Формы, способы и место проведения учебной практики
Учебная практика может проводиться в следующих формах:
- путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения учебной практики или
- путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Конкретные формы проведения учебной практики определяются в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.
Учебная практика проводится на базе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), в иных организациях среднего профессионального и высшего образования, органах государственной власти, местного самоуправления, иных органах и организациях, расположенных на территории г. Москвы, а также в органах и организациях, расположенных в иных субъектах Российской Федерации, как правило, по месту жительства обучающихся.
Модуль 1. Научно-педагогическая практика проводится на кафедрегражданского и административного судопроизводства, а также в соответствии с индивидуальным заданием научного руководителя может проходить в Центре студенческой юридической помощи (Юридической клинике), Институте непрерывного образования Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), а также в иных организациях среднего и высшего образования.
Модуль 2. Экспертно-консультативная практикаорганизуется на базе различных структурных подразделений Университета, в том числе на базе Центра приема, перевода и восстановления поступающих и обучающихся, в Приемной комиссии Университета, в юридическом отделе Университета, Управлении организации закупок и снабжения.
Модуль 3. Профессионально-ориентированная практикаможет проводиться в Центре студенческой юридической помощи (Юридической клинике) Университета, в структурных подразделениях коммерческих и некоммерческих организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, адвокатских образованиях, нотариальных конторах и других органах и организациях, деятельность которых соответствует содержанию магистерской программы.
Прохождение данного модуля допускается по решению научного руководителя студента по месту его работы в случае, когда место работы, занимаемая должность и функциональные обязанности обучающихся позволяют приобрести опыт профессиональной деятельности по магистерской программе.
Во время прохождения практики обучающийся обязан соблюдать правила внутреннего распорядка и иные нормативные акты, определяющие порядок деятельности работников соответствующей организации.
Планируемые результаты обучения при прохождении учебной практики
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении учебной практики:
Модуль 1. Научно-педагогическая практика:
приобретение студентами магистратуры умений и навыков ведения учебно-методической работы;
приобретение студентами магистратуры умений и навыков ведения педагогической деятельности;
формирование и развитие профессиональных навыков работы в аудитории;
формирование и развитие компонентов профессионально-педагогической культуры.
Модуль 2. Экспертно-консультативная практика:
приобретение студентами магистратуры умений и навыков консультирования по вопросам поступления в Унивесритет, а именно: о необходимых для поступления документах, о сроках и способах представления документов в Университет, о порядке проведения вступительных испытаний в Университете, о льготах при поступлении, об особенностях организации поступления отдельных категорий граждан;
приобретение студентами магистратуры навыков экспертной деятельности по проверке представляемых поступающими в Университет документов;
формирование и развитие профессиональных навыков квалифицированных юридических заключений и консультаций в конкретных вопросах образовательной деятельности;
формирование и развитие профессиональной культуры.
формирование и развитие навыков экспертной деятельности при анализе локальных нормативных актов организации по различным вопросам применения трудового, образовательного законодательства, а также законодательства в сфере закупок.
формирование и развитие профессиональных навыков по подготовке документов для представления интересов организации в судах.
Модуль 3. Профессионально-ориентированная практика:
приобретение обучающимися умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности юриста в сфере судебной защиты прав и интересов граждан и организаций;
формирование навыков по подготовке правовых актов и актов индивидуального применения; по правильному толкованию и применению законов и иных нормативных правовых актов;
закрепление у обучающихся профессионально необходимых нравственных качеств личности;
приобретение опыта профессиональной деятельности по магистерской программе;
формирование практических навыков консультирования по вопросам применения судебной формы защиты нарушенных прав;
развитие способности самостоятельно и качественно выполнять задачи в сфере профессиональной деятельности; принимать обоснованные решения.
Указанные результаты обучения соотносятся со следующими общекультурными, профессиональными компетенциями, формируемыми при освоении образовательной программы.
После прохождения учебной практики в рамках общекультурных и профессиональных компетенций студент будет способен:
Общекультурные компетенции:
осознавать социальную значимость своей профессии, проявлять нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионально правосознания (ОК-1);
добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);
Профессиональные компетенции:
1) профессиональные компетенции (ПК), ориентированные на научно-педагогическую деятельность:
преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
организовывать и проводить научно-педагогические исследования (ПК-14);
2) профессиональные компетенции (ПК), ориентированные на экспертно-консультативную деятельность:
квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
3) профессиональные компетенции (ПК), ориентированные на профессиональную юридическую деятельность в соответствии с магистерской программой:
способностью разрабатывать нормативные правовые акты разных уровней (ПК-1);
квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
Дополнительные профессиональные компетенции (ДПК):
способностью подготавливать проекты нормативных правовых актов, касающиеся регулирования судебной формы защиты нарушенных прав и интересов (ДПК-1);
способностью квалифицированно толковать и применять нормативные правовые акты в области судебной защиты прав граждан и организаций (ДПК-2);
способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации, составлять экспертные заключения по вопросам применения норм гражданского процессуального права (ДПК- 3);
способностью на высоком теоретическом и методическом уровне проводить занятия по гражданскому процессуальному праву (ДПК-4).
Результаты прохождения практики и компетенции, формируемые в результате прохождения практики на базе Центра студенческой юридической помощи (юридической клиники Университета), определены в соответствующей программе практики.
4. Место практики в структуре образовательной программы
Учебная практика базируется на теоретическом освоении дисциплин актуальные проблемы гражданского судопроизводства (общая и особенная часть), основы юридической педагогики, методика преподавания права, социология права, организационно-управленческая деятельность юриста, история и методология юридической науки, судебная защита трудовых прав, судебная защита прав потребителей, особое производство.
Студент, направляемый на практику, в результате освоения предшествующих частей образовательной программой владеет следующими «входными» знаниями, умениями и навыками:
1) знает основные понятия и категории теории государства и права, систему и структуру государственных органов и органов местного самоуправления, принципы их организации и деятельности; знает основные понятия и методы правовой педагогики, владеет содержанием основных институтов и норм, регулирующих отношения в сфере договорного права;
2) умеет применять полученные теоретические знания при решении конкретных практических ситуаций в сфере реализации и защиты субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов;
3) владеет навыками поиска и использования необходимой правовой и иной информации при решении юридических вопросов, навыками ведения консультирования, переговоров и оформления их результатов, навыками составления юридических документов, проектов нормативных и ненормативных правовых актов, регулирующих частноправовые и тесно связанные с ними отношения.
Учебная практика предшествует изучению ряда дисциплин: проблемы пересмотра судебных постановлений по гражданским делам, особенности судебной защиты в ходе исполнительного производства, упрощенное производство, налоговые споры, рассмотрение судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, особенности судебного рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, рассмотрение корпоративных споров в арбитражных судах, рассмотрение судами споров о наследовании, процессуальные документы в гражданском судопроизводстве, ведение гражданских дел в суде первой инстанции, ведение гражданских дел суде (проверочная инстанция).
Данный вид практики предшествует производственной практике.