Налогоплательщик – индивидуальный предприниматель вправе обратиться с исковым заявлением, ответчиком по которому выступает налоговый орган
а) в федеральный суд общей юрисдикции;
б) в третейский суд;
в) в арбитражный суд;
г) к мировому судье.
12. Взаимодействие налоговых органов и Следственного комитета осуществляется по вопросу:
а) обеспечения безопасности работников налоговых органов;
б) возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям;
в) поддержки позиции государства в арбитражном суде по искам налоговых органов;
г) обеспечения конфиденциальности обмена информацией в электронном виде между налоговыми органами и другими государственными органами.
Ключи к тестовым заданиям
Тема 1. Налоговые органы как субъекты налогового администрирования
1. а); 2. б); 3 в); 4. в); 5. б); 6. г); 7. б); 8. в). 9. б); 10. в); 11. г); 12. а).
Тема 2. Федеральная налоговая служба России и территориальные налоговые органы
1. б); 2. г); 3 а); 4. а); 5. а); 6. б); 7. б); 8. г). 9. а); 10. б); 11. в).
Тема 3.Государственная регистрация и постановка на учёт в налоговом органе организаций и физических лиц
1. б); 2. а); 3 в); 4. в); 5. г); 6 а); 7. а); 8. г). 9. г); 10. б); 11. в); 12. а).
Тема 4. Организация работы налоговых органов по контролю за исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов
1. б); 2. а); 3. г); 4. в); 5 а); 6. г); 7. а); 8. а); 9. б); 10. г); 11. в); 12. в).
Тема 5. Организация работы налоговых органов по взысканию недоимок
1. в); 2. б); 3. а); 4. г); 5. б); 6 а); 7. а); 8. г). 9. в); 10. а).
Тема 6. Организация оперативной работы налоговых органов
1. б); 2. г); 3 г); 4. в); 5. б); 6. в); 7. а); 8. в). 9. б); 10. в); 11. в).
Тема 7. Взаимодействие налоговых органов с правоохранительными, судебными и иными государственными органами
1. а); 2. б); 3. в); 4. а); 5. б); 6. в); 7. в); 8. г). 9. в); 10. в); 11. в); 12. б).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полномочия налоговых органов по осуществлению налогового администрирования достаточно разнообразны. Изменение и уточнение этих полномочий связано с совершенствованием и развитием налоговой политики Российской Федерации. Грамотные и целесообразные действия налоговых органов позволят не только решать вопросы пополнения доходной части бюджетов, но и формировать деловые, конструктивные отношения с налогоплательщиками и другими участниками налоговых правоотношений.
Изучение студентами структуры налоговых органов, особенностей деятельности федеральных и территориальных налоговых органов не может быть комплексным без решения практических заданий. Включённые в пособие задания с использованием ситуаций реальной практической деятельности налоговых органов позволят студентам не только научиться правильно применять нормы законодательства о налогах и сборах и нормативные правовые акты, регулирующие полномочия налоговых органов, но и будут вырабатывать у будущих специалистов по налогообложению ответственность за принимаемые решения.
Предложенные в пособии контрольные вопросы, задания и тесты позволят добиться формирования практических навыков самостоятельной работы студентов по различным направлениям реализации полномочий налоговых органов.
П Р И Л О Ж Е Н И я
Федеральный уровень |
Центральный аппарат ФНС России |
Территориальные органы |
Межрегиональный уровень |
Межрегиональные инспекции: по Федеральным округам по Централизованной обработке данных по крупнейшим налогоплательщикам |
Региональный уровень |
Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации |
При наличии в субъекте Российской Федерации более 10 крупнейших налогоплательщиков создаются межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам |
Местный уровень |
Инспекции ФНС по району |
Инспекции ФНС по району в городе |
Инспекции ФНС по городу без районного деления |
Инспекции ФНС межрайонного уровня в структуре инспекций ФНС межрайонного уровня осуществляется деятельность ТОРМ |
Рисунок 1 – Структура налоговых органов Российской Федерации
Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам | Компетенция налогового контроля по сферам деятельности субъектов контроля |
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 | нефтедобыча, транспортировка, оптовая торговля нефтепродуктами |
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 | добыча газа, его транспортировка, оптовая торговля газом |
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 3 | обрабатывающее производство, строительство, торговля |
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 | производство и реализация электрической энергии |
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 | производство и реализация продукции металлургической промышленности |
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 | оказание транспортных услуг |
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 | реализация (предоставление в пользование) технических средств для оказания услуг связи |
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 8 | машиностроение и оборонно-промышленный комплекс |
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 | финансово-кредитная сфера |
Рисунок 2 – Администрирование крупнейших налогоплательщиков
ТОРМ группа «1» | ТОРМ группа «2» | ТОРМ группа «3» | ТОРМ группа «4» |
При отсутствии регулярного ежедневного транспортного сообщения с центральным офисом инспекции ФНС России межрайонного уровня | Наличие регулярного ежедневного транспортного сообщения с центральным офисом инспекции при удалённости не более 150 км. и отсутствии стабильного удалённого доступа к информационным ресурсам инспекции ФНС России межрайонного уровня | Наличие стабильного удалённого доступа к информационным ресурсам инспекции ФНС России межрайонного уровня | |
в режиме чтения | в режиме «on-line» |
Рисунок 3 – Критерии разграничения ТОРМ по группам
Поступление на государственную гражданскую службу | Категории | Группы |
Руководители | Высшие должности | |
Квалификационные требования к образованию и стажу | Высшее профессиональное образование, стаж по специальности не менее 4 лет или стаж государственной службы не менее 2 лет | |
Помощники (советники) | Главные должности (главный специалист) | |
Специалисты | Ведущие должности (ведущий специалист) | |
Высшее профессиональное образование стаж не менее 3 лет по специальности | ||
Специалисты | Старшие должности | |
Высшее профессиональное образование | ||
Обеспечивающие специалисты | Младшие должности | |
Среднее профессиональное образование |
Рисунок 4 – Классификация должностей гражданских служащих, замещающих соответствующую должность в налоговом органе
Государственная регистрация юридических лиц | ||||||||
Внесение сведений в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) | ПрисвоениеОГРН (основного государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица) | Выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица | ||||||
Рисунок 5– Государственная регистрация юридических лиц
Постановка на учёт в налоговом органе юридических лиц при создании | ||||||||
Внесение сведений в ЕГРН (единый государственный реестр налогоплательщиков) | ПрисвоениеИНН (идентификационного номера налогоплательщика) и КПП (кода причины постановки на учёт в налоговом органе) | Выдача свидетельства о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации | ||||||
Рисунок 6 – Постановка на учёт юридических лиц – российских организаций в налоговом органе
Направления деятельности отделов по работе с налогоплательщиками по информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов: | ||||||||||||
индивидуальное устное информирование налогоплательщиков | индивидуальное информирование налогоплательщиков в письменной форме | оперативное информирование налогоплательщиков с использованием телефонной справочной службы в ИФНС России | публичное информирование с использованием стендов | |||||||||
Рисунок 7 –Организация информационной работы налоговых органов
Исполнение, уплата налога | Иной способ (юридический факт) | |||
добровольно | принудительно | списание безнадежных долгов по налогам и сборам | смерть налогоплательщика – физического лица, ликвидация, банкротство налогоплательщика – юридического лица | |
Пополнение бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации | ||||
производится | производится | не производится | производится полностью (частично) или не производится | |
Рисунок 8 – Способы прекращения налоговой обязанности
Программное обеспечение в помощь налогоплательщику физическому лицу |
| |||||||
| |||||||
Рисунок 9 –Алгоритм действий налогоплательщика с программными продуктами, разработанными подразделениями ФНС России
Рисунок 10 – Организация публичного информирования налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в налоговых органах
Алгоритм действий | Совместная сверка расчётов | Формирование итоговой справки |
Названия документа | Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам Форма по КНД 1160070 | Справка о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам Форма 39-1 (форма 39-1ф) |
Сроки | Срок проведения сверки, по заявлению налогоплательщика 5 рабочих дней Срок проведения сверки по иным основаниям: - при отсутствии расхождений данных инспекции и налогоплательщика 10 рабочих дней; - при выявлении расхождений – 15 рабочих дней. | Срок формирования и подписания руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не должен превышать 10 рабочих дней. |
Рекомендации | Провести согласование с отделами урегулирования задолженности, отчетности и анализа, камеральных и выездных проверок | Провести согласование с отделом урегулирования задолженности |
Количество экземпляров | общий порядок 2 экземпляра: - один передается налогоплательщику; - второй остается в налоговом органе по месту проведения сверки | |
при снятии налогоплательщика с налогового учёта 3 экземпляра: - один передается налогоплательщику; - второй остается в налоговом органе по месту проведения сверки, - третий передается в налоговый орган по новому месту постановки на учёт | ||
Способ вручения | Лично под роспись налогоплательщику (представителю налогоплательщика) либо по почте заказным отправлением с уведомлением |
Рисунок 11 – Проведение сверки расчётов с налогоплательщиком в налоговом органе
Вид налога | Субъект | Статья НК РФ |
авансовые платежи по НДФЛ | физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность или частнуюпрактику | п. 8-9 ст. 227 НК РФ |
транспортный налог | физическое лицо, на которое зарегистрированы транспортные средства | п. 3 ст. 363 НК РФ |
земельный налог | физическое лицо, обладающее земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения | п. 3 ст. 396 НК РФ |
налог на имущество физических лиц | физическое лицо собственник имущества, признаваемого объектом налогообложения | ст. 5 закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 (изм. от 27.07.2010 г.) «О налогах на имущество физических лиц» |
Рисунок 12 – Случаи направления налогового уведомления налогоплательщику налоговым органом
Состав бухгалтерской отчётности, предъявляемой налогоплательщиком-организацией в налоговый орган | ||
Бухгалтерский баланс (форма № 1). | ||
Отчёт о прибылях и убытках (форма № 2). | ||
Отчёт об изменениях капитала (форма № 3). | ||
Отчёт о движении денежных средств (форма № 4). | ||
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5). | ||
Могут также быть представлены: - пояснительная записка; - аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчётности, если организация подлежит обязательному аудиту в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. (ред.28.12.2010 г.) | ||
Рисунок 13 – Перечень документов, содержащих показатели финансового и имущественного положения организации, проверка которых осуществляется налоговыми органами при проведении камерального контроля
Субъект, имеющий недоимку | Субъект, подвергающийся взысканию | Правовые основания (фактические данные) для взыскания |
зависимые (дочерние)общества (предприятия) | соответствующие основные (преобладающие, участвующие) общества (предприятия) | поступление на счета основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в банках выручки за товары (работы, услуги), реализуемые зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями) |
основные (преобладающие, участвующие)общества (предприятия) | соответствующие зависимые (дочерние) общества (предприятия) | поступление на счета зависимых (дочерних) обществ (предприятий) в банках выручки за товары (работы, услуги), реализуемые основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями) |
Рисунок 14 – Взыскание недоимки с основных, зависимых обществ (предприятий)
Источник информирования | Основание для информирования | Срок | Документы, направляемые в налоговый орган |
Таможенный орган | Неисполнение должником требований об уплате обязательных платежей | Не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счёт имущества должника | Уведомление о наличии задолженности с приложением справки таможенного органа о размере задолженности по налогу (сбору), не уплаченному в более чем 3-месячный срок и других заверенных копий документов |
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, их территориальные органы | Неисполнение должником требований Российской Федерации по денежным обязательствам, обязательным платежам | Не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления исполнительного листа о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю | Уведомление о наличии задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам, заверенные копии документов, представляемые при подаче заявления о признании должника банкротом |
Рисунок 15 – Информирование о неисполнении должником требований Российской Федерации по денежным обязательствам и обязательным платежам
Корпус контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в налоговых органах должен иметь | |||||||||||||
средство визуального контролязнак «Государственный реестр» | номерной знак на корпусе«Идентификационный знак» | средство визуального контролязнак «Сервисное обслуживание» | марку-пломбу, установленную центром технического обслуживания | ||||||||||
Рисунок 16 – Требования, предъявляемые к оформлению корпуса контрольно-кассовой техники
Налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски | ||
О взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах. | ||
О признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. | ||
О ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ, а также с заявлением о признании должника банкротом. | ||
О взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджетную систему, числящейся более трёх месяцев: - за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных обществ, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых обществ; - за организациями, являющимися основными обществами, с их зависимых обществ, когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных обществ; | ||
О досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите. | ||
В иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. | ||
Рисунок 17 – Полномочия налоговых органов по обращению в суд
Руководитель (заместители руководителя) ФНС России, руководители (заместители руководителей) межрегиональных инспекций и УФНС России по субъектам РФ, руководители (заместители руководителей) ИФНС России в соответствии со ст.23.5, ст.23.61 КоАП РФ вправе рассматривать дела об административных правонарушениях: | ||||||||||||||
Ч.2 Ст.14.5 КоАП РФ Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно кассовой техники | Ст.15.1КоАП РФ Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций | Ст.15.2 КоАП РФ Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций | Ч.3 ст. 14. КоАП РФ Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей | |||||||||||
Рисунок 18 – Полномочия налоговых органов по привлечению к административной ответственности по КоАП РФ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Налоговый кодекс Российской Федерации // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
4. государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
5. государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : федер. закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
6. государственном кадастре недвижимости : федер. закон от 24.07.07 г. № 221-ФЗ (ред. от 23.07.08 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
7. Об исполнительном производстве : федер. закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (ред. от 19.07.2009г.) // Российская газета 2007. 6 октября.
8. Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями : постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 470 (ред. от 07.06.2008 г. ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчётов) и разъяснению порядка их заполнения : приказ Минфина РФ от 18.01.2008 г. № 9н // Российская газета 2008. 13 мая.
10. Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений : приказ от 30.06.2009 г. МВД № 495, ФНС РФ № ММ-7-2-347 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении положения о взаимодействии подразделений госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы : приказ от 31.10.2008г. МВД № 948, ФНС № ММ-3-6/561 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
12. О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов : соглашение от 09.10.2008 г. ФНС РФ № ММ-25-1/9, ФССП РФ № 12/01-7 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
13. Об утверждении регламента Федеральной налоговой службы : приказ ФНС России от 15 февраля 2007 г. № САЭ-3-18/62@ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
14. Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами : приказ ФНС России от 09.09.2005 г. № САЭ-3-01/444@ (ред от 02.11.2009 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
15. Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах : приказ ФНС России от 31.05.2007 г. № ММ-3-06/338@ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
16. Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок : приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ (изм. от 14.10.2007 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
17. Дадашев А. З. Налоговое администрирование в Российской Федерации / А. З. Дадашев, А. В. Лобанов. – М. : Книжный мир, 2002.
18. Данильчук О. В. Концепция планирования выездных налоговых проверок / О. В. Данильчук // Налогообложение, учёт и отчётность в страховой компании. 2007. № 6.
19. Долгополов О. И. О существенных условиях процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки / О. И. Долгополов // Налоговый вестник. 2008. № 8.
20. Иванова Е. В. Об оценке эффективности налогового контроля / Е. В. Иванова // Финансы. 2008. № 1.
21. Красницкий В. А. Выездные налоговые проверки : показатели эффективности; организация и планирование / В. А. Красницкий // Налоговая политика и практика. 2008. № 9.
22. Кувшинов Ю. Г. Участие органов внутренних дел в процедурах налогового контроля / Ю. Г. Кувшинов // Налоговая проверка. 2007. № 3.
23. Курбатова О. В. Налоговое право : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / О. В. Курбатова и др. / под ред. Г. Б. Поляка, И. Ш. Килясханова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007,
24. Миронова О. А. Налоговое администрирование : учебник / О. А. Миронова, Ф. Ф. Ханафеев. − М. : Омега-Л, 2007.
25. Налоговый процесс : учебн. пособие / под ред. А. Н. Козырина. – М. : ЦППИ, 2007.
26. Налоговый процесс : учеб. / О. В. Староверова, Н. Д. Эриашвили; под ред. проф. Н. М. Коршунова. – М. : Юнити, Закон и право, 2004. – 192 с.
27. Сердюков А. Э. Налоговое администрирование : учебник / А. Э. Сердюков. − СПб. : Питер, 2007.
Учебное издание
Коваленко Елена Геннадьевна
Практикум по налоговому администрированию
Учебное пособие
Редактор Г.С. Одинцова
Компьютерная вёрстка Е.Г. Коваленко
Подписано к печати | Формат 60х84/16. | ||
Бумага писчая. | Офсетная печать. | Усл.п.л. | Уч.-изд.л. |
Тираж экз. | Заказ № | Менеджмент качества | |
680042, г.Хабаровск, ул.Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ © Коваленко Е.Г., 2017 © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2017 |