Особенности квалификации преступлений, предусмотренных ст. 317-319 УК РФ
При анализе и оценке общественной опасности исследуемого вида преступлений следует иметь в виду два основных аспекта. Прежде всего особую опасность посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, а равно его близких (ст. 317 УК РФ) и применения насилия в отношении представителя власти и его близких (ст. 318 УК РФ), ибо объектами такого преступления яв-
27-2565
Глава 50. Расследование преступных посягательств иа Жизнь, здоровье, честь и достоинство <■■■>
ляются порядок государственного управления и жизнь лиц, осуществляющих деятельность по ох* ране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Насилие вообще, а анализируемый вид в частности, парализует волю людей, подрывает их веру в возможность государства обеспечить их безопасность. По мнению отдельных ученых, насилие оказывает определяющее влияние на нравственную и правовую атмосферу в обществе, духовную жизнь людей, их ценностные ориентации и каждодневные отношения между ними, принятие важных решений и воспитание подрастающего поколения, политическую и экономическую деятель' ность, а также возможность обеспечения правопорядка. Поэтому при законодательном регулировании ответственности за совершение насилия в отношении сотрудника правоохранительного органа, формировании состава этого преступления и в правоприменительной практике необходимо учитывать рассмотренный аспект их общественной опасности.
Под прицелом преступников оказываются права граждан на безопасную жизнь, на охрану их личности, их интересов со стороны правоохранительных органов, т.е. на общественный порядок, общественную безопасность. Следовательно, дезорганизующее воздействие на общество осуществляется посредством значительного усиления криминального давления на правоохранительные органы: от вовлечения в составы криминальных структур, подкупа до физического насилия — убийства, причинения различной тяжести вреда здоровью сотрудников правоохранительных органов и представителям власти.
Общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 317-319 УК РФ, состоит в том, что они посягают на жизнь и здоровье сотрудников правоохранительных органов и их близких в целях воспрепятствования деятельности первых по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, на порядок управления, нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, их авторитет, а также честь и достоинство представителя власти в лице сотрудников правоохранительных органов.
С учетом изложенного УК РФ содержит три специальных состава, направленных на защиту жизни и здоровья, чести и достоинства работников правоохранительных органов. Статья 317 предусматривает ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования их деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. Статьи 318 и 319 предусматривают ответственность за применение насилия в отношении представителей власти в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей и оскорбление представителя власти при исполнении ими своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (согласно примечанию к ст. 318 представителем власти признается должностное лицо правоохранительного органа).
1. Статья 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»). Сотрудник правоохранительного органа — это гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности: прокурора; следователя; лица, производящего дознание; лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность; сотрудника органов внутренних дел, осуществляющего охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудника органа Федеральной службы безопасности; судебного исполнителя; сотрудника федеральных органов государственной охраны, а также выполняющих иные обязанности в органах, для которых охрана правопорядка согласно закону является основной или одной из основных задач.
Помимо самого сотрудника правоохранительного органа, уголовный закон в такой же мере защищает права и интересы их близких, к которым относятся близкие родственники— лица, состоящие в родстве (отец, мать, дедушка, бабушка, дети, братья, сестры) или свойстве (супруг и родственники супруга) с сотрудником правоохранительного органа, а равно (в исключительных случаях) иные близкие лица, состоящие в свойстве с сотрудником правоохранительного органа, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся обстоятельств дороги конкретному сотруднику правоохранительного органа в силу сложившихся личных отношений (см. п. 3,4 ст. 5 УПК РФ).
Непременным условием квалификации содеянного по указанным нормам закона является исполнение сотрудником служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, т.е. это деятельность сотрудника, направленная на пресечение и предупреждение правонарушений, затрагивающих интересы значительного количества граждан (обеспечение правопорядка в общественных местах, контроль за соблюдением установленных правил паспортной системы, выявление условий и обстоятельств, способствующих совершению преступлений и т.д.), а также поддержание определенной степени защищенности жизненно важных
Глава 50. Расследование преступных посягательств на жизнь,здоровье, честь идостоинство <...=»
объектов и интересов отдельных граждан и неопределенного круга лиц от различных угроз (контроль за соблюдением безопасного дорожного движения, помощь лицам, находящимся в беспомощном состоянии, контроль за соблюдением правил обращения с радиоактивными материалами, ядовитыми, взрывчатыми веществами и т.п.).
Посягательство на жизнь может быть совершено как до выполнения потерпевшим обязанностей по охране общественного порядка и обеспеченшо общественной безопасности, так и во время либо после их выполнения.
При этом посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, а равно его близких, совершенное в связи с исполнением первым обязанностей по предварительному расследованию преступлений (в том числе в форме дознания) либо по исполнению приговора или иного судебного акта, необходимо квалифицировать по ст. 295 УК РФ, а посягательство на жизнь сотрудника, совершенное при выполнении им обязанностей, не связанных с охраной общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (при конвоировании осужденного либо, например, при нахождении на учебе и т.д.), квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ либо по ч. 3 ст. 30 и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Таким образом, предусмотренный ст. 317 УК РФ состав преступления является специальным по отношению к составу преступления, предусмотренному п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ, и в случае конкуренции указанных норм содеянное должно квалифицироваться по ст. 317 УК РФ.
Деятельность сотрудника по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должна быть законной и обоснованной. Законность деятельности сотрудника определяется не только законностью целей указанной деятельности (охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности), но и обязательной законностью методов ее осуществления, т.е. с соблюдением порядка, установленного требованиями федерального законодательства и ведомственными нормативными правовыми актами. По обстоятельствам дела деятельность сотрудника может быть правомерной или неправомерной, т.е. с превышением предоставленных полномочий или невыполнением своих функциональных обязанностей. Посягательство на жизнь сотрудника в связи с его незаконной деятельностью решается с учетом обстоятельств дела и соблюдением ст. 37,38 и 39 УК РФ.
В случае, если посягательство на жизнь или здоровье сотрудника правоохранительных органов обусловлено незаконными действиями самого потерпевшего, например: совершение сотрудником вымогательства, мошенничества или разбоя под видом проведения оперативных или следственных действий, необоснованным применением им насилия и т.д., то действия правонарушителя не образуют состава преступления, предусмотренного рассматриваемыми нормами уголовного закона. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991 г. № 3 «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. № I)1 судам необходимо по каждому делу данной категории выяснять законность действий потерпевших (сотрудников) при исполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка. В случае установления факта незаконности их действий суд, при наличии к тому оснований, должен решить вопрос о квалификации содеянного подсудимым по другим статьям УК РФ.
Объективную сторону посягательства на жизнь и здоровье сотрудника правоохранительного органа составляют активные действия, непосредственно направленные на убийство либо покушение на убийство потерпевшего. В первом случае должна наступить смерть потерпевшего, во втором случае этого не требуется, однако в обоих случаях преступление считается оконченным с момента начала действий, независимо от наступившего результата (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991 г. № З)2.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, выражается только в прямом умысле, т.е. осознании правонарушителем общественно опасного характера своего деяния, направленного против сотрудника правоохранительного органа в связи с выполнением им указанных выше действий, желании совершения таких действий и наступления вредных последствий. Обязательным условием субъективной стороны данного преступления является цель преступления, которая выражается в воспрепятствовании законной деятельности сотрудника правоохранительного органа по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, или мотив — месть за указанную деятельность. При отсутствии названных признаков субъективной сто-
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ. 1961-1993.
2 Там же.
М, 1994.
27*
Глава 50, Расследование преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь и достоинство<...>
роны посягательство на жизнь и здоровье сотрудника следует квалифицировать как преступление против личности.
Субъектом данного преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет за убийство сотрудника правоохранительных органов подлежат уголовной ответственности по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
С учетом способов, методов и обстоятельств совершения посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких, законодателем предусматривается дополнительная квалификация содеянного по другим составам преступления. Так, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких, совершенное в составе устойчивой вооруженной группы (банды), необходимо квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 317 и ст. 209 УК РФ.
2. Статья 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»). Представитель власти — это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости (см. примечание к ст. 318).
Под насильственным посягательством на сотрудника правоохранительного органа или его близких законодатель в ч. 1 рассматриваемой нормы предусматривает нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинения кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности или иных, более тяжких последствий, а также иные виды физического воздействия, выражающиеся в ограничении физической свободы против его воли, связывание и т.д.,т.е. насилие, не опасноедля жизни издоровья потерпевшего.
Угроза применения насилиявыражается в словесном или деятельном намерении правонарушителя причинить сотруднику правоохранительного органа или его близким вред здоровью и другие указанные выше физические и моральные страдания, вплоть до угрозы убийством.
Под,насилием, опасным дляжизни или здоровья потерпевшего(см. ч. 2 ст.318 УК РФ), следует понимать вред здоровью любой тяжести (тяжкий, средней тяжести и легкий), вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. При этом дополнительная квалификация по соответствующим статьям УК РФ не требуется, а предотвращение смертельного исхода в результате оказания потерпевшему медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 марта 1966 г. № 31 «О судебной практике по делам о грабеже и разбое» (с изменениями и дополнениями)1 по ч. 2 ст. 318 УК РФ квалифицируется применение насилия, которое хотя и не причинило реального вреда, но в момент применения создавало опасность для жизни или здоровья потерпевшего.
Должностные обязанности представителя власти вытекают из служебных полномочий и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми лицо наделено в силу занимаемой должности (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышением власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге»)2.
Объективная сторона преступления, как указывалось выше, характеризуется активными действиями и выражается в применении физического или психического насилия. Способы применения насилия могут быть самыми разнообразными, при этом между применением насилия в отношении сотрудника правоохранительного органа или его близких и наступившими последствиями должна существовать причинная связь.
Обязательным элементом состава преступления является применение насилия или угроз применения насилия в отношении представителя власти или его близкого в связи с исполнением, а не только при исполнении, потерпевшим своих должностных обязанностей. При этом ответственность за применение насилия наступает только в случаях противодействия законной деятельности сотрудника правоохранительного органа.
Причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью сотруднику или его близкому в связи с иной служебной деятельностью, не связанной с исполнением им своих должностных обязанностей, следует квалифицировать по ст. 111 и 112 УК РФ.
Если насилие или угроза насилием применяются в отношении сотрудника правоохранительного органа, участвующего в отправлении правосудия или в производстве предварительного расследования, т.е. судьи, прокурора, следователя, дознавателя и т.д., содеянное необходимо квалифицировать по ст, 296 УК РФ.
' Постановление Пленума Верховного Суда РФ. 1961 1996. М., 1997 ! Бюлл. Верховного Суда СССР 1990. № 3
Глава 50. Расследование преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь и достоинство <...>
Оконченным данное преступление считается с момента применения насилия соответствующей тяжести либо угрозы его применения.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины с прямым умыслом по отношению к применению насилия к представителю власти или его близким и прямым либо косвенным умыслом к возможным последствиям такого насилия. Совершение преступления в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей предполагает цель воспрепятствования исполнению данных обязанностей представителем власти либо мотив мести за их исполнение, однако поскольку законодатель специально не указывает такой цели и мотивов совершения данного преступного деяния, представляется, что они могут быть любыми.
Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16 лет. В случае, если умышленное причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью представителя власти причинит несовершеннолетний в возрасте от 24 до 16 лет, то он подлежит ответственности по ст. 111 или 112 УК РФ.
С учетом обстоятельств причинения такому лицу правоохранительного органа или его близким тяжкого вреда здоровью (группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, в отношении двух и более лиц, неоднократно и т.п.) законодатель предусматривает дополнительную квалификацию содеянного по соответствующей части ст. 111 УК РФ.
3. Статья 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»). Оскорбление представителя власти общественно опасно потому, что оно нарушает нормальную деятельность органов власти и их авторитет, а также посягает на честь и достоинство его самого как личности. Специфичным для данного преступления является публичность оскорбления, т.е. сведения, явно не соответствующие общепринятым нормам поведения и грубо попирающие человеческое достоинство, становятся достоянием многих лиц (например, из публичного выступления, публично демонстрирующегося произведения или из средств массовой информации).
Объективная сторона данного преступления характеризуется умышленным унижением чести и достоинства представителя власти, выраженным в неприличной форме в присутствии посторонних лиц, т.е. других лиц, кроме виновного и потерпевшего. Оскорбление может быть выражено в устной (высказывания, публичные выступления), письменной (листовки, обращение, публикация в средствах массовой информации), фотографической (фотографии, фотомонтаж), деятельной (физическое оскорбление) и любой иной форме, унижающей честь и достоинство представителя власти.
Под публичным оскорблением при исполнении служебных обязанностей следует понимать оскорбление представителя власти непосредственно в период исполнения им своих должностных обязанностей (например, в период несения службы на посту работником дорожно-патрульной службы, участкового уполномоченного в период работы на участке и т.д.), при этом неважно, связано оскорбление с исполнением служебных обязанностей или оно совершено из личных неприязненных отношений к потерпевшему.
От данного оскорбления следует отличать публичное оскорбление сотрудника в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. В данном случае для привлечения к ответственности виновного необходимо наличие прямой связи между оскорблением и исполнением сотрудником служебных обязанностей (независимо от времени исполнения).
Вместе с тем не подлежит квалификации по указанной статье закона оскорбление сотрудника правоохранительного органа, если оно не стало достоянием третьих лиц, а равно публичное оскорбление сотрудника во время, свободное от исполнения должностных обязанностей, совершенное из личных неприязненных отношений, то есть когда оно не может подорвать авторитет соответствующих органов.
Публичное оскорбление сотрудника правоохранительного органа может быть совершено только с прямым умыслом, то есть виновный осознает принадлежность потерпевшего к представителям власти и то, что он в данное время исполняет свои должностные обязанности, а также публичный и неприличный характер своих высказываний или действий в отношении потерпевшего и желает совершения указанных действий. Наличие дополнительных признаков субъективной стороны (мотив и цель) для квалификации деяния не обязательно.
Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
В случае публичного оскорбления сотрудника правоохранительного органа, являющегося участником судебного процесса (прокурора, выступающего в качестве государственного обвинителя; милиционера патрульно-постовой службы, участвующего в суде в качестве свидетеля и т.д.), деятельность виновного следует квалифицировать одновременно по ч. 1 ст. 297 и ст. 319 УК РФ.
В свою очередь, не являются уголовно наказуемыми деяниями приготовление к публичному оскорблению, а также к применению насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении со-
Глава 50. Расследование преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь и достоинство <■■■>_________________________ ■
трудника правоохранительного органа или его близких, то есть сбор сведений об указанных лицах, написание оскорбительного текста, договоренность об опубликовании оскорбительной статьи, подбор соучастников и т.д.
Преступления, предусмотренные ст. 317-319 УК РФ, считаются оконченными с момента покушения на жизнь указанных лиц, применения насилия или оскорбления представителя власти. Фактически наступившие в результате преступных действий последствия лежат за пределами данных составов преступлений и могут быть учтены при назначении наказания.