Й семестр (2-й семестр на заочной форме обучения)
80. Собственность как экономическая категория. Собственности в системе вещных прав. Формы и виды права собственности. Понятие права собственности в объективном и субъективном смысле.
81. Содержание субъективного права собственности.
82. Право частной собственности граждан и юридических лиц: понятие, субъекты, объекты и содержание.
83. Право государственной собственности: понятие, субъекты, объекты и способы реализации содержания.
84. Право муниципальной собственности: понятие, субъекты, объекты и юридические формы реализации его содержания.
85. Приобретение права собственности. Момент возникновения права собственности по договору у приобретателя.
86. Приватизация государственного и муниципального имущества: понятие, субъекты, объекты, принципы и порядок.
87. Приватизация жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.
88. Прекращение права собственности.
89. Право общей собственности: понятие виды и особенности реализации содержания.
90. Выдел доли и раздел общего долевого имущества. Право участника общей долевой собственности на отчуждение доли. Преимущественное право покупки доли.
91. Право хозяйственного ведения имуществом: понятие, личность правообладателя, основание возникновения и прекращения, содержание.
92. Право оперативного управления имуществом: понятие, личность правообладателя, основание возникновения и прекращения, содержание.
93. Право пожизненного наследуемого владения земельными участками.
94. Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
95. Сервитут: понятие, субъекты, основание возникновения и прекращения, содержание. Виды сервитутов.
96. Защита права собственности и других вещных прав: понятие и способы.
97. Виндикационный иск.
98. Негаторный иск.
99. Понятие, черты, основания возникновения и система обязательств.
100. Стороны обязательств. Множественность лиц в обязательстве и ее виды. Виды обязательств при множественности лиц в обязательстве.
101. Перемена лиц в обязательстве и ее формы. Уступка права требования, перевод долга.
102. Гражданско-правовой договор: понятие и функции. Свобода договора. Закон и договор. Виды гражданско-правовых договоров.
103. Условия и содержание договора. Толкование договора.
104. Заключение договора (оферта, акцепт, момент заключения договора).
105. Изменение и расторжение договора: понятие, основания, порядок и последствия.
106. Исполнение обязательств.
107. Обеспечение исполнения обязательств: понятие и способы (неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия, задаток и др.).
108. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Понятие, сущность, черты, принципы, формы и виды гражданско-правовой ответственности.
109. Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности.
110. Прекращение обязательств.
Шкала оценивания
№ | Критерии оценки | Балл | Критерии оценивания сформированности компетенций | Уровни формирования компетенций |
1. | Оценка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, показывает максимально глубокие знания профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. | Творческое действие – самостоятельное конструирование способа деятельности, поиск новой информации. Формулирование оценочных суждений на основе имеющихся фактов и заданных критериев. | четвертый | |
2. | Оценка «хорошо» ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит необходимые примеры, однако показывает некоторую непоследовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. | Воспроизведение, репродуктивное действие – самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения данного действия. Студент на этом уровне способен по памяти воспроизводить ранее усвоенную информацию и применять усвоенные алгоритмы деятельности для решения типовых задач. | третий | |
3. | Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументированы. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют. | Применение, продуктивное действие – поиск и использование информации для самостоятельного выполнения нового действия (знания, умения, навыки). Этот уровень предполагает комбинирование студентом известных алгоритмов и приемов деятельности, применения навыков эвристического мышления. | второй | |
4. | Оценка «неудовлетворительно» ставится при условии недостаточного раскрытия профессиональных понятий, категорий, концепций, теорий. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны | Репродуктивная деятельность (узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними). На этом уровне студент не способен самостоятельно, без помощи извне, воспроизводить и применять полученную информацию. | первый |
Методические материалы
Наименование ОС | Домашняя контрольная работа |
Характеристика ОС | Контрольная работа - является способом индивидуальной деятельности обучающегося по концентрированному выражению накопленного знания, обеспечивает возможность одновременной работы всем обучающимся за фиксированное время по однотипным заданиям, что позволяет преподавателю оценить всех обучающихся. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Контрольная работа проводиться в письменной форме, содержит информационно-аналитическое задание. Результатом будет материально фиксированная работа студента по анализу, толкованию и правильному примению правовых норм гражданского права (ПК-16). |
Наполнение ОС | Приложения №1 - №2 |
Критерии оценки | Студент получает максимальное количество баллов в случае, если при выполнении задания он дал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос и для подготовки ответа были использованы все необходимые нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие общественные отношения. Изложение материала было четким и логичным, в конце были сделаны обобщения и выводы. Оценка за ответ может быть снижена при наличии фактических ошибок или если неполный ответ, требующий дополнений или пояснений. Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный. Выполнение заданий оценивается по шкале в баллах в соответствии с технологической картой (Приложение №7) |
Наименование ОС | Тестирование |
Характеристика ОС | Тест - стандартизованный метод диагностики уровня и структуры подготовленности студентов. Все испытуемые отвечают на задания, сгруппированные по одним и тем же темам, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Главная цель применения традиционного тестирования - установить уровень знаний по пройденным темам. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Тестирование проводиться в письменной форме. Задание ограниченно по времени и предполагают оперативные выбор из готовых вариантов ответов на вопросы по заданной теме. В силу того, что тесты содержат широкий круг вопросов пройденного раздела, то направлены они на формирование знаний основных положений, сущности и содержания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов гражданского права, а так же правовых норм, регулирующих отдельные институты гражданского права (ПК-16). |
Наполнение ОС | Приложение №3-№4 |
Критерии оценки | Выполнение заданий оценивается по шкале в баллах в соответствии с технологической картой (Приложение №7) |
Наименование ОС | Домашняя контрольная работа |
Характеристика ОС | Контрольная работа - является способом индивидуальной деятельности обучающегося по концентрированному выражению накопленного знания, обеспечивает возможность одновременной работы всем обучающимся за фиксированное время по однотипным заданиям, что позволяет преподавателю оценить всех обучающихся. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Контрольная работа проводиться в письменной форме, содержит информационно-аналитическое задание. Результатом будет материально фиксированная работа студента по формированию навыков работы с правовыми актами, а также анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности (ПК-16). |
Наполнение ОС | Приложения №5 - №6 |
Критерии оценки | Студент получает максимальное количество баллов в случае, если при выполнении заданий он дал полный, развернутый ответ на поставленные вопросы. Изложение материала было четким и логичным, в конце были сделаны обобщения и выводы. Оценка за ответ может быть снижена при наличии фактических ошибок, нарушение внутренней логики суждений или если ответ неполный, требующий дополнений или пояснений. Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный. Выполнение заданий оценивается по шкале в баллах в соответствии с технологической картой (Приложение №7) |
Наименование ОС | Решение задач |
Характеристика ОС | Решение задач - является способом индивидуальной деятельности обучающегося по оперативному выражению текущих знаний в границах обсуждаемой темы и с учётом накопленных знаний уже по пройденным темам курса Гражданское право. Обеспечивает возможность проверки уровня осознания теоретического материала и применения его для решения предложенной ситуации со стороны обучающегося. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Решение задач осуществляется в устной форме и исключительно индивидуально. Для правильного решения задачи или разрешения проблемной ситуации необходимо дать ответы на поставленные в задаче вопросы. Вне зависимости от рассматриваемой темы задачи, перед её решением студенту всегда необходимо освоить знания, содержащие основные положения, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов гражданского права (ПК-16). |
Наполнение ОС | Приложение №7 |
Критерии оценки | Студент получает максимальное количество баллов в случае, если при выполнении задания он дал полный, развернутый ответ на все поставленные в задаче вопросы, включая дополнительные уточняющие вопросы со стороны преподавателя. Изложение ответа должно быть четким и логичным, в конце должны быть сделаны обобщение и вывод. Оценка за ответ может быть снижена при наличии фактических ошибок, или если был дан неполный ответ, требующий дополнений. Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный. В случае одновременного коллективного ответа баллы не выставляются ни одному из отвечавших. Выполнение заданий оценивается по шкале в баллах в соответствии с технологической картой (Приложение №7) |
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.
Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.
Семинарские занятия предназначены для выработки у студентов прочных навыков правильного применения теоретических положений при разрешении конкретных ситуаций, насыщенных фактическими обстоятельствами и требующих юридической оценки. С этой целью студентам рекомендуются для выполнения определенные задания, предполагающие как письменные, так и устные решения конкретных задач (казусов). Особое внимание следует обратить на соответствующую аргументацию ответа с опорой на положения закона и фабулу дела. В ходе занятий преподаватель может предложить и иные виды заданий (выполнение рефератов, докладов и тестов и др.)
Основной метод проведения семинаров – обсуждение итогов выполнения заданий и тех аргументов, которые положены в основу решения конкретного казуса. Практикуется также проведение тестов, обсуждение заранее подготовленных докладов, рефератов, проведение деловых игр и т.д.
Практические занятия проводятся с использованием активных и интерактивных форм обучения (i):
Интерактивные формы обучения, которые могут быть применены при проведении практического занятий: коллоквиум, самостоятельная работа в малых группах, научная дискуссия, эссе, комментирование ответа коллеги, комментирование решений суда, рассказ о прочитанной научной статье, подбор и анализ различных точек зрения ученых на какую-либо проблему, подбор из законов юридических фактов, норм различного вида, решение ситуационных задач, юридических казусов.
Интерактивные формы обучения, используемые при проведении практических занятий могут быть выбраны произвольно по решению преподавателя, ведущего семинарские занятия в группе.
1. Опрос. Представляет собой обсуждение темы по заданным критериям. Критерии обсуждения темы составляются и озвучиваются преподавателем заранее. Для подготовки преподавателем могут быть розданы тематические вопросы.
2. Работа в малых группах. В течении занятия преподаватель формирует малые группы (от 3 до 5 человек), в рамках которых раздает задания на текущий семинар. Итог работы группы может быть оформлен письменно в форме отчета о проделанной работе, либо озвучен устно.
3. Деловая играэто средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.
4. Решение ситуационных задач, юридических казусов. Предполагает верное определение сути ситуации (казуса), правильный выбор нормативно-правовых актов, подлежащих применению для правильной квалификации задачи (казуса). Решение должно содержать ссылку на применяемые нормативно-правовые акты, обоснование применения тех или иных нормативно-правовых актов, привязку применяемых нормативно-правовых актов к конкретным условиям задачи (казуса).
Решение задач является обязательным и необходимым условием успешного изучения курса. Обучающийся обязан решать задачи из практикума при подготовке к семинарам.
Практикум, дополняющий своим содержанием данную учебную программу, позволяет преподавателю использовать на практических занятиях по каждой теме курса элементы интерактивных форм обучения, такие как: Работа в малых группах (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа); мозговой штурм (из предложенных студентами разнообразных решений и ответов на задания практикума, найти и отодрать правильные вариант или варианты ответов на вопрос); работа в малой группе (решение предложенных заданий на семинаре по группам, разделив участников занятия по 3-5 человек в зависимости от сложности задания).
Решение задач позволяет не только увидеть право в действии, но и получить навыки правоприменения норм гражданского права, научиться правильно квалифицировать характер правоотношений, работать с нормативно-правовыми актами различных отраслей права для решения единой правовой задачи, усвоить особенности поиска этих актов, разрешения коллизионных ситуаций.
Успешное решение задач возможно, если студент руководствуется рядом рекомендаций:
1. Перед решением задач необходимо пройти теоретическую подготовку по соответствующему разделу.
2 . Внимательно прочитать фабулу задачи, выделить из нее действующих лиц, отношения между ними.
3. Внимательно прочитать вопросы или задания к задаче. В вопросах отражены ключевые проблемы, на которые необходимо обратить внимание при решении.
4. Квалифицировать ситуацию, о которой идет речь в фабуле. Определить круг источников правового регулирования.
5. Найти соответствующие нормативные источники, проанализировать их, найти в них нормы, применимые к данной задаче.
6.Найти (при наличии) соответствующие постановление Пленума Верховного суда РФ и Конституционного Суда РФ , поскольку в нихм может быть дано толкование соответствующих норм гражданского права, подлежащих применению при решении задачи. Также можно обратиться к судебной практике, проанализировать теоретическую литературу к соответствующему разделу.
7. Определиться с содержанием нормы, истолковать ее применительно к ситуации фабулы задачи. Продумать аргументы, подтверждающие избранную позицию.
8. Оформить решение задачи. Если задача решается к семинару, то достаточно тезисно записать выделенные проблемы, основные аргументы, возможные варианты решения, если на вопросы задачи нельзя дать однозначные ответы.
В планы практических занятий включены основные вопросы учебной дисциплины. В ходе занятий возможна их конкретизация и корректировка. При подготовке сообщений и докладов, выступлений следует широко использовать опубликованные научные источники – статьи, монографии, тезисы конференций, а также информационно-правовые базы, учебники и учебные пособия.
Списки подлежащего изучению теоретического материала составляются студентом из списка научной и учебной литературы, содержащегося в рабочей учебной программе курса, а также списков основной и дополнительной литературы, рекомендованных в настоящих методических указаниях по самостоятельной работе. Формы контроля этого вида самостоятельной работы не предусмотрены. При изучении теоретического материала самостоятельно следует руководствоваться принципами последовательности изучения, повторения пройденного материала и возвращения к уже изученному. Можно с уверенностью сказать, что ни один студент не в состоянии изучить все источники, рекомендованные в соответствующих разделах. По этой причине из всего массива рекомендованной литературы следует выбирать лишь некоторые, руководствуясь следующими рекомендациями. Прежде всего, необходимо помнить, что изучение теоретической литературы невозможно без ознакомления с соответствующей нормативно-правовой базой. Положения норм закона необходимо анализировать в комплексе с разъяснениями тех или иных позиций с точки зрения отдельных ученых-правоведов. Поэтому, прежде чем переходить к изучению учебной, научной и иной теоретической литературы, следует уяснить содержание соответствующих нормативных положений.
Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям
Практическое занятие № 1