Глава 52. Расследование преступлений против военной службы

выделением большого количества тепла и резким увеличением объема раскаленных газов. Ими яв­ляются различных марок порох, тринитротолуол (тротил, тол) й его сплавы, аммонит, пластид, эла-стит, а также так называемые инициирующие вещества, служащие для приведения в действие ос­новного взрывчатого вещества (гремучая ртуть, тетразен, азид свинца и некоторые другие). Твердое ракетное топливо отнесено к категории взрывчатых веществ пунктом 5 постановления № 5 Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вы­могательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых' веществ и взрывных уст­ройств». Взрывчатые вещества могут содержаться не только в боеприпасах, но и в других изделиях боевого применения, например, в выталкивающих зарядах торпедных аппаратов, элементах так на­зываемой активной брони танка, предназначенной для снижения поражающего действия выпущен­ного по нему снаряда. Не имеющие боевого поражающего назначения пиротехнические составы, которыми снаряжаются, например, сигнальные или осветительные ракеты, не могут рассматривать­ся в качестве взрывчатых веществ. По этому же признаку не относятся к категории боеприпасов го­рюче-смазочные материалы технического назначения, даже если они и явились непосредственной причиной взрыва или пожара.

На практике не исключены случаи, когда возникают определенные сомнения в принадлежности того или иного изделия к категории оружия, боеприпасов, взрьшчатых веществ либо имитационных (сигнальных, инженерных) средств. В подобных случаях должна проводиться военно-техническая экспертиза.

Радиоактивные материалы — это различного рода радиоактивные вещества, изотопы, их смеси или сплавы, которые используются как для снаряжения ядерного оружия, так и в различных специ­альных технических средствах контрольного или исследовательского назначения. К ним, в частно­сти, относятся обогащенный уран, оружейный плутоний, стронций, кобальт, радий и многие дру­гие. Определение принадлежности вещества к категории радиоактивных материалов, а также компетентная оценка их поражающих характеристик требуют специальных познаний и обязатель­ного проведения соответствующей экспертизы.

К иным предметам, представляющим повышенную опасность для окружающих, о которых говорится в ст. 349 УК РФ, относятся любые вещества, предметы и технические устройства, чье вредное воздействие на организм человека по физическим, химическим или биологическим параметрам сопоставимо с поражающими свойствами оружия, боеприпасов, взрывчатых ве­ществ или радиоактивных материалов. Это могут быть, например, электролинии высокого на­пряжения, емкости и упаковки для хранения высокотоксичных материалов, биологические препараты, тара из-под радиоактивных или отравляющих веществ и т.п. Наркотические сред­ства и психотропные вещества не являются предметом рассматриваемого преступления, так как уголовная ответственность за нарушение правил обращения с ними наступает по правилам ст, 228 УК РФ.

Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в нарушении установленно­го порядка обращения с теми предметами, которые перечислены в ч. 1 ст. 349 УК РФ. Этот порядок закреплен, в частности, ст. 11-12 Устава внутренней службы, ст. 105,191-192 Устава гарнизонной и караульной служб и другими специальными нормативными актами, устанавливающими совокуп­ность правил по безопасному обращению с этими предметами (различного рода ведомственные приказы, инструкции, наставления, руководства и пр.). Нарушение данного порядка выражается в невыполнении обязательных приемов или несоблюдении установленной последовательности их выполнения при обращении с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчаты­ми или иными представляющими повышенную опасность веществами и предметами. Нарушены могут быть правила, относящиеся как к непосредственному использованию перечисленных пред­метов по прямому назначению, так и к их техническому осмотру, обслуживанию, хранению, пере­возке, уничтожению.

Обязательным признаком ч. 1 ст. 349 УК РФ является причинение допущенным нарушением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, уничтожение военной техники либо иных тяжких последствий. Преступление считается оконченным с момента наступления любого из этих послед­ствий. При их отсутствии нарушение не выходит за рамки дисциплинарного проступка и преступ­лением не является. Понятие уничтожения военной техники — то же, что и в ст. 346 УК РФ, а на? личие тяжких последствий определяется так же, как и по остальным преступлениям против военной службы.

Часть 2 ст. 349 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за те же действия, повлек­шие по неосторожности смерть человека, а часть 3 указанной статьи — если в результате допущен­ных нарушений погибли несколько человек (два и более). Возраст, род занятий, гражданство и от­ношение к военной службе погибших значения для квалификации по этим нормам не имеют Ими


Наши рекомендации