Лекция № 1. Правовая охрана изобретений и полезных моделей: особенности, история. Сущность и назначение патентных прав на изобретения и полезные модели.
1. Особенности правовой охраны изобретений и полезных моделей.
2. История зарождения и развития института промышленной собственности.
3. Теории, обосновывающие необходимость предоставления исключительных прав на изобретения и полезные модели (естественно-правовая, утилитаристская, экономический анализ прав).
4. Актуальные проблемы в сфере патентования изобретений и полезных моделей.
Задания для подготовки к лекции:
1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме лекции
2. На основе анализа литературы выделить три наиболее актуальные для теории и судебной практики проблемы патентной охраны изобретений и полезных моделей
3. Подготовить ответ на вопрос: «Зачем государства предоставляют легальную монополию (исключительные права) на изобретения и полезные модели»?
Лекция № 2. Признание патента на изобретение и полезную модель недействительным. Защита патентных прав на изобретения и полезные модели
1. Основания признания патента на изобретение и полезную модель недействительным.
2. Порядок признания патента недействительным.
3. Споры, связанные с защитой патентных прав.
4. Форма и способы защиты нарушенного исключительного права на изобретения и полезные модели.
Задания для подготовки к лекции:
1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме лекции
2. Проанализировать судебную практику взыскания убытков / компенсации за нарушение исключительного права на патентоохраняемый объект
3.3.2. Лекции для заочной формы обучения (2 часа)
Лекция № 1. Правовая охрана изобретений и полезных моделей: особенности, история. Сущность и назначение патентных прав на изобретения и полезные модели.
1. Особенности правовой охраны изобретений и полезных моделей.
2. История зарождения и развития института промышленной собственности.
3. Теории, обосновывающие необходимость предоставления исключительных прав на изобретения и полезные модели (естественно-правовая, утилитаристская, экономический анализ прав).
4. Актуальные проблемы в сфере патентования изобретений и полезных моделей.
Задания для подготовки к лекции:
1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме лекции
2. На основе анализа литературы выделить три наиболее актуальные для теории и судебной практики проблемы патентной охраны изобретений и полезных моделей
3. Подготовить ответ на вопрос: «Зачем государства предоставляют легальную монополию (исключительные права) на изобретения и полезные модели»?
Практические занятия
3.4.1. Практические занятия для студентов очной формы обучения (всего 16 часов)
Занятие № 1. Понятие изобретения и полезной модели. Патентование изобретений и полезных моделей (2 часа)
1. Понятие изобретений, полезных моделей. Критерии патентоспособности.
2. Получение патента на изобретение и полезную модель.
3. Стратегии патентования технических решений («Патентный флудинг». «Патентные заборы» (patent fence). «Патентные заросли» (patent thicket). Патентные пулы). Формирование патентного партфолио.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.
2. Подготовиться к дискуссии по теме:
- «Антиконкурентные стратегии патентования («патентный флудинг», «патентные заборы», «патентные заросли»): возможные механизмы правовой борьбы с ними»;
3. Подготовить письменный обзор по вопросу: «Стратегии формирования патентного партфолио ведущими IT компаниями / фармацевтическими компаниями».
Альтернативно (по выбору преподавателя): Подготовить реферат по теме «Патентование IT решений».
Занятие № 2. Патентные права. Границы и пределы осуществления исключительных прав на изобретения и полезные модели (4 часа)
1. Патентные права на изобретение и полезную модель.
2. Границы исключительного права на изобретения и полезные модели. Злоупотребления правами на изобретения и полезные модели.
3. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права на изобретение и полезную модель.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Написать юридическое эссе на одну из тем:
- Патентные троллинг: сущность и механизмы борьбы с ним;
- Принцип патентного эстоппеля: российский и зарубежный опыт;
- Положение Болар (Bolar Provision) в российском и зарубежном правопорядках.
Подготовиться к устному обсуждению (дискуссии) данных вопросов.
2. Решение составленных преподавателем задач;
3. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.
Занятие № 3. Создание изобретений и полезных моделей по договору. Служебные изобретения и полезные модели (2 часа)
1. Создание изобретения, полезной модели по договору (подряда, НИОКР, при выполнении государственного контракта);
2. Сущность и назначение института служебных изобретений.
3. Права автора и работодателя в отношении служебных изобретений и полезных моделей.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия
2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;
3. Подготовить обзор судебной практике по вопросу: «Споры, возникающие в связи с созданием служебного изобретения»;
4. Решение составленных преподавателем задач
Занятие № 4. Распоряжение исключительным правом на изобретение и полезную модель (2 часа)
- Лицензионные соглашения на изобретения и полезные модели;
- Отчуждение исключительного права на изобретение и полезную модель;
- Передача исключительного права / права на использование изобретения или полезной модели в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия
2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;
3. Решение составленных преподавателем задач
Занятие № 5. Признание патента на изобретение или полезную модель недействительным (2 часа)
1. Основания признания патента на изобретение и полезную модель недействительным.
2. Порядок признания патента недействительным.
3. Подведомственность споров о признании патента недействительным.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;
2. Подготовить обзор судебной практике по теме: «Признание патента недействительным»;
3. Решение составленных преподавателем задач
Занятие № 6. Защита патентных прав на изобретения и полезные модели (4 часа)
1. Споры, связанные с защитой патентных прав на изобретения и полезные модели;
2. Форма и способы защиты нарушенного исключительного права на изобретения и полезные модели;
3. Компенсация как мера ответственности за нарушение исключительного права на изобретение или полезную модель.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;
2. Решение составленных преподавателем задач;
3. Подготовиться к деловой игре по теме «Защита нарушенного исключительного права на изобретение».
4. Составление 5 задач по теме семинара
3.4.2. Практические занятия для очно-заочной формы обучения (всего 12 часов)
Занятие № 1. Понятие изобретения и полезной модели. Патентование изобретений и полезных моделей (2 часа)
1. Понятие изобретений, полезных моделей. Критерии патентоспособности.
2. Получение патента на изобретение и полезную модель.
3. Стратегии патентования технических решений («Патентный флудинг». «Патентные заборы» (patent fence). «Патентные заросли» (patent thicket). Патентные пулы). Формирование патентного партфолио.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.
2. Подготовиться к дискуссии по теме:
«Антиконкурентные стратегии патентования («патентный флудинг», «патентные заборы», «патентные заросли»): возможные механизмы правовой борьбы с ними»;
3. Подготовить письменный обзор по вопросу: «Стратегии формирования патентного партфолио ведущими IT компаниями / фармацевтическими компаниями».
Альтернативно (по выбору преподавателя): Подготовить реферат по теме «Патентование IT решений».
Занятие № 2. Патентные права. Границы и пределы осуществления исключительных прав на изобретения и полезные модели (2 часа)
1. Патентные права на изобретение и полезную модель.
2. Границы исключительного права на изобретения и полезные модели. Злоупотребления правами на изобретения и полезные модели.
3. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права на изобретение и полезную модель.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Написать юридическое эссе на одну из тем:
- Патентные троллинг: сущность и механизмы борьбы с ним;
- Принцип патентного эстоппеля: российский и зарубежный опыт;
- Положение Болар (Bolar Provision) в российском и зарубежном правопорядках.
Подготовиться к устному обсуждению (дискуссии) данных вопросов.
2. Решение составленных преподавателем задач;
3. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.
Занятие № 3. Создание изобретений и полезных моделей по договору. Служебные изобретения и полезные модели (2 часа)
1. Создание изобретения, полезной модели по договору (подряда, НИОКР, при выполнении государственного контракта);
2. Сущность и назначение института служебных изобретений.
3. Права автора и работодателя в отношении служебных изобретений и полезных моделей.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия
2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;
3. Подготовить обзор судебной практике по вопросу: «Споры, возникающие в связи с созданием служебного изобретения»;
4. Решение составленных преподавателем задач
Занятие № 4. Распоряжение исключительным правом на изобретение и полезную модель (2 часа)
1. Лицензионные соглашения на изобретения и полезные модели;
2. Отчуждение исключительного права на изобретение и полезную модель;
3. Передача исключительного права / права на использование изобретения или полезной модели в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия
2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;
3. Решение составленных преподавателем задач.
Занятие № 5. Признание патента на изобретение или полезную модель недействительным (2 часа)
1. Основания признания патента на изобретение и полезную модель недействительным.
2. Порядок признания патента недействительным.
3. Подведомственность споров о признании патента недействительным.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;
2. Подготовить обзор судебной практике по теме: «Признание патента недействительным»;
3. Решение составленных преподавателем задач
Занятие № 6. Защита патентных прав на изобретения и полезные модели (2 часа)
1. Споры, связанные с защитой патентных прав на изобретения и полезные модели;
2. Форма и способы защиты нарушенного исключительного права на изобретения и полезные модели;
3. Компенсация как мера ответственности за нарушение исключительного права на изобретение или полезную модель.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;
2. Решение составленных преподавателем задач;
3. Подготовиться к деловой игре по теме «Защита нарушенного исключительного права на изобретение».
4. Составление 5 задач по теме семинара.
3.4.3. Практические занятия для студентов заочной формы обучения (всего 12 часов)
Занятие № 1. Понятие изобретения и полезной модели. Патентование изобретений и полезных моделей (2 часа)
1. Понятие изобретений, полезных моделей. Критерии патентоспособности.
2. Получение патента на изобретение и полезную модель.
3. Стратегии патентования технических решений («Патентный флудинг». «Патентные заборы» (patent fence). «Патентные заросли» (patent thicket). Патентные пулы). Формирование патентного партфолио.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.
2. Подготовиться к дискуссии по теме:
- «Антиконкурентные стратегии патентования («патентный флудинг», «патентные заборы», «патентные заросли»): возможные механизмы правовой борьбы с ними»;
3. Подготовить письменный обзор по вопросу: «Стратегии формирования патентного партфолио ведущими IT компаниями / фармацевтическими компаниями».
Альтернативно (по выбору преподавателя): Подготовить реферат по теме «Патентование IT решений».
Занятие № 2. Патентные права. Границы и пределы осуществления исключительных прав на изобретения и полезные модели (2 часа)
1. Патентные права на изобретение и полезную модель.
2. Границы исключительного права на изобретения и полезные модели. Злоупотребления правами на изобретения и полезные модели.
3. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права на изобретение и полезную модель.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Написать юридическое эссе на одну из тем:
- Патентные троллинг: сущность и механизмы борьбы с ним;
- Принцип патентного эстоппеля: российский и зарубежный опыт;
- Положение Болар (Bolar Provision) в российском и зарубежном правопорядках.
Подготовиться к устному обсуждению (дискуссии) данных вопросов.
2. Решение составленных преподавателем задач;
3. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.
Занятие № 3. Создание изобретений и полезных моделей по договору. Служебные изобретения и полезные модели (2 часа)
1. Создание изобретения, полезной модели по договору (подряда, НИОКР, при выполнении государственного контракта);
2. Сущность и назначение института служебных изобретений.
3. Права автора и работодателя в отношении служебных изобретений и полезных моделей.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия
2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;
3. Подготовить обзор судебной практике по вопросу: «Споры, возникающие в связи с созданием служебного изобретения»;
4. Решение составленных преподавателем задач
Занятие № 4. Распоряжение исключительным правом на изобретение и полезную модель (2 часа)
1. Лицензионные соглашения на изобретения и полезные модели;
2. Отчуждение исключительного права на изобретение и полезную модель;
3. Передача исключительного права / права на использование изобретения или полезной модели в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия
2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;
3. Решение составленных преподавателем задач
Занятие № 5. Признание патента на изобретение или полезную модель недействительным (2 часа)
1. Основания признания патента на изобретение и полезную модель недействительным.
2. Порядок признания патента недействительным.
3. Подведомственность споров о признании патента недействительным.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;
2. Подготовить обзор судебной практике по теме: «Признание патента недействительным»;
3. Решение составленных преподавателем задач
Занятие № 6. Защита патентных прав на изобретения и полезные модели (2 часа)
1. Споры, связанные с защитой патентных прав на изобретения и полезные модели;
2. Форма и способы защиты нарушенного исключительного права на изобретения и полезные модели;
3. Компенсация как мера ответственности за нарушение исключительного права на изобретение или полезную модель.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;
2. Решение составленных преподавателем задач;
3. Подготовиться к деловой игре по теме «Защита нарушенного исключительного права на изобретение».
4. Составление 5 задач по теме семинара.
3.5. Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения основной и дополнительной литературы, нормативных правовых актов, судебной практики, деловой практики различных организаций.
Виды самостоятельной работы:
- поиск и изучение нормативных правовых актов, в том числе с использованием электронных правовых баз данных;
- поиск и изучение научной литературы, в том числе с использованием сети Интернет, и электронных библиотечных систем;
- поиск и изучение судебной практики по определенным вопросам, написание обзоров судебной практики;
- поиск и изучение деловой практики различных организаций;
- подготовка сообщений, докладов, презентаций;
- составление деловых документов (договоров, односторонних документов, проектов исковых заявлений, отзывов на иск),
- составление схем, таблиц;
- написание юридического эссе;
- решение предложенных преподавателем казусов (задач);
- составление собственных задач.
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса:
- изучение учебной, научной и практической юридической литературы по соответствующей теме;
- изучение нормативных правовых актов по соответствующей теме;
- анализ судебных актов по соответствующей теме;
- подготовка документов деловой практики (проектов договоров, исковых заявлений, отзывов на иск и др.);
- подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов или выделение проблем;
- написание юридических эссе по проблемным вопросам;
- решение задач; составление задач по соответствующей теме;
- изучение дополнительных тем, определяемых по согласованию с преподавателем (факультативно).
Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО изучение дисциплины «Правовая охрана изобретений и полезных моделей»предусматривает использование активных и интерактивных форм обучения.
В числе активных и интерактивных форм – лекции-дискуссии, презентации, деловые игры, case study, работа в малых группах, дискуссии, индивидуальные задания, «займи позицию», «мозговой штурм».
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Лекции Правовая охрана изобретений и полезных моделей: особенности, история. Сущность и назначение патентных прав на изобретения и полезные модели Признание патента на изобретение и полезную модель недействительным. Защита патентных прав на изобретения и полезные модели | Лекция-дискуссия, презентация Лекция-дискуссия, презентация | 1/1/1 1/1/0 | |
Практические занятия 1. Понятие изобретения и полезной модели. Патентование изобретений и полезных моделей 2. Патентные права. Границы и пределы осуществления исключительных прав на изобретения и полезные модели 4. Создание изобретений и полезных моделей по договору. Служебные изобретения и полезные модели. 5. Распоряжение исключительным правом на изобретение и полезную модель 6. Признание патента на изобретение или полезную модель недействительным. 7. .Защита патентных прав на изобретения и полезные модели | Презентация, творческое задание интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, с использованием форм: дебаты, займи позицию, мозговой штурм Интерактивное занятие, творческое задание, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study с использованием форм: дебаты, займи позицию, мозговой штурм Интерактивное занятие, деловая игра, творческое задание, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание с использованием форм: дебаты, займи позицию, мозговой штурм творческое задание, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, составление правового документа, Обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, составление проекта документа Обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, деловая игра | 1/1/0,6 2/1/1 1/1/0,6 1/1/0,5 1/1/0,8 1/1/0,5 | |
ИТОГО | 9/8/5 |
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов
5.1. Вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины
1. Понятие изобретений, полезных моделей. Критерии патентоспособности.
2. Получение патента, этапы и их содержание.
3. Прекращение и восстановление действия патента. Признание патента недействительным.
4. Международное и евразийское патентование.
5. Стратегии патентования технических решений. Формирование патентного партфолио
6. Особенности патентной охраны изобретений в США
7. Особенности патентной охраны изобретений и полезных моделей в европейских государствах
8. Патентование IT – решений
9. Патентные права на изобретение и полезную модель.
10. Границы исключительного права на изобретения и полезные модели.
11. Злоупотребления правами на изобретения и полезные модели.
12. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права на изобретение и полезную модель.
13. Принцип патентного эстоппеля: российский и зарубежный опыт;
14. Создание изобретения, полезной модели по договору (подряда, НИОКР, при выполнении государственного контракта);
15. Сущность и назначение института служебных изобретений. Права автора и работодателя в отношении служебных изобретений и полезных моделей.
16. Лицензионные соглашения на изобретения и полезные модели;
17. Отчуждение исключительного права на изобретение и полезную модель;
18. Передача исключительного права / права на использование изобретения или полезной модели в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.
19. Основания признания патента на изобретение и полезную модель недействительным.
20. Порядок признания патента недействительным. Подведомственность споров о признании патента недействительным.
21. Споры, связанные с защитой патентных прав на изобретения и полезные модели;
22. Форма и способы защиты нарушенного исключительного права на изобретения и полезные модели;
23. Компенсация как мера ответственности за нарушение исключительного права на изобретение или полезную модель.
Темы эссе и рефератов
1. Компенсация как мера ответственности за нарушение исключительных прав изобретение и полезную модель. Эффективны ли установленные в законе способы ее расчета?
2. Проблемы и последствия присоединения России к ТРИПС Соглашению
3. Антимонопольное законодательство и патентное право (Оправдано ли применять антимонопольное законодательство к сфере осуществления патентных прав?)
4. Особенности правого режима изобретений в США (на выбор: в Великобритании, Германии, Франции)
5. Правовая охрана информационных технологий в России и за рубежом
6. Проблемы патентования лекарственных препаратов
7. Право преждепользования
8. Принудительное лицензирование в России и за рубежом
9. Патентные троллинг: сущность и механизмы борьбы с ним;
10. Принцип патентного эстоппеля: российский и зарубежный опыт;
11. Положение Болар (Bolar Provision) в российском и зарубежном правопорядках.
12. Антиконкурентные стратегии патентования («патентный флудинг», «патентные заборы», «патентные заросли»): возможные механизмы правовой борьбы с ними»;
13. Стратегии формирования патентного партфолио ведущими IT компаниями / фармацевтическими компаниями;
14. Правовые проблемы коммерциализации изобретений и полезных моделей.
Казусы (задачи)
Задача № 1.
С марта 2007 года Завод «Удобрения и Комбикорм» г. Челябинск, основным направлением деятельности которого являлось производство удобрений, начал осуществлять производство по заказу двух животноводческих предприятий региона Кормовую добавку для животных и птиц, содержащую группу минералов, витаминов и аминокислот, лактозу № А132. В 2011 году по решению Правления заводом была осуществлена переориентация производства: завод перестал производить удобрения, сконцентрировавшись исключительно на производстве и продаже Кормовых добавок. Было закуплено новое оборудование, наняты соответствующие специалисты.
В 2012 году Завод начал поставлять производимые им Кормовые добавки в большинство животноводческих и птицеводческих предприятий страны. О подобной деятельности Завода «Удобрения и Комбикорм» стало известно Заводу «Корма для птиц и животных», который является обладателем патента (патент выдан – в 2010 г.) на Кормовую добавку для животных и птиц, тождественную добавке, производимой Заводом «Удобрения и Комбикорм». Стремясь стать главным поставщиком кормовых добавок животноводческим и птицеводческим предприятиям страны, Завод «Корма для птиц и животных» предъявил иск к Заводу «Удобрения и Комбикорм» о нарушении принадлежащего ему исключительного права, требуя: 1) прекратить производство и продажу спорной кормовой добавки № А132; 2) возместить убытки.
Оцените ситуацию. Должен ли суд удовлетворить требования истца?
Задача № 2.
Оцените ситуации. Кто прав в данных спорах?:
а) ОАО «Стигма» обратилось к ООО «Спектр» с требованием о признании права преждепользования. ООО «Спектр» в возражениях на иск указал, что подобное требование может рассматриваться в рамках искового производства только в случае, если оно заявляется в качестве встречного требования в споре о нарушении исключительного права.
б) С 2006 года Заводом «Авиатех» в целях последующего применения в конструируемых им летательных аппаратах производятся новые усовершенствованные стрингеры. В 2007 г. на подобные стрингеры был получен патент АО «Конструктор». В 2008 г. руководство Завод «Авиатех» обнаружило, что количество произведенных стингеров превышает его собственные потребности в данных элементах и решило продать излишки уже созданных стрингеров АО «Строймаш», о чем и заключило с последним предварительных договор поставки. АО «Конструктор», которое само желало заключить с АО «Строймаш» контракт на поставку партии стрингеров, обратилось в суд с иском к Заводу «Авиатех» о запрете предлагать к продаже/ продавать спорные стрингеры.
При этом, АО «Конструктор» утверждал, что, хотя у Завода «Авиатех» и возникло право преждепользования на спорные стрингеры, ответчик действовал неправомерно - он качественным образом расширил объем использования: до даты приоритета он производил стрингеры для применения в конструируемых им самолетах, а не для продажи их третьим лицам.
Представители Завода «Авиатех», в свою очередь, заявили, что под расширением объема использования в ст. 1361 ГК подразумевается увеличение количества производимых на основе разработки продуктов. В тоже время Завод «Авиатех» решения о расширении производства стрингеров не принимал.
Задача № 3.
ООО «Старт» были приобретены два новых комбайна для селективной выемки тонких пластов полезных ископаемых, запатентованных ООО «Комбайн». В целях установления принципа работы подобного комбайна, его недокументированных (в том числе в патентном описании) возможностей, и последующей разработке объекта с аналогичными функциями, но без копирования такового, ООО «Старт» был проведен обратный инжиниринг. Узнав об этом, ООО «Комбайн» предъявил иск к ООО «Старт» о нарушении его исключительных прав.
Оцените ситуацию. Удовлетворит ли суд требования ООО «Комбайн»?
Задача № 4.
Иванов, являясь доктором медицинских наук, совмещает работу врача – хирурга в городской больнице и профессора кафедры гастроэнтерологии медицинского университета.
При осуществлении свой практической деятельности (проведении операций, «консервативного» (не хирургического) лечения пациентов) Ивановым был разработан новый способ хирургического лечения варикозного расширения вен пищевода и кардиального отдела желудка. Так же врачом был апробирован новый метод медикаментозного лечения язвы желудка, заключающийся в объединении четырех известных препаратов «А», «Б», «В», «С», которые пациенты должны принимать в определенной дозировке и последовательности.
Иванов решил получить патент на данные изобретения, о чем сообщил руководству больницы. Главный врач городской больницы заявил Иванову, что данные способы и методы лечения представляют собой служебный ОИС. Следовательно, патент на них должна получить сама больница. Иванову же будет в конце года выплачена премия в размере двойной зарплаты.
Иванов был не согласен с подобным заявлением больницы. Он обратился за советом к своим друзьям – юристам. Первый его друг усомнился в самой возможности патентования таких методов и способов. Второй – постарался убедить Иванова в том, что его разработки, действительно, составляют служебные объекты, но врач может рассчитывать на выплату ему больницей бОльшего вознаграждения, чем указанная премия.
Узнав о разработках своего профессора Медицинский университет заявил, что на самом деле он, как работодатель Иванова, должен получить право на патентование указанных методов и способов.
Оцените ситуацию, все высказанные в отношении разработок Иванова утверждения. Можно ли запатентовать подобный метод и способ? Если да, - являются ли они служебными объектами? На какие имущественные «выгоды» может рассчитывать врач – изобретатель в связи с созданными им разработками?
Задача № 5.
1. В соответствии с п. 3 лицензионного договора ООО «Первый» (лицензиар) предоставляет ООО «Второй» (лицензиат) исключительную лицензию на использование изобретения "Катушка индуктивности" следующими способами:
«разработка новых технологий с использованием изобретения; изготовление, использование, предложение к продаже, продажа и иное введения в хозяйственный оборот трансформаторов малой, средней и большой мощности, как высоковольтных, так и низковольтных, с керамической изоляцией алюминиевых обмоток, которые будут изготавливаться на основании изобретения, а также с использованием составных частей, изготавливаемых на основании изобретения».
При этом в соответствии с п. 5 лицензионного договора за лицензиаром сохраняется право заключать с другими лицами лицензионные договоры на использование изобретения в отношении способов использования изобретения, не предусмотренных в п. 3 лицензионного договора.
Являются подобные условия договора правомерными? Является ли договор действительным? Какие правовые последствия закрепления подобных условий?
Задача № 6.
Работник ООО «Сигма» сообщил работодателю о том, что в рамках выполнения служебного задания им было создано изобретение – «способ изготовления аэрозолеобразующих пожаротушащих, кумулятивных и фейерверочных изделий». Поручив патентному поверенному формирование и подачу заявки на получение патента, ООО «Сигма» заключила договор об отчуждении исключительного права на указанное изобретение с ООО «Фейерверк», компанией занимающейся производством фейерверков.
В соответствии с заключенным договором ООО «Сигма» приняла на себя обязательство передать ООО «Фейерверк» сразу после регистрации изобретения в Роспатенте исключительное прав на него, а ООО «Фейерверк» уплатить правообладателю вознаграждение в размере 200 тыс. руб. Предусматривалось, что в случае ненадлежащего исполнения (неисполнения) договора ООО «Сигма» должна будет выплатить ООО «Фейерверк» 100 тыс рублей в качестве неустойки. В договоре, кроме того, закреплялось, что у ООО «Сигма» после передачи исключительного права ООО «Фейерверк» сохраняется возможность применять изобретение для создания с целью последующей продажи аэрозолеобразующие пожаротушащие изделия.
Получив патент на соответствующий способ ООО «Сигма» отказалось передать исключительное право ООО «Фейерверк», заключив более выгодное соглашение об отчуждении исключительного права с ООО «Вектор».
ООО «Фейерверк» обратилось в суд с требованием: 1) признать недействительным соглашение об отчуждении исключительного права, заключенное между ООО «Сигма» и ООО «Вектор»; 2) обязать ООО «Сигма» передать им исключительное право; 3) взыскать с ООО «Сигма» неустойку.
Оцените ситуацию. Удовлетворит ли суд подобные требования? Квалифицируете заключенный между ООО «Сигма» и ООО «Фейерверк» договор. Является ли он заключенным / действительным?
Задача № 7.
Роспатент выдал ООО «Беркут» патент № 345621 на изобретение – способ получения спирта. Спустя некоторое время в Роспатент обратилось ООО «Завод СамараСтрой» с требованием признать патент недействительным ввиду несоответствия изобретения критерию новизны и изобретательского уровня. Роспатент счел подобные возражения справедливыми и признал патент недействительный. Обоснованием подобного вывода послужил факт того, что до даты приоритета изобретения существенные элемента изобретения уже содержались в промышленном регламенте ПР-115, доступном для неограниченного круга лиц в технической библиотеке ООО «ЗаводСамараСтрой».
ООО «Беркут» решил оспорить данное решение Роспатента в Суд по интеллектуальным правам. В исковом заявлении он указал, что сведения Промышленного регламента не должны учитываться ввиду того, что сведения, содержащиеся в промышленном регламенте ПР - 115, не являются общедоступными.
1. Как должен решить данный спор суд? На какие обстоятельства ему надлежит обратить внимание?
2. Как устанавливается соответствие изобретение критерию новизны?
3. Что применительно к критерию новизны означает понятие «общедоступность»? Какие сведения признаются общедоступными? – найти комментарии юристов и судебную практику
Задача № 8.
ООО «Вектор» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу «Сигма» с требованием прекратить действия, нарушающие исключительные права истца – обладателя патента на промышленный образец, выразившиеся в изготовлении и мо<