Статья 341 УК РФ («Нарушение правил несения пограничной службы»)
Нарушение правил несения пограничной службы заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении правил несения пограничной службы, которое повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства. Субъектом данного преступления может быть только военнослужащий непосредственно из состава пограничного наряда или выполняющий иные обязанности пограничной службы, которым признается любой военнослужащий погранвойск при исполнении установленных соответствующим нормативным актом служебных обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации (например, начальник погранзаставы, командир подразделения, оператор технических средств связи и контроля). Остальные военнослужащие, гражданские лица или члены общественных организаций не могут нести ответственность по ст. 341 УК РФ, даже если они фактически и привлекались к выполнению отдельных функций по охране госграницы, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О порядке привлечения граждан к охране Государственной границы Российской Федерации» от 15 апреля 1995 г. (народные дружинники, внештатные сотрудники и др.).
Правила несения пограничной службы установлены Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 29 апреля 1993 г., Постановлением Правительства РФ « Об утверждении порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации» от 8 января 1998 г., Уставом Пограничных войск РФ от 8 ноября 1994 г. и иными нормативными актами, изданными на основе названного Федерального закона. Диспозиция ст. 341 УК РФ является бланкетной, и потому для правильной квалификации необходимо выяснить, какие именно нормативные предписания по организации несения Пограничной службы нарушены в данном конкретном случае.
Нарушение правил пограничной службы, которое может осуществляться как действием, так и бездействием виновного, выражается в таких формах, как сон на посту, самовольный уход с поста, употребление спиртного при нахождении в составе пограничного наряда, неприменение оружия и пропуск посторонних через охраняемый участок границы, непринятие мер по пресечению контрабанды и своевременному докладу по команде информации о выявленных признаках нарушения
87Г.
госграницы, вступление в разговор с гражданами сопредельного государства, принятие от них или передача им каких-либо предметов и т.п.
Причинение допущенным нарушением вреда интересам безопасности государства или возможность причинения такого вреда как обязательный признак состава данного преступления носит оценочный характер, определяется с учетом конкретных обстоятельств совершенного нарушения и может выражаться, например, в пропуске через пограничный КПП лица с неправильно оформленными документами, незаконном пересечении границы, ином нарушении режима погранзоны, пресеченном впоследствии другими правоохранительными органами перемещении через границу оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, наркотических веществ и других предметов, запрещенных к ввозу-вывозу из страны и т.п. Вред интересам безопасности государства или возможность его причинения создают реальные предпосылки к наступлению тяжких последствий, которые являются квалифицирующим признаком и служат основанием для квалификации деяния по ч. 2 или ч. 3 ст. 341 УК РФ.
Признание наступивших последствий тяжкимипроизводится на основе всесторонней оценки их характера и степени опасности для государственных интересов. К таким последствиям могут относиться, в частности, нападение нарушителей границы на жителей приграничной зоны, гибель людей, проникновение на территорию Российской Федерации шпионов, диверсантов, вооруженных бандформирований или беспрепятственное перемещение через госграницу крупных партий оружия, наркотиков, контрабанды. Во всех подобных случаях необходимым условием является натга-чие непосредственной причинно-следственной связи между допущенным нарушением и фактически наступившими последствиями. Субъективная сторона преступления аналогична ст. 340 УК РФ.
Статья 342 УК РФ («Нарушение уставных правил караульной службы») Нарушение уставных правил караульной службы состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении военнослужащим из состава караула (вахты) правил караульной (вахтенной) службы, которые установлены соответствующими воинскими уставами, если совершенное деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам. Правила несения этого специального вида военной службы регламентированы Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 96 названного Устава, для несения караульной службы назначаются караулы, которыми являются вооруженные подразделения, предназначенные для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте или в дисциплинарной воинской части. К военным объектам, чья охрана осуществляется караулами, относятся, в частности, боевая техника, вооружение, боеприпасы, транспорт, технические средства, имущество воинской части (военного учреждения). Охраняемые караулом объекты могут быть как стационарными (склады, хранилища, автопарки), так и передвижными (например, военный груз, перевозимый железнодорожным или иным транспортом). Под охраной караула находятся также его собственные объекты и средства выполнения караульной службы — караульное помещение, оружие и боеприпасы личного состава караула, транспорт, средства связи и пр. Перечень объектов, сдаваемых караулу под охрану, изложен в специальном документе (табель постам), и отсутствие в нем записи о любых других объектах исключает ответственность состава караула за их утрату или причинение ущерба таким объектам.
В Военно-морском флоте к караульной службе приравниваются вахтенная служба на военных кораблях по охране боевой техники и поддержанию постоянной боеготовности корабля, а во Внутренних войсках МВД России — боевая служба подразделений и войсковых нарядов по охране соответствующих объектов, грузов. Вахтенная служба регламентирована Корабельным уставом ВМФ от 10 января 1978 г. (с последующими изменениями и дополнениями), а боевая служба подразделений и войсковых нарядов Внутренних войск, — Уставом боевой службы ВВ МВД России от 1 ноября 1994 г. и Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил. Перечисленными нормативными документами определены как состав караула (вахты), так и их задачи с указанием особых полномочий и обязанностей каждого военнослужащего из состава караула (вахты). Так, в соответствии со ст. 98 Устава гарнизонной и караульной служб, в состав караула входят, в частности, начальник караула, помощник начальника караула, разводящие, караульные, а также (при необходимости) помощник начальника караула по техническим средствам, смена операторов, водитель транспортного средства. Караульный, выставленный на пост для непосредственной охраны и обороны объекта, является часовым. В состав караула по охране гауптвахты назначаются также выводные и конвойные. Статьи 137-206 названного Устава перечисляют не только права и обязанности каждого военнослужащего из состава караула, но и перечень особых запретов для каждого из
Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
них. Например, часовому на посту запрещается спать, сидеть, прислоняться к чему-либо, читать, писать, отвлекаться чем-либо, выпускать оружие из рук, передавать его кому-либо, оставлять пост до смены разводящим и т.д. Аналогичные положения по вахтенной службе с учетом специфики Военно-морского флота изложены в главе 19 Корабельного устава ВМФ. В состав вахты включаются вахтенный офицер, командир вахтенного поста, вооруженные вахтенные, вахтенный по плавсредствам, вахтенный механик, вахтенные рулевые, вахтенные у боеприпасов, оружия и приборов.
Уголовно-наказуемое нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы должно иметь отношение к обеспечению безопасности охраняемого объекта и может выражаться в таких формах, как самовольный уход из расположения караула (вахты), допуск посторонних лиц на охраняемую территорию, сон на посту, утаивание информации о проникновении посторонних в охраняемое хранилище, применение оружия без служебной необходимости или, наоборот, бездействие по его применению в случае нападения на охраняемый объект, выпуск арестованного из-под охраны и др. Невыполнение общих правил военной службы, не имеющих непосредственного отношения к обеспечению безопасности охраняемого караулом объекта, находится за пределами действия ст. 342 УК РФ.
Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 341 УК РФ, является причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам. Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы, не повлекшее причинение такого вреда, рассматривается в качестве дисциплинарного проступка и преступлением не является. Непременным условием квалификации по ч. 1 ст. 342 УК РФ является причинение вреда именно охраняемым караулом (вахтой) объектам. Если вред причинен другим охраняемым законом объектам, уголовная ответственность наступает не по рассматриваемой норме, а по другим соответствующим нормам УК РФ.
Причинение вреда как составной признак объективной стороны данного преступления возможно в самых различных формах и может состоять в хищении военного имущества из охраняемого склада, порче специального оборудования, находящегося под охраной объекта, пожаре на таком объекте с повреждением (уничтожением) военного имущества, нахождении посторонних на режимном спецобъекте, нарушении режима содержания арестованных на гауптвахте или побеге осужденного при конвоировании и т.п. Если результатом нарушения уставных правил караульной службы явилось не фактическое причинение вреда, а лишь реальная угроза его причинения, нет оснований расценивать содеянное по правилам ст. 342 УК РФ. Между допущенным нарушением и причиненным вредом должна существовать причинно-следственная связь.
Когда в результате допущенного нарушения вред причинен не самому охраняемому объекту, а другому, не находящемуся под охраной данного караула, такие действия, если они содержат состав какого-либо общеуголовного преступления, подлежат квалификации по другим статьям УК РФ.
По правилам норм главы 16 УК РФ квалифицируются, например, действия часового, который из баловства произвел выстрел и тем самым по неосторожности причинил ранение случайному прохожему.
Вопрос о наличии тяжких последствий (ч. 2 и 3 ст. 342 УК РФ) носит оценочный характер, признание последствий тяжкими зависит от конкретных обстоятельств правонарушения и осуществляется по тем же критериям, что и по остальным преступлениям против несения специальных служб. К таким последствиям могут относиться, например, хищение из охраняемого объекта вооружения или боевой техники, гибель находящихся под охраной караула людей или причинение им средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, крупный материальный ущерб, снижение боеготовности подразделения, побег группы арестованных или осужденных и пр.
Субъектный состав данного преступления включает только военнослужащих непосредственно из состава караула (вахты), исчерпывающий перечень которых определен соответствующим Уставом. Поскольку служба в составе конкретного караула (вахты) всегда ограничена определенными временными пределами, необходимо точно установить, допущено ли нарушение уставных правил военнослужащим именно во вцемя его нахождения в составе названного вооруженного подразделения.
Время нахождения в составе караула (вахты) определяется на основе уставных положений и соответствует периоду, в течение которого военнослужащий находится в непосредственном подчинении лиц, указанных в ст. 97 Устава гарнизонной и караульной служб. Любые нарушения за пределами этого временного промежутка не могут быть квалифицированы по ст. 342 УК РФ.
Не несут уголовную ответственность по ст. 342 УК РФ лица, незаконно призванные на военную службу. Это относится и к военнослужащим, необоснованно назначенным в состав караула (вахты) с нарушением уставного порядка (до принятия военной присяги, не усвоившие соответствующую программу подготовки, больные или находящиеся в состоянии алкогольного опьянения и др.). При
Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
совершении такими лицами нарушений уставных правил караульной (вахтенной) службы ответственность должен нести тот командир (начальник), который отдал распоряжение о назначении их в состав караула (вахты). Уголовная ответственность военнослужащего, находящегося на военной службе на законных основаниях, но необоснованно назначенного в состав караула (вахты), наступает по соответствующей норме УК РФ только в том случае, если допущенное им нарушение самостоятельно образует состав любого другого преступления.
Вина военнослужащего при нарушении уставных правил караульной (вахтенной) службы может быть как умышленной (ч. 1 и 2 ст. 342 УК РФ), так и неосторожной (ч. 3 ст. 342 УК РФ). При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 данной нормы УК РФ, отношение виновного к последствиям допущенного им нарушения также может выражаться в форме умысла или неосторожности. Неосторожный характер деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 342 УК РФ, предполагает и соответствующее отношение нарушителя к наступившим последствиям.
Особое значение для юридической квалификации деяния военнослужащего из состава караула имеют вопросы, связанные с определением реальной или идеальной совокупности преступлений. Если такой военнослужащий, используя свое положение, сам совершает хищение из охраняемого объекта, его действия прдлежат квалификации по совокупности ст. 158 и 342 УК РФ как кражи инарушение уставных правил караульной служб.
Так же, например, и дезертирство лицом из состава караула квалифицируется по ст. 342 и 338 УК РФ. Когда военнослужащий при исполнении обязанностей часового не просто совершает хищение из охраняемого объекта, но в процессе его совершения еще и повреждает предметы военной техники (например, при краже содержащих драгметаллы радиодеталей непосредственно из приборов электронного оборудования самолета), преступление квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 158, 342 и 346 УК РФ. Нарушение правил обращения с оружием, сопряженное с причинением смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное во время несения караульной службы, если наступившие последствия не связаны с охраняемым объектом, следует квалифицировать только по ст. 349 УК РФ.
Необходимость дополнительной квалификации и по ст. 342 УК РФ возникнет в этой ситуации, если в результате действий часового вред причинен охраняемому караулом объекту (например, ранение причинено арестованному из состава лиц, находящихся под охраной караула).
Статья 343 УК РФ («Нарушение правил несения службы по охранеобщественного порядка и обеспечению общественной безопасности»)
Важной задачей Внутренних войск МВД России является оказание необходимого содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Правила несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности изложены в Законе РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г., Уставе боевой службы внутренних войск МВД России и изданных в соответствии с ними ведомственных нормативных актах (наставлениях, приказах, инструкциях директивах и т.п.). Невыполнение или ненадлежащее выполнение этих правил военнослужащим из состава войскового наряда Внутренних войск образует состав преступления, предусмотренного ст. 343 УК РФ, при условии, что допущенное нарушение причинило вред правам и законным интересам граждан.
В статьях 17 и 18 названного Закона определяется, что исполнение обязанностей по охране совместно с органами Внутренних дел общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, возлагаемых на внутренние войска, осуществляется посредством несения патрульно-постовой службы войсковыми нарядами. Войсковые наряды выделяются в установленном порядке соответствующим командованием для оказания содействия органам милиции при проведении массовых мероприятий и несении патрульно-постовой службы в населенных пунктах или отдельных местностях. В статьях 19-25 этого же Закона установлены задачи, полномочия и обязанности военнослужащих Внутренних войск при несении боевой службы в составе войсковых нарядов, условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники. В частности, такие военнослужащие при охране общественного порядка и общественной безопасности имеют право проверять у граждан удостоверяющие личность документы, применять для пресечения правонарушений физическую силу, специальные средства и табельное оружие, осуществлять задержание и доставлять в территориальные органы внутренних дел гражданских лиц, совершивших преступление или административное правонарушение и др.
Нарушение правил несения данного специального вида военной службы образуют состав преступления только при условии причинения вреда правам и законным интересам граждан (ч. 1
Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
ст. 343 УК РФ) либо наступления тяжких последствий (ч. 2 ст. 343 УК РФ). Причинение вреда правам и законным интересам граждан означает причинение им имущественного, физического или морального вреда. Имущественный вред заключается в материальных потерях, имеющих стоимостное выражение. Физический вред выражается в причинении пострадавшему физической боли или вреда здоровью. Моральный вред— это причинение потерпевшему морально-нравственных страданий действиями, неправомерно посягающими на его личные неимущественные права (достоинство личности, личная неприкосновенность, свобода передвижения, деловая репутация и другие права, перечисленные в ст. 150 Гражданского кодекса РФ). Такой вред в перечисленных формах может быть причинен, например, незаконным применением физической силы, несоблюдением порядка применения специальных средств или оружия, необоснованным задержанием, порчей имущества при осуществлении такого задержания, публичным унижением чести и достоинства граждан при проверке документов, противоправным ограничением их прав и свобод. Между допущенным нарушением и наступившим последствием должна существовать причинно-следственная связь, и преступление считается оконченным с момента фактического причинения вреда или насгупления тяжких последствий. Вред, причиненный не гражданам, а правам и законным интересам юридических лиц или общественных организаций, не является основанием для квалификации по ст. 343 УК РФ.
Вопрос о наличии тяжких последствий допущенного нарушения как основания для квалификации деяния по ч. 2 ст. 343 УК РФ решается так же, как и в остальных преступлениях против порядка несения специальных служб, то есть на основе оценки степени общественной опасности содеянного с учетом конкретных обстоятельств совершения данного правонарушения. К таким обстоятельствам можно отнести нанесение пострадавшему тяжкого вреда здоровью, гибель людей, причинение крупного материального ущерба, массовые беспорядки в населенном пункте, самоубийство потерпевшего или попытка самоубийства. При этом умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство или доведение до самоубийства, хотя и рассматриваются в качестве тяжких последствий нарушения правил несения службы, но полностью ст. 343 УК РФ не охватываются и нуждаются в дополнительной квалификации по соответствующим нормам главы 16 УК РФ.
К уголовной ответственности по ст. 343 УК РФ могут быть привлечены только военнослужащие из состава войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В настоящее время к несению службы в составе таких нарядов привлекаются военнослужащие только Внутренних войск. Тем не менее следует иметь в виду, что статья 10 Закона РФ «Об обороне» не исключает возможности привлечения к выполнению Подобных задач, по решению Президента России и в соответствии с федеральным законодательством, военнослужащих других видов Вооруженных Сил, в том числе и Министерства обороны РФ. В случае реализации такой возможности и включения в состав войскового наряда Внутренних войск военнослужащего, не относящегося к этим войскам, он также должен будет нести ответственность по ст. 343 УК РФ.
Должностные лица воинских частей и военных учреждений Внутренних войск в случае превышения или злоупотребления служебными полномочиями при организации мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности привлекаются к уголовной ответственности не по ст. 343 УК РФ, а по правилам ст. 285-286 УК РФ.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется тем, что совершается оно только умышленно ■—■ с прямым или косвенным умыслом, а отношение виновного к последствиям допущенного нарушения может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности. При неосторожном характере самого нарушения содеянное не может быть квалифицировано по ст. 343 УК РФ и при наличии необходимых признаков квалифицируется по другим нормам УК РФ (например, в случае причинения по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью •— пост. 118 УК РФ).
Статья 344 УК РФ («Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне»)
Статья 344 УК РФ объединяет два разных состава преступления, поскольку нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении уставных правил организации двух отдельных специальных видов военной службы: а) внутренней службы и б) патрулирования в гарнизоне. Внутренняя служба предназначена для поддержания внутреннего порядка и воинской дисциплины непосредственно в расположении воинской части в целях обеспечения постоянной боеготовности и организованного выполнения пичным составом служебных задач. Патрулирование осуществляется гарнизонными патрулями для поддержания порядка и контроля за соблюдением воинской дисциплины военно-
Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
служащими за пределами воинской части — на улицах, вокзалах, аэропортах, других общественных местах на территории гарнизона и прилегающих к нему населенных пунктах.
Уставные правила несения внутренней службы определяются главой 6 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, и уголовную ответственность за их нарушение по ст. 344 УК РФ могут нести только военнослужащие из состава суточного наряда воинской части. К ним относятся дежурный по части, его помощник, дежурный по подразделению, дневальные и другие лица суточного наряда, чьи обязанности регламентированы ст. 288-320 Устава внутренней службы. В соответствии со ст. 260 названного Устава, суточный наряд назначается, в числе выполнения других обязанностей военной службы, для поддержания внутреннего порядка, контроля за состоянием дел в подразделении, принятия мер по предупреждению правонарушений, охраны личного состава, вооружения, военной техники, боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделения). В Военно-морском флоте внутренняя служба регулируется Корабельным уставом ВМФ.
Данное преступление может выражаться в непринятии дежурным по роте мер по пресечению драки в казарме, в самовольном уходе дневального со своего поста, бездействии дежурного по части по организации тушения пожара в служебном помещении, утаивании от командира части информации о совершенном в подразделении преступлении и других подобных нарушениях. Нарушение уставных правил несения службы военнослужащим из состава не суточного наряда, а караула (вахты) выходит за пределы регулирования рассматриваемой нормы и подлежит квалификации по правилам ст. 342 УК РФ.
Уставные правила патрулирования в гарнизоне установлены ст. 69-84 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ и являются обязательными для военнослужащих из состава патрульного наряда, состоящего из начальника патруля и нескольких патрульных. Патрулирование в гарнизоне осуществляется в соответствии с приказом начальника данного гарнизона, для чего командование воинских частей выделяет необходимое число военнослужащих, персональный состав которых устанавливается соответствующими приказами по части. Кроме гарнизонных патрулей, для патрулирования в населенном пункте, при военной комендатуре должен иметься резервный патруль с транспортным средством.
Нарушение правил патрулирования может выражаться в непринятии мер по пресечению хулиганских проявлений в населенном пункте со стороны военнослужащих, невыполнении графика патрулирования, необоснованном задержании лица, незаконном применении оружия и т.п. Субъектный состав данного преступления ограничен только военнослужащими из состава патрульного наряда, то есть гарнизонного или резервного патруля.
Не несут ответственность по ст. 344 УК РФ военнослужащие, назначенные в состав суточного наряда или патрульного наряда во время болезни, препятствующей выполнению в полном объеме уставных правил несения службы (в частности, военнослужащий, проходящий амбулаторное лечение при медпункте части). То же самое относится и к лицам, незаконно призванным на военную службу.
Должностные лица органов военного управления, чьими распоряжениями допущены нарушения организации порядка несения внутренней службы или патрулирования в гарнизоне, при наличии соответствующих оснований несут уголовную ответственность по правилам ст. 285-286 УК РФ.
Для наличия любого из двух содержащихся в ст. 344 УК РФ состава преступления необходимо причинение в результате допущенного нарушения тяжких последствий, которые носят оценочный характер и определяются так же, как и по остальным преступлениям против порядка несения специальных видов военной службы, то есть исходя из конкретных обстоятельств совершенного правонарушения. К таким последствиям могут относиться, в частности, срыв внутреннего распорядка в подразделении во время отдыха личного состава., мяссашм. ЩЧкй. млзд^ в/айМлвдлйужгну/лл'л z wpvi-чикением хотя бы одному из них средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, порча военной техники, причинение крупного материального ущерба в результате повреждения имущества воинской части, нарушение общественного порядка в населенном пункте, совершение военнослужащими преступления в отношении местного населения и т.п. Для вывода о наличия состава преступления необходимо установить причинно-следственную связь между допущенным нарушением и наступившими последствиями.
Рассматриваемое преступление совершается только с прямым или косвенным умыслом, но отношение виновного к последствиям возможно также в форме неосторожности.
Если военнослужащий совершает такие действия, которые не только нарушают уставные правила несения внутренней службы или патрулирования в гарнизоне^ но и сами по себе образуют состав самостоятельного преступления, такое правонарушение квалифицируется по совокупности совершенных преступлений.
Глава S2. Расследование преступлений против военной службы
Хищение оружия с последующим самовольным оставлением места службы дежурным по роте, во время отсутствия которого в подразделении произошла массовая драка между военнослужащими, подлежит квалификации по совокупности ст. 326, 344 и 337 УК РФ. Так же по совокупности ст. 158 и 344 УК РФ должны быть квалифицированы, например, действия военнослужащего из состава патруля, который, при доставке задержанного в военную комендатуру тайно похищает у него деньги или другие ценности.
Статья 345 УК РФ («Оставление погибающего военного корабля»)
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 345 УК РФ, может выражаться в одной из двух форм, в зависимости от конкретного субъекта преступления. Это — а) оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности или б) те же действия военнослужащего из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира. Объектом данного преступления является установленный порядок несения военной службы на военных кораблях, обеспечивающий их живучесть и безопасность находящихся на борту людей.
Под военными кораблями подразумеваются Находящиеся под ответственным военным командованием самоходные водные суда корабельного состава Военно-морского флота РФ и другие суда, принадлежащие Вооруженным Силам, а равно другим министерствам и ведомствам, где предусмотрена военная служба (например, катера для несения пограничной службы, спасательные суда МЧС и пр.). К корабельному составу относятся все боевые корабли, плавсредства специального назначения; подводные лодки, авианесущие крейсеры, миноносцы, торпедные и другие катера, суда на воздушной подушке, тральщики, буксиры, суда обеспечения, плавбазы, танкеры и т.д. Не относятся к предмету рассматриваемого преступления плавсредства, которые не являются самоходными и не имеют собственного экипажа (например, баржи, весельные или надувные лодки, спасательные шлюпки).
Обязательным признаком данного состава является наличие обстановки, угрожающей существованию военного корабля, и реальная возможность его командира выполнять возложенные на него обязанности по спасению судна, экипажа и находящегося на борту военного имущества. Причина возникновения угрозы гибели корабля юридического значения не имеет и может быть самой различной: столкновение с другим судном, подрыв на мине, пожар на борту, стихийное бедствие и т.п., но обстановка обязательно должна характеризоваться реальной опасностью гибели корабля. При этом для квалификации безразлично, был ли в конечном итоге развития событий корабль уничтожен или в последующем избежал гибели.
Преступление считается оконченным с момента фактического оставления гибнущего военного корабля. Оставление погибающего военного корабля может быть осуществлено любым способом — переход на берег, пересадка на другое плавсредство, эвакуация с помощью авиационной техники и т.д.
Служебные обязанности командира военного корабля при угрозе гибели судна и порядок оставления им и членами команды гибнущего военного корабля определены Корабельным уставбм ВМФ. Они установлены в целях использования экипажем всех возможностей обеспечения живучести корабля, спасения личного состава, пассажиров, военного имущества и корабельной документации.
Состав преступления образуют оставление командиром гибнущего корабля и неисполнение им при этом до конца своих служебных обязанностей, к числу которых относятся те, которые обеспечивают спасение корабля, выполнение командой поставленных задач, предотвращение гибели людей иутраты ценного военного имущества или служебной документации. В условиях угрозы гибели судна командир корабля обязан обеспечить для спасения людей их организованную эвакуацию, в первую очередь больных и раненых, детей, женщин, гражданских лиц и только после них — военнослужащих и членов экипажа. В число обязательных мероприятий входит также обеспечение сохранности вахтенного и навигационного журналов, карт, секретных документов, денежных средств и иных ценностей. В боевой обстановке командир при отсутствии возможности спасти материальные ценности, документацию и вооружение должен обеспечить их уничтожение вме'сте с самим кораблем с гем, чтобы они не попали в распоряжение противника.
Преступными являются также действия военнослужащего из состава команды корабля по оставлению гибнущего судна без надлежащего распоряжения командира. Надлежащим распоряжением считается разрешение на оставление судна, данное самим командиром корабля или вышестоящим начальником. Это разрешение может быть отдано лично, через других военнослужащих или по техническим средствам связи. Оставление командой гибнущего корабля без такого разрешения не образует состава преступления только в тех случаях, когда командир корабля находился в бес-
Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
сознательном состоянии, погиб или был лишен возможности отдать подчиненным соответствующее распоряжение, а вышестоящий начальник также не имел связи с экипажем. Не является надлежащим и не устраняет наличия состава данного преступления распоряжение воинского должностного лица, не являющегося ни командиром данного корабля, ни вышестоящим по отношению к нему начальником.
Оконченным преступление считается с момента фактического оставления гибнущего корабля. Оставление военного корабля может осуществляться как путем схода на берег, так и переходом на спасательное плавсредство или на другое судно. Вынужденное, помимо воли военнослужащего, нахождение за бортом в результате внешнего воздействия условий гибели корабля не образует состава данного преступления.
Разрешение вопросов, связанных с определением реальной возможности командира корабля принимать действенные меры по спасению судна и личного состава, в том числе — и отдавать распоряжение на организованное оставление гибнущего судна, требует специальных познаний и, следовательно, проведения соответствующей технической экспертизы. Отдельные вопросы могут быть поставлены также на разрешение военно-уставной экспертизы.
Субъектный состав рассматриваемого преступления определен диспозицией ст. 345 УК РФ. Это назначенный установленным порядком командир военного корабля, которым может быть только военнослужащий, и лица из состава команды военного корабля. Команда корабля, под которым понимается списочный состав штатного экипажа, формируется также из военнослужащих по контракту или по призыву, но в ее состав в принципе могут быть включены также военнообязанные в период прохождения учебных сборов, и в этом случае они несут ответственность по ст. 345 УК РФ наравне с военнослужащими. Не имеющие отношения к военной службе или прохождению военных сборов граждане не привлекаются к уголовной ответственности по названной норме Уголовного кодекса, поскольку не могут быть включены в состав команды военного корабля и вообще не являются субъектами преступлений против военной службы.
Находящиеся на борту погибающего военного корабля военнослужащие