Прекращение обязательства исполнением (п. «а» ст. 129 ГК)
1. Обязательство прекращается надлежащим (по качеству и количеству) и своевременным (в установленный срок) исполнением того действия, на которое направлено данное обязательство. Исполнение обязательства есть нормальный, основной способ его прекращения.
Должник не только обязан, но и имеет право освободиться от обязательства путем его исполнения, :
В соответствии с этим ст. 114 ГК предусматривает, что в случае отсутствия кредитора, уклонения его от принятия исполнения или иной просрочки с его стороны, а также недееспособности, при отсутствии представителя, уполномоченного и согласного принять исполнение, должник может внести причитающееся с него в нотариальную контору, о' чем нотариальная ко'нтор'а извещает кредитора повесткой или публикацией. Но этот порядок освобождения должника от обязательства применим только в тех случаях, когда предметом обязательства являются деньги или ценные, бумаги. Нотариальный орган, не входя в проверку основания взноса, принимает деньги и ценные бумаги, вносит их в свой депозит и объявляет о сделанном взносе кредитору, а по явке последнего выдает ему деньги и ценные бумаги.
Аналогичный порядок предусмотрен также в законодательстве других союзных республик.
2. Факт исполнения, освобождающего должника и прекращающего обязательство, может быть удостоверен путем составления соответствующего документа.
По обязательствам между социалистическими организациями в «Основных условиях поставки», в правилах о' подрядных работах и т. п. предусматривается составление соответствующих актов сдачи-приемки, в которых ' находят отражение действия сторон по исполнению и принятию исполнения. По безналичным расчетам между этими организациями совершение платежей удостоверяется банковскими выписками из соответствующих расчетных счетов.
26 Зак. 1779. Общее учение об обязательстве.
В инструкциях о производстве операций по вкладам и текущим счетам граждан в банках и сберкассах определен порядок записи операций по выдаче и принятию денежных сумм и ценностей, и указано, какие именно документы служат для доказательства произведенного платежа и погашения обязательств.
В тех случаях, когда для удостоверения факта исполнения и прекращения обязательства нет иных указаний в законе, подзаконном акте или договоре, должник, производя исполнение, может требовать выдачи ему соответствующей расписки — «квитанции». Должник может даже задержать исполнение, если кредитор или лицо, назначенное для принятия исполнения, отказывает в выдаче квитанции. Такой отказ со стороны кредитора или лица, управомоченного им на принятие исполнения, надлежит рассматривать как случай просрочки кредитора (ст. 122 ГК).
Зачет (п. «б» ст. 129 ГК)
Статья 129 ГК- содержит указания, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которому наступил.
Зачетом называется сделка, посредством которой из двух встречных однородных по предмету обязательств одно — меньшее по сумме — погашается полностью, а другое — большее по сумме — прекращается в части, равной меньшему требованию; если же оба обязательства по сумме равны, то оба они полностью погашаются зачетом.
Два обязательства признаются встречными, если лицо, являющееся кредитором по одному из них, является должником по другому, а лицо, являющееся должником по первому обязательству, является кредитором по второму.
Однородными являются обязательства, направленные на выдачу вещей, определенных одними и теми же родовыми признаками; таковы, например, два обязательства, оба направленные на поставку пшеницы одного и того же качества. Зачет невозможен в отношении обязательств, не имеющих своим предметом вещи: например, он невозможен, когда речь идет о взаимном предоставлении одинаковых услуг.
Хотя по закону (п. «б» ст. 129 ГК) зачет возможен в отношении взаимных и однородных обязательств, имеющих своим предметом любые вещи, определенные родовыми признаками, но практически он встречается лишь как способ погашения денежных обязательств.
Зачет приводит к тому, что два обязательства погашаются посредством одного платежа; в случае же равенства сумм обоих обязательств, для их погашения зачетом вовсе не требуется совершения платежей,
Поэтому зачет, когда налицо все необходимые для него предпосылки, нельзя назвать «заменой исполнения», а надо его считать видом и способом исполнения обязательства и притом надлежащим способом исполнения денежных обязательств.
2. Для зачета недостаточно лишь одного того факта, что два взаимных и однородных требования противостоят друг другу, как годные для зачета. Зачет не происходит автоматически. Наличие условий, требуемых ст. 129 ГК, является необходимой предпосылкой для совершения сделки, именуемой зачетом. Эта сделка может быть договором о зачете между двумя сторонами, но достаточно и одностороннего волеизъявления одной из сторон.
Должник, к которому предъявлено требование, может предъявить к зачету другое, встречное и однородное, требование, если это зачитываемое (предъявляемое к зачету) требование является таким, которое может быть осуществлено помимо воли другой стороны.
Поэтому необходимо, чтобы по предъявляемому к зачету требованию (обязательству) наступил срок исполнения или чтобы предъявляемое к зачету требование (обязательство) было бесспорным (т. е. таким, по которому кредитор вправе требовать, а должник обязан произвести исполнение немедленно — ст. 111 ГК.
Отсюда ясно также, что не может быть предъявлено к зачету требование из обязательства, по которому истекла исковая давность.
Предъявление к зачету требования есть способ платежа по другому — встречному — обязательству. Поэтому зачетом можно погасить встречное обязательство, по которому срок не наступил, только в том случае, если должник по этому встречному обязательству вправе чинить исполнение досрочно (ст. 112 ГК), или, иначе говоря, если кредитор обязан принять досрочное исполнение по этому обязательству.
3. Зачет, произведенный по заявлению одной стороны, действует с того момента, когда налицо все условия для зачета, требуемые по п. «б» ст. 129 ГК. Заявление о зачете является способом привести зачет в действие, но оно не является способом определения момента, с которого происходит действие зачета (как это правильно отмечено было М. М. А гарковы м, Гражданское право, учебник, 1944, т. 1, стр. 389). Поэтому, например, начисление процентов по погашенному зачетом обязательству прекращается с момента, когда наступили все условия для зачета, предусмотренные в законе, а не с момента, когда сделано было заявление о зачете. Заявление о зачете, следовательно, имеет обратное действие.
Отсюда вытекает также, что при ликвидации предприятия за» явление о зачете может быть принято от кредитора этого пред-
приятия, являющегося одновременно должником данного предприятия, если только условия для зачета наступили до принятия компетентным органом постановления о ликвидации данного предприятия: ибо в этом случае момент погашения обоих встречных требований считается наступившим до ликвидации.
Есл'и же наступление условий для зачета относится ко времени после принятия постановления о ликвидации, то зачет не может иметь места: кредитор ликвидируемой организации, являющейся одновременно должником, в порядке зачета получил бы полное удовлетворение своей претензии, что при недостаточности имущества предприятия для полного погашения всех кредиторских претензий, было бы нарушением принципа соразмерности в удовлетворении этих претензий и противоречило' бы порядку, установленному ст. 266 ГПК.
О зачете претензий при ликвидации предприятий трактует постановление 47 Пленума Верховного суда СССР от 7 июня 1943 г. (Сборник действующих постановлений Пленума и директивных писем Верховного суда СССР за 1941 г., стр. 110). На вопрос о том, подлежат ли зачету при ликвидации предприятий и акционерных обществ кредиторские претензии должников ликвидируемых предприятий и акционерных . обществ и возможно ли сальдирование взаимных расчетов по таким требованиям в«е порядка очередности. Пленум Верховного суда СССР ответил утвердительно; единственное ограничение, которое указано в этом постановлении, заключается в условии, чтобы кредиторская претензия, предъявленная к зачету, не перешла к должнику ликвидируемого предприятия или акционерного общества от третьего лица.
Таким образом, из приведенного постановления Пленума Верховного суда СССР вытекает допустимость зачета и в тех случаях, когда условия для него наступили после начала ликвидации — с чем едва ли можно согласиться.
4. Заявление о зачете не может быть противопоставлено требованию о выплате алиментов, так как таким путем алиментное обязательство оказалось бы погашенным без достижения его цели (предоставления содержания).
5. Зачет между социалистическими организациями в форме так называемого разового зачета применяется в тех случаях, когда у одного хозоргана имеются случайные встречные требования к поставщику, не вытекающие из постоянных хозяйственных взаимоотношений с ним. i Организация А„ обязанная произвести платеж в пользу организации Б. путем безналичного расчета через банк, может совершить этот платеж посредством разового зачета, если она (А.) имеет к организации Б. встречную претензию, под-
i См. М. У соски н, Основы кредитного дела, 1946, стр. 130 и сл.
тверждаемую бесспорными платежными документами, как-то: исполнительным листом, приказом арбитража, акцептованным платежным требованием, платежным требованием, подлежащим оплате в безакцептном порядке, и т. п. Порядок производства разовых зачетов определен в инструкции Госбанка СССР от 21 февраля 1938 г. («Бюллетень Финансового и Хозяйственного Законодательства», 1938, № 10, стр. 5).
6. Элемент зачета содержится также в расчетах, основанных на договоре контокоррента, по которому стороны взаимно обязуются заносить на единый счет — контокоррентный счет — свои требования друг к другу с тем, что сторона, оказавшаяся должником .при заключении счета, обязана уплатить другой стороне образовавшуюся разницу (сальдо). Сальдо, выведенное одной стороной и признанное или не оспоренное в течение определенного в законе срока другой стороной, погашает все взаимные требования, внесенные в контокоррентный счет. Таким образом, признание сальдо по контокоррентному счету является одним из способов прекращения обязательств, близких к зачету, но все же отличающимся от последнего: при зачете большее по сумме требование погашается в части, равной сумме меньшего — встречного требования, а в остальной сумме — продолжает существовать; признание же сальдо, основанное на договоре контокоррента, создает новое обязательство, заменяющее собой все обязательства нашедшие свое отражение в контокоррентном счете.
Одним из частных случаев контокоррентных отношений является отношение между социалистическими организациями по договору о периодических расчетах по сальдо. Такой способ расчета применяется при постоянных хозяйственных отношениях между двумя хозорганами, имеющими взаимные расчеты.
Отношения по договору контокоррента регулируются постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 г. (СЗ СССР 1930 г. № 38, ст. 409). Периодические расчеты по сальдо между хозорганами регулируются названным постановлением о контокорренте и Положением Госбанка о периодических расчетах по сальдо («Бюллетень Финансового и Хозяйственного Законодательства» 1938, № 60).
§ 56. Прекращение или изменение обязательства в случае прекращения или изменения планового задания, лежащего в основании данного обязательства
Изменение или прекращение обязательства, в основе которого лежит определенное плановое задание, имеет место в случаях, когда компетентный орган государства изменяет или отменяет это плановое задание. Вследствие этого, например, обязательство поставки фондируемой продукции прекращается, когда истекает
срок действия фонда, на основе которого это обязательство возникло.
Если стороны заключили договор, имеющий своим основанием -конкретное плановое задание, то изменение этого задания влечет за собой соответственные изменения договора, а отмена задания — расторжение договора. Порядок такого изменения или расторжения договора указан в ст. 2 Правил рассмотрения и разрешения имущественных споров органами государственного арбитража, где предусматривается: «Органы Госарбитража разрешают имущественные споры, руководствуясь директивами партии и правительства, законами, распоряжениями центральных и местных органов власти, утвержденными планами и заключенными хозорганами договорами. — В случае несоответствия договора законам и утвержденным в установленном порядке планам, Госарбитраж обязан, независимо от требований, заявленных сторонами, разрешить спор на основе законов и планов и одновременно привести договор в соответствие с директивами, законами и планами. В случае невозможности привести договор в соответствие с принятыми правительством планами и постановлениями (договор на строительство, не имеющий титулов; договор, влекущий за собой внеплановое использование фондов и т. п.), договор должен быть расторгнут Госарбитражем» (см. «Арбитраж в советском хозяйстве», 1948, стр. 199).
Стороны, заключившие договор на основе планового задания, также несут обязанность — при изменении этих заданий — привести договор в соответствие с этими изменениями. (См. об этом ст. ст. 9 и 22 постановления СНК СССР от 19 декабря 1933 г. о заключении договоров на 1934 год—СЗ СССР 1933 г. № 73, ст. 445).