Федеральные конституционные законы:
"О судебной системе Российской Федерации" (закреплена судебная система РФ, основное назначение судов и их задачи), "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (закреплена система арбитражных судов в РФ, основные принципы их деятельности, полномочия и порядок образования и деятельность арбитражных судов различного уровня, организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, обязательность судебных актов арбитражных судов).
3. Федеральные законы:
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ (содержит совокупность норм, детально регулирующих весь арбитражный процесс, порядок судопроизводства по экономическим спорам, подведомственным арбитражным судам. АПК регламентирует как деятельность арбитражного суда при осуществлении правосудия, так и других участников арбитражного процесса).
- Федеральный закон "Об арбитражных заседателях" (содержит нормы, определяющие порядок привлечения к рассмотрению дела в арбитражном суде арбитражных заседателей, устанавливает требования, которые к ним предъявляются, срок полномочий арбитражных заседателей).
- Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" ( устанавливает требования, предъявляемые к судье, порядок назначения судей арбитражных судов и прекращение их полномочий, срок их полномочий, гарантии их независимости и ответственности).
- Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" (содержит нормы, в которых закреплено третейское разбирательство как способ разрешения гражданско-правовых споров при наличии соглашения об этом сторон, порядок рассмотрения данных споров в третейском суде, порядок принудительного исполнения решения третейского суда).
- Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (содержит процессуальные нормы, регулирующие порядок предъявления требований кредиторов к должнику и их учета в реестре требований кредиторов, процедуры введения наблюдения, внешнего управления, порядок признания должника банкротом, назначения арбитражных управляющих и рассмотрения жалоб кредиторов).
- Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (закреплены нормы, регулирующие порядок исполнения судебных актов, обращения взыскания на имущество должника и его реализации, порядок приостановления и прекращения исполнительного производства).
Источником арбитражного процессуального права могут служить и иные федеральные законы, однако они не должны противоречить положениям АПК. В случае противоречия приоритет имеют нормы Конституции РФ, вышеуказанных федеральных конституционных законов и АПК;
4. Международные договоры РФ по вопросам арбитражного процесса:
- Соглашение стран СНГ "О порядке разрешение споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" (Киев, 20 марта 1992 г.),
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) и др.
5. Судебная практика в форме постановлений и определений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ по вопросам применения законодательства, а также решений Европейского суда по правам человека является дополнительным источником арбитражного процессуального права.
Важно: Разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
( см. ст. 3 Федеральный конституционный закон от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)
В рамках международной судебной практики первостепенное значение имеет судебная практика Европейского суда по правам человека. Федеральном законом "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" Российская Федерация заявила о признании обязательными для России как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений данного Суда.
При этом обязательное значение имеют не только те решения, которые были вынесены против России (т.е. с ее участием), но и решения с участием других участников спора. Прецедентное значение имеет вся практикаЕвропейского суда по правам человека в целом, поскольку постановления Суда являются нормоустанавливающими толкованиями Конвенции..