Лекция № 1. Правовая охрана изобретений и полезных моделей: особенности, история. Сущность и назначение патентных прав на изобретения и полезные модели.

1. Особенности правовой охраны изобретений и полезных моделей.

2. История зарождения и развития института промышленной собственности.

3. Теории, обосновывающие необходимость предоставления исключительных прав на изобретения и полезные модели (естественно-правовая, утилитаристская, экономический анализ прав).

4. Актуальные проблемы в сфере патентования изобретений и полезных моделей.

Задания для подготовки к лекции:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме лекции

2. На основе анализа литературы выделить три наиболее актуальные для теории и судебной практики проблемы патентной охраны изобретений и полезных моделей

3. Подготовить ответ на вопрос: «Зачем государства предоставляют легальную монополию (исключительные права) на изобретения и полезные модели»?

Лекция № 2. Признание патента на изобретение и полезную модель недействительным. Защита патентных прав на изобретения и полезные модели

1. Основания признания патента на изобретение и полезную модель недействительным.

2. Порядок признания патента недействительным.

3. Споры, связанные с защитой патентных прав.

4. Форма и способы защиты нарушенного исключительного права на изобретения и полезные модели.

Задания для подготовки к лекции:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме лекции

2. Проанализировать судебную практику взыскания убытков / компенсации за нарушение исключительного права на патентоохраняемый объект

3.3.2. Лекции для заочной формы обучения (2 часа)

Лекция № 1. Правовая охрана изобретений и полезных моделей: особенности, история. Сущность и назначение патентных прав на изобретения и полезные модели.

1. Особенности правовой охраны изобретений и полезных моделей.

2. История зарождения и развития института промышленной собственности.

3. Теории, обосновывающие необходимость предоставления исключительных прав на изобретения и полезные модели (естественно-правовая, утилитаристская, экономический анализ прав).

4. Актуальные проблемы в сфере патентования изобретений и полезных моделей.

Задания для подготовки к лекции:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме лекции

2. На основе анализа литературы выделить три наиболее актуальные для теории и судебной практики проблемы патентной охраны изобретений и полезных моделей

3. Подготовить ответ на вопрос: «Зачем государства предоставляют легальную монополию (исключительные права) на изобретения и полезные модели»?

Практические занятия

3.4.1. Практические занятия для студентов очной формы обучения (всего 16 часов)

Занятие № 1. Понятие изобретения и полезной модели. Патентование изобретений и полезных моделей (2 часа)

1. Понятие изобретений, полезных моделей. Критерии патентоспособности.

2. Получение патента на изобретение и полезную модель.

3. Стратегии патентования технических решений («Патентный флудинг». «Патентные заборы» (patent fence). «Патентные заросли» (patent thicket). Патентные пулы). Формирование патентного партфолио.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.

2. Подготовиться к дискуссии по теме:

- «Антиконкурентные стратегии патентования («патентный флудинг», «патентные заборы», «патентные заросли»): возможные механизмы правовой борьбы с ними»;

3. Подготовить письменный обзор по вопросу: «Стратегии формирования патентного партфолио ведущими IT компаниями / фармацевтическими компаниями».

Альтернативно (по выбору преподавателя): Подготовить реферат по теме «Патентование IT решений».

Занятие № 2. Патентные права. Границы и пределы осуществления исключительных прав на изобретения и полезные модели (4 часа)

1. Патентные права на изобретение и полезную модель.

2. Границы исключительного права на изобретения и полезные модели. Злоупотребления правами на изобретения и полезные модели.

3. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права на изобретение и полезную модель.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Написать юридическое эссе на одну из тем:

- Патентные троллинг: сущность и механизмы борьбы с ним;

- Принцип патентного эстоппеля: российский и зарубежный опыт;

- Положение Болар (Bolar Provision) в российском и зарубежном правопорядках.

Подготовиться к устному обсуждению (дискуссии) данных вопросов.

2. Решение составленных преподавателем задач;

3. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.

Занятие № 3. Создание изобретений и полезных моделей по договору. Служебные изобретения и полезные модели (2 часа)

1. Создание изобретения, полезной модели по договору (подряда, НИОКР, при выполнении государственного контракта);

2. Сущность и назначение института служебных изобретений.

3. Права автора и работодателя в отношении служебных изобретений и полезных моделей.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомиться с литературой по теме занятия

2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;

3. Подготовить обзор судебной практике по вопросу: «Споры, возникающие в связи с созданием служебного изобретения»;

4. Решение составленных преподавателем задач

Занятие № 4. Распоряжение исключительным правом на изобретение и полезную модель (2 часа)

- Лицензионные соглашения на изобретения и полезные модели;

- Отчуждение исключительного права на изобретение и полезную модель;

- Передача исключительного права / права на использование изобретения или полезной модели в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомиться с литературой по теме занятия

2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;

3. Решение составленных преподавателем задач

Занятие № 5. Признание патента на изобретение или полезную модель недействительным (2 часа)

1. Основания признания патента на изобретение и полезную модель недействительным.

2. Порядок признания патента недействительным.

3. Подведомственность споров о признании патента недействительным.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;

2. Подготовить обзор судебной практике по теме: «Признание патента недействительным»;

3. Решение составленных преподавателем задач

Занятие № 6. Защита патентных прав на изобретения и полезные модели (4 часа)

1. Споры, связанные с защитой патентных прав на изобретения и полезные модели;

2. Форма и способы защиты нарушенного исключительного права на изобретения и полезные модели;

3. Компенсация как мера ответственности за нарушение исключительного права на изобретение или полезную модель.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;

2. Решение составленных преподавателем задач;

3. Подготовиться к деловой игре по теме «Защита нарушенного исключительного права на изобретение».

4. Составление 5 задач по теме семинара

3.4.2. Практические занятия для очно-заочной формы обучения (всего 12 часов)

Занятие № 1. Понятие изобретения и полезной модели. Патентование изобретений и полезных моделей (2 часа)

1. Понятие изобретений, полезных моделей. Критерии патентоспособности.

2. Получение патента на изобретение и полезную модель.

3. Стратегии патентования технических решений («Патентный флудинг». «Патентные заборы» (patent fence). «Патентные заросли» (patent thicket). Патентные пулы). Формирование патентного партфолио.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.

2. Подготовиться к дискуссии по теме:

«Антиконкурентные стратегии патентования («патентный флудинг», «патентные заборы», «патентные заросли»): возможные механизмы правовой борьбы с ними»;

3. Подготовить письменный обзор по вопросу: «Стратегии формирования патентного партфолио ведущими IT компаниями / фармацевтическими компаниями».

Альтернативно (по выбору преподавателя): Подготовить реферат по теме «Патентование IT решений».

Занятие № 2. Патентные права. Границы и пределы осуществления исключительных прав на изобретения и полезные модели (2 часа)

1. Патентные права на изобретение и полезную модель.

2. Границы исключительного права на изобретения и полезные модели. Злоупотребления правами на изобретения и полезные модели.

3. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права на изобретение и полезную модель.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Написать юридическое эссе на одну из тем:

- Патентные троллинг: сущность и механизмы борьбы с ним;

- Принцип патентного эстоппеля: российский и зарубежный опыт;

- Положение Болар (Bolar Provision) в российском и зарубежном правопорядках.

Подготовиться к устному обсуждению (дискуссии) данных вопросов.

2. Решение составленных преподавателем задач;

3. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.

Занятие № 3. Создание изобретений и полезных моделей по договору. Служебные изобретения и полезные модели (2 часа)

1. Создание изобретения, полезной модели по договору (подряда, НИОКР, при выполнении государственного контракта);

2. Сущность и назначение института служебных изобретений.

3. Права автора и работодателя в отношении служебных изобретений и полезных моделей.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомиться с литературой по теме занятия

2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;

3. Подготовить обзор судебной практике по вопросу: «Споры, возникающие в связи с созданием служебного изобретения»;

4. Решение составленных преподавателем задач

Занятие № 4. Распоряжение исключительным правом на изобретение и полезную модель (2 часа)

1. Лицензионные соглашения на изобретения и полезные модели;

2. Отчуждение исключительного права на изобретение и полезную модель;

3. Передача исключительного права / права на использование изобретения или полезной модели в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомиться с литературой по теме занятия

2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;

3. Решение составленных преподавателем задач.

Занятие № 5. Признание патента на изобретение или полезную модель недействительным (2 часа)

1. Основания признания патента на изобретение и полезную модель недействительным.

2. Порядок признания патента недействительным.

3. Подведомственность споров о признании патента недействительным.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;

2. Подготовить обзор судебной практике по теме: «Признание патента недействительным»;

3. Решение составленных преподавателем задач

Занятие № 6. Защита патентных прав на изобретения и полезные модели (2 часа)

1. Споры, связанные с защитой патентных прав на изобретения и полезные модели;

2. Форма и способы защиты нарушенного исключительного права на изобретения и полезные модели;

3. Компенсация как мера ответственности за нарушение исключительного права на изобретение или полезную модель.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;

2. Решение составленных преподавателем задач;

3. Подготовиться к деловой игре по теме «Защита нарушенного исключительного права на изобретение».

4. Составление 5 задач по теме семинара.

3.4.3. Практические занятия для студентов заочной формы обучения (всего 12 часов)

Занятие № 1. Понятие изобретения и полезной модели. Патентование изобретений и полезных моделей (2 часа)

1. Понятие изобретений, полезных моделей. Критерии патентоспособности.

2. Получение патента на изобретение и полезную модель.

3. Стратегии патентования технических решений («Патентный флудинг». «Патентные заборы» (patent fence). «Патентные заросли» (patent thicket). Патентные пулы). Формирование патентного партфолио.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.

2. Подготовиться к дискуссии по теме:

- «Антиконкурентные стратегии патентования («патентный флудинг», «патентные заборы», «патентные заросли»): возможные механизмы правовой борьбы с ними»;

3. Подготовить письменный обзор по вопросу: «Стратегии формирования патентного партфолио ведущими IT компаниями / фармацевтическими компаниями».

Альтернативно (по выбору преподавателя): Подготовить реферат по теме «Патентование IT решений».

Занятие № 2. Патентные права. Границы и пределы осуществления исключительных прав на изобретения и полезные модели (2 часа)

1. Патентные права на изобретение и полезную модель.

2. Границы исключительного права на изобретения и полезные модели. Злоупотребления правами на изобретения и полезные модели.

3. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права на изобретение и полезную модель.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Написать юридическое эссе на одну из тем:

- Патентные троллинг: сущность и механизмы борьбы с ним;

- Принцип патентного эстоппеля: российский и зарубежный опыт;

- Положение Болар (Bolar Provision) в российском и зарубежном правопорядках.

Подготовиться к устному обсуждению (дискуссии) данных вопросов.

2. Решение составленных преподавателем задач;

3. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме семинара.

Занятие № 3. Создание изобретений и полезных моделей по договору. Служебные изобретения и полезные модели (2 часа)

1. Создание изобретения, полезной модели по договору (подряда, НИОКР, при выполнении государственного контракта);

2. Сущность и назначение института служебных изобретений.

3. Права автора и работодателя в отношении служебных изобретений и полезных моделей.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомиться с литературой по теме занятия

2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;

3. Подготовить обзор судебной практике по вопросу: «Споры, возникающие в связи с созданием служебного изобретения»;

4. Решение составленных преподавателем задач

Занятие № 4. Распоряжение исключительным правом на изобретение и полезную модель (2 часа)

1. Лицензионные соглашения на изобретения и полезные модели;

2. Отчуждение исключительного права на изобретение и полезную модель;

3. Передача исключительного права / права на использование изобретения или полезной модели в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомиться с литературой по теме занятия

2. Подготовить проект лицензионного соглашения на передачу прав на изобретение;

3. Решение составленных преподавателем задач

Занятие № 5. Признание патента на изобретение или полезную модель недействительным (2 часа)

1. Основания признания патента на изобретение и полезную модель недействительным.

2. Порядок признания патента недействительным.

3. Подведомственность споров о признании патента недействительным.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;

2. Подготовить обзор судебной практике по теме: «Признание патента недействительным»;

3. Решение составленных преподавателем задач

Занятие № 6. Защита патентных прав на изобретения и полезные модели (2 часа)

1. Споры, связанные с защитой патентных прав на изобретения и полезные модели;

2. Форма и способы защиты нарушенного исключительного права на изобретения и полезные модели;

3. Компенсация как мера ответственности за нарушение исключительного права на изобретение или полезную модель.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомиться с литературой по теме занятия;

2. Решение составленных преподавателем задач;

3. Подготовиться к деловой игре по теме «Защита нарушенного исключительного права на изобретение».

4. Составление 5 задач по теме семинара.

3.5. Самостоятельная работа студента

Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения основной и дополнительной литературы, нормативных правовых актов, судебной практики, деловой практики различных организаций.

Виды самостоятельной работы:

- поиск и изучение нормативных правовых актов, в том числе с использованием электронных правовых баз данных;

- поиск и изучение научной литературы, в том числе с использованием сети Интернет, и электронных библиотечных систем;

- поиск и изучение судебной практики по определенным вопросам, написание обзоров судебной практики;

- поиск и изучение деловой практики различных организаций;

- подготовка сообщений, докладов, презентаций;

- составление деловых документов (договоров, односторонних документов, проектов исковых заявлений, отзывов на иск),

- составление схем, таблиц;

- написание юридического эссе;

- решение предложенных преподавателем казусов (задач);

- составление собственных задач.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса:

- изучение учебной, научной и практической юридической литературы по соответствующей теме;

- изучение нормативных правовых актов по соответствующей теме;

- анализ судебных актов по соответствующей теме;

- подготовка документов деловой практики (проектов договоров, исковых заявлений, отзывов на иск и др.);

- подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов или выделение проблем;

- написание юридических эссе по проблемным вопросам;

- решение задач; составление задач по соответствующей теме;

- изучение дополнительных тем, определяемых по согласованию с преподавателем (факультативно).

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО изучение дисциплины «Правовая охрана изобретений и полезных моделей»предусматривает использование активных и интерактивных форм обучения.

В числе активных и интерактивных форм – лекции-дискуссии, презентации, деловые игры, case study, работа в малых группах, дискуссии, индивидуальные задания, «займи позицию», «мозговой штурм».

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Лекции Правовая охрана изобретений и полезных моделей: особенности, история. Сущность и назначение патентных прав на изобретения и полезные модели   Признание патента на изобретение и полезную модель недействительным. Защита патентных прав на изобретения и полезные модели         Лекция-дискуссия, презентация   Лекция-дискуссия, презентация       1/1/1     1/1/0
Практические занятия   1. Понятие изобретения и полезной модели. Патентование изобретений и полезных моделей   2. Патентные права. Границы и пределы осуществления исключительных прав на изобретения и полезные модели   4. Создание изобретений и полезных моделей по договору. Служебные изобретения и полезные модели.   5. Распоряжение исключительным правом на изобретение и полезную модель     6. Признание патента на изобретение или полезную модель недействительным.     7. .Защита патентных прав на изобретения и полезные модели     Презентация, творческое задание интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, с использованием форм: дебаты, займи позицию, мозговой штурм     Интерактивное занятие, творческое задание, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study с использованием форм: дебаты, займи позицию, мозговой штурм     Интерактивное занятие, деловая игра, творческое задание, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание с использованием форм: дебаты, займи позицию, мозговой штурм     творческое задание, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, составление правового документа,     Обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, составление проекта документа   Обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, деловая игра       1/1/0,6     2/1/1   1/1/0,6   1/1/0,5   1/1/0,8   1/1/0,5
ИТОГО 9/8/5

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов

5.1. Вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины

1. Понятие изобретений, полезных моделей. Критерии патентоспособности.

2. Получение патента, этапы и их содержание.

3. Прекращение и восстановление действия патента. Признание патента недействительным.

4. Международное и евразийское патентование.

5. Стратегии патентования технических решений. Формирование патентного партфолио

6. Особенности патентной охраны изобретений в США

7. Особенности патентной охраны изобретений и полезных моделей в европейских государствах

8. Патентование IT – решений

9. Патентные права на изобретение и полезную модель.

10. Границы исключительного права на изобретения и полезные модели.

11. Злоупотребления правами на изобретения и полезные модели.

12. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права на изобретение и полезную модель.

13. Принцип патентного эстоппеля: российский и зарубежный опыт;

14. Создание изобретения, полезной модели по договору (подряда, НИОКР, при выполнении государственного контракта);

15. Сущность и назначение института служебных изобретений. Права автора и работодателя в отношении служебных изобретений и полезных моделей.

16. Лицензионные соглашения на изобретения и полезные модели;

17. Отчуждение исключительного права на изобретение и полезную модель;

18. Передача исключительного права / права на использование изобретения или полезной модели в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.

19. Основания признания патента на изобретение и полезную модель недействительным.

20. Порядок признания патента недействительным. Подведомственность споров о признании патента недействительным.

21. Споры, связанные с защитой патентных прав на изобретения и полезные модели;

22. Форма и способы защиты нарушенного исключительного права на изобретения и полезные модели;

23. Компенсация как мера ответственности за нарушение исключительного права на изобретение или полезную модель.

Темы эссе и рефератов

1. Компенсация как мера ответственности за нарушение исключительных прав изобретение и полезную модель. Эффективны ли установленные в законе способы ее расчета?

2. Проблемы и последствия присоединения России к ТРИПС Соглашению

3. Антимонопольное законодательство и патентное право (Оправдано ли применять антимонопольное законодательство к сфере осуществления патентных прав?)

4. Особенности правого режима изобретений в США (на выбор: в Великобритании, Германии, Франции)

5. Правовая охрана информационных технологий в России и за рубежом

6. Проблемы патентования лекарственных препаратов

7. Право преждепользования

8. Принудительное лицензирование в России и за рубежом

9. Патентные троллинг: сущность и механизмы борьбы с ним;

10. Принцип патентного эстоппеля: российский и зарубежный опыт;

11. Положение Болар (Bolar Provision) в российском и зарубежном правопорядках.

12. Антиконкурентные стратегии патентования («патентный флудинг», «патентные заборы», «патентные заросли»): возможные механизмы правовой борьбы с ними»;

13. Стратегии формирования патентного партфолио ведущими IT компаниями / фармацевтическими компаниями;

14. Правовые проблемы коммерциализации изобретений и полезных моделей.

Казусы (задачи)

Задача № 1.

С марта 2007 года Завод «Удобрения и Комбикорм» г. Челябинск, основным направлением деятельности которого являлось производство удобрений, начал осуществлять производство по заказу двух животноводческих предприятий региона Кормовую добавку для животных и птиц, содержащую группу минералов, витаминов и аминокислот, лактозу № А132. В 2011 году по решению Правления заводом была осуществлена переориентация производства: завод перестал производить удобрения, сконцентрировавшись исключительно на производстве и продаже Кормовых добавок. Было закуплено новое оборудование, наняты соответствующие специалисты.

В 2012 году Завод начал поставлять производимые им Кормовые добавки в большинство животноводческих и птицеводческих предприятий страны. О подобной деятельности Завода «Удобрения и Комбикорм» стало известно Заводу «Корма для птиц и животных», который является обладателем патента (патент выдан – в 2010 г.) на Кормовую добавку для животных и птиц, тождественную добавке, производимой Заводом «Удобрения и Комбикорм». Стремясь стать главным поставщиком кормовых добавок животноводческим и птицеводческим предприятиям страны, Завод «Корма для птиц и животных» предъявил иск к Заводу «Удобрения и Комбикорм» о нарушении принадлежащего ему исключительного права, требуя: 1) прекратить производство и продажу спорной кормовой добавки № А132; 2) возместить убытки.

Оцените ситуацию. Должен ли суд удовлетворить требования истца?

Задача № 2.

Оцените ситуации. Кто прав в данных спорах?:

а) ОАО «Стигма» обратилось к ООО «Спектр» с требованием о признании права преждепользования. ООО «Спектр» в возражениях на иск указал, что подобное требование может рассматриваться в рамках искового производства только в случае, если оно заявляется в качестве встречного требования в споре о нарушении исключительного права.

б) С 2006 года Заводом «Авиатех» в целях последующего применения в конструируемых им летательных аппаратах производятся новые усовершенствованные стрингеры. В 2007 г. на подобные стрингеры был получен патент АО «Конструктор». В 2008 г. руководство Завод «Авиатех» обнаружило, что количество произведенных стингеров превышает его собственные потребности в данных элементах и решило продать излишки уже созданных стрингеров АО «Строймаш», о чем и заключило с последним предварительных договор поставки. АО «Конструктор», которое само желало заключить с АО «Строймаш» контракт на поставку партии стрингеров, обратилось в суд с иском к Заводу «Авиатех» о запрете предлагать к продаже/ продавать спорные стрингеры.

При этом, АО «Конструктор» утверждал, что, хотя у Завода «Авиатех» и возникло право преждепользования на спорные стрингеры, ответчик действовал неправомерно - он качественным образом расширил объем использования: до даты приоритета он производил стрингеры для применения в конструируемых им самолетах, а не для продажи их третьим лицам.

Представители Завода «Авиатех», в свою очередь, заявили, что под расширением объема использования в ст. 1361 ГК подразумевается увеличение количества производимых на основе разработки продуктов. В тоже время Завод «Авиатех» решения о расширении производства стрингеров не принимал.

Задача № 3.

ООО «Старт» были приобретены два новых комбайна для селективной выемки тонких пластов полезных ископаемых, запатентованных ООО «Комбайн». В целях установления принципа работы подобного комбайна, его недокументированных (в том числе в патентном описании) возможностей, и последующей разработке объекта с аналогичными функциями, но без копирования такового, ООО «Старт» был проведен обратный инжиниринг. Узнав об этом, ООО «Комбайн» предъявил иск к ООО «Старт» о нарушении его исключительных прав.

Оцените ситуацию. Удовлетворит ли суд требования ООО «Комбайн»?

Задача № 4.

Иванов, являясь доктором медицинских наук, совмещает работу врача – хирурга в городской больнице и профессора кафедры гастроэнтерологии медицинского университета.

При осуществлении свой практической деятельности (проведении операций, «консервативного» (не хирургического) лечения пациентов) Ивановым был разработан новый способ хирургического лечения варикозного расширения вен пищевода и кардиального отдела желудка. Так же врачом был апробирован новый метод медикаментозного лечения язвы желудка, заключающийся в объединении четырех известных препаратов «А», «Б», «В», «С», которые пациенты должны принимать в определенной дозировке и последовательности.

Иванов решил получить патент на данные изобретения, о чем сообщил руководству больницы. Главный врач городской больницы заявил Иванову, что данные способы и методы лечения представляют собой служебный ОИС. Следовательно, патент на них должна получить сама больница. Иванову же будет в конце года выплачена премия в размере двойной зарплаты.

Иванов был не согласен с подобным заявлением больницы. Он обратился за советом к своим друзьям – юристам. Первый его друг усомнился в самой возможности патентования таких методов и способов. Второй – постарался убедить Иванова в том, что его разработки, действительно, составляют служебные объекты, но врач может рассчитывать на выплату ему больницей бОльшего вознаграждения, чем указанная премия.

Узнав о разработках своего профессора Медицинский университет заявил, что на самом деле он, как работодатель Иванова, должен получить право на патентование указанных методов и способов.

Оцените ситуацию, все высказанные в отношении разработок Иванова утверждения. Можно ли запатентовать подобный метод и способ? Если да, - являются ли они служебными объектами? На какие имущественные «выгоды» может рассчитывать врач – изобретатель в связи с созданными им разработками?

Задача № 5.

1. В соответствии с п. 3 лицензионного договора ООО «Первый» (лицензиар) предоставляет ООО «Второй» (лицензиат) исключительную лицензию на использование изобретения "Катушка индуктивности" следующими способами:

«разработка новых технологий с использованием изобретения; изготовление, использование, предложение к продаже, продажа и иное введения в хозяйственный оборот трансформаторов малой, средней и большой мощности, как высоковольтных, так и низковольтных, с керамической изоляцией алюминиевых обмоток, которые будут изготавливаться на основании изобретения, а также с использованием составных частей, изготавливаемых на основании изобретения».

При этом в соответствии с п. 5 лицензионного договора за лицензиаром сохраняется право заключать с другими лицами лицензионные договоры на использование изобретения в отношении способов использования изобретения, не предусмотренных в п. 3 лицензионного договора.

Являются подобные условия договора правомерными? Является ли договор действительным? Какие правовые последствия закрепления подобных условий?

Задача № 6.

Работник ООО «Сигма» сообщил работодателю о том, что в рамках выполнения служебного задания им было создано изобретение – «способ изготовления аэрозолеобразующих пожаротушащих, кумулятивных и фейерверочных изделий». Поручив патентному поверенному формирование и подачу заявки на получение патента, ООО «Сигма» заключила договор об отчуждении исключительного права на указанное изобретение с ООО «Фейерверк», компанией занимающейся производством фейерверков.

В соответствии с заключенным договором ООО «Сигма» приняла на себя обязательство передать ООО «Фейерверк» сразу после регистрации изобретения в Роспатенте исключительное прав на него, а ООО «Фейерверк» уплатить правообладателю вознаграждение в размере 200 тыс. руб. Предусматривалось, что в случае ненадлежащего исполнения (неисполнения) договора ООО «Сигма» должна будет выплатить ООО «Фейерверк» 100 тыс рублей в качестве неустойки. В договоре, кроме того, закреплялось, что у ООО «Сигма» после передачи исключительного права ООО «Фейерверк» сохраняется возможность применять изобретение для создания с целью последующей продажи аэрозолеобразующие пожаротушащие изделия.

Получив патент на соответствующий способ ООО «Сигма» отказалось передать исключительное право ООО «Фейерверк», заключив более выгодное соглашение об отчуждении исключительного права с ООО «Вектор».

ООО «Фейерверк» обратилось в суд с требованием: 1) признать недействительным соглашение об отчуждении исключительного права, заключенное между ООО «Сигма» и ООО «Вектор»; 2) обязать ООО «Сигма» передать им исключительное право; 3) взыскать с ООО «Сигма» неустойку.

Оцените ситуацию. Удовлетворит ли суд подобные требования? Квалифицируете заключенный между ООО «Сигма» и ООО «Фейерверк» договор. Является ли он заключенным / действительным?

Задача № 7.

Роспатент выдал ООО «Беркут» патент № 345621 на изобретение – способ получения спирта. Спустя некоторое время в Роспатент обратилось ООО «Завод СамараСтрой» с требованием признать патент недействительным ввиду несоответствия изобретения критерию новизны и изобретательского уровня. Роспатент счел подобные возражения справедливыми и признал патент недействительный. Обоснованием подобного вывода послужил факт того, что до даты приоритета изобретения существенные элемента изобретения уже содержались в промышленном регламенте ПР-115, доступном для неограниченного круга лиц в технической библиотеке ООО «ЗаводСамараСтрой».

ООО «Беркут» решил оспорить данное решение Роспатента в Суд по интеллектуальным правам. В исковом заявлении он указал, что сведения Промышленного регламента не должны учитываться ввиду того, что сведения, содержащиеся в промышленном регламенте ПР - 115, не являются общедоступными.

1. Как должен решить данный спор суд? На какие обстоятельства ему надлежит обратить внимание?

2. Как устанавливается соответствие изобретение критерию новизны?

3. Что применительно к критерию новизны означает понятие «общедоступность»? Какие сведения признаются общедоступными? – найти комментарии юристов и судебную практику

Задача № 8.

ООО «Вектор» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу «Сигма» с требованием прекратить действия, нарушающие исключительные права истца – обладателя патента на промышленный образец, выразившиеся в изготовлении и мо<

Наши рекомендации