Организация дознания в Вооруженных Силах

Всоответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РСФСР, к органам дознания в Вооруженных Силах отне­сены командиры воинских частей, соединений, а также начальники военных учреждений или гар­низонов.

Предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ функции органа дознания осуществляют:

1) командиры воинских частей, соединений— по уголовным делам о преступлениях, совер­
шенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами граждан­
ского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с
исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизо­
на;

2) начальники военных учреждений — по уголовным делам о преступлениях, совершенных во­
еннослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персо­
нала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнени­
ем ими своих служебных обязанностей или в расположении учреждения;

3) начальники гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослу­
жащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Воо­
руженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими
своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях
данного гарнизона, но совершившими преступления в расположении гарнизона.

Таким образом, руководителем (начальником) органа дознания в Вооруженных Силах являются в пределах установленной компетенции командиры воинских частей (включая командиров кораб­лей ВМФ) и соединений (бригад, дивизий, корпусов и т.д.), начальники военных учреждений (во­енных комендатур, военкоматов, военно-медицинских заведений, учебных заведений и пр.), назна­ченные в установленном порядке начальники конкретных гарнизонов из числа старших воинских начальников в данном гарнизоне (в дальнейшем для краткости изложения все перечисленные кате­гории руководителей органов дознания в Вооруженных Силах в тексте будут именоваться «коман­дирами воинских частей»).

Деятельность органов дознания, кроме уголовно-процессуальных норм, также регламентирова­на утвержденной 5 июня 2002 г. Главным военным прокурором «Инструкцией органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в ко­торых законом предусмотрена военная служба» (в дальнейшем для краткости — «Инструкция»).

В соответствии с требованиями ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 150 и подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, про­изводство предварительного следствия является обязательным по всем уголовным делам о Престу­плениях против военной службы. Правила п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ позволяют по письменному ука­занию военного прокурора заменить дознанием производство предварительного следствия по делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, даже если по ним производство предвари­тельного следствия признается обязательным. Такой порядок не распространяется на расследова­ние тяжких и особо тяжких преступлений, по которым во всех случаях должно проводиться пред­варительное следствие. Применительно к преступлениям против военной службы к категории тяжких относятся следующие десять составов: совершенные при квалифицирующих обстоятельст­вах сопротивление или принуждение начальника к нарушению обязанностей военной службы либо насильственные действия в отношении начальника (ч. 2 ст. 333 и ч. 2 ст. 334 УК РФ), повлекшие тяжкие последствия нарушение правил боевого дежурства или нарушение уставных правил взаи

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы

Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru моотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ч. 3 ст. 335 и ч. 2 ст. 340 УК РФ), дезертирство (ст. 338 УК РФ), уклонение от исполнения обязан­ностей военной службы в целях полного освобождения от прохождения службы (ч. 2 ст. 339 УК РФ), повлекшее по неосторожности гибель нескольких человек, нарушение правил вождения (экс­плуатации) машин или нарушение правил обращения с оружием и предметами повышенной опас­ности для окружающих (ч. 3 ст. 349 и ч. 3 ст. 350 УК РФ), нарушение правил кораблевождения, по­летов или подготовки к ним (ст. 351 и 352 УК РФ). По перечисленным преступлениям законом требуется обязательное проведение предварительного следствия, и военный прокурор не вправе ор­ганизовывать по ним производство дознания вместо предварительного следствия.

Статья 3 названной выше Инструкции возлагает на органы дознания, в числе других, обязанно­сти по проверке сообщений о любом совершенном или готовящемся преступлении с принятием по нему процессуального решения в порядке ст. 144-145 УПК РФ; выполнение неотложных следст­венных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обя­зательно и производство отдельных следственных действий, оперативно-розыскных и розыскных мероприятий по поручению военного прокурора, следователя после направления уголовного дела военному прокурору.

Для выполнения процессуальных функций органа дознания приказом командира воинской час­ти в пределах предоставленных полномочий назначаются дознаватели сроком на 2 года из числа наиболее подготовленных офицеров. Численность назначаемых дознавателей определяется в при­казе в соответствии с требованиями Инструкции с учетом вида воинского формирования (отдель­ная рота, батальон, полк, штаб соединения и т.д.).

В случае необходимости командир воинской части вправе назначить большее количество доз­навателей. Дознаватель также может назначаться приказом командира воинской части и для рас­следования конкретного уголовного дела. Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору. Там, где имеются штатные дознаватели, производство процессуальных дей­ствий и принятие процессуальных решений в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, поручается, как правило, им. В соответствии с требованиями ст. 26 Инструкции, производство по уголовному делу в отношении офицеров поручается, как правило, дознавателю, который по долж­ности и воинскому званию не ниже должности и воинского звания подозреваемого (данное правило не распространяется на выполнение дознавателем процессуальных действий с участием свидете­лей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства).

Не допускается возложение полномочий дознавателя на того офицера, который проводил или проводит по данному конкретному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ). Дознаватель также не может принимать участие в расследовании по уголовному делу и подлежит отводу, если он является по своему служебному положению непосредственным начальником или подчиненным лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, а равно если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела. При наличии таких оснований дознава­тель обязан устраниться от участия в производстве по уголовному делу, независимо от того, из­вестно ли об этих обстоятельствах сторонам или другим участникам судопроизводства и настаива­ют ли они на его устранении или нет. В случае, если дознаватель не устранился от участия в производстве по уголовному делу, отвод ему может быть заявлен участниками уголовного судо­производства (ч. 1 и 2 ст. 62 УПК РФ). Решение об отводе дознавателя принимает военный проку­рор. Предыдущее участие дознавателя в производстве предварительного расследования но данному уголовному делу не является основанием для его отвода (ст. 67 УПК РФ). Оформленный в пись­менной форме отвод или самоотвод приобщается к материалам уголовного дела. Отвод, заявлен­ный устно, заносится в протокол следственного действия. Уголовное дело незамедлительно на­правляется военному прокурору для решения вопроса об отводе дознавателя в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Дознаватели уполномочены самостоятельно производить следственные и иные процессуаль­
ные действия, принимать процессуальные решения с получением только в прямо предусмотрен­
ных законом случаях согласия руководителя органа дознания, санкции прокурора и (или) судеб­
ного решения (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ), также осуществлять иные полномочия с соблюдением
требований п. 2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ). Письменные требования, поручения и запросы органа доз­
нания и дознавателя в пределах предоставленных полномочий, как это и предусмотрено ч. 4
ст. 21 УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организация­
ми, должностными лицами и гражданами, безотносительно к их принадлежности к Вооруженным
Гилам. . .

♦ 891



                         
    Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru
      Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru
 
 
    Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru
    Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru
 
 
    Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru
    Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru
  Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru
 
 

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы

Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru В соответствии со ст. 5 Инструкции, дознаватели подразделений центрального аппарата ФСБ России, подразделений ФСБ России центрального подчинения, управлений (отделов) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности), управлений (от­делов) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях и их орга­нах управления (органы безопасности в войсках), учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций ФСБ России производят также неотложные следственные действия по уголовным де­лам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Руководство процессуальной деятельностью дознавателей при производстве по уголовному де­лу осуществляет тот руководитель органа дознания, который принял решение о возбуждении уго­ловного дела. Он обязан давать дознавателю указания о вынесении в порядке ст. 146 УПК РФ по­становления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, а также о том, что именно подлежит установлению, в каком объеме, какие процессуальные действия для этого необ­ходимо выполнить и когда конкретно их производство должно быть завершено (ст. 22 Инструк­ции).

В соответствии со ст. 12 Инструкции, дознаватель обязан:

а) при осуществлении уголовного преследования по уголовным делам строго руководствоваться
требованиями уголовного, уголовно-процессуального законодательства и положениями настоящей
Инструкции;

б) по согласованию с командиром воинской части и надзирающим военным прокурором состав­
лять план предварительного расследования, определять последовательность производства процес­
суальных действий и принимать предусмотренные законом меры для установления обстоятельств,
подлежащих доказыванию;

в) разъяснять подозреваемому, потерпевшему, а также другим участникам уголовного судопро­
изводства их права, обязанности, ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих
прав. Подозреваемому, кроме того, обеспечивается право на защиту, которое он может осуществ­
лять лично либо с помощью защитника и (или) законного' представителя. При этом дознаватель
обязан разъяснить подозреваемому его права и обеспечить ему возможность защищаться всеми не
запрещенными законодательством способами и средствами;

г) не разглашать данные предварительного расследования по уголовным делам;

д) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого и меры по обеспечению
сохранности его имущества. О принятых мерах дознаватель уведомляет подозреваемого;

е) докладывать командиру воинской части о всех выявленных в процессе предварительного рас­
следования нарушениях законов, уставов, приказов, наставлений, а также других нарушениях, спо­
собствовавших совершению преступления или происшествия, для принятия мер по их устранению;

ж) принимать активное участие в работе по предупреждению правонарушений среди военно­
служащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала Вооружен­
ных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, разъяснять
личному составу законы Российской Федерации;

з) исполнять указания военного прокурора и командира воинской части, а также поручения во­
енного прокурора и следователя по уголовным делам, данные ими в порядке п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4, 5
ч. 2 ст. 38 и (или) ч. 1 ст. 152 УПК РФ соответственно,

Дознаватель принимает процессуальные решения и производит процессуальные действия от своего имени, используя бланки процессуальных документов для досудебного производства уста­новленного образца. При этом он несет полную ответственность за обоснованность принимаемых им процессуальных решений, своевременное и законное производство процессуальных действий по уголовным делам, сохранность собранных материалов по делу.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона, являются обязательными для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания военному прокурору, а указания военного проку­рора — вышестоящему военному прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение, как это и предусмотрено ч. 3 ст. 37, ч. 4 ст. 41 УПК РФ.

На время исполнения дознавателем обязанностей по осуществлению производства по уголов­ному делу командир воинской части своим приказом освобождает его от выполнения других слу­жебных обязанностей, обеспечивает необходимыми для работы по делу автомобильным транспор­том, средствами связи и помещением для работы. Руководитель органа дознания обязан оказывать содействие прокурорско-следственному составу органов военной прокуратуры в течение всего времени проведения расследования по уголовному делу, обеспечивать беспрепятственный допуск сотрудников военной прокуратуры в расположение части, выделять необходимое количество доз­навателей, средств связи, помещений для работы, автотранспорта, а также, при необходимости,—

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы

 
  Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru

 

вооруженный конвой для своевременной доставки и сопровождения подозреваемых (обвиняемых) в военную прокуратуру, в суд или к месту производства следственных действий (ст. 25 Инструкции ), Невыполнение перечисленных обязанностей может стать основанием для соответствующего про­курорского реагирования в адрес вышестоящего командования. .

Для повышения качества работы дознавателей по уголовным делам руководитель органа дозна­ния должзн изучать их деятельность по конкретным вопросам, принимать меры по ее совершенст­вованию и устранению недочетов, в том числе с проведением занятий по улучшению юридической подготовки дознавателей. Для получения практических навыков по расследованию преступлений дознаватели по плану, составленному надзирающим военным прокурором, участвуют в организуе­мых военными прокурорами учебных сборах дознавателей и проходят ежегодную стажировку при военной прокуратуре в течение 10 рабочих дней. Вышестоящие командиры соединений и началь­ники военных учреждений обязаны включать мероприятия по повышению юридической подготов­ки в планы командирской учебы, ежегодно подводить итоги работы органов дознания, принимать меры к ее улучшению, отражать в служебных аттестациях деятельность органов дознания. В случае обнаружения нарушений уголовно-процессуального законодательства при производстве по уголов­ному делу они обязаны уведомлять об этом соответствующего военного прокурора для принятия мер к восстановлению нарушенной законности (ст. 23-24 Инструкции). .

По уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия
обязательно, к которым относятся все преступления против военной службы, после получения со­
гласия военного прокурора на возбуждение уголовного дела дознаватель производит неотложные
следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказа­
тельств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Кроме того, он впра­
ве произвести с соблюдением процессуальных правил задержание подозреваемого в совершении
преступления. После проведения дознания уголовное дело передается в военную прокуратуру в
срок, не позднее десяти суток со дня его возбуждения. -

После направления уголовного дела военному прокурору дознаватель производит отдельные следственные действия, оперативно-розыскные и розыскные мероприятия только по поручению во­енного прокурора, следователя.

Не производится органами дознания Вооруженных Сил РФ дознание в порядке, определенном главой 32 УПК РФ по уголовным делам; по которым производство предварительного следствия яв­ляется необязательным.

Перечень таких преступлений приведен в ч. 3 ст. 150 УПК РФ: ст. 112 (умышленное причине­ние средней тяжести вреда здоровью), ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ч. 1 ст. 117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоро­вью), ч. 1 ст. 127 (незаконное лишение свободы), ч. 1 ст. 158 (кража), ч. 1 ст. 159 (мошенничество), ч. 1 ст. 160 (присвоение или растрата), ч. 1 ст. 161 (грабеж), ч. 1 ст. 163 (вымогательство), ч. 1 и 2 ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), ч. 1 ст. 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хи­щения), ч. 1 ст. 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества), ст. 168 (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности), ч. 1 и 2 ст. 213 (хулиганство), ч. 1 ст. 219 (нару­шение правил пожарной безопасности), ч. 1 и 4 ст. 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), ч. 1 и 4 ст. 223 (незаконное изготовление оружия), ст. 224 (небрежное хра­нение огнестрельного оружия), ч. 1 и 5 ст. 228 (незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ), ч. 1 ст. 264 (нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) УК РФ.

Дознание по указанным уголовным делам производится следователями военной прокуратуры. Кроме того, по письменному указанию военного прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, могут быть переданы следователю (прокурору) для производства предварительно­го следствия в порядке ч. 4 ст. 150 УПК РФ).

Деятельность командиров воинских частей как органов дознания и дознавателей по данной ка­тегории уголовных дел заключается в:

а) принятии и проверке сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ;

■ б) производстве отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и ус­
тановлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначе­
ние судебной экспертизы), до возбуждения уголовного дела; .

Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru Организация дознания в Вооруженных Силах - student2.ru 1 лава 52. Расследование преступлений против военной службы

в) принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в порядке, пре­
дусмотренном ст. 145-146 УПК РФ;

г) незамедлительном направлении военному прокурору постановления о возбуждении уголов­
ного дела с приложением материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства
отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его
совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной эксперти­
зы) соответствующих протоколов и постановлений.

Исключение в этом отношении составляют только дознаватели органов Федеральной погранич­ной службы России, которые в силу п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ наделены полномочиями по проведе­нию в полном объеме дознания, но только о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 УК РФ (в части выявленной этими органами незаконной добычи водных животных и растений), ч. 1 ст. 322, ч. 1 ст. 323 УК РФ и ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части контрабанды, задержанной сотрудниками пограничной службы в отсутствие таможенных органов Российской Федерации).

Во всех остальных случаях именно следователь военной прокуратуры приступает к производст­ву дознания сразу после представления военному прокурору постановления органа дознания о воз­буждении уголовного дела, получения согласия военного прокурора на возбуждение дела и приня­тия тем решения о поручении дознания конкретному следователю. После принятия дела к производству следователем военной прокуратуры дознаватель не вправе производить по ним от­дельные следственные действия, оперативно-розыскные и розыскные мероприятия без письменно­го поручения военного прокурора или следователя военной прокуратуры, в производстве которого находится дело (ст. 8-9 Инструкции).

§5. Особенности производства предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях против военной службы

Как уже указывалось, следователи военных прокуратур в пределах предоставленной компетен­ции проводят:

- предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против военной службы, по­скольку производство предварительного следствия по делам такой категории является обяза­тельным в силу ч. 2 ст. 150 УПК РФ;

дознание по некоторым из указанной категории дел, если на это имеется письменное указание военного прокурора в порядке п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ;

дознание по делам о преступлениях, по которым, в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ, произ­водство предварительного следствия не является обязательным.

Предварительное следствие проводится с соблюдением требований норм главы 22 УПК РФ, а дознание — по правилам главы 32 УПК РФ.

Порядок расследования преступлений в существенной степени зависит от конкретного вида расследуемого преступления против военной службы, однако имеется ряд общих требований, обя­зательных для выполнения при производстве предварительного расследования по любому делу О таких преступлениях.

Все без исключения преступления против военной службы отнесены к категории преступле­ний, по которым производство предварительного следствия является обязательным. При выявле­нии любого из них командир воинской части или дознаватель обязан в тот же день незамедли­тельно представить военному прокурору гарнизона, его заместителю или вышестоящему военному прокурору для получения согласия на возбуждение уголовного дела постановление о его возбуждении с приложением всех имеющихся материалов проверки сообщения о преступле­нии, в том числе и протоколов (постановлений) о производстве неотложных следственных дейст­вий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, задержание), если такие действия производились до возбу­ждения уголовного дела.

При возбуждении уголовного дела командирами кораблей, находящихся в дальнем плавании, со­ответствующий военный прокурор незамедлительно уведомляется командованием о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы пере­даются военному прокурору с военного судна незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК РФ), в том числе с использованием технических средств связи или любым иным способом.

При поступлении материалов в военную прокуратуру необходимо сразу изучить все имеющиеся документы для проверки их полноты, соблюдения процессуальных требований и определения обоснованности принятого решения о возбуждении уголовного дела.


Наши рекомендации