Тема 8. Производство по делам с участием иностранных лиц
С учетом интенсивного участия отечественных организаций в международном коммерческом обороте и вовлечения зарубежных субъектов во внутрироссийскую хозяйственную деятельность все более значимым становится оптимальное регулирование порядки разрешения споров с участием иностранных лиц. С учетом этого действующий АПК РФ содержит более детальную регламентации производства по делам с участием иностранных лиц (раздел V АПК РФ). Следует внимательно изучить специфику правового регулирования и этих вопросов, в том числе объем процессуальных прав и обязанности иностранных лиц.
В АПК РФ предусмотрено, что дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам с особенностями, предусмотренными гл. 33 АПК РФ, если международным договором не установлено иное.
Особое внимание необходимо уделить компетенции арбитражных судов по рассмотрению дел с элементами иностранного участия.
Международная подсудность (применительно к Российской Федерации) — это компетенция российских арбитражных судов с учетом родовой и территориальной относимости дел.
Международную подсудность не следует смешивать с национальной подсудностью, но их не следует и противопоставлять, поскольку они позволяют разграничить компетенцию национальных судов одного звена судебной системы. Классификация международной подсудности тождественна классификации национальной подсудности, поскольку эти понятия представляют собой одинаковые по содержанию правовые явления.
В международном праве нет специальных актов, разграничивающих подведомственность судебных органов различных стран. Компетенция национальных арбитражных судов устанавливается АПК РФ. Общее правило заключается в том, что арбитражные суды разрешают споры с участием иностранных лиц, если ответчик (организация) находится, а гражданин имеет место жительства на территории Российской Федерации. Следует изучить более конкретные правила определения компетенции арбитражных судов, изложенные в ст. 247 АПК РФ, а также международных правовых актах.
Следует обратить внимание также на правила исключительной компетенции (ст. 248 АПК РФ). Исключительная компетенция может быть изменена только международными договорами. Если суд другого государства рассмотрел дело, отнесенное к исключительной компетенции, то арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда. По соглашению сторон может быть определена международная подсудность эй условии, что она не изменяет исключительную компетенцию. Такая договоренность оформляется пророгационными (отнесение возможных споров к подсудности определенного арбитражного суда) и дерогационными (исключение подсудности дела определенному арбитражному суду) соглашениями. Необходимо обратить внимание на форму таких соглашений и требования, предъявляемые к их содержанию.
Процессуальные последствия рассмотрения иностранным судом тождественного дела устанавливаются международными соглашениями. Например, Минской конвенцией (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г.) предусмотрено, что в случае возбуждения производства по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям в судах двух договаривающихся сторон суд, возбудивший дело позднее, прекращает производство. Регламентирование данного вопроса содержится в ст. 252 АПК РФ.
Правовой статус иностранных лиц определяется на основании доказательств, подтверждающих их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно Закону «Об иностранных инвестициях» документом, подтверждающим личность иностранного лица, является выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного места жительства (с заверенным переводом на русский язык). Требования к подобным документам зависят от того, необходимы ли для них легализация или апостиль. Если первый способ является традиционным и универсальным, но усложненным по порядку подтверждения подлинности документов (Консульский устав СССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.06.1976 г.), то второй способ, напротив, максимально упрощен в соответствии с Гаагской конвенцией от 05.10.1961 г. и распространяется на всех ее участников, включая Российскую Федерацию.
Легализация — установление и засвидетельствование консулом подлинности подписей на документах, а равно соответствия их законам пребывания консула.
Апостиль — упрощенная форма легализации, представляющая/ собой специальный штамп, удостоверяющий подлинность подписи, должность, в которой выступало лицо, подписавшее документ подлинность печати или штампа, которым скреплен документ.
На иностранных лиц в полной мере распространяются положения об арбитражной процессуальной правосубьектности, установленные для российских лиц. Следует иметь в виду, что такой подход (равенство) основан на принципах взаимности. В необходимых случаях могут быть применены реторсии как ответные меры, по ограничению процессуальных прав иностранных лиц на ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций. Необходимость введения таких мер определяется Правительством Российской Федерации, а не арбитражным судом.
Иностранным лицам могут быть предоставлены процессуальные льготы, если это предусмотрено международными соглашениями. Льготы подразумевают применение более удобного правового режима в арбитражном процессе по сравнению с общим процессуальным регламентом. Необходимо изучить случаи и порядок предоставления таких льгот, а также их виды. Особое внимание следует в этой связи уделить судебным расходам.
Иностранные лица могут участвовать в процессе не только в качестве истцов и ответчиков, но и в качестве третьих лиц.
В ряде случаев участником процесса в том или ином качестве может быть иностранное государство. Согласно ст. 251 АПК РФ иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Судебный иммунитет государства основан на принципе суверенитета государства и равенстве государств в международных отношениях.
Судебный иммунитет государства — изъятие из компетенции судов одного государства рассмотрения споров с участием другого государства как международного суверена.
Судебным иммунитетом в силу международных договоров Российской Федерации и федерального законодательства могут обладать и международные организации. Однако этот иммунитет имеет другие основания по сравнению с иммунитетом государства.
Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства и правилами международной организации.
В доктрине различаются два вида судебного иммунитета государства: абсолютный (полный иммунитет, в том числе и в сфере гражданско-правовых отношений) и ограниченный или функциональный (иммунитетом охватываются действия государства только как политического суверена то есть участие в экономическом обороте исключается из иммунитета). В настоящее время законодателем развивается идея ограниченного иммунитета. При изучении данного вопроса следует обратить внимание также на правила применения судебного иммунитета.
Необходимо уяснить вопросы, связанные с особенностями рассмотрения дел с участием иностранных лиц. Разбирательство дел ведется в соответствии с национальным процессуальным законодательством. Однако если международным договором установлены иные правила судопроизводства, то применяются правила международного договора. Извещение иностранных лиц, проживающих (находящихся) вне пределов Российской Федерации, осуществляется посредством направления поручения в соответствующие органы. Срок рассмотрения дела при этом продлевается на период, предусмотренный международным договором. Судебные поручения могут касаться не только извещения, но и совершения отдельных процессуальных действий.
При рассмотрении вопроса о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений следует иметь в виду, что такое признание и исполнение невозможно при наличии условий, содержащихся в ст. 244 АПК РФ. Режим признания и приведения в исполнение иностранного судебного решения зависит от наличия соответствующих международных договоров. Например, Соглашением Российской Федерации и Республики Беларусь предусмотрен национальный режим исполнения судебных актов, то есть решение суда Республики Беларусь исполняется, как и решение, принятое российским судом, без каких-либо оговорок. Необходимо изучить и другие режимы, а также порядок рассмотрения дел о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений.