Четвернин В.А., Яковлев А.В. Институциональная теория права. М.: НИУ ВШЭ, 2009.

Планы практических занятий

Тема 1. Система права

Цель занятия: формирование у обучающихся знаний о специфике и основных принципах права как социокультурного явления, его роли в функционировании общества, способностей различать специфику основных отраслей и институтов права современного общества и главным образом российской системы права.

Форма проведения – Дискуссия по вопросам темы, Анализ правовых актов, Тренинг в формате составления схем и сравнительных таблиц, Выполнение контрольной работы.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие социального регулирования. Понятие социальной нормы, ее признаки. Право как нормативный способ социального регулирования, его специфика.

2. Понятие правовой нормы. Признаки правовой нормы.

3. Виды правовых норм. Регулятивные и охранительные. Общие и специальные.

4. Логическая структура правовой нормы. Понятие гипотезы, диспозиции и санкции, их виды.

5. Система права, ее основные структурные элементы.

6. Понятие и признаки отрасли права. Виды и типология отраслей права в Российской Федерации, их характеристика.

7. Понятие и виды институтов права.

8. Система законодательства, ее соотношение с системой права.

Контрольные вопросы и задания:

1. Разберите структуру правовой нормы на примере статей Гражданского кодекса РФ и статей Уголовного кодекса РФ, установив, какая из частей текста статьи выражает соответствующий элемент нормы права.

2. Дайте характеристику основных отраслей права в Российской Федерации по следующей схеме:

Название отрасли Предмет правового регулирования Основной метод регулирования Основной источник права
       
       
       
       
       

3. Соотнесите различные правовые институты и субинституты с соответствующими отраслями права Российской Федерации (указав в соответствующей ячейке таблицы):

Частное право Публичное право
Отрасль Отрасль Отрасль Отрасль   Отрасль Отрасль  
             
Институт   Институт Институт Институт Институт   Институт Институт Институт Институт Институт   Институт Институт
                           

Список источников и литературы:

Источники:

Основные

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Уголовный кодекс РФ.

Дополнительные:

1. Классификатор правовых актов. Утв. Указом Президента РФ от 15 марта 2000. № 511 (в ред. от 05.10.2002 № 1129; 28.06.2005 № 736) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 12. Ст.1260

Литература

Основная

1. Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В.Б. Исакова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 480 с. [Электронный ресурс http://znanium.com]

Дополнительная

1. Батиев Л.В. Закон, справедливость и право в европейской философии (от античности до Нового времени) // «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. 2013. №4.

2. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ, 1994.

3. Богдановская И.Ю. Категория «правовая норма» в правовой доктрине стран «общего права» // Журнал российского права. 2006. № 11.

4. История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997.

5. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2-х т. Ярославль: ЯрГУ, 2005 - 2006.

6. Нерсесянц В.С. Юриспруденция: Введ. в курс общ. теории права и государства. Ин-т государства и права Рос. акад. наук, Акад. правовой ун-т. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2000. 282 с. ISBN 5-86225-732-2.

Литература

Основная

  1. Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В.Б. Исакова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 480 с. [Электронный ресурс http://znanium.com]

Дополнительная

1. Права человека: учебник / отв. ред. Е. А. Лукашева. 3-е изд. М.: Норма, 2015. 512 с.

2. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М.: Юристъ, 2003.

3. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности: монография. М., 2008. 448 с.

4. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: учебник / под ред. О.И.Тиунова. М.: Норма, 2005.

5. Четвернин В.А. Проблемы теории права для особо одаренных студентов. М., 2010. [Электронный ресурс http://teoria-prava.hse.ru/library/59-books/134-chetvernin-law-for-gifted-students]

Литература

Основная

  1. Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В.Б. Исакова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 480 с. [Электронный ресурс http://znanium.com]

Дополнительная

  1. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М., 2008.
  2. Вопленко Н.Н. Правонарушение и юридическая ответственность. Волгоград, 2005.
  3. Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007.

Литература

Основная

1. Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В.Б. Исакова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 480 с. [Электронный ресурс http://znanium.com]

Дополнительная

1. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Российское право: учебник. 2-е изд., пересмотр. Издательство: Норма, 2015. 784 с.

2. Гражданское право / под общ. ред. С. С. Алексеева. (Краткие учебные курсы юридических наук). 3-е изд., пересмотр. М.: Норма, 2012. 416 с. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию: монография. М.: Норма, 2-е изд., доп. 2014. 672 с.

3. Трудовое право России: учебник / под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. 3-е изд., перераб. и доп. 2015. 608 с.

4. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации: монография / под ред. С.Ю. Головиной, Н.Л. Лютова. М.: Норма, 2016. 288с.

5. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государст­во: введение в теорию. М., 1993.

Справочные и информационные издания

1. Гревцов Ю.И., Козлихин И.Ю. Энциклопедия права. СПб: Издательство юридического факультета СПБГУ, 2008. 772 стр. ISBN: 978-5-9645-0079-7.

2. Законодательные дефиниции: энциклопедический словарь / под ред. И. В. Рукавишниковой, И. Г. Напалковой, Д. Е. Сухановой. М.: Норма, 2013. 672 с.

Планы практических занятий

Тема 1. Система права

Цель занятия: формирование у обучающихся знаний о специфике и основных принципах права как социокультурного явления, его роли в функционировании общества, способностей различать специфику основных отраслей и институтов права современного общества и главным образом российской системы права.

Форма проведения – Дискуссия по вопросам темы, Анализ правовых актов, Тренинг в формате составления схем и сравнительных таблиц, Выполнение контрольной работы.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие социального регулирования. Понятие социальной нормы, ее признаки. Право как нормативный способ социального регулирования, его специфика.

2. Понятие правовой нормы. Признаки правовой нормы.

3. Виды правовых норм. Регулятивные и охранительные. Общие и специальные.

4. Логическая структура правовой нормы. Понятие гипотезы, диспозиции и санкции, их виды.

5. Система права, ее основные структурные элементы.

6. Понятие и признаки отрасли права. Виды и типология отраслей права в Российской Федерации, их характеристика.

7. Понятие и виды институтов права.

8. Система законодательства, ее соотношение с системой права.

Контрольные вопросы и задания:

1. Разберите структуру правовой нормы на примере статей Гражданского кодекса РФ и статей Уголовного кодекса РФ, установив, какая из частей текста статьи выражает соответствующий элемент нормы права.

2. Дайте характеристику основных отраслей права в Российской Федерации по следующей схеме:

Название отрасли Предмет правового регулирования Основной метод регулирования Основной источник права
       
       
       
       
       

3. Соотнесите различные правовые институты и субинституты с соответствующими отраслями права Российской Федерации (указав в соответствующей ячейке таблицы):

Частное право Публичное право
Отрасль Отрасль Отрасль Отрасль   Отрасль Отрасль  
             
Институт   Институт Институт Институт Институт   Институт Институт Институт Институт Институт   Институт Институт
                           

Список источников и литературы:

Источники:

Основные

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Уголовный кодекс РФ.

Дополнительные:

1. Классификатор правовых актов. Утв. Указом Президента РФ от 15 марта 2000. № 511 (в ред. от 05.10.2002 № 1129; 28.06.2005 № 736) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 12. Ст.1260

Литература

Основная

1. Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В.Б. Исакова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 480 с. [Электронный ресурс http://znanium.com]

Дополнительная

1. Батиев Л.В. Закон, справедливость и право в европейской философии (от античности до Нового времени) // «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. 2013. №4.

2. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ, 1994.

3. Богдановская И.Ю. Категория «правовая норма» в правовой доктрине стран «общего права» // Журнал российского права. 2006. № 11.

4. История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997.

5. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2-х т. Ярославль: ЯрГУ, 2005 - 2006.

6. Нерсесянц В.С. Юриспруденция: Введ. в курс общ. теории права и государства. Ин-т государства и права Рос. акад. наук, Акад. правовой ун-т. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2000. 282 с. ISBN 5-86225-732-2.

Четвернин В.А., Яковлев А.В. Институциональная теория права. М.: НИУ ВШЭ, 2009.

8. Четвернин В.А. Проблемы теории права для особо одаренных студентов. М., 2010. [Электронный ресурс http://teoria-prava.hse.ru/library/59-books/134-chetvernin-law-for-gifted-students]

Справочные и информационные издания

  1. Гревцов Ю.И., Козлихин И.Ю. Энциклопедия права. СПб: Издательство юридического факультета СПБГУ, 2008. 772 стр. ISBN: 978-5-9645-0079-7.
  2. Законодательные дефиниции: энциклопедический словарь / под ред. И. В. Рукавишниковой, И. Г. Напалковой, Д. Е. Сухановой. М.: Норма, 2013. 672 с.

Тема 2. Права и обязанности как содержание правового статуса личности

Цель занятия: формирование у обучающихся умений осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом требований правовых норм, регулирующих различные виды правовых отношений; ориентироваться в системе законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих различные виды правовых отношений и находить нужную правовую информацию; формирование у обучающихся знаний основных прав и обязанностей человека и гражданина, способности осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом требований правовых норм о правах человека, а также толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия на основе гуманистического понимания права и прав человека.

Форма проведения – Дискуссия по вопросам темы, Тренинг в формате составления схем и сравнительных таблиц, Метод анализа конкретной ситуации.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и признаки правоотношения как разновидности общественного отношения.

2. Понятие правосубъектности. Понятие правоспособности и дееспособности.

3. Субъекты правового отношения, их виды. Индивидуальные и коллективные субъекты. Физические и юридические лица.

4. Субъективные права и обязанности как форма правоотношений.

5. Позитивистский, естественноправовой и социлогический подходы к объяснению прав человека. Понятие прав и свобод человека как сущности объективного права.

6. Принципы реализации прав человека. Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина. Принцип равноправия. Понятие дискриминации.

7. Классификация прав и свобод человека и гражданина. «Негативные», «активные» и «позитивные» права. Гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Поколения прав человека.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Классифицируйте разновидности субъектов правовых отношений (в виде таблицы), существующих в российской правовой системе.

2 Анализ проблемной ситуации:

Суд нью-йоркского района Манхеттен отказался признать личностями двух шимпанзе. Две обезьяны, Геркулес и Лео, уже пять лет живут в научной лаборатории университета штата на Лонг-Айленде, где над ними проводят опыты. Организация защитников животных Nonhuman Rights («Права нечеловека»), требовала отпустить обезьян, признав их личностями, которые также имеют право на свободу на основании акта Habeas Corpus, гарантирующего защиту от произвольного и необоснованного лишения свободы. Но их требование не было удовлетворено. Судья Барбара Джаффе (Barbara Jaffe) пояснила, что по закону, животные считаются собственностью, а не личностями. У них нет никаких юридических прав, кроме тех которые защищают от физического насилия и жестокого обращения. А попытки адвокатов сравнить угнетение шимпанзе с проблемами коренных народов Америки судья назвала кощунственными.

Считаете ли вы данное решение суда справедливым? Что, по-вашему мнению, является определяющим признаком субъекта права?

3. Изучите главу 2 Конституции РФ и классифицируйте указанные в ней права человека и гражданина по следующим группам и определите, к какому поколению прав человека относится то иное право или свобода:

«Негативные права» «Активные права» «Позитивные права»
     

Список источников и литературы:

Источники:

Основные

  1. Ст. ст. 6, 7, 60-64 Конституции РФ.
  2. Ст.ст.11-13, ст.19-21 УК РФ.
  3. Ст.1, 2, 8,17,18,21,22,26-30,48,49,124,128 ГК РФ.
  4. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163

Литература

Основная

  1. Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В.Б. Исакова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 480 с. [Электронный ресурс http://znanium.com]

Дополнительная

1. Права человека: учебник / отв. ред. Е. А. Лукашева. 3-е изд. М.: Норма, 2015. 512 с.

2. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М.: Юристъ, 2003.

3. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности: монография. М., 2008. 448 с.

4. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: учебник / под ред. О.И.Тиунова. М.: Норма, 2005.

5. Четвернин В.А. Проблемы теории права для особо одаренных студентов. М., 2010. [Электронный ресурс http://teoria-prava.hse.ru/library/59-books/134-chetvernin-law-for-gifted-students]

Наши рекомендации