Тема 7. Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел. (Особое и упрощенное производство в арбитражном процессе).
Учитывая множество нововведений в действующем арбитражном процессуальном законе применительно к рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, следует внимательно изучить их специфику.
Прежде всего, необходимо обратиться к самим юридическим фактам как межотраслевому понятию.
Юридические факты — это предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения, изменения или прекращения субъективных гражданских прав.
Различают два основных вида юридических фактов: события и действия. События представляют собой факты, возникающие независимо от волеизъявления людей, а действиями называют факты, являющиеся результатом их сознательной деятельности.
Для указанной категории дел установлена исключительная подсудность. Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде по место нахождению (месту жительства) заявителя. Если требуется установить юридический факт, имеющий значение для возникновения, изменения, прекращения прав на недвижимое имущество, то дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде по месту нахождения имущества.
Следует изучить особенности производства по делам данной категории. В них отсутствует спор о праве как таковом.
Юридические факты в делах особого производства следует отличать от иных фактов, имеющих доказательственное значение, которые позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии самих юридических фактов.
Арбитражный суд может устанавливать факт принадлежности строения или земельного участка на праве собственности, факт регистрации предприятия (предпринимателя) в определенном месте в определенное время, факт добросовестного, открытого и непрерывного владения недвижимым имуществом как своим собственным. Названный перечень является открытым, а потому не исчерпывающим.
Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, принимается арбитражным судом к производству при соблюдении четырех условий одновременно:
1. заявленные факты порождают правовые последствия;
2. установление юридических фактов не связано со спором о праве;
3. заинтересованное лицо не имеет возможности установить заявленные факты путем восстановления документов;
4. действующее законодательство не предусматривает внесудебного порядка установления заявленных юридических фактов.
В случае возникновения спора о праве суд оставляет заявление об установлении юридического факта без рассмотрения и разъясняет заявителю право обратиться за защитой в общеисковом порядке.
Дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан находятся в исключительной подведомственности арбитражных судов независимо от субъектного состава лиц, участвующих в деле. Установлено и специальное правило территориальной подсудности: заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.
Организация (гражданин) признается банкротом, если по своему имущественному положению она не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с их предпринимательской деятельностью.
Производство по делу о банкротстве возбуждается на основании заявления лица, обладающего правом на обращение в суд с таким заявлением (должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы). Следует обратить внимание на требования, предъявляемые законом к форме и содержанию указанного заявления. Перечисленные лица имеют возможность обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом только при наличии признаков банкротства. В частности, гражданин или юридическое лицо признается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по оплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с того дня, когда они должны быть исполнены. Кроме того, признаком банкротства гражданина также является недостаточность стоимости имущества для погашения обязательств.
Лицами, участвующими в деле о банкротстве, согласно ст. 34 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.
Необходимо изучить статус указанных лиц, а также лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Особое внимание следует обратить на порядок назначения арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий первоначально (временный управляющий) назначается из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая выбирается собранием кредиторов большинством голосов.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — это некоммерческая организация, основанная на членстве, включенная в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, целями деятельности которой является регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
Банкротство подразделяется на определенные стадии: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство. Необходимо понять специфику производства по делам о несостоятельности (банкротстве) на каждой из указанных стадий. Заканчивается рассмотрение дела о банкротстве вынесением решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Следует изучить также порядок заключения мирового соглашения, выявить его особенности.
Названная категория дел в судебной арбитражной практике занимает значительное место. Указанные дела весьма сложны и многоаспектны. Важно учесть, что основной массив норм, регулирующих указанные процессуальные правоотношения, сосредоточен в специальном законе, хотя и нынешний АПК РФ регламентирует их более подробно, чем прежний кодифицированный акт.
Нововведением настоящего арбитражного процессуального закона (гл 29 АПК РФ) является выделение в особую категорию так называемых дел упрощенного производства. Круг вопросов, требующих особого внимания при изучении данной темы, достаточно широк
Упрощенный порядок рассмотрения дел предполагает, что порядок является более простым по сравнению с общим порядком Однако не все категории дел могут быть рассмотрены в упрощенном порядке Критерии допустимости упрощенного порядка рассмотрения арбитражным судом дел можно определить посредством анализа и сопоставления положений, изложенных в ст 226, 227 АПК РФ. При наличии возможности рассмотрения дела в упрощенном порядке суд в определении о принятии заявления к производству указывает на это Стороны имеют право в пятнадцатидневный срок подать возражения относительно упрощенного порядка рассмотрения дела. При отсутствии таковых, а также при отсутствии возражений ответчика по существу заявленных требований суд рассматривает дело единолично без вызова сторон
Производство по делам об оспаривании решений третейских судов в отличие от выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов стало предметом отрасли арбитражного процессуального права лишь с отнесением этих дел к компетенции арбитражных судов с 2002 г Судебная арбитражная практика еще только формируется, как, впрочем, и опыт ее научного осмысления Поэтому следует внимательно анализировать не только гл 30 АПК РФ, но и федеральные законы «О международном коммерческом арбитраже», «О третейских судах в Российской Федерации»
Необходимо обратить внимание на круг лиц, имеющих право обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения третейского суда или о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда С таким заявлением могут обратиться только участники третейского разбирательства Судебная практика ориентирует на то, что исключение могут составлять те лица, не являющиеся участниками третейского разбирательства, о правах и обязанностях которых принято решение третейским судом Но этот вопрос является в науке и судебной практике дискуссионным
Решение третейского суда подлежит отмене, если третейское соглашение недействительно, сторона не была должным образом уведомлена о проведении третейского разбирательства, решение вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением, состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствует третейскому соглашению, рассмотренный третейским судом спор не может быть предметом третейского разбирательства, решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права
Последнее из названного перечня оснований является наиболее сложным с точки зрения его объема и содержания Чаще всего возникают вопросы, связанные с наличием или отсутствием возможности отменить решение третейского суда, принятого с явным неправильным применением к спорным отношениям федерального закона
По приведенному перечню оснований, а также, если решение еще не стало обязательным для сторон, суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда
Кроме того, стороны могут обратиться в арбитражный суд с заявлением по вопросу компетенции третейского суда, то есть об отмене предварительного постановления третейского суда о наличии у него компетенции
Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды.
Условия, порядок и последствия передачи гражданско-правовых споров, подведомственных арбитражным судам, определены АПК РФ (ст. 4, 31, п. 5, 6 ст. 148, п. 3 ст. 150 и др.).
По соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела, но существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом (п. 6 ст. 4 АПК РФ). АПК РФ (ст. 4) изложил приведенную норму в полном соответствии со ст. 11 ГК РФ.
Вопросы о порядке передачи гражданско-правовых споров, подведомственных судам общей юрисдикции, регулируются нормами ГПК РФ (ст. 27,129, п. 4 ст. 142, ст. 155 и др.).
Из различных дел, подведомственных арбитражному суду, могут быть переданы на разрешение третейского суда лишь споры, возникающие из гражданских правоотношений между юридическими лицами (организациями, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя).
Споры гражданско-правового характера, возникающие (возникшие) между гражданином (физическим лицом) и юридическим лицом (организацией), по общему правилу не подпадают под данное положение.
Кроме третейских судов, разрешающих гражданско-правовые споры между гражданами, экономические споры гражданско-правового характера между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями, законодательством предусмотрены третейские суды для разрешения споров в сфере международных торговых и иных внешнеэкономических отношений.
Сущность третейского разбирательства споров, вытекающих из гражданских правоотношений, заключается в том, что стороны (субъекты) правоотношения по взаимному согласию доверяют рассмотрение и разрешение возникшего или могущего возникнуть спора третьему избранному (или назначенному ими в качестве судьи лицу и обязуются подчиниться его решению по существу спора). Тем самым они отказываются от государственного правосудия и выводят споры из юрисдикции государственных судов.
Третейскому производству характерны доверительность, возможность выбора судей самими сторонами, конфиденциальность.
В соответствии со ст. 3 Закона в Российской Федерации могут создаваться третейские суды для рассмотрения:
1. конкретного спора
2. постоянно действующие третейские суды, т. е. институциональные.
Постоянно действующие третейские суды (органы, которым по соглашению сторон поручена организация третейского разбирательства конкретного спора) могут создаваться:
1. торговыми палатами, биржами,
2. общественными объединениями предпринимателей и потребителей,
3. иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.
В законе оговаривается, что постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3).
Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:
1. приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
2. утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
3. утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.
Третейское разбирательство.Порядок организации, деятельности и разрешения споров для третейского суда, образованного для рассмотрения конкретного спора, определяется Законом о третейских судах.
В частности, порядок формирования состава третейского суда для разрешения конкретного спора определяется правилами ст. 8-10 Закона о третейских судах.
В третейском суде, созданном для разрешения конкретного спора, порядок разрешения спора определяется по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения третейский суд может определить порядок разрешения спора с учетом правил, установленных Законом о третейских судах (ст. 19).
В третейском суде для разрешения конкретного спора стороны могут по своему усмотрению определить место разрешения спора (ст. 20 указ. Закона). При отсутствии такой договоренности место разрешения спора определяется третейским судом с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.
Сторонам предоставляется также право определить язык, который должен применяться при разрешении спора. При отсутствии соглашения об этом, третейское разбирательство ведется на русском языке.
Третейский суд вправе потребовать от сторон перевода любых письменных доказательств на язык, который должен применяться при разрешении спора (ст. 21).
Федеральный закон «О третейских судах» дал (ст. 42) перечень случаев, служащих основаниями для отмены решения третейского суда.
В случае отмены решения третейского суда арбитражным судом любая из сторон вправе в соответствии с третейским соглашением обратиться в тот же постоянно действующий третейский суд (или в иной третейский суд). Право на вторичное обращение в третейский суд с аналогичным иском у сторон отсутствует.
В случае если решение третейского суда отменено полностью или частично вследствие недействительности третейского соглашения, или потому, что решение принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержащим постановления по вопросам, не охватывающим третейским соглашением. При указанных обстоятельствах заинтересованная сторона вправе обратиться в соответствующий арбитражный суд с соблюдением правил о подсудности дела.
Недостатки исправляются в течение 10 дней третейским судом по заявлению заинтересованной стороны, предварительно уведомив об этом другую сторону. По результатам исправления арифметических ошибок, опечаток о разъяснении решения суд выносит определение. Дополнительное решение и определения о разъяснении решения, об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок являются составной частью решения.
Заявитель вправе обратиться в компетентный арбитражный суд с просьбой о восстановлении пропущенного срока. Арбитражный суд вправе восстановить срок на подачу заявления о выдаче исполнительного листа, если найдет причины пропуска указанного срока уважительными, о чем он выносит определение. Определение об отказе в восстановлении пропущенного срока может быть обжаловано.
Заявление о выдаче исполнительного листа рассматривается судьей арбитражного суда единолично в течение 1 месяца со дня поступления в суд. Рассмотрение заявления происходит в порядке, установленном АПК РФ с уведомлением о месте и времени его рассмотрения сторон. Однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.
По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение.
Определение арбитражного суда о выдаче исполнительного листа подлежит немедленному исполнению. Определение арбитражного суда по вопросам выдачи исполнительного листа может быть обжаловано в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством.
ФЗ о третейских судах установил (ст. 46), что при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа арбитражный суд не вправе исследовать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу.
Суд, рассмотрев заявление, отказывает в выдаче исполнительного листа, если:
1. сторона, против которой было вынесено решение третейского суда, представит в арбитражный суд доказательства того, что третейское соглашение является недействительным, в том числе по основаниям, предусмотренным ст. 7 (форма и содержание третейского соглашения) ФЗ о третейских судах;
2. решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления третейского суда по вопросам, охватывающимся третейским соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, то в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение той части решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватывающимся третейским соглашением, не может быть отказано;
3. состав третейского суда или третейское разбирательство не соответствовали требованиям ст. 8 (требования, предъявляемые к третейскому судье), ст. 10 (формирование состава третейского суда), ст. 11 (основания для отвода третейского судьи), ст. 19 (определение правил третейского разбирательства) ФЗ о Третейских судах;
4. сторона, против которой было вынесено решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения.
5. арбитражный суд установил, что:
· спор не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;
· решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.
Как уже указывалось, в соответствии со ст. 43 ФЗ о третейских судах в случае отмены решения третейского суда любая из сторон вправе в соответствии с третейским соглашением обратиться в третейский суд.
За исключением споров, по которым третейское соглашение:
1. признано недействительным,
2. решение принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия,
3. либо содержащим постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением.
Согласно ст. 46 (п. 3) ФЗ при отказе в выдаче исполнительного листа по аналогичным основаниям стороны вправе в соответствии с третейским соглашением обратиться в третейский суд либо в арбитражный суд.
Кроме того, при невозможности рассмотрения спора в том же третейском суде исковое требование после отмены решения третейского суда (ст. 43) либо после отказа в выдаче исполнительного листа (ст. 46) может быть предъявлено в арбитражный суд в соответствии с установленной АПК РФ подсудностью.
Вступившее в силу решение третейского суда, которое стороной не выполнено добровольно, или на основании которого выдан исполнительный лист на принудительное исполнение, влечет для арбитражного процесса определенные правовые последствия. Так, в соответствии со ст. 150 (п. 3) арбитражный суд прекращает производство по делу, если имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям решение третейского суда.