Опрокидывание транспортных средств
Опрокидывание очень просто отличить от других ДТП по особенностям повреждений, следам, оставляемым на проезжей части и за ее пределами.
Опрокидывание можно условно разделить на четыре типа:
- при столкновении;
- при заносе на скользкой дороге;
- при заносе на крутом повороте;
- при технической неисправности.
Особенностями первого опрокидывания являются: ''■■'..-.
- следы повреждений на автомобилях, которые характерны для столкновений, — оставленные на
месте столкновения следы (осыпавшаяся грязь, осколки, следы торможения и т.д.);
- следы переворота, бокового юза колес и разброс деталей, осколков, грязи будут охватывать
большую, чем при обычном столкновении, территорию;
- при опрокидывании, происшедшем в результате столкновения, повреждаются передняя и боко
вая облицовка, капот и т.д. — при других опрокидываниях этого не наблюдается.
При опрокидывании на скользкой дороге особенностями являются:
- следы юза, оставленные на дороге; способствующие опрокидыванию, соприкосновения с раз
личными участками дороги, имеющими различный коэффициент сцепления;
- следы соприкосновения деталей опрокинутого автомобиля с дорожным покрытием, указываю
щие на путь движения автомобиля до происшествия;
- следы удара на дороге, свидетельствующие о месте начала опрокидывания;
- следы обширного разброса деталей, битого стекла, грязи и т.д., указывающие на характер опро
кидывания;
- протяженность следов Опрокидывания в зависимости от покрытия (снег, гололед, снежный на
кат и т.д.), свидетельствующая о скорости автомобиля до опрокидывания.
Опрокидывание на крутом повороте чаще всего происходит из-за неправильного выбора води
телем скорости движения, и это характеризуется следующими особенностями:
- происходит резкий занос на полосу встречного транспорта или обочину;
- водитель пытается занять свою полосу движения, но не справляется с рулевым управлением,
тормозит и опрокидывает ТС.
Опрокидывание может происходить при неправильной загрузке автомобиля или при неполной загрузке (автоцистерны).
Технические неисправности могут влиять на опрокидывание автомобиля в следующих случаях:
- отрыв одного из передних колес;
- неисправность рулевого механизма (обрыв пальца рулевой тяги);
- неисправность тормозной системы (когда одно из передних колес или одна сторона колес сра
батывает раньше, чем остальные колеса);
- при поломке одной из шаровых опор передней подвески (при большом износе или вследствие
усталости металла, заводского брака).
Характерной особенностью для всех опрокидываний является большая поверхность повреждений, которая значительно превышает поверхность повреждений даже при сильных столкновениях.
Следователь также должен помнить, что при опрокидывании автомобиля деформация металла
характеризуется многими направлениями, в то время как при столкновении металл деформируется
только в одном направлении. ........
Глава 48. Расследование дорожно-транспортных происшествий
Наезд на пешеходов
Как и все виды происшествий, наезд имеет несколько типов:
1) наезд при выходе из-за передней части автомобиля;
2) наезд при переходе дороги в неустановленном месте;
3) переход дороги перед близко идущим автомобилем;
4) неожиданный выход на проезжую часть из-за расположенного вблизи дороги объекта, оста
новившегося транспортного средства и т.д.
Большинство случаев наездов на пешеходов сводятся к тому, что пешеходы допускают грубые нарушения Правил дорожного движения.
Удельный вес ДТП по вине пешеходов весьма значителен и поэтому требует особого внимания от следователя при юридической оценке их действий, в противном случае могут возникнуть вредные последствия: с одной стороны, уклонение виновных лиц от уголовной ответственности, а с другой — необоснованное привлечение к ней.
Нарушения, допускаемые пешеходами, имеют особенности:
1) совершаются в четко обозначенном процессе — в дорожном движении;
2) связаны с созданием аварийной ситуации, при которой водитель лишается возможности нор
мально управлять транспортным средством;
3) создание аварийной ситуации вызывается непосредственными действиями — перемещением
по проезжей части дороги или расположением на ней.
Вина пешехода в ДТП наступает лишь в том случае, если в его действиях имеются нарушения ПДД, вызвавшие аварийную ситуацию, и наступление вредных последствий. Основными причинами допускаемых пешеходами нарушений являются:
- невнимательность и рассеянность;
- легкомысленный расчет, что нарушение ПДД не повлечет последствий;
- нахождение в нетрезвом виде.
Поэтому следователю необходимо давать оценку действиям не только водителей, допустивших наезд, но и пешеходов. К сожалению, нередки случаи, когда такой оценки не дается, особенно если пешеход пострадал.
Оценка действий водителя при наезде на пешеходов должна исходить из следующих обстоятельств:
1) с какого времени и места он воспринимал аварийную ситуацию;
2) принял ли он меры по предотвращению ДТП;
3) своевременны ли и эффективны были действия по предотвращению ДТП;
4) в каком состоянии находился водитель в момент ДТП;
5) отношение к наступившим последствиям.
В некоторых случаях можно произвести следственные эксперименты, результаты которых используются при проведении экспертизы. С помощью таких экспериментов определяют:
а) фактическую скорость движения транспорта, когда отсутствуют объективные данные для экспертных расчетов;
6) видимость и обзорность в разных условиях; .
в) фактическую скорость движения пешехода или время пребывания его в поле зрения водите
ля;
г) эффективность торможения, то есть величину тормозного пути или замедления транспортных
средств;
д) время реакции водителя.
Называя величину скорости движения транспортного средства, свидетели, как правило, допускают ошибки. Поэтому нужно сделать следующее. На месте происшествия необходимо поставить свидетеля на ту точку, откуда он наблюдал случившееся. Затем мимо него несколько раз пропускают на различных скоростях транспортное средство, участвовавшее в ДТП (или другое, но такой же марки и тех же габаритов). Свидетелю дается задание, чтобы он указал на тот режим движения транспортного средства, который он воспринял во время ДТП. Данный эксперимент нужно проводить несколько раз и найти среднеарифметическую величину скорости по тем режимам движения, на которые указал свидетель.
Для определения экспертным пуганскорости движения транспортного средства по показаниям водителя нужно, чтобы он несколько, раз проехал на месте происшествия, управляя тем же транспортом (или другим такой же марки), с той скоростью, которая была до и во время ДТП. При этом следователь должен сидеть в кабине и, заслонив чем-нибудь спидометр от водителя, наблюдать и фиксировать его показания. После следует определить среднюю величину скорости движения.
Экспериментальное определение предельной (максимальной) скорости движения на длинных
подъемах производится с помощью секундомера. Разделив длину подъема на время его преодоле
ния, получают нужный результат. . . .
Необходимость в следственном эксперименте на видимость и обзорность возникает, если про
исшествие было совершено на перекрестках, в темное время, при искусственном освещении улиц и
дорог, в условиях тумана, на пересеченной местности (при чередовании коротких подъемов и спус
ков), на дорогах счастыми поворотами, на узких улицах, лесных дорогах и т.д. Кроме того, он не
обходим, когда водитель ссылается на то, что случившееся невозможно было предотвратить из-за
плохой или недостаточной видимости и обзора. -
Устанавливать фактическую скорость движения пешехода необходимо на месте происшествия или рядом сним, в сходных условиях. Если есть данные, что пешеход двигался быстро, то подбирают нескольких человек одного с ним возраста и физического развития. При средних и малых скоростях движения, можновоспользоваться услугами самих участников и свидетелей, так как они лучше воспроизведут характер и скорость движения пешехода.
На отрезке пути, равномпройденному пешеходом, несколько раз пропускают каждого участника эксперимента, измеряя время секундомером. Разделив сумму результатов на их количество, получим среднеарифметическую величину времени, необходимого для преодоления участка пути, а затем делением длины пути насреднее время находят искомую скорость движения пешехода.
Кроме этого, при оценке действий водителя следователю необходимо учитывать, что, управляя автомобилем, водитель при возникновении аварийной ситуации во избежание наезда на пешехода и предотвращения вредных последствий должен:
1) оценить обстановку;
2) принять решение;
3) воздействовать на систему управления; LV":.
4) снизить скорость путем торможения;
5) изменить направление движения или остановиться.
Все это требует определенного времени, а так как все происшествия происходят в движении транспортного средства ипешехода, то обстановка усложняется и водителю отводится меньше времени для избежания наезда.
Все приведенные выше особенности следователь должен учитывать при расследовании данного вида происшествий, что избавит его от ошибок и даст возможность объективно провести расследование.
§7. Отдельные советы и рекомендации следователю
В обобщенном виде советы и рекомендации следователю, по нашему мнению, должны сводиться к основным моментам: