Информационный материал. 3 Часть.

ТЕМА 1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Информационный материал. 1Часть.

Рынок труда- система способов, общественных механизмов и организаций, позво­ляющая продавцам (ищущим работу) найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников для ведения производственно-коммерческой деятельности.

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Основными компонентами рынка труда являются:

· спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;

· стоимость рабочей силы;

· цена рабочей силы;

· конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками.

Продавцамина рынке труда могут быть любые люди, ищущие работу: студенты, вы­пускники профессиональных учебных заведений, любой человек, желающий сменить место работы, т.е. это могут быть люди как имеющие, так и не имеющие работу.

Покупатели(работодатели) при наличии свободных мест имеют спрос на определен­ного работника. Они заявляют об этом в службу занятости, другие государственные и него­сударственные организации по найму и подбору персонала. И они, в свою очередь, высту­пают как посредники на рынке труда между людьми, ищущими работу (предложением), и работодателями с их потребностями в работниках (спросом).

Государство и его органы- министерство здравоохранения и социального развития, федеральная служба по труду и занятости и государственные инспекции труда - регулируют отношения между работниками и работодателями, обеспечивая выполнение законов, спо­собствует тому, чтобы работодатели и работник смогли найти друг друга.

Информационный материал. 2Часть.

Принимая решение о выборе профессии, месте работы, выстраивании профессио­нальной карьеры, человеку необходимо учитывать, каков спрос на специалистов, на те или иные услуги, товары и как он может измениться в будущем, т.е. знать ситуацию на рынке труда и рынке профессий в данный момент и предполагать ее расклад в будущем.

Что такое рынок профессий?

Во всем мире на рынке труда функционирует множество рынков профессий, напри­мер, бухгалтеров, водителей и т.д. В этой ситуации продавцы -люди, имеющие одинаковую профессию, - предлагают свой труд покупателю с разными условиями и возможностями найма. Таким образом, можно сказать, что рынок профессий - это купля-продажа конкрет­ного вида труда, когда свой труд предлагают продавцы (ищущие работу), имеющие одина­ковую профессию.

Как показывают исследования, сегодня уже не востребованы «узкие» специалисты. Современный рынок труда все чаще требует работников, освоивших несколько профессий и специальностей. Кроме того, работодатели отмечают хорошее владение не только специ­альными, но и общими компетенциями, необходимыми для эффективного взаимодействия с коллегами по работе, проявляющимися в способности адаптироваться к технологическим,

организационным изменениям производства, готовности к непрерывному самообразова­нию и т.д.

Если характеризовать все профессии и специальности с точки зрения гарантии трудо­устройства, то можно выделить следующие типы профессий, вероятность трудоустройства по которым достаточно велика:

- «вечные» профессии и специальности, обслуживающие основные потребности человека, которые никогда не исчезают {врач, земледелец, строитель, парикмахер и т.д.);

- «сквозные» (распространенные), по которым рабочие места, должности есть практически на каждом предприятии, в любом учреждении, в любом районе (электромонтер, слесарь, секретарь и т.д.);

- «дефицитные» (на данный момент и в ближайшее будущее), спрос на которые нарынке труда не удовлетворен;

- «перспективные», т.е. тепрофессии и специальности, спрос на которые будет возрастать;

- «свободные», т.е. те профессии и специальности, которые можно реализовать в режиме самозанятости независимо от экономической конъюнктуры. Кроме того, эти профессии не требуют наличия дорогостоящего оборудования, крупных материальных затрат (портной, художник, столяр, продавец, дизайнер интерьера и т.д.). Конкурентоспособность профессии и специальности повышается, если она одновременно относится к нескольким из перечисленных типов.

Спрос на специалистов различных профессий меняется в соответствии с изменениями в экономике. Поэтому в ситуации планирования профессиональной карьеры молодым лю­дям важно знать состояние российского и регионального рынков труда.

Ситуация на рынке труда- соотношение между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Задание 1

1.1.

Запишите все, что вы умеете делать {не менее 20 пунктов) в первую колонку таблицы 1.

Таблица 1. Мои умения

Я умею...    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.2.

Индивидуальная работа

Озаглавьте вторую колонку таблицы «Умения в ОУ» и отметьте в ней знаком «v» уме­ния, которые вы приобрели в вашем образовательном учреждении.

Допишите умения, которые вы приобретете до окончания обучения.

1.4.

Сообщите группе результаты своей работы. Составьте общий перечень работодате­лей, которым члены вашей группы могли бы предложить свои услуги. Выберите два самых неожиданных умения, обнаруженных вами в списках членов вашей группы.

Представьте результаты работы аудитории, Будьте готовы пояснить, какие умения могут заинтересовать каждого работодателя из вашего списка.

1.5.

Определите ваши способности и личные качества, которые, как вам кажется, смогут помочь вам в работе. Запишите их в левой части листа.

В правой части листа запишите работодателей, определенными вами при выполне­нии задания 1.3. С помощью стрелок укажите, какие ваши способности и личные качества могут иметь значение для каждого из работодателей.

Знаком «v» отметьте те способности и личные качества, которые, в соответствии с вашей схемой, могут быть интересны всем работодателям.

Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru

Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru Задание 2

2.1.

Прочитайте информацию из части II информационного листа 1. Вернитесь к списку ваших умений и списку работодателей.

Определите, предлагаете ли вы потенциальным работодателям одну профессию или разные профессии. Если окажется, что одну, определите другие профессии / специальности, с которыми, по вашему мнению, вы могли бы выйти на рынок труда (например, профессия, которой вы не владеете, но которую обычно осваивают на рабочем месте, и вы предпола­гаете, что сможете при необходимости ее освоить, не получая профессионального образо­вания).

Определите востребованность предложенных вами профессий на рынке труда, оце­нив эти профессии по критериям.

Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru

2.2.

Индивидуальная работа

Определите, какую из определенных вами профессий вы считаете основной, т.е. той, которую вы в первую очередь будете предлагать работодателям. Объясните свой выбор.

Определите, какую из определенных вами профессий можно будет использовать в качестве запасной стратегии. Объясните свое решение.

В качестве основной я буду предлагать профессию_____________________ ,

В качестве запасной стратегии я буду использовать профессию__________ ,

потому что ________________________________________________________

Задание 3

Прочитайте часть IV из информационного листа 1. Подготовьтесь к обсуждению тези­са «Современный человек живет полноценной жизнью только в том случае, если он делает карьеру»: запишите не менее 2-х аргументов в поддержку тезиса и не менее 2-х аргументов для опровержения тезиса. Подготовьте иллюстрации.

Аргументы «за»

1._____________________________________________________________

2._____________________________________________________________

Аргументы «против»

1._____________________________________________________________

2._____________________________________________________________

Задание 4*

Предположите 3 варианта развития вашей карьеры. Опишите каждый из них. Опре­делите, какие ресурсы могут вам понадобиться для реализации каждого из вариантов. Дайте обоснование каждому ресурсу.

Вариант 1

Описание Ресурсы Обоснование ресурса
     
   
   
   
   

Вариант 2

Описание Ресурсы Обоснование ресурса
     
   
   
   
   

Вариант 3

Описание Ресурсы Обоснование ресурса
     
   
   
   
   

ТЕМА 2. ПОИСК РАБОТЫ

Задание 5

Используя материалы и информацию друзей, знакомых, родственником, ИНТЕРНЕТ заполните таблицу «Особенности источников информации о работе».
Таблица 2. Особенности источников информации о работе

Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru

Задание 6

Прочитайте объявления о вакансиях. Определите критерии, по которым вы будете оценивать добросовестность работодателя на основа­нии информации из объявления. Отметьте те объявления, которые, как вам кажется, даны добросовестными работодателями, и те, что даны не­добросовестными работодателями.

Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru

Задание 7

Рассмотрите блок-схемы последовательности действий граждан, обратившихся в центр занятости населения. Блок-схема последовательности действий при предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы гражданам, обратившимся впервые

Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru


Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru

Блок-схема последовательности действий при предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы при последующих обращениях граждан

Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru

Задание 8

Запишите в таблице, какие плюсы и минусы вы видите в обращении в центр занятости и в агентство по трудоустройству.

Результаты работы представьте аудитории.

  +
центр занятости    
агентство по трудоустройству    

Задание 9

При поиске работы вы неизбежно столкнетесь с тем, что информация от работодате­лей и кадровых агентств повторяется.

Придумайте, как вам лучше фиксировать заметки об общении с работодателем, что­бы не делать лишнюю работу, общаясь с одними и теми же людьми несколько раз по одно­му и тому же поводу.

Результаты работы представьте аудитории.

Составление резюме

Персональное резюме

Персональное резюме -это краткая информация о себе как о специалисте: образо­вании, специальности (квалификации), профессиональных достоинствах, трудовой био­графии, а также своих целях в поиске работы.

Главная цель резюме - привлечь к себе внимание работодателя, создать у него бла­гоприятное впечатление о себе и получить приглашение на личную встречу с ним или его представителем. Если вы обращаетесь по поводу конкретной должности (например, по объ­явлению), необходимо убедить работодателя в том, что именно вы подходите для данной работы. При встрече ваше резюме поможет ему быстро сориентироваться, с каким специа­листом он беседует.

Существуют различные способы составления резюме. Но в любом случае должны быть соблюдены три правила:

· краткость (не более 2-х страниц машинописного текста),

· аккуратность (отпечатано без ошибок и исправлений, четко, на хорошей бумаге),

· правдивость (не включайте в резюме ложную информацию, но правильно расставляйте акценты).

Как правило, резюме содержит следующую информацию:

1. Заголовок: фамилия, имя, отчество.

2. Цель в поиске работы: какую работу вы можете и хотите делать.

3. Контактная информация (телефон, почтовый адрес с индексом, адрес электронной
почты).

4.Личные данные (необязательный раздел): возраст, семейное положение (указывать в соответствии с документами), информация об иждивенцах, здоровье, гражданстве.

5. Подобную информацию следует включить лишь в том случае, если вы считаете, что она произведет благоприятное впечатление.

6. Опыт работы. Наличие предыдущего опыта работы в избранной области часто оказывается решаю­щим фактором вашего трудоустройства. Здесь вы должны в хронологическом порядке (как правило, обратном, начиная с последнего места работы) перечислить предыдущие места работы с указанием дат и занимаемых должностей, основных функций и достижений. Если вам приходилось часто менять работу, то укажите лишь несколько последних мест или те из них, которые соответствуют избранной специальности. Укажите свои дополнительные обя­занности, с какой техникой вам приходилось работать, перечислите награды, отличия, реко­мендации.

6.Образование.

В первую очередь внесите в список свое последнее образование. Укажите название учебных заведений, их местонахождение, время учебы, полученную квалификацию. Пере­числите все особые награды, стипендии, достижения (диплом с отличием) и т.п., но будьте избирательны и не растягивайте свой список. Если помимо основного образования вы про­шли еще курсы, имеющие отношение к искомой работе, также упомяните о них.

7. Дополнительная информация.

Этот раздел, не являясь обязательным, может содержать сведения, подчеркивающие ваши сильные стороны: иностранные языки, которыми вы владеете, и степень их знания; конкретные навыки, имеющие отношение к вашей работе. Сюда может включаться все, что повышает вашу ценность в глазах работодателя (наличие водительских прав, ваши личные качества и др.).

В этом же разделе можно указать ваши личные качества и увлечения, дополнитель­ные навыки и умения, которые важны в профессии, которую вы выбрали. Это может быть умение работать с большими объемами информации, целеустремленность, умение дово­дить начатое до конца, пунктуальность, честность, порядочность, добросовестность.

Эффективное резюме должно быть составлено так, чтобы коротко сказать о многом; нацелено на работу, которую вы хотите получить; ориентировано на получение приглашения на собеседование.

Избегайте непонятных сокращений длинных фраз, выделите необходимые заголовки.

Прежде чем направить резюме адресату, покажите его человеку, мнению которого вы доверяете.

Образец резюме

Иванов Иван Иванович

Цель: Получение работы водителя

Адрес: 443000, г. Самара, ул. Кирова, д. 510, кв. 5.

Телефон: 555-55-55,8-555-555-55-55

Личные данные: Дата рождения 01.02.1987

Образование: Колледж машиностроения, 1998-2000, автомеханик

Опыт работы:

Июль 2005 - август 2007 ООО «Машина», водитель маршрутного такси: работа на мар­шруте, ремонт ходовой

Ноябрь 2003 - май 2005 ОАО «Ремонт», автослесарь: диагностика и ремонт ходовой

Дополнительная инфор- Водительские права категорий А, В, С, Д

мация: Вежлив, спокойный характер, легко нахожу общий язык с

людьми

Резюме для начинающих

В целом резюме составляется обычным образом, за исключением раздела «Опыт ра­боты». Не бойтесь указывать непродолжительный опыт: даже если вы проработали всего 2-3 месяца, это надо отразить в резюме. Если опыта работы нет, укажите, где вы проходили практику и какую именно работу выполняли.

Часть II

Задание 10

10.1.

Прочитайте часть I из информационного листа 2

Составьте резюме, нацеленное на получение работы по специальности.

10.2.

Скорректируйте ваше резюме с учетом того, что вы претендуете на вакансию у следующего работодателя:

.3.

Составьте резюме, нацеленное на получение работы в соответствии с запасной стра­тегией.

Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru Задание 11 11.1.

Индивидуальная работа

Составьте краткое резюме - объявление в газете.

11.2.

Представьте свое объявление группе. Рассмотрите объявления других членов группы. Сделайте вывод о том, какая информация обязательно должна содержаться в объявлении.

Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru Задание 12

Обсудите, какие вопросы нужно задать работодателю в процессе разговора по теле­фону, если вы решили позвонить по объявлению (см. ниже). Вопросы запишите.

объявление вопросы
Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru  
Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru  

№3 Информационный материал. 3 Часть. - student2.ru      

Задание 13

Прочитайте информацию из части II информационного листа 2.

1.Представьте себе, что вы работодатель. Запишите объявление о вакансии.

2. Представьте себе, что вы соискатель.

Задание 14*

Используя материалы информационного листа, обсудите в группе и предложите ва­риант ответа на «неудобные вопросы» для описанных ситуаций.

Ситуация 1  
Ситуация 2  
Ситуация 3  

Ситуация 1

Слесарь А. был уволен с работы из-за несоблюдения трудовой дисциплины, посколь­ку не вышел на работу на целый рабочий день, не предупредив начальника. Его прогул был связан с личными обстоятельствами, ему действительно было затруднительно звонить на­чальнику, т.к. у мобильного телефона разрядился аккумулятор и А. не помнил наизусть нуж­ный телефон. Поскольку ситуация с начальником уже была конфликтной (до этого случая у начальника были претензии к работнику, связанные с опозданиями на работу), то начальник не стал вникать в ситуацию и уволил А. с соответствующей записью в трудовой книжке.

Вопрос потенциального работодателя / агента по трудоустройству: «Почему вы счи­таете, что на этом рабочем месте нужны работники, нарушающие трудовую дисциплину?»

Ситуация 2

С. работала в крупной организации секретарем у одного из заместителей руководи­теля. На предприятии произошла реструктуризация, и С. (как, впрочем, и ее непосредствен­ного начальника) уволили по сокращению штатов.

Вопрос потенциального работодателя / агента по трудоустройству: «Вы попали под сокращение. Значит, ваши способности или деловые качества оказались ниже, чем способ­ности других секретарей, которые сохранили работу?»

Ситуация 3

Менеджер по продажам М. уволился с работы по собственному желанию после того, как работодатель отказался пересмотреть условия работы: М. считал, что нужно увеличить оклад, а работодатель - что процент за совершенную сделку достаточен, чтобы прокормить себя. М. ушел, что называется, хлопнув дверью.

Вопрос потенциального работодателя / агента по трудоустройству: «Почему вы уво­лились с предыдущего места работы?»

Задание 15

Примерный перечень вопросов, неудобных для вас лично, вы можете предположить сами. А значит, вы можете подготовить ответы на них заранее.

Запишите два вопроса и/или суждения, которые в отношении вас являются «неудоб­ными». Запишите ответы на эти вопросы. Помните, что при ответе на «неудобные вопросы» вам следует быть вежливым и правдивым.

Вопрос 1 ____

Ответ на вопрос 1_______________________________________________

Вопрос 2_______________________________________________________

Ответ на вопрос 2_______________________________________________

Информационный лист 3

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Задание 16

16.1.

Запишите, какие требования к работе вы предъявляете.

Определите, какие требования вы считаете самыми значимыми, а какие - менее зна­чимыми. Присвойте каждому требованию ранг (номер) в соответствии с вашим представле­нием о значимости требования. При этом самому значимому требованию будет присвоен ранг 5, а наименее значимому -1.

Объясните свое решение.

Внимание! Если у вас большее количество требований к работе, добавьте строчки.

Требование к работе Ранг
   
   
   
   
   

16.2.

Определите алгоритм принятия решения о том, на какую работу вам согласиться (при условии наличия нескольких предложений).

Запишите алгоритм.

Задание 17

Изучите предложенные ниже утверждения. Отметьте, какие из приведенных ниже утверждений правильные, а какие - нет.

Утверждения +,-
1, В трудовом договоре указано, до какого дня этот договор действует.  
2, В гражданско-правовом договоре указано, до какого дня этот договор действует.  
3. В гражданско-правовом договоре перечислены все работы, которые должен выполнить работник.  
4. Если трудовой договор не подписывался, а трудовая книжка оформлена, работник считается принятым на работу бессрочно.  
5. Если работник трудится на основании устной договоренности с работода­телем, то ему гарантирован социальный пакет.  
6. Если в трудовой книжке не сделана запись, то работник работает неза­конно.  
7. Трудовая книжка хранится у работника дома.  
8. Если у работника нет трудовой книжки, его не примут на работу.  
9. Работодатель обязан выпустить приказ о приеме работника на работу.  
10. Обязанности работника и работодателя описаны в трудовом договоре.  
11. Режим труда работника устанавливается по усмотрению работодателя без учета мнения работника.  
12. Условия оплаты труда при трудовом договоре определяются заново каж­дый месяц.  
13. Испытательный срок назначается обязательно для каждого работника.  
14. При заключении гражданско-правового договора устанавливается испы­тательный срок.  
15. Подоходный налог удерживается только в том случае, если с работником заключен трудовой договор, а если гражданско-правовой - не удержива­ется.  
16. Работник может изменить режим работы, если, по его мнению, этот ре­жим неразумен.  
17. Работодатель может не заключать трудовой договор с работником. При этом он может предложить работнику действовать на основании должно­стной инструкции.  
18. Должностная инструкция составляется для каждого работника.  
19. Работник должен сам заботиться о том, чтобы у него были все материалы, необходимые для выполнения работы.  
20. Если работник не может выполнить работу из-за того, что работодатель не создал ему соответствующие условия, то работник может не выходить на работу без объяснения причин.  

Задание 18

Прочитайте договор о возмездном оказании услуг и акт к нему. Используя информа­цию, полученную при выполнении задания 17, ответьте на вопросы.

Как вы считаете, является ли работник постоян­ным работником на данном предприятии?  
Как вы считаете, обязательно ли было заключать договор или можно было обойтись устной дого­воренностью?  
Может ли работник привлекать других людей к работе или обязан выполнить работу лично?  
Работодатель требует заодно заменить унитаз. Правомерно ли требование?  
Прав ли работодатель, если требует, чтобы ра­ботник на свои деньги закупил необходимые для проведения работ материалы?  
Во время выполнения работы работник сломал ногу. Может ли он требовать компенсации от работодателя?  
Может ли работник потребовать предваритель­ной оплаты работы?  
Работодатель выплатил работнику 2001 руб. 00 коп. Прав ли работодатель?  
Прав ли работодатель, если производит расчет с работником 17 июля?  
Нужно ли работнику требовать от работодателя своего экземпляра договора и акта?  

ТЕМА 1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Информационный материал. 1Часть.

Рынок труда- система способов, общественных механизмов и организаций, позво­ляющая продавцам (ищущим работу) найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников для ведения производственно-коммерческой деятельности.

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Основными компонентами рынка труда являются:

· спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;

· стоимость рабочей силы;

· цена рабочей силы;

· конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками.

Продавцамина рынке труда могут быть любые люди, ищущие работу: студенты, вы­пускники профессиональных учебных заведений, любой человек, желающий сменить место работы, т.е. это могут быть люди как имеющие, так и не имеющие работу.

Покупатели(работодатели) при наличии свободных мест имеют спрос на определен­ного работника. Они заявляют об этом в службу занятости, другие государственные и него­сударственные организации по найму и подбору персонала. И они, в свою очередь, высту­пают как посредники на рынке труда между людьми, ищущими работу (предложением), и работодателями с их потребностями в работниках (спросом).

Государство и его органы- министерство здравоохранения и социального развития, федеральная служба по труду и занятости и государственные инспекции труда - регулируют отношения между работниками и работодателями, обеспечивая выполнение законов, спо­собствует тому, чтобы работодатели и работник смогли найти друг друга.

Информационный материал. 2Часть.

Принимая решение о выборе профессии, месте работы, выстраивании профессио­нальной карьеры, человеку необходимо учитывать, каков спрос на специалистов, на те или иные услуги, товары и как он может измениться в будущем, т.е. знать ситуацию на рынке труда и рынке профессий в данный момент и предполагать ее расклад в будущем.

Что такое рынок профессий?

Во всем мире на рынке труда функционирует множество рынков профессий, напри­мер, бухгалтеров, водителей и т.д. В этой ситуации продавцы -люди, имеющие одинаковую профессию, - предлагают свой труд покупателю с разными условиями и возможностями найма. Таким образом, можно сказать, что рынок профессий - это купля-продажа конкрет­ного вида труда, когда свой труд предлагают продавцы (ищущие работу), имеющие одина­ковую профессию.

Как показывают исследования, сегодня уже не востребованы «узкие» специалисты. Современный рынок труда все чаще требует работников, освоивших несколько профессий и специальностей. Кроме того, работодатели отмечают хорошее владение не только специ­альными, но и общими компетенциями, необходимыми для эффективного взаимодействия с коллегами по работе, проявляющимися в способности адаптироваться к технологическим,

организационным изменениям производства, готовности к непрерывному самообразова­нию и т.д.

Если характеризовать все профессии и специальности с точки зрения гарантии трудо­устройства, то можно выделить следующие типы профессий, вероятность трудоустройства по которым достаточно велика:

- «вечные» профессии и специальности, обслуживающие основные потребности человека, которые никогда не исчезают {врач, земледелец, строитель, парикмахер и т.д.);

- «сквозные» (распространенные), по которым рабочие места, должности есть практически на каждом предприятии, в любом учреждении, в любом районе (электромонтер, слесарь, секретарь и т.д.);

- «дефицитные» (на данный момент и в ближайшее будущее), спрос на которые нарынке труда не удовлетворен;

- «перспективные», т.е. тепрофессии и специальности, спрос на которые будет возрастать;

- «свободные», т.е. те профессии и специальности, которые можно реализовать в режиме самозанятости независимо от экономической конъюнктуры. Кроме того, эти профессии не требуют наличия дорогостоящего оборудования, крупных материальных затрат (портной, художник, столяр, продавец, дизайнер интерьера и т.д.). Конкурентоспособность профессии и специальности повышается, если она одновременно относится к нескольким из перечисленных типов.

Спрос на специалистов различных профессий меняется в соответствии с изменениями в экономике. Поэтому в ситуации планирования профессиональной карьеры молодым лю­дям важно знать состояние российского и регионального рынков труда.

Ситуация на рынке труда- соотношение между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Информационный материал. 3 Часть.

Структурная безработица- безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости осваивания но­вых профессий и высвобождению работников, не владеющих этими профессиями.

Инфраструктура рынка труда- нормативно-правовая среда, обеспечивающая наибо­лее эффективное функционирование рынка труда. Инфраструктура рынка труда включает:

- государственные учреждения;

- негосударственные структуры содействия занятости;

- кадровые службы управления персоналом предприятий и фирм;

- общественные организации и фонды.

Наши рекомендации