Право лиц в частном и публичном праве.
Публичное право эпохи Республики и Принципата, согласно Ульпиану (D.1.1.1.2), делится на три части: право жрецов, право жертвоприношений, право магистратов. Сакральное право – это fas, как древнейшая форма естественного права (ius naturale), некая система запретов, религиозных обетов, штрафов и искупительных жертвоприношений. Право жертвоприношений уже в древности делилось на государственные (sacra publica) и частные жертвоприношения (sacra privata), однако оно регулировало отнюдь не только чисто религиозные обряды, так как именно из него впоследствии выработалась система уголовных наказаний и штрафных санкций, а также налоговое право и система исков, например, сакраментальный иск в форме обещания жертвоприношения. Право жрецов и право магистратов: излагало основные права и обязанности римских высших должностных лиц (магистратов) в сфере военной (imperium) и гражданской судебной и исполнительной власти (iurisdictio), а также роль сената и народных собраний (комиций). Теодор Моммзен, создавая свою знаменитую систему римского публичного права (römisches Staatsrecht) исходил из того, что право магистратов – это и есть все публичное право римлян. Однако это лишь часть публичного права, относящаяся к праву лиц.
Право лиц (ius personarum) дословно можно перевести как «право масок», так как в древности слово persona обозначало маску умершего предка римлянина (Polyb. VI. 53-54). Если предки римлянина никогда не занимали почетных должностей, то род его был плебейским, если же среди погребальных масок близких предков римлянина были маски магистратов, то род его считался патрицианским. Сам магистрат представлял весь римский народ или его часть (например, муниципий), поэтому он являлся «публичным лицом», в то время как простые римляне оставались чатсными лицами, отсюда деление лиц на persona privata и persona publica. В то же время вся римская civitas, как объединение всех граждан и как форма муниципий, понималась как persona publica. Любое законное объединение римских граждан (societas) понималось как совокупность лиц, но если это объединение решало государственные задачи (например, сбор налогов публиканами), то считались публичными societates. Более того, если частное лицо в виндикационном иске защищало не свою частную, а государственную собственность, то выступая от имени всего народа, брало на себя функцию persona publica/
5. Вещное публичное и частное право.
Второй раздел римского права – вещи (res), также относился не только к частному, но и к публичному праву. В римскм правовом учении о вещах одним из главных было деление всех вещей на принадлежащие частным лицам (res privatae), вещи, общие для всех (res communes omnium) и вещи, принадлежащие всему римскому народу (res publicae). Само понятие «собственность» (dominium) первоначально возникло как обозначение для всего государственного (общенародного) имущества, а древнейший виндикационный иск возник еще в царский период как средство судебной защиты государственной римской собственности в международных имущественных спорах. Основное деление вещного публичного права – это деление res publicae на имущество, находящееся вне коммерческого оборота (res extra commercium) и введенное в коммерческий оборот (res in commercio). Первая категория вещей находилась в непосредственном пользовании всех римлян (дороги, морские и водные пути, храмы, акведуки, канализация и т.п.), вторая категория, как достояние римского народа, не находящаяся в его непосредственном использовании, могла передаваться частным лицам для извлечения личных доходов приусловии уплаты государственных податей. Такая приватизация государственых земель и ресурсов не лишала народ права верховного собственника, но привлекала частную инициативу для управления такой собственностью. Государственный интерес сохранялся и в частной собственности и регулировался публичными сервитутамы: например, народ мог сохранять или покупать право проезда по частной земле (via publica), провода по ней акведуков (aquaeductus). И наоборот, римский народ активно предоставлял частным лицам долговременное или даже наследственное право застройки на государственной земле (суперфиций) или извлечения из нее доходов (эмфитевсис). Сохраняя право верховного собственника за римским народом (dominium populi Romani), государство нередко передавало публичные земли в частное владение (possessio), откуда и возникло понятие «провинциальная собственность».
Римляне не знали деления на вещное и обязательственное право. Вместе с тем, все вещи делились на телесные и бестелесные. К бестелесным вещам относились и обязательства, которые также делились на частные и публичные. Источником публичных обязательств были закон и преторский эдикт (D.44.7.52) точно так же, как и ныне основным источником для реализации государственных контрактов является принимаемый в парламенте закон о бюджете страны. Частные контракты регулировались т.н. «правом весов», а контракты, где одной из сторон являлось государство и(или) предметом которых было государственное имущество, назывались «правом копья». Государственные контракты римляне также называли «продажами под копьем», так как копье считалось основным символом государственной власти и устанавливалось в суде преторов и иных магистратов, где под их председательством устраивались аукционные конкурсы (auctiones) на заключение государственных подрядов по строительству, эксплуатации и ремонту общественных сооружений (дорог, акведуков, храмов, театров), государственных откупов по сбору налогов, договоров с частными лицами о закупке для государственных нужд, договоров аренды государственного имущества. К управлению государственными имуществами и к участию в государственных контрактах римляне привлекали не только самих римских граждан, но и граждан союзных им государств, что делало возможным участие в прибылях от государственного имущества не только граждан, но и иностранцев. Участвующие в прибылях товарищества откупщиков предоставляли в качестве гарантий все свое имущество и имущество многочисленных поручителей. В случае их несостоятельности имущественная ответственность ложилась на личное имущество того магистрата, который утвердил заключенный с ними государственный контракт.