 0-2 | 0-3 | - | 0-1 | 0-1 | 0-3 | 0-3 | - | - | - | - | 0-13 | ||||||||||||
- | 0-2 | 0-3 | - | 0-1 | 0-1 | 0-3 | 0-3 | - | - | - | - | 0-13 | ||||||||||||
- | 0-2 | 0-3 | - | 0-1 | 0-1 | 0-3 | 0-3 | - | - | - | - | 0-13 | ||||||||||||
Итого | - | 0-16 | 0-20 | - | 0-8 | 0-8 | 0-24 | 0-24 | - | - | - | - | 0-100 | |||||||||||
1. Содержание дисциплины