Административное право, как и другие отрасли, имеют свою систему.
Система административного права – это совокупность, находящихся в органической связи институтов, подотраслей расположенных в определенной логической взаимосвязанной последовательности, отражающая целостность и единство отрасли права.
Административное право делится на общую и особенную части. В общую часть включают норы, регламентирующие основные принципы государственного управления, правовое положение субъектов административного права, формы и методы управленческой деятельности, административный процесс, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. В особенную часть входят нормы, регулирующие
Организацию управления в той или иной отрасли или сфере.
ЛИТЕРАТУРА:
1,2,3,4,6,7
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие социального управления и назовите его виды.
2. В чем состоит сущность государственного управления и его функций.
3. Назовите социально-правовые и организационные принципы государственного управления.
4. Назовите круг общественных отношений, регулируемых нормами административного права.
5. Дайте понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов.
6. Дайте понятие административно-правовых норм. Назовите элементы административно-правовой нормы.
Тема 2. Субъекты административного права Республики Беларусь
Граждане (административно-правовой статус граждан Республики Беларусь). Общественные объединения. Религиозные организации. Органы исполнительной власти. Система органов исполнительной власти в Республике Беларусь Государственные служащие. Общий порядок прохождения государственной службы. Виды ответственности государственных служащих.
Методические указания
Изучая данную тему, Вы должны уяснить основные права, свободы и обязанности граждан в области государственного управления, административно-правовые гарантии прав и свобод граждан, административно-правовой статус иностранных и лиц без гражданства. Основные права и обязанности граждан в области общественного порядка и общественной безопасности. Усвоить понятие и виды общественных объединений. Административно-правовой статус общественных объединений и других негосударственных организаций Республики Беларусь. Понятие и виды религиозных организаций. Административно-правовой статус религиозных организаций в Республике Беларусь.
Усвоить понятие и основные признаки органа исполнительной власти, его правовой статус. Виды органов исполнительной власти. Систему органов исполнительной власти в Республике Беларусь. Административно-правовой статус Президента Республике Беларусь. Уяснить понятия Совета Министров Республики Беларусь, как центрального органа исполнительной власти. Порядок его формирования, правовые основы деятельности.
Уяснить понятие государственной службы, её сущность, место в государственной организации. Усвоить принципы государственной службы. Систему правовых актов о государственной службе. Общий порядок прохождения государственной службы. Административно-правовой статус государственных служащих Республики Беларусь. Виды ответственности государственных служащих.
Для усвоения данной темы учащимися следует изучить следующие нормативно-правовые акты: Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» от 21.02.1995г., в редакции1997г.; Закон РБ «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах от 07.07.1998г., Закон РБ «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06. 2003г. № 204-3, Закон РБ «О гражданстве Республики Беларусь» от 01.08.2002г. № 136-3; Закон РБ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» ль 03.06.1993г.; Закон РБ «О политических партиях» от 05.10. 1994г.; Закон РБ «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 17.12.1992г. (с изменениями и дополнениями от 17.01.1995г.); Закон РБ «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании в Республике Беларусь» от 30.12.1997г.; Положение об Администрации Президента Республики Беларусь. Утверждено приказом Президента Республики Беларусь от 23.01. 1997г.
ЛИТЕРАТУРА:
1,2,4,6,11.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные права, свободы и обязанности граждан в области государственного управления.
2. Перечислите административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.
3. Дайте определение понятия общественных объединений и назовите виды общественных объединений.
4. Дайте определение понятия религиозных организаций и назовите виды религиозных организаций.
5.Дайте понятие органа исполнительной власти и назовите основные признаки органа исполнительной власти.
6. Назовите порядок формирования центрального органа исполнительной власти – Совета Министров Республики Беларусь.
7. Назовите основные принципы государственной службы и общий порядок прохождения государственной службы.
Тема 3. Административно-правовые формы и методы управления.
Понятие и виды административно-правовых форм. Административно-правовые акты управления. Понятие и сущность административно-правовых методов. Виды административно-правовых методов.
Методические указания
В результате изучения данной темы у Вас должно сформироваться представление об административно-правовых формах и методах государственного управления. Изучая данную тему, Вы должны уяснить понятия и виды административно-правовых форм. Виды форм управленческой деятельности. Понятие правотворческой (нормоустановительной) деятельности. Правоприменительная деятельность и её виды (регулятивная и правоохранительная).Уяснить понятие и юридическое значение акта государственного управления, виды административно-правовых актов управления, требования, предъявляемые к актам государственного управления и последствие их несоблюдения.
Понятие и сущность административно-правовых методов, виды административно-правовых методов.
ЛИТЕРАТУРА:
1; 2; 6; 7; 8; 11.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие и назовите виды административно-правовых форм управленческой деятельности.
2. Дайте понятие акта государственного управления.
3. Перечислите требования, предъявляемые к актам государственного управления и каковы последствия их несоблюдения.
4. Понятие и сущность административно-правовых методов.
5. Назовите виды административно-правовых методов.
Тема 4. Административное принуждение
Понятие и виды мер административного принуждения. Цели и основания применения административного принуждения. Органы (должностные лица) уполномоченные применять меры административного принуждения. Гарантии законности при применении мер административного принуждения.
Методические указания
Изучая данную тему, Вы должны уяснить, что представление о правовом государстве ассоциируется с двумя факторами: порядком в обществе и защищенностью граждан. Принуждение необходимо для охраны правопорядка, интересов граждан и организаций, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти.
В обществе существуют различные виды принуждения. По объекту воздействия различаются психические, материальные, организационные и физические воздействия. Последнее может быть направлено на личность, её имущество.
Государственное принуждение подразделяется на физическое или психическое. Цель принуждения – заставить конкретных субъектов права соблюдать предписания или воздержаться от определенных действий. Принуждение основано на нормах права и выступает в форме правового принуждения.
Правовое принуждение выражается в конкретных принудительных мерах (уголовных, административных, дисциплинарных, материальных). Процедура применения принуждения строго регламентирована (определена) законодательством. Учащимся необходимо уяснить, что принуждение не имеет цели причинить лицу (нарушителю) физическое страдание или унизить его человеческое достоинство.
Принуждение содержит устрашающий, карательный признак ( основной элемент принуждения), оно осуществляется в связи с неправомерным для общества деянием, как реакция на вредоносное поведение. Если же нет неправомерных действий, нет и принуждения.
В зависимости от основания и процедурных особенностей выделяют четыре основных вида государственного принуждения:
а/ уголовно-правовое;
б/ гражданско-правовое;
в/ дисциплинарное;
г/ административно-правовое.
Меры административного принуждения весьма разнообразны и многочисленны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения. Все меры административного принуждения могут быть подразделены на четыре группы:
- административно-предупредительные меры;
- меры административного пресечения;
- меры административного обеспечения;
- меры административного взыскания.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить органы (должностные лица) уполномоченные применять меры, а также административные принуждения.
ЛИТЕРАТУРА:
1; 2; 4; 7; 8; 12
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие административного принуждения и назовите его отличие от других видов государственного принуждения.
2. Каковы цели и основания применения административного принуждения.
3. Назовите виды мер административного принуждения.
4. Назовите органы (должностные лица) уполномоченные применять меры административного принуждения.
5. Назовите гарантии законности при применении мер административного принуждения.
ТЕМА 5. Административная ответственность
Понятие и основные черты административной ответственности. Принципы административной ответственности. Административное правонарушение (проступок) как основание административной ответственности. Субъекты административной ответственности. Административные взыскания. Дисциплинарная и материальная ответственность.
Методические указания
Изучив данную тему, Вы должны знать, что административная ответственность – ключевой институт административного права. Она включает административно-правовые нормы, характеризующие и регулирующие данный вид ответственности.
Административным законодательством урегулированы следующие ответственности:
а/ административная ответственность граждан;
б/ административная ответственность организации;
в/ дисциплинарная ответственность военнослужащих, работников милиции, студентов, учащихся и лиц, свобода которых ограничена по приговору суда;
г/ материальная ответственность военнослужащих, работников МВД.
Административная ответственность – эта форма реагирования государства на правонарушения, которая проявляется в применении полномочными органами (должностными лицами) конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) в пределах и порядке, установленных государством, по отношению к виновным лицам, совершившим правонарушения.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение, а мерами - административное взыскание.
Административная ответственность базируется на следующих основополагающих принципах:
1. Законность;
2. Ответственность за вину.
3. Индивидуализация ответственности.
4. Неотвратимость ответственности.
5. Целесообразность ответственности.
6.Гласность ответственности.
Учащиеся должны уяснить понятие административного правонарушения (проступка), его состав, а также субъекты административной ответственности. Учащиеся должны усвоить понятие, цели и основания применения административного взыскания.
Отличие административного взыскания от дисциплинарного проступка и уголовной ответственности. Систему административных взысканий, основные и дополнительные административные взыскания. Виды мер административных взысканий. Общие правила наложения административных взысканий, смягчающие и отягчающие обстоятельства и их виды.
ЛИТЕРАТУРА:
3; 4; 7; 8; 12
Вопросы для самоконтроля:
1. Дать понятие и назвать основные черты административной ответственности.
2. Назовите основные принципы административной ответственности.
3. Дайте понятие правонарушения (проступка).
4. Назовите субъекты административной ответственности.
5. Дайте понятие и назовите основания применения административного взыскания.
6. Перечислите виды административных взысканий.
7.Назовите общие правила наложения административного взыскания.
8. Перечислите смягчающие и отягчающие обстоятельства административной ответственности.
Тема № 6. Виды административных правонарушений и взыскания, применяемые за их совершение
Методические указания
По данной теме, учащемуся следует усвоить следующие административные правонарушения в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об Административных правонарушениях:
- административные правонарушения против здоровья, чести и достоинств человека, прав и свобод человека и гражданина;
- административные правонарушения против собственности;
- административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности;
- административные правонарушения в области предпринимательской деятельности;
- административные правонарушения против порядка налогообложения;
- административные правонарушения против таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения);
- административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования;
- административные правонарушения против здоровья населения;
- административные правонарушения против общественного порядка и нравственности;
- административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
- административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия;
- административные правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов;
- административные правонарушения против архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства;
- административные правонарушения в области связи и информации;
-административные правонарушения против порядка управления;
- административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции;
- административные правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на военную службу и воинского учета.
ЛИТЕРАТУРА:
3; 10; 11.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина.
2. Дайте характеристику административного правонарушения против собственности.
3. Охарактеризуйте административное правонарушение в области предпринимательской деятельности.
4. Охарактеризуйте административные правонарушения против общественного порядка и нравственности.
5. Охарактеризуйте административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
6. Охарактеризуйте административные правонарушения против порядка управления.
7. Охарактеризуйте административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции.
Тема № 7. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Система и разграничение компетенции органов (должностных лиц) уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Полномочия должностных лиц. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Методические указания
При изучении данной темы учащемуся следует уяснить понятия системы органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Правовые основы установления этой системы. Разграничения компетенции органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Полномочия должностных лиц.
Изучая вопрос о подведомственности дел, уделите внимание вопросам о подведомственности дел об административных правонарушениях административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних, исполкомам сельских, поселковых Советов депутатов. Подведомственность дел районным (городским) судам. Подведомственность дел об административных правонарушений органами внутренних дел, иными органами и должностными лицами.
ЛИТЕРАТУРА:
2; 4; 7; 8; 9; 12.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие системы органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
2. Назовите полномочия должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
3. Дать понятие подведомственности.
4. Охарактеризуйте подведомственность дел районным (городским) судам.
5. Охарактеризуйте подведомственность дел административными комиссиями исполкомов, комиссиями по делам несовершеннолетних.
6. Охарактеризуйте подведомственность дел об административных правонарушений органов внутренних дел.
Тема 8. Административно-процессуальная деятельность.
Административный процесс: сущность, виды, принципы. Административная юрисдикция, основные черты. Субъекты административного процесса. Административно-процессуальные нормы и отношения. Процессуальные гарантии прав граждан в административном процессе.
Методические указания
Изучая данную тему, Вы должны уяснить, прежде всего, подведомственность дел об административных правонарушениях. Подведомственность представляет собой закрепление в КоАП разделение всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции.
К органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся:
1. Административные комиссии.
2. Исполнительные комитеты.
3. Комиссии по делам несовершеннолетних.
Комиссии по борьбе с пьянством.
Районные (городские) суд (судьи).
Органы внутренних дел (милиция).
Осуществляя исполнительную и распорядительную деятельность государственные органы управления и их должностные лица совершают административно-процессуальные действия правоприменительного и правоохранительного характера.
Процессуальную деятельность исполнительной власти следует рассматривать в широком и узком смысле:
а) в широком – совокупность действий субъектов исполнительной власти для реализации своей компетенции по правоприменению;
б) в узком – совокупность действий субъектов исполнительной власти по правоохранению.
Административно-процессуальная деятельность органов исполнительной власти воплощается в издании ими ненормативных, индивидуальных правовых актов, с помощью которых разрешаются конкретные (индивидуальные) дела в сфере государственного управления.
Основой административно-процессуальной деятельности являются индивидуальные дела.
Отдельные процессуальные действия органов исполнительной власти (должностных лиц) осуществляются без издания индивидуальных правовых актов (например, меры по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях (доставление, досмотр, задержание и др.).
Административный процесс – урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов государственного управления (должностных лиц) по разрешению индивидуальных административных дел в порядке реализации функций исполнительной власти.
Принципы административного процесса:
Законность, компетенция, охраны интересов личности и государства, процессуального равенства сторон, достижение материальной истины, доступности, гласности, экономичности, ответственности.
При изучении данного вопроса учащемуся важно знать стадии административного процесса:
- возбуждение управленческого дела (вопроса) и его расследование;
- рассмотрение дела и принятие по делу решения;
- обжалование и опротестование решения;
- исполнение решения.
В административном процессе в качестве субъектов (участников) процесса выступают:
- граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства;
- государственные органы, предприятия, учреждения;
- общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения;
- государственные служащие;
- служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.
ЛИТЕРАТУРА:
1; 2; 4; 5; 6; 7; 9.
Вопросы для самоконтроля:
1.Дать понятие административной подведомственности.
2. 1. Дайте понятие административного процесса.
3. Назовите принципы административного процесса. Дайте краткую характеристику.
4. Назовите стадии административного процесса.
5. Перечислите субъекты административного процесса.
6. Дайте понятие административно-процессуальной правоспособности и дееспособности.
Тема 9. Производство по делам об административных правонарушениях.
Задачи производства по делам об административных правонарушениях. Принципы производства по делам об административных правонарушениях. Доказательства по делам об административных правонарушениях. Субъекты по делам об административных правонарушениях. Понятие стадий производства по делам об административных правонарушениях. Возбуждение и расследование дела об административном правонарушении. Органы (должностные лица), уполномоченные возбуждать и проводить
административное расследование.
Методические указания
Приступая к изучению данной темы, Вы должны уяснить, что существует разница между понятием административного процесса и административным производством.
Если административный процесс есть урегулированный административно-процессуальными нормами порядок разрешения индивидуальных административных дел в сфере государственного управления, то административные производства представляют собой порядок рассмотрения и разрешения определенной категории дел в сфере управления.
Административное производство – это урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета.
Критерием деления административного процесса на отдельные виды производства служит характер индивидуально- конкретных дел, отражающий их наиболее существенные свойства и особенности. Этот критерий обусловливает особенности того или иного вида производств, поскольку каждое производство имеет целью установление четкого порядка рассмотрения и разрешения конкретной категории управленческих дел. Например, порядок рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб граждан существенно отличается от установленного порядка применения уполномоченными на то органами мер поощрения к гражданам за достигнутые успехи в хозяйственной или иной сфере управления.
Учащимся очень важно уяснить задачи производства по делам административных правонарушений. Такими задачами являются:
1. Своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств по делу.
2. Разрешение дела в соответствии с законом.
3. Предупреждение правонарушений.
4. Обеспечение исполнения вынесенного постановления.
5. Выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
6. Воспитание граждан в духе соблюдения законов.
При изучении данной темы очень важно уяснить обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. К таким обстоятельствам относятся:
1. Отсутствие события и состава административного правонарушения.
2. Недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
3. невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие.
4. Действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны.
5. Издание акта амнистии. Если он устраняет применение административного взыскания.
6. Отмена акта, устанавливающего административную ответственность.
7. Истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков наложения административного взыскания.
8. Смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.
9. Отсутствие жалобы потерпевшего либо примирение потерпевшего с нарушителем по административным правонарушениям, связанным с умышленным легким телесным повреждением или побоями, клеветой и оскорблением.
Субъектами (участниками) административного производства являются:
1. Государственные органы.
2. Потерпевший.
3. Законные представители.
4. Адвокат.
5. Свидетель.
6. Эксперт.
Очень важно знать понятия доказательства об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновности данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного, всестороннего и объективного разрешения дела.
К доказательствам относятся:
1. Протокол об административном правонарушении.
2. Объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности;
3. Показания потерпевшего.
4. Показания свидетеля.
5. Заключение эксперта.
6. Вещественные доказательства.
7. Протокол об изъятии вещей и документов.
8. Показание технических и других средств.
9. Иные документы, имеющие отношение к делу.
ЛИТЕРАТУРА:
1; 2; 4; 7; 8; 9.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите задачи производства по делам об административном правонарушении.
2. Перечислите принципы производств по делам об административном правонарушении.
3. Перечислите субъекты по делам об административном правонарушении.
4. Назовите доказательства по делам об административном правонарушении.
5. Перечислите органы (должностные лица) уполномоченные возбуждать и проводить административные расследования.
Тема 10 . Административное право и управление экономикой, социально-культурной сферой и административно-политической сферой.
Экономика и её отрасли. Управление промышленностью. Управление сельским хозяйством. Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством. Управление коммуникациями. Управление использования и охраной природных ресурсов. Управление торговлей. Социально-культурная сфера государства. Управление образованием. Управление наукой. Управление культурой. Управление здравоохранением. Управление в области социальной защиты граждан. Административно политическое строительство. Управление обороной. Управление государственной безопасностью. Управление внутренними делами. Управление юстицией. Управление культурными связями с зарубежными странами. Управление иностранными делами. Управление в области внешнеэкономической деятельности.
Методические указания
Изучаемая тема является одной из важнейших в курсе «административное право». Для удобства изучения тема разделена на три подгруппы:
Первая подгруппа «Административное право и управление экономикой».
К данной подгруппе следует отнести следующие вопросы:
- Экономика и её отрасли,
- Управление промышленностью;
- Управление сельским хозяйством;
- Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством;
- Управление коммуникациями;
- Управление использованием и охраной природных ресурсов;
- Управление торговлей.
Учащимся очень важно уяснить, что такое экономика.
Экономика всегда выступает материальной основой существования общества. Она занимает ведущее место в системе общественных отношений и определяет содержание политической, правовой, духовной и других сфер общественной жизни.
Под экономикой понимают хозяйство всей страны или совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы, или совокупность экономических отношений, складывающихся в системе производства, обмена, распределения и потребления благ.
Нынешнее состояние экономики Беларуси характеризуется коренными преобразованиями, переходом от прежней, административно-командной (социалистической) системы экономических отношений к принципиально новой, современной рыночной экономической системы.
Основой экономики, экономической системы Республики Беларусь является собственность. Исходя из Конституции Беларуси, законодательства можно выделить две формы собственности: государственную и частную. Размеры государственной собственности Республики Беларусь, её доля в национальной экономике и структура постоянно изменяются. Исходя из анализа Закона Республики Беларусь об объектах, находящихся только в собственности государства, в структуре государственной собственности можно выделить: природные ресурсы, производственный сектор, транспорт, финансовые и кредитные ресурсы, запасы и резервы, общественный непроизводственный сектор и т.п.
В последние годы в Беларуси наблюдается развитие государственных промышленных концернов: «Белместпром», Беллесбумпром», «Белбиофарм», «Беллегпром», «Белнефтехим», Белорусский государственный научно-производственный концерн порошковой металлургии, «Белвтормет», Белресурсы» и др. В концерны объединяются наиболее крупные и значимые предприятия сходных отраслей, осуществляющие отдельные производственные и другие хозяйственные функции, а также отдельные функции управления.
Структура, формы организации и недостаточная эффективность экономики Беларуси ставят её, как считают специалисты, перед выбором: либо качественно менять систему управления, и в особенности крупными предприятиями, либо реформировать отношения собственности и разрушать технологический монополизм с целью создания условий для свободной конкуренции.
Каждая страна пытается определить свой курс в отношении экономики.
Он может выражаться в «мягких» или «жестких» формах и методах управления. Объектом особой заботы и центром управленческого воздействия государства в сфере экономики выступает собственность, поскольку от её развития зависит экономическая стабильность, формирование гражданского общества и достойный уровень жизни его членов. В условиях доминирующего положения государственной собственности в экономике Республики Беларусь, когда государству принадлежит целые сферы экономики и отрасли производственной инфраструктуры, оно в лице своих органов «организует управление государственной собственностью» (ст.107 Конституции) и «осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях». (ст. 13 Конституции). Бесспорно, роль государства в сфере переходной экономики значительно усиливается. Это положение занимает первое место в белорусской модели социально- экономического развития.
Важно на уровне закона закрепить цели, задачи, формы и методы государственного управления и административно- правового регулирования, а также четко определить объекты, сферы, области и пределы их воздействия, что будет способствовать скорейшему формированию современной рыночной экономики.
В соответствии с Примерной структурой областного, Минского городского, городского (городов областного подчинения), районного исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2001г. № 723 «О структуре и численности работников исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах», вопросы управления экономикой находятся в ведении:
- комитетов экономики, управлений энергетики, топлива и коммуникаций областных исполкомов;
- комитета экономики, управления энергетики и городского хозяйства Минского горисполкома;
- управления экономики горисполкомов;
- отделов экономики райисполкомов;
- управлений экономики местных администраций районов в г. Минске;
- отделов экономики местных администраций районов в городах.
Вторая подгруппа «Административное право и управление социально- культурной сферой. При изучении данной темы Вам необходимо уяснить следующие вопросы:
- Социально-культурная сфера государства;
- Управление образованием;
- Управление наукой;
- Управление культурой;
- Управление здравоохранением;
- Управление в области социальной защиты граждан;
Прежде всего, Вам необходимо понять, что представляет собой социально- культурная сфера.
Социально-культурная сфера, в которой осуществляется управление, представляет собой отдельную область деятельности органов государственного управления, характеризующуюся специфическими чертами. Во-первых, это преимущественно духовная, не материальная по характеру область; во-вторых, в нее входят особые объекты управления, особый профиль учреждений; в- третьих, осуществляемая в ней деятельность выражается в создании, использовании (распространении) и охране духовных ценностей; в-четвертых, такая деятельность направлена на воспитание человека, формирование гармонически развитой личности, наиболее полное удовлетворение культурных потребностей населения, охрану его здоровья и социальную защиту.
Рассматриваемая сфера объединяет образование, науку, культуру, здравоохранение, спорт и туризм, социальную защиту, государственный контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости и миграции населения.
Государственному управлению подвергается не сама социально-культурная сфера как таковая, а ее составляющие структурные элементы: образование, культура и т.д.
Социально-культурная сфера – целостное явление лишь по своим специфическим признакам, внешним очертанием, не является объектом управления. Управление осуществляется не самой социально-культурной сферой, а отдельными ее отраслями.
Социально-культурная сфера в большей своей части имеет государственный характер. Преимущественно в ведении органов государственного управления находятся социально-культурные учреждения и организации - это дошкольные учреждения, школы, средние специальные учебные заведения, вузы, научно-исследовательские организации, клубы, театры, библиотеки, больницы, спортивные организации и т.п. Организация их деятельности обеспечивается соответствующими органами государственного управления. Подобные органы имеют как в це6нтре, так и на местном уровне.
К республиканским органам государственного управления относятся: Министерство образования, Национальная академия наук Беларуси, Комитет по науке и технологиям, Министерство культуры, Министерство информации, Высшая аттестационная комиссия, Министерство здравоохранения, Министерство спорта и туризма, Министерство труда и социальной защиты.
Многие из названных министерств имеют свои органы управления при областных, Минском городском и районных исполнительных комитетах: отделы, управления, комитеты. Социально-культурная сфера охватывает и имеющиеся подобного рода учрежде