О признаках коррупции в Прокуратуре города Москвы
Предоставление муниципальных жилых помещений гражданам в собственность по договорам купли-продажи не входит в сферу регулирования Жилищного кодекса РФ, соответственно, не может входить в законодательные акты субъектов РФ, которые приняты субъектами РФ в соответствии с ЖК РФ в пределах своих полномочий как органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.
Отнесение Конституцией Российской Федерации сферы жилищного законодательства к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации), а также наделение непосредственно Жилищным кодексом Российской Федерации субъектов Российской Федерации полномочиями в области жилищных отношений (пункты 2, 4, 5, 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации) и включение в связи с этим в систему жилищного законодательства в Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации) отнюдь не предполагает произвольного осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации предоставленных им федеральным законодателем полномочий.
Согласно частям 5 и 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Данный конституционный принцип находит закрепление и в положениях Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно федерального законодательства органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании Жилищного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, положениям Жилищного кодекса Российской Федерации применяются положения последнего (части 6 и 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации законодательство субъекта Российской Федерации издается в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления регулируемых жилищных прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений.
Кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя границы и объемы полномочий субъектов Российской Федерации, устанавливает обязательные к исполнению всеми субъектами жилищных отношений, в том числе и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, требования к жилым помещениям в качестве объекта жилищных прав, а также к использованию и назначению жилищного фонда в зависимости от формы собственности (статьи 17 и 19), к предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в том числе к норме предоставления и учетной норме предоставляемой площади жилого помещения (статьи 49 - 58); требования к договору социального найма жилого помещения (статьи 60 - 91) и, наконец, к назначению служебных жилых помещений и общежитий (статьи 92 - 109).
На основании вышеизложенного, считаю, что на основании статьи 2 Закона города Москвы от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» ( как указано в распоряжениях Правительства Москвы о предоставлении квартир прокурорам.) жители города Москвы, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях, могут быть обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы по решению Правительства Москвы лишь по основаниям, указанным в ЖК РФ:
– предоставление жилого помещения из специализированного фонда
- предоставление жилых помещений в наёмных домах;
- товарищества собственников жилья.
Статьёй 13 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена ответственность за коррупционные правонарушения
Официальное толкование коррупции согласно Федеральному закону от 25.12.2008г № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дается следующим образом: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных выгод и прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.
Коррупция в прокуратуре представляет реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, правам человека и социальной справедливости. Она подрывает доверие населения не только к органам прокуратуры , но и Президенту страны, существенно затрудняет экономическое развитие, т.к. способствует уклонению от налогов, искажает распределительные функции государства, снижает качество государственных услуг и государственных заказов.
«Взятка» само по себе понятие довольно широкое.
Это могут быть предметы, деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость.
Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
Завуалированная форма взятки - передача денег якобы в долг, банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего кредита, оплата товаров по заниженной цене и покупка товаров у определенного продавца по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику или указанным им лицам (родственникам, друзьям), получение выгодного или льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи или книги, преднамеренный проигрыш в карты, бильярд и т.п., «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, фиктивная страховка, увеличение процентных ставок по банковскому вкладу или уменьшение процентных ставок по кредиту, оформленному взяткополучателем и т.д.
Из вышеизложенного очевидно следующее:
Прокуратура города Москвы является структурным подразделением при Прокуратуре Российской Федерации и согласно действующему положению полномочий на осуществление в установленном порядке размещения заказов и заключения контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров не имело, тем более не в федеральную собственность, а личную собственность сотрудников прокуратуры города Москвы.
В силу квалификации и занимаемого положения – любому прокурору достоверно известен (должен быть известен) законный, установленный федеральным законодательством, порядок получения жилья прокурорами, соответственно, получение прокурором в свою собственность и/или собственность близких/родственников квартир от исполнительной власти субъекта Российской Федерации в обход порядка, установленного законом, по цене ниже рыночной , для прокурора является заведомо недобросоветным действием, умышленным нарушением действующего законодательства, имеющим признаки коррупции, что не совместимо с нахождением на должности прокурора.
Вышеизложенное даёт основания полагать о том, что используя вышеуказанную схему ( по распоряжениям Правительства Москвы), не предусмотренную федеральным законодательством, чиновники высшего органа исполнительной власти «местного масштаба» - Правительства Москвы, используя своё служебное положение, предоставляют прокурорам материальные блага, не предусмотренные законом, что относится к коррупционным право нарушениям.
Получение прокурорами города Москвы материальной выгоды от Правительства Москвы, ДГИ снижает конституционные гарантии осуществления прокурорского надзора, умаляет авторитет органов прокуратуры, подрывает доверие не только к Прокуратуре, но и государственному строю РФ.
С учётом вышеизложенного, стоит ли удивляться тому, что должностные лица прокуратуры города Москвы не рассмотрели по существу ни одну из поданных мной за 2 года жалоб на нарушения законодательства, допущенные Правительством Москвы, Департаментом строительства. ДГИ, а так же столь необоснованно лояльны к должностным лицам Правительства Москвы, ДГИ (ДЖП и ЖФ), в деятельности которых выявлены многочисленные систематические нарушения конституционных прав граждан, но прокуратурой Москвы не принято никаких реальных мер для привлечения виновных должностных лиц ни Правительства Москвы, ни ДГИ, ни Департамента строительства, что так же является признаком коррупции.
Более того, есть основания полагать, что под вышеуказанными распоряжениями Правительства Москвы завуалирована скрытая форма взятки именно за то, чтобы сотрудниками прокуратуры Москвы не были привлечены к установленной законом ответственности некие должностные лица Правительства Москвы и Департаментов за выявленные прокуратурой нарушения. Либо по указанию прокуратуры прекращены дела и т.д.
Приложение № 3
Правовые акты (Нормативная база) Москвы
О признаках коррупции в Прокуратуре города Москвы
Согласно определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 г. N 803-О, от 7 ноября 2008 года N 632-О-О и от 27 января 2011 года N 74-О-О, в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции, вступившей в силу 1 января 2005 года, порядок обеспечения жилыми помещениями прокуроров и следователей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями, относящимися к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2008 года N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Как указано в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, возникающие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
По смыслу данной нормы закона отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.
Финансирование органов прокуратуры, в том числе материальное и социальное обеспечение прокуроров, как следует из Конституции Российской Федерации, производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления полномочий ( примечание: в том числе и от местных органов власти) в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о прокуратуре, прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Полномочиями собственника от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - Росимущество), а не органы прокуратуры, тем более города Москвы.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" Федеральному агентству вменены в обязанности функции по размещению заказов и по заключению государственных контрактов и других договоров в целях обеспечения государственных нужд.Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепляет федеральное имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений и т.д.
Пункт 1 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) указывает, что государственный контракт является договором, заключенным заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В силу статей 120, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации за прокуратурой как за учреждением имущество может быть закреплено лишь на праве оперативного управления, то есть, только на основании передачи указанного имущества по решению Росимущества, а не по распоряжению органа исполнительной власти ( Правительства Москвы).
Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Моментом возникновения права оперативного управления у учреждения закон считает момент передачи ему имущества собственником, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, право оперативного управления относится к категории ограниченных вещных прав, является производным, зависимым от прав собственника и не может существовать в отрыве от этого основного права.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В соответствии со статьей 131 Кодекса и статьей 4 Закона о регистрации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 2 статьи 223 Кодекса в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. (Постановление ФАС Московского округа от 26.07.2012 по делу N А41-30945/11)
Из вышеизложенного очевидно следующее - в силу квалификации и занимаемого положения – любому прокурору достоверно известен (должен быть известен) законный (т.е. установленный федеральным законодательством РФ), порядок получения жилья прокурорами, соответственно, получение прокурором в свою собственность и/или собственность близких/родственников квартир от исполнительной власти субъекта Российской Федерации ( в частности от Правительства Москвы через ДГИ) в обход порядка, установленного законом, по цене ниже рыночной,