Налоги за природные ресурсы в системе налогообложения экономических (хозяйственных) ресурсов
Тема 4: СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
4.1. Налоги за природные ресурсы в системе налогообложения экономических (хозяйственных) ресурсов
4.2. Состав и структура системы налоговых платежей за природные ресурсы
4.3. Штрафные санкции и ответственность природопользователей за нарушение налогового, таможенного и иного законодательства по платежам за природные ресурсы
4.4. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны природы и природопользования
Тема 4: СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
4.1. Налоги за природные ресурсы в системе налогообложения экономических (хозяйственных) ресурсов
4.2. Состав и структура системы налоговых платежей за природные ресурсы
4.3. Штрафные санкции и ответственность природопользователей за нарушение налогового, таможенного и иного законодательства по платежам за природные ресурсы
4.4. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны природы и природопользования
Налоги за природные ресурсы в системе налогообложения экономических (хозяйственных) ресурсов
Экономические (хозяйственные) ресурсы, вступая в процесс производства, принимают форму его личного и вещественного факторов. Под личным фактором производства понимают рабочую силу, а под вещественным — средства производства (основные и оборотные средства) и природные ресурсы (недра, вода, земля, лес). Таким образом, экономические (хозяйственные) ресурсы выступают носителями факторов производства и представляют собой все природные, людские и произведенные человеком материальные ресурсы, которые потенциально могут быть использованы для производства товаров, работ и услуг. Зарубежные экономисты делят ресурсы на две группы:
• материальные ресурсы (земля, или сырьевые капиталы, и капитал);
• людские ресурсы (труд и предпринимательская способность).
Если экономические ресурсы — это силы, которые могут быть вовлечены в производство, то факторы производства — это уже реально вовлеченные в хозяйственный процесс ресурсы, или, иначе, — это производящие ресурсы.
К понятию «земля» относятся все естественные природные ресурсы (бесплатные блага), которые применимы в производственном процессе: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и т.д.
Труд — это понятие, в которое вкладывается все многообразие физических и умственных способностей людей, применяемых при производстве продуктов и услуг.
В капитал, или инвестиционные ресурсы входят все произведенные средства производства (машины, оборудование, инструменты, производственные, складские и транспортные средства, сбытовая сеть), используемые в производстве товаров и услуг и их доставке к конечному потребителю. Процесс производства и накопления таких средств производства называют инвестированием.
Понятие «капитал» не подразумевает деньги. Для того чтобы стать капиталом, они должны быть реально направлены на закупку машин, оборудования и других средств производства, вложены в финансовые активы (ценные бумаги, паи) и банковские депозиты. К. Макконнелл и С. Брю справедливо отмечают, что деньги как таковые ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом, реальный капитал — инструменты, машины и другое производительное оборудование — это экономический ресурс, а «...деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются».
В регулируемой рыночной экономике из состава общерыночных экономических ресурсов труда и капитала А. Маршалл и современные зарубежные экономисты (П. Самуэльсон, В. Нордхаус, К. Макконнелл и др.) выделяют в самостоятельный вид специфический ресурс — предпринимательскую способность (совокупность знаний и организации производства) как результат развития и усложнения производственных связей и усиления роли управления в экономической жизни отдельных предприятий и общества в целом.
В силу этих же и других причин из общерыночных ресурсов труда и капитала выделяется еще один самостоятельный специфический ресурс — государственное регулирование экономики как результат возросшей роли современного государства в обеспечении процесса общественного воспроизводства при выполнении им своей экономической функции. Действие этого ресурса проявляется в различных формах государственного регулирования или вмешательства в рыночную экономику налоговыми и иными экономическими методами. Данный ресурс является носителем одноименного с ним фактора производства — государственного регулирования экономики, право на самостоятельное существование которого основано на экономическом праве государства на присвоение части созданного, реализованного и распределенного при его участии чистого внутреннего продукта (ЧВП) в форме налогов.
В современной регулируемой рыночной экономике произведенный и реализованный ЧВП является результатом взаимодействия всех факторов производства — природного, труда, капитала, предпринимательской способности и государственного регулирования экономики, каждому из которых соответствует свой доход (доля в рыночной оценке предельного чистого продукта): природный рентный доход, заработная плата, прибыль (процент), предпринимательский доход, налоги (косвенные и прямые). В свою очередь, сами доходы формируются через значения предельных ценовых показателей: цена земли, тарифные ставки, процентные ставки, рентабельность, налоговые ставки.
Результатом экономической деятельности государства в целом и государственного регулирования, в частности, является создание, реализация и распределение общественных благ или выгод для их потребителей. Общественные (коллективные) блага (выгоды) выражаются в потребительском эффекте от национальной безопасности, социальной поддержки малоимущих, охраны окружающей среды, поддержания внутреннего правопорядка и т.д., а также в прямом экономическом эффекте от строительства дорог и коммуникаций, финансирования воспроизводства природных ресурсов, разведки полезных ископаемых, науки, экономической и социальной инфраструктуры и т.п.
Поэтому для обеспечения процесса постоянного воспроизводства предоставляемых обществу благ (выгод) государство получает право на первичное распределение (долю) созданного за год ЧВП в форме косвенных налогов, входящих в стоимость (цену) товаров, а также на вторичное распределение (перераспределение) доходов других собственников факторов производства (ренты, заработной платы, прибыли, предпринимательского дохода) в форме прямых (подоходных) налогов.
Таким образом, доля государства в созданной при его участии стоимости чистого внутреннего продукта складывается из двух частей:
1) первичных доходов в форме ренты, прибыли, процента и косвенных налогов, получаемых в качестве непосредственного участника процесса первичного распределения ЧВП;
2) вторичных доходов в форме всех прочих (прямых) налоговых и неналоговых поступлений в казну государства, получаемых в процессе перераспределения первичных доходов других субъектов рыночных отношений, в качестве субъекта управления, создающего условия для получения и максимизации первичных доходов.
С этих позиций налоги за экономические (хозяйственные) ресурсы представляют собой фискальную оценку государством в налоговой форме личных, инвестиционных и природных ресурсов, вовлекаемых хозяйствующими субъектами в производство при участии государства или предоставляемых им на праве собственника для хозяйственного пользования.
Таким образом, система налогов за экономические (хозяйственные) ресурсы включает три налоговые группы по факторам производства:
1) налоговые начисления на оплату труда (налогообложение личных факторов — рабочей силы и предпринимательской способности);
2) имущественные налоги (налогообложение инвестиционного фактора — капитала);
3) налоги за пользование природными ресурсами (налогообложение природного фактора).
Несмотря на объединение названных налогов в единую систему, методологические подходы к фискальной оценке государством экономических ресурсов (как факторов производства) по налоговым группам различны. Рассмотрим отличия этих подходов, а также их особенности.
1. Государство активно участвует в воспитании, подготовке и переподготовке будущей и уже участвующей в производстве рабочей силы, непосредственно обучая ее на бесплатной или платной льготной основе, а также обеспечивает работников (действующих и бывших) пенсионными, медицинскими и иными социальными благами, связанными с воспроизводством фактора «рабочая сила». Поэтому государство имеет право на присвоение части доходов, приходящихся на личные факторы производства (оплаты труда наемных работников и предпринимательского дохода), через налог на доходы физических лиц, единые налоги на доходы в рамках специальных налоговых режимов.
Вопрос о том, какова должна быть доля государства в личных доходах, не имеет однозначного ответа и решается в каждой стране индивидуально с учетом объема предоставляемых государством социальных благ и потребности в бюджетных средствах на определенном этапе развития страны. Тем не менее есть общие для большинства стран закономерности: во-первых, чем ниже доля косвенных налогов в общих налоговых поступлениях, тем выше подоходные налоги (косвенные налоги через розничные цены сокращают платежеспособный спрос населения); во-вторых, использование прогрессивной шкалы ставок налога на доходы граждан и предпринимателей, когда государство, равномерно распределяя большую часть социальных благ, предъявляет непропорциональные требования по их оплате через налоги к различным группам населения в зависимости от их достатка.
2. В основе поимущественных налогов (налоги на имущество или недвижимость, транспортный налог и т.п.) лежит условная (предполагаемая) доходность недвижимого и движимого имущества, именуемая процентом на капитал. Государство вправе претендовать на свою долю этого дохода (прибыли), поскольку участвует в обеспечении условий для нормального функционирования инвестиционного ресурса — фактора в форме капитала.
В современной экономической теории доход, извлекаемый из созданных человеком средств труда, называют рентным доходом, или квазирентой. Это прибыль, исчисленная на основе показателя рентабельности основного капитала, соответствующая ставке рефинансирования центрального банка (или другому базовому проценту). Наибольшая сложность состоит в отделении от такой прибыли экономически справедливой доли, которую государство относительно безболезненно для налогоплательщиков может изъять в бюджет. Например, действующая сейчас в России ставка налога на имущество организаций — 2,2% рыночной стоимости основных средств (количественно низкая на первый взгляд) — очень тяжело отражается на финансовом положении капиталоемких предприятий, особенно в условиях неполной загрузки производственных мощностей.
3. Очень остро стоит проблема отделения от цены природной ренты, которую государство должно изъять в бюджет в форме налогов за пользование природными ресурсами. Основная специфика природных ресурсов по сравнению с другими факторами производства заключается в том, что они находятся в государственной (общенациональной) собственности. Поэтому государство как собственник природного фактора (и мы это уже отмечали) имеет полное экономическое право на присвоение в полном объеме природного и ценового рентного дохода, возникающего в процессе хозяйственного использования и экспорта природных ресурсов.
Рассмотрим общую схему определения природного рентного дохода, который должен быть изъят в доход государства в форме соответствующих налогов за ресурсы, являющиеся объектом добычи, разработки и продажи природопользователями. Из выручки от реализации природного сырья (без НДС) следует вычесть: а) материальные и приравненные к ним затраты; б) доходы, приходящиеся на личные факторы (рабочую силу и предпринимательскую способность) в форме оплаты труда в размере нормативных отраслевых параметров; в) инвестиционные затраты и процентный доход собственников капитала, вложенного в разработку природного ресурса; г) нормативную прибыль в размере средней по промышленности рентабельности производства; д) налоги, уплаченные в бюджетную систему. Весь полученный остаток сверх продажной цены и представляет собой природную ренту, которая должна поступить государству в виде рентного налога за тот или иной природный ресурс.
Фискальная оценка природных ресурсов, выступающих в качестве средств производства (земля, вода и т.п.), определяется в форме налоговых платежей непосредственно исходя из рыночной оценки единицы натурального объема природного ресурса (кубический метр забранной воды, гектар земли и т.п.) по доходному, затратному (затратам на воспроизводство) или комбинированному методам.
Таким образом, система налогов (налоговых платежей) за природные ресурсы представляет собой совокупность форм фискальной оценки государством дохода, преимущественно рентного характера, приходящегося на природный фактор производства. При этом под налоговыми платежами понимаются любые платежи налогового типа — собственно налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи в бюджетную систему, связанные с процессом природопользования и регулируемые налоговым и иным связанным с ним законодательством.
Система налоговых платежей за природные ресурсы, с одной стороны, является частью общей налоговой системы и имеет такое же функциональное предназначение, что и последняя, а с другой стороны, она призвана выполнять свои специальные функции, в которых конкретизируются общие функции налогов и реализуется узкая специализация данного типа налогообложения.
Учитывая вышесказанное, система налоговых платежей за природные ресурсы выполняет следующие три специальные функции, конкретизирующие для данной группы налогов функцию эквивалента ценности общественных благ (услуг государства), — фискальную, регулирующую и контрольную функции налогов в целом. Иными словами, система налоговых платежей выполняет одновременно следующие функции:
1) фискальной оценки природных ресурсов (изъятия на этой основе в бюджетную систему природного и ценового рентного дохода);
2) регулирования потребления природных ресурсов;
3) контроля за эффективным использованием природных ресурсов. Государство через систему налогов за природные ресурсы реализует свое право собственника природного фактора на присвоение части национального дохода в форме специальных налоговых платежей путем предъявления определенных требований к эффективности использования хозяйствующими субъектами природных ресурсов на основе их фискальной оценки. Уровень эффективности использования природных ресурсов должен быть таким, чтобы сложившиеся при этом доходность и рентабельность позволяли хозяйствующему субъекту полностью и своевременно рассчитываться по налоговым платежам с бюджетной системой и осуществлять свои текущие и капитальные расходы. В противном случае использование природных ресурсов ниже их минимальной фискальной оценки может привести предприятие к банкротству.
Следовательно, система налоговых платежей за природные ресурсы, с одной стороны, выступает важным источником формирования доходной базы бюджета и обеспечения экономической безопасности страны, с другой, является финансовым инструментом государственного регулирования природопользования. Стимулирующие возможности данного типа налогов должны быть заложены в самом порядке их начисления на единицу или массу примененных в производстве природных ресурсов по установленному нормативу эффективности их использования.
Таким образом, при рассмотрении экономического содержания системы налоговых платежей за природные ресурсы можно выделить три основных наиболее характерных для нее отличительных признака, которые позволяют выделить ее в особую группу налоговых отношений:
• налоговые платежи за природные ресурсы составляют централизованную часть чистого продукта общества, поступающую в бюджет в порядке их начисления к объему примененных хозяйствующим субъектом ресурсов (в стоимостной или натуральной оценке) по заранее установленному нормативу, выражающему минимальный уровень эффективности природного фактора производства;
• основная часть налоговых платежей за природные ресурсы носит рентный характер и является формой фискальной рентной оценки государством доли своего участия в созданном рентном доходе;
• налоговые платежи за природные ресурсы представляют собой инструмент регулирующей политики государства, направленной на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в рациональном природопользовании.