Кафедра международного права

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра международного права

Л.Л.КОФАНОВ

РИМСКОЕ ПРАВО

Учебное пособие курса лекций

для студентов очной и очно-заочной форм обучения

(Специальность 030501 (65) — (021100) Юриспруденция)

Москва



СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ. ИстоЧники права. ЭПОХА РЕСПУБЛИКИ

Лекция 2. ИстоЧники права. ЭПОХА ДОМИНАТА И КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА

Раздел 2. СИСТЕМА РИМСКОГО ПРАВА

Лекция 3. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМ IUS NATURALE, IUS GENTIUM, IUS CIVILE. СИСТЕМА ДЕЛЕНИЯ НА ЛИЦА, ВЕЩИ И ИСКИ. ПРАВО ЛИЦ В ЧАСТНОМ И ПУБЛИЧНОМ ПРАВЕ. ВЕЩНОЕ ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. IUDICIUM PUBLICUM И IUDICIUM PRIVATUM.

Раздел 3. ПРАВО ЛИЦ (PERSONAE)

Лекция 4. ЛИЦА: Общие положениЯ, СТАТУСЫ СВОБОДЫ, ГРАЖДАНСТВА И СЕМЕЙНЫЙ СТАТУС

Лекция 5. ЛИЦА: ИЗМЕНЕНИЕ И УМАЛЕНИЕ ПРАВОСПОСОБНОСТИ, ДЕЕСПОСОБНОСТЬ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Раздел 4. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Лекция 6. ЛИЦА: БРАЧНОЕ ПРАВО, ОТЦОВСКАЯ ВЛАСТЬ, ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Раздел 5. ВЕЩНОЕ ПРАВО

Лекция 7. Понятие вещи. владение

Лекция 8. Право собственности

Лекция 9. права на чужие вещи

Раздел 6. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Лекция 10. ПРАВО НАСЛЕДованиЯ. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ И ПО ЗАКОНУ.

Лекция 11. ПРАВО НАСЛЕДованиЯ НЕОБХОДИМОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ. ЛЕГАТЫ И ФИДЕИКОМИССЫ

Раздел 7. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

Лекция 12. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. МЕСТО, ВРЕМЯ, ПРОСРОЧКА И ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

Лекция 13. ЗАЧЕТ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Лекция 14. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ДОГОВОРОВ

Лекция 15. БЕЗЫМЯННЫЕ КОНТРАКТЫ. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ КВАЗИ-ДОГОВОРОВ, ДЕЛИКТОВ И КВАЗИ-ДЕЛИКТОВ

Раздел 8. ЗАЩИТА ПРАВ. ИСКИ.

Лекция 16. ИСКИ (ACTIONES) И ФОРМЫ СУДЕБНЫХ ПРОЦЕССОВ

Раздел 9. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Лекция 17. РИМСКОЕ ПРАВО В ВИЗАНТИИ, РОССИИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (VI-XXI ВВ.)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное пособие предназначено для студентов юридических и исторических факультетов и представляет собой развернутый план конспект лекций сжатого курса по римскому частному праву и основам римского публичного права (34 академических часа). Пособие не заменяет собой базового учебника по римскому частному праву, однако способствует более полному и правильному усвоению курса лекций. Здесь дана выжимка из лекций и учебника, т.е. собраны наиболее важные сведения, определения и латинская юридическая терминология, обычно плохо усваиваемая студентами. Более полно даны лишь разделы 2 и 9, так как материалы лекций этих разделов отсутствуют в базовом учебнике Использование пособия позволит студентам при подготовке к экзаменам сконцентрировать свое внимание на важнеших аспектах римского права. Этому способствует и система подачи материала. Курс лекций разбивается на отдельные главы, подглавы и параграфы. Наиболее важные понятия и термины выделяются либо прописным, либо полужирным, либо курсивным шрифтом. Материал пособия далеко не всегда совпадает с базовым учебником по римскому праву (Римское частное право (под ред. И.Б.Новицкого, И.С. Перетерского). М., 1948), т.к. опирается именно на курс лекций, дающих не только общепринятые концепции, но и личную позицию лектора по некоторым юридическим институтам римского права, особенно публичного права.

Общая схема лекций придерживается классической модели, принятой еще во II в. н.э. в Институциях Гая. Первый блок лекций (1-3 лекции) - источники и система римского права - является вводным, цель которого - познакомить студентов как со структурой римской правовой системы и с теми первоисточниками, из которых мы черпаем сегодня наши знания об этом предмете. Далее даются лекция по праву лиц. Затем приводится материал по вещному праву, т.е. по институтам собственности, владения, сервитутов и наследства. Особое внимание уделяется обязательственному праву - важнейшей части римской юриспруденции, знание которой необходимо для всякого профессионального юриста и грамотного историка. Далее дается краткий, но достаточно содержательный обзор римской системы исков и процесса, одной из наиболее сложных тем курса. Наконец, в завершающей лекции дается обзор рецепции права в Византии, России и Западной Европе.

Лекция 1

ВВЕДЕНИЕ

1) Значение римского права сегодня:

а) Опыт более чем 2,5 тыс. лет; б) Почти вся юридическая терминология - латинского происхождения; в) До недавнего времени многие страны запада непосредственно пользовались римским правом, лишь приспособляя его к современности (Германия, Франция, Италия, Испания, Латинская Америка и т.д.); г) И сегодняшние своды законов европейских стран базируются на принципах римского права (особенно обязательственное и наследственное право); д) Российские законы конца прошлого - начала нашего века также строились на принципах и нормах римского права

2) Общая идея римского права:

а) Цицерон (знаменитый адвокат, оратор и политик I в. до н.э.), говоря о смысле и значении римского права, обосновал теорию общественного договора между людь ми о том, что позволительно, а что не позволительно делать.

б) Он же указывает на значение права как средства регулирования отношений между индивидуумом и коллективом (обществом), подчеркивая, что каждый гражданн должен владеть частным как своим, а государственным, как общим. Общеизвестно его изречение, отражающее характер римского права в целом "res publica est res populi", то есть "государственное имущество - это достояние народа"

в) Вообще, говоря об отношении индивидуума к обществу, он подчеркивает, что каждый гражданин обязан делиться с обществом тем благом, которое не наносит ущерба его индивидуальной собственности. Он выражает это в следующем образе: путник, несущий факел, должен освещать дорогу не только себе, но и рядом идущим спутникам.

г) Он говорит также об общем принципе источника права: цивильное право должно черпать из естественого (ius naturale) или божественного (ius divinum) права, которое только и может отражать истинную справедливость.

д) Отсюда развитие в римском праве идеи равенства перед законом (aequitas) и справедливости (iustitia) - принцип каждому воздавать должное.

ИстоЧники права

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Юристы обычно выделяют следующие периоды развития источников римского права:

1. Архаическое право (754-367 гг. до н.э.) - эпоха возникновения и развития римского права, его основного источника - законов. Главное достижение этого периода - создание законов XII таблиц (451-450 гг. до н.э.)

2. Предклассическое право (367- 27 гг. до н.э.) - период возникновения и развития преторского права, основанного на собрании эдиктов судебных магистратов - преторов.

3. Классическое право (27 г. до н.э. - 1 треть III в. н.э.) период расцвета римской юриспруденции - наибольшее число наиболее изветсных римских юристов приходится на этот период

4. Постклассическое право (сер III в.н.э. - V в. н.э.) - период резкого снижения активности римских юристов, появления многочисленных компиляций и сборников

5. Кодификация Юстиниана (528 - 534 гг.) - создание корпуса римского права - основы для дальнейшего развития всего европейского права

ЭПОХА РЕСПУБЛИКИ

ОБЫЧАЙ (MOS И CONSUETUDO).

Обычай (mos) всегда имел в Риме большое значение. Как справедливо отметил великий немецкий романист Т.Моммзен, в Риме всякое право прежде чем стать законом, должно стать фактом, что и регулировалось обычаем, то есть неписанной договоренностью в обществе поступать так, а не иначе. Обычай в республиканскую эпоху часто и успешно спорил с законом, так как последний мог быть отменен обычаем не применять его. Позднее, в эпоху классического (I-III вв.н.э.) и постклассического права (конец III-V вв.н.э.) для обозначения обычая в обиходе был термин consuetudo; обычай теперь применялся лишь там, где отношения не регулировались законом, то есть преимущественно дополнял, а не заменял закон.

ЗАКОНЫ (LEGES).

Под законом (lex) римляне понимали волю, приказ всего римского народа, выраженную во время общего голосования в народном собрании. Древнейшая форма - куриатный закон, то есть закон, принятый на народном собрании по куриям. Такой закон сопровождался общей сакральной клятвой всего народа хранить верность закону, Нарушение этой клятвы вело к религиозному проклятию (sacer esto) виновника и принесению его в жертву подземным богам. В республиканскую эпоху законы стали принимать в трибутных комициях, такие законы уже не сопровождались сакральными клятвами.

Законопроект предварительно обсуждался в сенате, а затем уже выносился на народное собрание. Обычная структура закона республиканской эпохи следующая: а) Praescriptio - вводная часть, где указывались имена магистратов, при которых принят закон, б) rogatio - собственно, содержание закона, в) sanctio - то есть санкция, наказание за нарушение закона. Различались leges perfectae, то есть законы, имеющие специальную санкцию за их нарушение, и leges imperfectae - то есть законы без санкции.

3. Leges regiae - древнейшие законы царской эпохи носившие преимущественно сакральную форму, были подобны религиозным запретам табу на то или иное действие.

4. а) Leges XII tabularum - законы 12 таблиц. Это древнейший свод законов, принятый в 451-450 гг. до н.э. специальной коллегией децемвиров Эти законы вобрали в себя большую часть местных обычаев и так называемых "царских законов", а также различные нормы и положения из некоторых греческих законодательств, прежде всего из Афинского законодательства Солона.

Сами законы не сохранились, однако они частично восстановлены по многочисленным фрагментам, цитатам у различных античных авторов более позднего времени. Их общее содержание определяется словами римского историка Тита Ливия, который говорит, что это был "источник всего публичного и частного права" (fons omnis publici privatique iuris). В законах регулировалось право жрецов, право жертвоприношений и право римских магистратов, далее следовали нормы судебного процесса, обязательственное, наследственное и семейное право, особое внимание уделялось аграрному и уголовному праву, наконец целая таблица посвящалась погребальному праву и еще одна таблица - римскому гражданскому и религиозному календарю - фастам. Здесь же излагались так называемые легисакционные иски.

б) Последние две части законов - иски и фасты - впоследствии были сокрыты понтификами от народа и лишь курульному эдилу, сыну вольноотпущенника Флавию удалось вновь их опубликовать в конце IV в. до н.э. Его публикация получила название ius Flavianum.

в) Законы XII таблиц, легисакционные иски и комментарии к ним понтификов были вновь опубликованы Секстом Элием и получили название Tripertita - именно эта книга на протяжении многих веков оставалась основным источником так называемого цивильного права, то есть гражданского права, непосредственно исходящего из законов.

г) К цивильному праву относились также и многочисленные республиканские законы, из которых следует упомянуть законы Лициния-Секстия (367 г. до н.э.) об ограничении земельных владений и учреждении должности претора, закон Петелия 313 г. до н.э. об отмене долгового рабства, законы Гая и Тиберия Гракхов о судебных полномочиях всадников и перераспределении общественной земли, аграрный закон 111 г. до н.э., введший частную собственность на всю землю в пределах Италии, многочисленные законы Суллы, среди которых особенно важны нормы об уголовных преступлениях и деятельности XX квесторов и т.д.

д) Особо следует отметить закон диктатора Гортензия 287 г. до н.э., который придал плебисцитам (то есть собраниям плебеев без сенаторов) силу законов. Отличие плебисцитов от обычных законов в том, что они принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов.

ЭПОХА ПРИНЦИПАТА

Как известно, эпоха принципата практически совпадает с периодом расцвета римского права, однако это и период и серьезных изменений характера источников права.

Прежде всего, закон, как воля народа уходит в прошлое вместе с народными собраниями, поэтому сенатусконсульт приобретает силу закона. Дальнейшее развитие получает преторский эдикт. Император Адриан поручает юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию "вечного эдикта" (edictum perpetuum), что и было им сделано между 125 и 128 гг. н.э. Это издание было первой крупной кодификацией после законов XII таблиц.

Кодекс Феодосия.

С IVв. появляется стремление упорядочить ius vetus, в связи с чем

1) В 321 г. император Константин принимает закон, согласно которому юристы не должны были в своих решениях принимать во внимание замечания Павла и Ульпиана к Папиниану.

2) В 327 г. он принимает еще один закон, который рекомендует руководствоваться Сентенциями Павла

3) Наконец, закон Феодосия II и Валентиниана III 426 г. придал обязательную юридическую силу сочинениям 5 юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. При разногласии их между собой следовало отдавать предпочтение Папиниану.

Кроме того, затруднительно было пользование и императорскими конституциями, отсюда стремление объединить и упорядочить их в 1 книге. Первую такую попытку предпринял некий Папирий Юст, издав при Марке Аврелии собрание императорских конституций в 20 кн. При Диоклетиане (конец III в.) был составлен codex Gregorianus в 14 книгах, вобравший в себя в хронологической последовательности конституции с 196 по 295 гг. Затем в IV в. в дополнение к нему был составлен codex Germogenianus, собравший конституции с 314 по 324 гг.

В 428 г. император Феодосий II приказывает создать комиссию из 8 человек, перед которой ставит 2 задачи: 1) собрать все конституции от Константина до Феодосия II; 2) собрать выдержки из сочинений римских юристов. Все это следовало соединить в едином своде вместе с действующими законами Феодосия II. Однако комиссия не справилась с задачей и в 435 г. Феодосий содает новую комиссию уже из 16 членов во главе с квестором священного дворца (quaestor sacri palatii) Антиохом. Задача же была поставлена более скромная - создать сборник императорских конституций от Диоклетиана до Феодосия II. Ѕерез 3 года, 15 февр. 438 г. вышел кодекс Феодосия II в 16 книгах, который содержал более 3 тыс. конституций с 312 г. н.э.

Структура кодекса такова: 1 книга - источники права; 2-5 книги - частное право; 6-15 книги - публичное право; 16 книга - церковное право. 1-6 и 11 книги почти не сохранились. В западной части римской империи этот кодекс оставался основным источником права до XII в., а в восточной - до Юстиниана.

После падения в V в. западной римской империи римское право сохраняло свое значение, особенно среди латиноязычного населения. Германские вожди проявляли заботу о римском праве, издавая, в частности, краткие компендиумы, извлечения из римских юристов. Известны следующие компендиумы:

1) Lex romana Wisigothorum - это были извлечения из 3 кодексов, институций Гая и Сентенций Павла, изданы в 506 г. Аларихом II.

2) Edictum Theodorici - аналогичная компиляция Теодориха Великого, короля остготов (кон. V в.)

3) Lex romana Burgundiorum - подобный же сборник бургундского короля Гундобада.

Лекция 3. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМ IUS NATURALE, IUS GENTIUM, IUS CIVILE. СИСТЕМА ДЕЛЕНИЯ НА ЛИЦА, ВЕЩИ И ИСКИ. ПРАВО ЛИЦ В ЧАСТНОМ И ПУБЛИЧНОМ ПРАВЕ. ВЕЩНОЕ ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. IUDICIUM PUBLICUM И IUDICIUM PRIVATUM.

Лекция N4. ЛИЦА: Общие положениЯ, СТАТУСЫ СВОБОДЫ, ГРАЖДАНСТВА И СЕМЕЙНЫЙ СТАТУС

Общие положениЯ

Для правильного понимания темы необходимо выделить некоторые соотношения между публичным и частным римским правом (ius publicum et privatum). Первоначально в отношениях между лицами преимущественную роль играло публичное право - государство само регулировало почти все важные сферы жизнедеятельности общества. В этом проявлялась централизация права, принцип власти и подчинения, когда частные лица не могут изменить законы своей волей. Эта функция государства, направленная на сохранение определенной общности людей, ее стабильности и равновесия, на ранних стадиях развития, да и во все последующие эпохи, была особенно важна. В области же частного права государство не регулирует непосредственно жизнедеятельность, но предоставляет инициативу частным лицам. Здесь государство не принуждает, а лишь защищает, таким образом проявляется юридическая децентрализация, позволяющая обществу сохранять и развивать частную инициативу, без которой невозможно его развитие.

Правоспособность - способность иметь права, быть субъектом права, а следовательно получать законную защиту со стороны всех институтов государства.

Дееспособность - участие своей волей в гражданской жизни (контракты, договоры), проявление личного инициативного начала.

Правоспособность индивида учитывалась римскими юристами уже с момента его зачатия в чреве матери, а не с момента его рождения. Так по законам XII таблиц неродившийся ребенок имел права наследования отцу. Юридическая смерть наоборот, наступала уже после физической смерти, лишь после передачи наследства законному наследнику. Так, согласно Дигестам (D.38.16.3.9) невостребованное, лежачее наследство есть продолжение личности умершего. Вообще способность быть субъектом гражданского права римляне называли caput habere (дословно - иметь голову), ее отсутствие - caput nullum habere. Правоспособный субъект назывался persona, его состояние определялось тремя статусами: 1. Status libertatis, 2. Status civitatis, 3. Status familiae. Этому соответсвует и основное деление людей на 3 категории: 1). Свободные и рабы. 2). Граждане и неграждане. 3) Лица своего и чужого права.

Колоны (coloni).

Колоны как свободные арендаторы чужой земли существовали уже в эпоху республики и принципата. Однако юридическая зависимость колонов появилась позднее и связана с реорганизацией императорами налогообложения земли. В императорских земельных кадастрах учитывалось не только качество земли, но и количество обрабатывавших ее колонов. Положение колонов ухудшается с середины III в. н.э. и имеет свою предисторию:

- Закон Манциана (75 г. н.э.?) ввел регулирование денежной и натуральной подати колонов, установил 6 дней в году обязательной работы колонов на господина.

- Закон Адриана (117-138 гг.) подтвердил и развил предыдущий закон.

- Конституция императора Константина 322 г. предписывала принудительное возвращение колонов на обрабатываемую ими землю.

- Закон 357 г.н.э. запретил продажу земли без колонов. Таким образом, они стали как бы рабами самой земли (servi terrae ipsius).

Основания установления колоната:

1). Рождение от колона. 2). Соглашение о поселении свободного на чужой земле. 3). Проживание на условиях колона на чужой земле в течении 30 лет. 4). Изобличение в занятии нищенством.

Прекращение колоната:

1). При приобретении колоном земли в собственность. 2). При возведении его в сан епископа.

УМАЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЧЕСТИ

1). INTESTABILITAS - в законах XII таблиц существовала санкция improbus intestabilisque esto (“пусть будет признан бесчестным и утратит право быть свидетелем”), налагавшаяся за некоторые виды преступление (прежде всего лжесвидетельство). Санкция первоначально имела сакральную окраску и влекла а собой полную юридическую недееспособность: а). Осужденный не мог заключать сделки, сопровождавшиеся клятвой, б) не мог составить завещания, в). не имел гражданских прав.

2). INFAMIA - бесчестье, имелось два вида:

- infamia immediata - налагалось без судебного решения за некоторые бесчестные виды деятельности (сводничество, ростовщичество).

- infamia mediata - налагалось в силу судебного приговора.

Последствия инфамии: 1). осужденный не допусался к ходатайству и свидетельствованию за других, 2). по закону Юлия Октавиана Августа лишался избирательных прав

3). TURPITUDO - умаление чести за занятие некоторыми профессиями (актер, гладиатор, проститутка), что препятствовало занятию государственных должностей и несколько ограничивало имущественную правоспособность (например, при разделе завещанного имущества).

ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ

1). Ограничения несовершеннолетних.

Несовершеннолетние (impuberes - дословно “безусые”, происходит от слова pubes, обозначавшего пушок на вехней губе, признак половой зрелости) - это дети в возрасте до 12 лет - для девочек и до 14 лет - для мальчиков. Дети в возрасте до 7 лет (infantes) были совершенно недееспособны, их интересы защищались через опекунов. Дети в возрасте от 7 до 14 лет (собственно impuberes) имели ограниченную дееспособность: а) они не могли составлять завещание; б). их сделки имели силу лишь при согласии опекуна

2). Ограничения minores.

Лица в возрасте от 14 до 25 лет (puberes minores XXV annis) имели некоторые ограничения дееспособности, но и некоторые преимущества: а) в случае если их обманули, сделка, заключенная ими, признавалась недействительной. б). по их требованию им мог быть назначен куратор их имущества. в). по достижении 25 лет они могли потребовать пересмотра любого судебного решения по ним.

3). Ограничения сумашедших.

Сумашедшие (furiosi), сохраняя всю правоспособность, были полностью недееспособны, в сделках их представлял куратор. В случае проблеска сознания им возвращалась и дееспособность.

4). Ограничения расточителей.

Расточители (prodigi) приравнивались к сумашедшим и лишались дееспособности.

5). Ограничения женщин.

Женщины считались неспособными заключать разумные сделки, поэтому при отсутствии родителей или мужа они заключали сделки лишь с согласия опекунов. Но вдова, имеющая 3 и более детей, а также жрица весталка обладали полной дееспособностью. При Юстиниане (VI в. н.э.) их дееспособность была приравнена к мужской.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Уже в древнейший период существовали объединения, имевшие внешнее сходство с юридическими лицами. По квиритскому праву общее имущество, например ager publicus (общественная земля), относилось к res extra commercium, т.е. к вещам, находившимся вне гражданского оборота, вне частного права. Однако в древнейшем праве чуть ли не все сделки и юридические акты регулировались сакральным правом (ius sacrum). В том же смысле и общее имущество триб, курий и храмов относилось к области божественного права (res divini iuris).

Кроме того уже в эпоху 2 римского царя Нумы Помпилия (VIII в. до н.э.) и законов XII таблиц существовали различные религиозные, политические, провессиональные и коммерческие объединения граждан, называвшиеся sodalitates или collegia. Известно, что товарищества (societates) эпохи республики имели общее имущество и казначея, однако в отношениях с третьими лицами обычно не выступали как юридические лица. Принято считать, что прообразом юридического лица с древнейших времен выступал сам римский народ (populus Romanus), который через своих представителей - магистратов - заключал сделки с частными лицами и имел право наследования. Некоторые ученые считают также первым проявлением юридического лица институт муниципиев, которые действовали в суде через своих представителей, заключали сделки. Однако муниципий не нес имущественной ответственности за деликты (правонарушения) своих представителей.

Как бы то ни было, однако во II в.н.э. Гай говорит о них, что “общины пользуются полодением частных лиц”. Коллегии, которые также могли пониматься как общины, наделяются правоспособностью по образцу муниципий. Так 1) по преторскому эдикту за ними признается право действовать в суде через представителей; 2) по сенатусконсульту императора Марка Аврелия ( 2 пол. II в. н.э.) коллегии стали получать и наследственные права. Согласно Юстиниану, для приобретения наследственных прав коллегии необходимо было получить специальную привилегию.

Вопрос о свободе союзов в разные периоды решался по разному. Так в XII таблицах признавались законными любые объединения граждан, если его устав не противоречит закону. Однако в них же был введен запрет на тайные ночные сборища. В I в. до н.э. был введен ряд ограничений для религиозных сообществ. Так сенатусконсульт 63 г. до н.э. распустил коллегии, вредящие общественному порядку (дело о вакханалиях). Однако в 58 г. до н.э. плебейский трибун Клодий восстанавливает свободу коллегий. В 56 г. особым сенатусконсультом вновь распускаются все политические объединения (sodalitates). Наконец Цезарь уничтожил почти все коллегии, кроме самых древних. Далее законом Юлия о коллегиях (lex Iulia de collegii) Август установил правило регистрации коллегий, согласно которому для этого требовалось разрешение сената. Со II в. н.э. деятельность коллегий откупщиков подпадает под все более жесткий контроль императорского фиска. Наконец, в постклассическом праве появляется новый тип общественных учреждений - церковь. Церковь в целом и отдельные ее приходы получают право приобретать, получать по завещанию, выступать в качестве кредитора, действовать в суде через представителей.

Раздел 4. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

БраЧное право (ius conubii)

Брак формировался в древнейшем Риме в условиях патриархального строя, моногамной семьи. этим определялась неограниченная влсть домовладыки, называвшаяся manus (От латинского слова "рука"). Отсюда власть домовладыки над женой обозначалась термином in manu.

Заключению брака предшествовал обряд обручения (sponsalia), заключавшийся в форме взаимных клятв - обещаний (sponsis) сторон заключить брак. В древнейший период этот акт совершался отцами жениха и невесты в форме двух стипуляций, позднее - самими женихом и невестой, причем последним со времен поздней республики давался иск против родителей в случае безосновательного их отказа против воли жениха и невесты.

Формы брака.

1). Confarreatio - религиозная форма брака в присутствии великого понтифика, жреца Юпитера и 10 свидетелей.

Ритуал - произнесение торжественных слов, освящение и вкушение женихом и невестой т.н. panis farreus - ячменного хлеба. Эта форма брака употреблялась в основном для жрецов и патрициев. просуществовала вплоть до введения христианства (IV в. н.э.)

2). Coemptio - брак в форме покупки жены посредством акта манципации, в присутствии 5 свидетелей и весовщика. Акт манципации предварялся вопросами о согласии жениха и невесты.

3). Usus - фактическое сожительства в течении одного года, после чего на основании давности владения, жена юридически подпадала под власть мужа.

Все эти браки римляне относили к категории cum manu ("под рукой"), когда жена попадала в полную власть мужа или домовладыки и находилась на положении дочери (filiae locum). Однако уже законы XII таблиц знали брак sine manu. Это форма простого сожительства (usus), прерываемого так называемым usurpatio trinoctium, то есть ежегодного ухода жены на 3 дня из дома мужа, посредством чего происходил прерыв давности. В эпоху классических юристов (I-III вв. н.э.) эта форма брака стала преобладающей. Заключался этот брак путем обычного брачного соглашения (consensus) и привода жены в дом мужа (deductio in domum).

Прекращение брака

Для брака cum manu его расторжение было возможно только по воле мужа. Религиозная конфарреация расторгалась только с помощью особого обряда диффареации.

Брак sine manu расторгался либо по обоюдному согласию, либо по инициативе одной из сторон (как мужа, так и жены), причем для развода закон не требовал указания причин.

Первоначально прочность римского брака была чуть ли не притчей во языцах, однако уже в I в. до н.э. количество разводов резко увеличилось, супружеская неверность стала обычным явлением. В связи с этим закон Юлия Августа 18 г. до н.э. ввел наказание за прелюбодеяние для жены, мужа и отца мужа (в случае его попустительства прелюбодеяниям дочери). Далее известен законы Августа lex Iulia de maritandis ordinibus (18 г. до н.э.) и lex Papia Poppaea (9 г. до н.э.), которые с помощью мер, касающихся брака, стремились укрепить римскую семью. Согласно этим законам мужчина в возрасте от 25 до 60 лет признавался бездетным, если вообще не имел детей, женщина в возрасте от 20 до 50 лет считалась бездетной, если у нее было менее 3 детей. В случае бездетности римлянин мог получить в наследство лишь половину завещанного имущества. Если же римлянин данного возраста вообще был холостым, то лишался всего наследства.

Далее преторами стало преследоваться нарушение обязательства обручения. Согласно преторскому эдикту это требовало возмещения ущерба и влекло за собой бесчестие (infamia). С IV в. н.э. требовалось и возвращение предбрачных подарков.

3). Условия вступления в брак:

1) Достижение брачного возраста - 12 лет для девочек, 14 лет для мальчиков.

2) Согласие на брак (сначала лишь отца семейства, впоследствии также жениха и невесты). Закон Юлия Августа 4 г. н.э. дал жениху и невесте право на иск против pater familias в случае необоснованного отказа в браке.

3) Наличие брачного права (ius conubii)

Здесь следует учитывать, что до закона Корнелия 445 г. до н.э. не допускались браки между патрициями и плебеями. Только закон Юлия Августа 18 г. до н.э. разрешил браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными, однако браки вольноотпущенников с сенаторами не допускались.

4) Родственные связи.

Характер отеческой власти.

Как известно, мать даже при браке cum manu не имела никакой власти над своими детьми, не говоря уже о браке sine manu, когда формально мать даже не являлась агнаткой своих собственных детей.

Вся власть над детьми сосредотачивалась в руках отца семейства (pater familias). Называлась она patria potestas и сводилась к следующим основным правам отца:

1) ius exponendi - то есть право выбрасывать новорожденных детей. Это право было отчасти ограничено уже Ромулом (его законом предписывалось выбрасывать лишь слабых, больных и уродливых младенцев). Правило выбрасывать уродов существовало и в законах XII таблиц. Наконец, лишь Юстиниан начинает преследовать за выбрасывание новорожденных как за убийство.

2) ius vendendi - право продажи своих детей. Сыновей отец, согласно XII таблицам, мог продавать трижды, прежде чем они окончательно освобождались из под власти отца; для дочерей и внуков достаточно было единичной продажи. Прлдажа детей в рабство была запрещена в конце IV в. до н.э. (видимо, законом Петелия 313 г. до н.э.), хотя труд детей мог продаваться и впоследствии

3) ius vitae ac necis - право над жизнью и смертью своих детей, было ограничено лишь указом императора Константина (306-337 гг.н.э.), который стал приравнивать убийство сына к уголовному преступлению (parricidium).

4) ius coercendi - дисциплинарная власть отца наказывать своего сына любыми, в том числе и физическими средствами. Впервые было ограничено указом императора Траяна (1-я пол. II в. н.э.), который принуждал отца освобождать сына из-под своей власти в случае серьезных с его стороны злоупотреблений.

5) ius vindicandi - право на иск против всякого третьего лица, удерживающего подвластного ему лицо в своей власти.

Понятие вещи.

Римский юрист Ульпиан дает следующее определение понятию вещи: Rei appellatione et causae et iura continentur (D.50.16.23 Ulp.) “Названием вещи охватываются как юридические отношения, так и права.”

Соответственно, римляне понимали, что разделение вещей способствует выявлению различных юридических отношений и конкретных прав на вещь. Поэтому необходимо знать основные виды разделения вещей:

1) Res corporales et incorporales (Gai.2.13-14). Гай относит к бестелесным вещам наследство, обязательства и узуфрукт, не упоминая права собственности, так как для римских юристов собственность на вещь сливалась с самой вещью (meum est ex iure Quiritium).

2) Res mobiles et immobiles.

3) Res privatae et publicae (Gai.2.10 sq.)

4) Res in commercio et res extra commercium (воздух, вода, море, храмы, общие дороги и т.д.) (D.18.1.16 pr.).

5) Res divini et humani iuris (Gai.2.2-9)

6) Res mancipi et res nec mancipi (Gai.1.192; 2.15;18-27)

Ulp.Reg.19.1: “Все вещи являются либо mancipi, либо nec mancipi. К res mancipi относятся участки на италийской земле, как сельские, каким считается поместье, так и городские, каков дом; также права сельских участков, например, дорога, тропа, прогон, водопровод; также рабы и четвероногие, которые приручаются к упряжке или ярму, например, быки, мулы, лошади и ослы. Остальные вещи относятся к res nec mancipi”.

Отчуждение res mancipi только посредством манципации или in iure cessio; для res nec mancipi достаточно простой traditio.

7) Вещи делимые (руда, камни, песок, земля, здания (только вертикально), зерно и т.д., т.е. все что не теряет качества, рода и ценности от деления) и неделимые (отдельное вьючное животное, конкретный стол, украшение, статуя, а также общественные выгоны, общественные дороги и храмы и другие предметы общей собственности).

Материально неделимые вещи могли быть разделены на идеальные доли (например, несколько хозяев на одного раба (D.13.6.5.15).

8) Вещи потребляемые (которые с пользованием уничтожались - продовольствие, деньги) и непотребляемые (которые не изнашивались от потребления (драгоценный камень) или изнашивались постепенно res quae usu minuuntur).

9) Вещи, определяемые родовыми признаками, и индивидуальными (genus et species).

Родовые вещи - которые определяются числом мерой, весом.

Родовая вещь может быть заменена другой, видовая - нет.

10) Вещи простые и сложные.

D.41.3.30 pr. Pomp.: Существует же три рода тел: один, который составляет одно целое... как, например, раб, бревно, камень и подобное, другой род, который состоит из составных, т.е. нескольких, между собой связанных тел, что называется составным телом, как например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, например, народ, легион, стадо.

11) Вещи главные и побочные

12) Имущество - иногда рассматривалось римскими юристами как особый вид вещи.

В цивильном праве - (familia pecuniaque), а также patrimonium

В преторском праве - (bona paterna avitaque) отцовское и дедовское имущество.

ВЛАДЕНИЕ (POSSESSIO)

D.41.2.1 Paul.: Владение было названо, как говорит и Лабеон, от оседаний, будучи как бы поселением, так как оно естественно удерживается тем, кто на нем стоит, что по гречески называется katochv.

D.41.2.1 Paul.: Нерва-сын говорит, что и собственность (dominium) на вещи произошла от естественного владения (ex naturali possessione).

Владение - это реальное господство лица над вещью.

Элементы владения: 1). субъективный - animus possidendi - намерение или воля владеть вещью; 2). объективный - corpus possessionis - реальное господство над предметом владения, "держание" его - manu capere, tenere. С точки наличия элементов владения вор также является владельцем, однако с правовой точки зрения весьма важна causa, то есть основание владения. Вор не имеет законного основания к своему владению (iusta causa), соответственно, он будет незаконным владельцем. Также владелец может быть добросовестным или недобросовестным. Не всякое незаконное владение будет недобросовестным. Например, если приобретен участок земли за справедливую цену, но без соблюдения формального обряда манципации, то новый владелец будет хотя и незаконным, но добросовестным. Претор защищал в суде таких владельцев, предоставляя им до истечения срока давности владения т.н. преторское владение. Т.о. владение всегда есть наглядное проявление права собственности.

1). Виды владения:

1).Possessio civilis. Законы XII таблиц уже знают possessio ad usucapionem (приобоетение по давности). Главный случай цивильного владения - владение pater familias непосредственно и через своих домочадцев.

2).Посредственное владение (naturalis possessio) - то есть через посредников а) по поручению, б) при депозите (сдаче на хранение) или ссуде (сдача в пользование). То есть посредники были простыми держателями, они владели "для других".

3).Преторское владение (possessio ad interdicta) - когда претор позволял владеть до истечения срока давности.

4).Но в некоторых случаях рассматривалось даже прекарное держание в качестве владения.

Приобретение владения.

Чер<

Наши рекомендации