Статья 350 УК РФ («Нарушение правил вождения или эксплуатации машин»)
Необходимость введения в главу 33 Уголовного кодекса отдельной нормы, сходной по объективной стороне со ст. 264 УК РФ, но применительно к специфике военной службы, обусловлена существенными особенностями подготовки военных водителей и характера выполняемых ими служебных обязанностей. Кроме того, дорожно-транспортные происшествия по вине военных водителей имеют повышенную общественную опасность, поскольку часто связаны с использованием более мощной, но и менее приспособленной для безопасного движения, например в городских условиях, специализированной военной техники. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины (ст. 350 УК РФ) образует состав преступления при условии, если допущенное нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ч. 1), смерть человека (ч. 2) или гибель нескольких лиц (ч. 3). Определение этих квалифицирующих признаков проводится по тем же критериям, что и в других нормах УК РФ. Следует лишь отметить, что для квалификации не имеет значения, являлся ли потерпевший военнослужащим или гражданским лицом.
Данное преступление посягает на установленный нормативными документами порядок вождения и эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин, обеспечивающий безопасность их движения. Под боевыми, специальными или транспортными машинами понимаются любые имеющие автономный двигатель и управляемые человеком самодвижущиеся по суше на колесном или гусеничном ходу военно-транспортные средства Вооруженных Сил и других министерств (ведомств), где предусмотрена военная служба. Именно принадлежность машины к Вооруженным Силам или указанным министерствам (ведомствам), в совокупности с особенностями субъектного состава этого преступления, является обязательным условием квалификации по ст. 350 УК РФ, поскольку нарушение правил безопасности движения при управлении личным автотранспортом или автомобилем гражданского транспортного предприятия квалифицируется по нормам главы 27 Уголовного кодекса.
По ст. 350 УК РФ квалифицируется только нарушение правил вождения штатным военным водителем или другим военнослужащим, допущенным к управлению именно военной машиной указанной принадлежности. К числу субъектов данного преступления, наряду с военнослужащими, относятся также военнообязанные в период прохождения военных сборов
29*
Глава 52. Расследование преступлений против роенной службы
Любой военнослужащий за нарушение правил безопасности движения при управлении личным автотранспортом или автомашиной гражданского предприятия привлекается к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ. Военнослужащий, получивший доступ к управлению военной машиной без ведома штатного водителя и без разрешения командования (при угоне), привлекается к уголовной ответственности в случае дорожно-транспортного происшествия по совокупности ст. 166 и 350 УК РФ. Если же не имеющий отношения к военной службе гражданин неправомерно завладеет без цели хищения военной машиной и на ней совершит автопроисшествие, то его действия квалифицируются по совокупности ст. 166 и 264 УК РФ, поскольку такое гражданское лицо не является субъектом преступлений против военной службы и, следовательно, не может нести уголовную ответст^ венность по ст. 350 УК РФ в качестве исполнителя. Гражданские лица, работающие в качестве водителей или технических специалистов в воинских частях и военных учреждениях, привлекаются к уголовной ответственности по нормам главы 27 Уголовного кодекса, так как также не относятся к субъектному составу преступлений против военной службы.
К боевым относятся машины, конструктивно предназначенные для выполнения боевых задач и оборудованные соответствующим вооружением для поражения живой силы, военной техники противника и других объектов (танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, боевые машины десанта, самоходные артиллерийские и ракетные установки, другие подобные военно-технические средства). ......
Специальными считаются машины для выполнения не относящихся к боевым специализированных функций по инженерно-техническому обеспечению воинских частей и подразделений (бульдозеры, автокраны, тягачи, автогрейдеры, траншеекопатели, передвижные радиостанции, установки энергоснабжения и ремонтные мастерские и т.п.).
Транспортными являются машины для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, военного имущества и других грузов (легковые и грузовые автомобили, автобусы, санитарный транспорт, мотоциклы и др.). К таким машинам относится также рельсовый транспорт Вооруженных Сил— тепловозы, электровозы, самоходные железнодорожные дрезины и др.
Не относятся к предмету рассматриваемого преступления летательные аппараты (самолеты,
вертолеты, дирижабли, мотодельтапланы) и морские суда, включая корабли, катера любого типа и
другие плавсредства. Вместе с тем имеется целый ряд боевых, транспортных и специальных ма
шин, предназначенных для передвижения как по суше, так и по воде (автомашины-амфибии), под
водой (некоторые типы танков) или по воздуху (аэросани, суда на воздушной подушке). Юридиче
ская квалификация происшествий с участием такой техники может представлять известные затруд
нения из-за специфики передвижения ее по различным видам поверхности. Следует иметь в виду,
что для каждого такого технического средства один из способов передвижения является основным,
а другой — вспомогательным (например, танки предназначены для передвижения по суше и лишь
некоторые их типы приспособлены для преодоления в течение ограниченного времени относитель
но небольших водоемов). Именно этот основной способ передвижения и является главным крите
рием отграничения машины по рассматриваемому преступлению от тех, о которых говорится в
ст. 351-352 УК РФ. Другие конструктивно-технические особенности или характер поверхности, на
которой допущено нарушение правил управления машиной, принципиального значения в данном
отношении не имеют. :
• ■ Диспозиция ст. 3-50 УК РФ предусматривает два отдельных состава преступления: а) нарушение правил вождения боевой, специальной или транспортной машины и б) нарушение правил эксплуатации этих машин. Они объединены в одну норму УК РФ, но представляют собой самостоятельные преступления, которые при определении квалификации необходимо отличать друг от друга. Ошибочная в этом отношении оценка деяния повлечет невозможность рассмотрения уголовного дела судом без направления его для производства дополнительного расследования.
Правила вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин в Вооруженных Силах определены совокупностью нормативных актов, к которым относятся не только общеобязательные Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от: 23 октября 1993 г. в редакции постановления Правительства РФ от 8 октября 1996т., но и другие нормы, учитывающие специфику использования военной техники и обязательные для исполнения военнослужащими. Такие специальные нормы установлены общевоинскими уставами, наставлениями по вождению и эксплуатации военной техники, инструкциями по применению боевых и специальных машин, приказами, руководствами, распоряжениями, другими ведомственными документами. Нарушение правил вождения состоит в невыполнении путем действия или бездействия тех обязательных для военнослужащих норм обеспечения безопасного движения военно-транспортных средств, которые в установленном порядке определены перечисленными правовыми документами..
88*
Глава 52. Расследование преступлений против военной службы |
дир (начальник), отдавший водителю распоряжение продолжать эксплуатацию машины при наличии известной ему технической неисправности. Нарушение правил эксплуатации может выражаться в выпуске в рейс технически неисправного автомобиля, превышении норм посадки в автомобиль, необорудованное™ кузова при перевозке личного состава, допуске к управлению не имеющего на это права лица, распоряжении продолжать поездку без устранения неисправностей, очевидно влияющих на безопасность движения.
Нарушение правил хранения и сбережения боевых, специальных или транспортных машин, не относящихся к нормам эксплуатации, не образует состава данного преступления и, при наличии тяжких последствий, подлежит квалификации по ст. 347 УК РФ. Нарушение правил производства ремонтных работ, не связанных с эксплуатацией или вождением машин, также не может быть квалифицировано по ст. 350 УК РФ (при наличии соответствующих условий подобные действия квалифицируются по ст. 143 УК РФ).
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФ, характеризуется виной в форме неосторожности по отношению к наступлению последствий допущенного нарушения правил вождения или эксплуатации военной машины, тогда как само нарушение могло быть совершено и намеренно. При этом виновный предвидит возможность наступления тяжких последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований, по своему легкомыслию, рассчитывает на то, что они в действительности не наступят или будут предотвращены (преступное легкомыслие). Неосторожность по отношению к последствиям может выражаться и в форме преступной небрежности, когда виновный не предвидит возможности наступления таких последствий, но, по обстоятельствам дела, мог и должен был их предвидеть.
Умышленное нарушение правил вождения или эксплуатации военных машин с сознательным намерением специально причинить своими действиями вред здоровью другого человека или лишить его жизни исключает квалификацию деяния по ст. 350 УК РФ. Такое умышленное деяние квалифицируется по нормам главы 16 УК РФ в качестве соответствующего преступления против жизни и здоровья личности.
Статья 351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним»)
Непосредственным объектом данного преступления является безопасность использования военной авиации. Любая авиакатастрофа может привести к гибели людей, но ее опасность еще более увеличивается, если относится к военным летательным аппаратам, которые часто оснащены мощным боевым вооружением. Поэтому установленный в Вооруженных Силах порядок выполнения полетов, подготовки к их выполнению и правила эксплуатации военных летательных аппаратов самым детальным образом регламентирован различными нормативными и руководящими документами как общегражданского, так и специального военного применения (приказы, наставления, инструкции по технике пилотирования, вопросам инженерно-авиационной, штурманской, навигационной, метеорологической и другим видам служб военной авиации).
Под военными летательными аппаратами понимаются предназначенные для выполнения пилотируемых полетов военные самолеты, вертолеты, планеры, экранопланы, геликоптеры и другие пилотируемые аппараты, независимо от их назначения (боевые, разведывательные, транспортные). К ним относятся и так называемые беспилотные самолеты, которые управляются с земли при помощи специальных телеметрических систем управления и используются для разведки и аэрофотосъемки или в качестве мишеней при проведении учений. Обязательным условием применения правил ст. 351 УК РФ является принадлежность летательного аппарата к Вооруженным Силам России или военизированным формированиям других министерств (ведомств), где в установленном порядке предусмотрена военная служба.
Нарушение правил полетов заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении пилотом установленных правил пилотирования во время взлета, полета и посадки летательного аппарата. Нарушение может относиться как к технике пилотирования управляемым летательным аппаратом (неверный выбор высоты для совершаемого маневра, ошибка в применении приемов управления, превышение предельно-допустимой скорости полета при посадке и т.п.), так и к порядку выполнения различных специальных операций в воздухе (заправка топливом в полете, десантирование, бомбометание, транспортировка военных и иных грузов).
Понятие нарушения правил эксплуатации аналогично тому, что содержится в ст. 350 и 352 УК РФ, однако диспозиция ст. 351 УК РФ предусматривает отдельно нарушение правил подготовки к полетам, которая, по существу, является одним из специализированных видов эксплуатации авиатехники. Нарушение правил подготовки к полетам заключается в несоблюдении технических норм при подготовке летательного аппарата к полету или порядка допуска к его выпотаению членов
Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
экипажа. Такие нарушения могут выражаться в ненадлежащем техническом обслуживании летательного аппарата, некачественном ремонте отдельных узлов и агрегатов, заправке непригодными к использованию горючим или эксплуатационными жидкостями, допуске к полету профессионально неподготовленного или находящегося в болезненном состоянии члена экипажа.
Уголовную ответственность по ст. 351 УК РФ могут нести только военнослужащие, на которых по службе в установленном порядке специально возложены обязанности по осуществлению полета, подготовке к полету либо по эксплуатации летательного аппарата. За нарушение правил полетов к уголовной ответственности привлекаются такие военнослужащие, как, например, руководитель полетов, командир корабля, пилот, штурман, бортинженер. Эти же лица несут ответственность и за нарушение правил подготовки к полетам в случаях, когда нормативными документами на них возложены конкретные действия по их подготовке. За нарушение правил подготовки к полетам и иных правил эксплуатации могут нести ответственность также техники, механики, связисты, медики наземных служб обеспечения полетов.
С субъективной стороны данное преступление может быть совершено только по неосторожности (по преступному легкомыслию или небрежности). Умышленный характер совершаемых нарушений с намерением вызвать вредные последствия исключают возможность квалификации деяния по ст. 351 УК РФ.
Нарушение правил полетов, правил подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов образует состав преступления при условии причинения в результате допущенного нарушения смерти человека или иных тяжких последствий. В качестве таких последствий рассматриваются причинение тяжкого вреда здоровью людей, крупного материального ущерба в результате повреждения летательного аппарата или разрушения наземных сооружений, а равно срыв важной боевой задачи либо, при определенных обстоятельствах, вынужденная посадка на территории другого государства. В случае гибели человека или причинения тяжкого вреда здоровью для квалификации деяния не имеет значения, являлся ли пострадавший членом экипажа, военнослужащим или гражданским лицом.
Уголовная ответственность по ст. 351 УК РФ может наступать, как и по остальным преступлениям против порядка обращения с вооружением и эксплуатации военной техники, только при наличии причинно-следственной связи между допущенным нарушением и наступившими тяжкими последствиями. Признание наступивших последствий тяжкими осуществляется так же, как и по остальным преступлениям против военной службы, — на основе оценки фактической значимости наступивших последствий для охраняемых законов государственных интересов и прав граждан.