Концептуальные основы дальнейшего расследования ДТП. Следственные версии и следственные действия
Произведя осмотр места ДТП, выполнив вышеуказанные следственные действия и приняв решение о возбуждении уголовного дела, следователь (дознаватель) составляет план дальнейшего расследования.
С этой целью намечаются версии ДТП с учетом причин наступивших последствий.
Практика расследования ДТП показывает, что наиболее типичными причинами являются:
1) нарушение водителем либо другим участником дорожного движения Правил дорожного
движения (ПДД);
2) нарушение им (ими), а равно другими ответственными лицами Правил эксплуатации транс
портных средств;
3) грубая неосторожность потерпевшего;
4) самоубийство пострадавшего (очень редко, но имеют место случаи, когда потерпевший сам
бросается под колеса транспортного средства);
5) случайное стечение обстоятельств, не охватываемое предвидением водителя и других участ
ников дорожного движения;
6) умышленное убийство с использованием механического транспортного средства в качестве
орудия убийства;
7) инсценировка ДТП с целью сокрытия другого более тяжкого преступления.
Из каждой вышеобоЗначенной версии вытекают другие, т.н. частные версии. При проверке обстоятельства, что преступление стало возможным вследствие нарушения водителем Правил Дорожного движения, выдвигаются версии:
а) сознательно и грубо нарушены Правила дорожного движения;
б) водитель своевременно воспринял опасность продолжения движения, но легкомысленно рас
считывал ее предотвратить;
в) водитель неправильно оценил дорожную ситуацию либо не предвидел возникающую (воз
никшую) опасность, хотя исходя из конкретных обстоятельств дела не только должен был, мог, но
и обязан был ее предвидеть;
г) неправомерные действия водителя стали ответной реакцией на нарушение Правил дорожного
движения другими лицами и т.д.
Выдвигая версию, следователю надо помнить, что состав преступления должен иметь следующие признаки: объект преступления, включая предмет преступления, объективную сторону преступления, субъект и субъективную сторону. Отсутствие хотя бы одного из признаков преступления указывает на отсутствие противоправного деяния.
Объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предмет преступления — автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Под последним понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем, включая самоходные машины. Не является транспортным средством двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Объективно сторона преступления выражается: в нарушении конкретных пунктов Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; в причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо в причинении крупного ущерба, либо в наступившей смерти человека или нескольких людей; в причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.
Субъективная сторона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям: лицо предвидит причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (крупного ущерба), но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие), либо не предвидит наступления вышеуказанных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).
Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 6-летнего возраста, управляющее транспортным средством. При этом отсутствие водительского удостоверения и (или) навыков
Глава 48. Расследование дорожно-транспортных происшествий
управления транспортным средством не влияет на решение вопроса о привлечении такого лица как водителя к уголовной ответственности.
Итак, определив все квалифицирующие признаки состава преступления, их причинную связь, следствие должно произвести проверку версии (версий) определенными следственными действиями: допрос водителя (водителей), потерпевшего, свидетелей, путем назначения судебно-медицинской, криминалистической и автотехнической и иных экспертиз, проведением следственных экспериментов, а в необходимых случаях и очных ставок.
Допрос водителя (водителей)
Допрос производится по правилам ст. 187 УПК РФ.
Водитель, причастный к автопроисшествию, как правило, является лицом заинтересованным. Поэтому он зачастую дает показания в наиболее выгодном ракурсе, с целью избежать ответственности или ее смягчить. Так, водитель занижает избранную им скорость движения, искажает поведение потерпевшего и т.д. В таких случаях надлежит проверить достоверность сведений путем допроса свидетелей, самого потерпевшего, проведением очных ставок, назначением экспертиз.
Доказыванию подлежат обстоятельства о составе преступления — объективная сторона — событие (место, время, способ и т.д.), объект посягательства — кому, чему, в каком виде и размере причинен ущерб и имущественный вред (ст. 42 УПК РФ); субъект— кем совершено посягательство; субъективная сторона - виновность, мотивация действий; сведения о характеристике личности, наличие смягчающих либо отягчающих наказание обстоятельств. Следователь обязан предпринять меры к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Таким образом, следователя должна интересовать любая информация, направленная на расследование уголовного дела.
Ход допроса следователь зафиксирует в протоколе следственного действия. Нет нужды говорить, что информация, воспринятая следователем, но не зафиксированная должным образом, теряет поисковую и, главное, доказательственную силу.
Следователю важно знать нетипичные случаи из следственной практики. Так, иногда расположение транспортных средств на проезжей части после ДТП может иметь самый непредсказуемый характер, а механические повреждения — «невообразимый» вид. Случается, что Сама схема ДТП по месту расположения самих транспортных средств благоприятна для виновного водителя (оба автомобиля находятся на одной полосе движения, имеются следы торможения одного автомобиля, а другого — отсутствуют и т.д.). Создается ложное впечатление отом, что виноват тот водитель, который выехал на полосу встречного движения, к тому же отсутствуют следы торможения. Однако истинная картина ДТП может быть прямо противоположной. Возможно, что водитель выехал на полосу встречного движения, уходя от лобового удара. Отсутствие следов торможения может свидетельствовать не о том, чтоводитель не производил экстренного торможения, а, напротив — у него вообще «не хватило» установленного «времени реакции» на процесс торможения.
Следует помнить неписаные правила следствия.
Первое.По месту расположения ТС на месте ДТП нельзя определить механизм его образования.
Второе.По силе механических ударов, множественности «осколков» от ТС и т.п. признакам нельзя предполагать истинную картину ДТП.
Третье.Нельзя пытаться воспроизвести механизм и причины происшествия по одной лишь схеме и осмотру места. Зачастую при дальнейшем расследовании выясняется прямо противоположное: виноват тот водитель, чья машина на месте ДТП имела самое «невинное» местонахождение. Это бывает наиболее вероятным при столкновении трех и более транспортных средств, особенно в условиях гололеда, ограниченной видимости (тумана, дождя, града) или плотном и интенсивном движении.
Задача следователя не делать поспешных умозаключений и выводов. Механизм образования ДТП, его причины должны подтверждаться комплексом следственных действий.
Допрос свидетелей-очевидцев
Это следственное действие также является чрезвычайно важным. Допрос — не только подтверждение следственной версии, но и процессуальное следственное действие, имеющее определенную доказательную силу.
Следователь вправе допрашивать свидетеля как по месту производства предварительного следствия, так и по месту его нахождения (ч. 1 ст. 187 УПК РФ). Допрос не может длиться непрерывно более 4 часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час (для отдыха и принятия пищи), причем общая продолжительность допроса в течение дня не может пре-
Глава 48. Расследование дорожно-транспортных происшествий
вышать 8 часов. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача (ч. 2-4 ст. 187 УПК РФ).
Соблюдение всех вышеуказанных требований исключает возможность противоправного влия
ния на свидетеля. ■
Следует дать правоприменителю порядок вызова на допрос. Свидетель и потерпевший вызываются на допрос повесткой, в которой указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин.
Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену семьи либо передается администрации по месту работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать ему повестку.
Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин лицо может быть подвергнуто приводу либо иным мерам процессуального принуждения (ст. 111 УПК РФ).
Лица, не достигшие 16 лет, вызываются на допрос через законных представителей либо через администрацию по месту работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в исключительных случаях. Военнослужащий вызывается на допрос через командование воинской части (ст. 188 УПК РФ).
Требования к оформлению протокола стандартные для всех видов следственных действий. Протокол допроса ведется от первого лица и должать содержать указание на место и время его составления, кто, где, в какой период времени проводилось следственное действие, кто участвовал в допросе (прокурор, педагог, защитник, переводчик и т.д.), кто допрашиваемый, его анкетные данные, отношение к потерпевшему, обвиняемому. Обязательна отметка о разъяснении допрашиваемому его прав и обязанностей, предупреждении об уголовной ответственности за заведомо ложные показания, уклонение от дачи показаний. Разъясняется конституционное право не свидетельствовать против себя и своих близких родственников. После окончания допроса допрашиваемому предлагается прочитать текст протокола и удостоверить правильность его составления своей подписью, а при наличии оснований — сделать дополнения и замечания к протоколу. Процедура допроса гpaж^ данина детально прописана в ч. 1-9 ст. 190 УПК РФ.
Суть ст. 189 УПК РФ «Общие правила проведения допроса» сводится к следующим основным моментам.
Первое. Перед допросом следователь обязан соблюдать общие правила проведения следственных действий (ст. 164 УПК РФ).
Второе. Следователь выясняет, каким языком допрашиваемый владеет.
Третье. Следователю запрещается задавать наводящие вопросы, но в остальном он свободен при выборе тактики допроса.
Четвертое. Потерпевшим, не достигшим 16-летия, следователь разъясняет их процессуальные права (ст. 42 и 56 УПК РФ), но эти лица не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний (ст. 307 УК РФ) и за дачу заведомо ложных показаний (ст. 308 УК РФ), о чем сказано в ст. 191 УПК РФ.
Пятое. Допрашиваемое лицо может делать записи, составлять схемы (ст. 190 УПК РФ), а также пользоваться документами (ч. 3 ст. 184 УПК РФ).
Шестое. В ходе допроса (по инициативе следователя или допрашиваемого лица) может проводиться фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка и т.д.
И последнее. Если на допросе присутствует адвокат, он не вправе задавать вопросы свидетелю и комментировать его ответы. По окончании допроса адвокат вправе делать заявление о нарушении прав и законных интересов свидетеля. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса (ч. 5 ст. 189 УПК РФ).
В методологическом плане допросы свидетелей, очевидцев ДТП, принято разграничивать на четыре группы.
Первая группа вопросов: как и при каких обстоятельствах наблюдалось ДТП.
Вторая — каково было поведение и состояние потерпевшего.
Третья — каковы были действия водителя и состояние управляемого им транспортного средства.
Четвертая — как выглядела фактическая обстановка в момент происшествия: расположение транспортных средств в момент аварии, направление и характер их движения, условия видимости и т.п.
Перед проведением допроса следователю целесообразно спланировать его тактику:
а) последовательность вопросов; . • •
Глава 48. Расследование дорожно-транспортных происшествий
б) учитывать заинтересованность свидетеля-очевидца (родственник, приятель или знакомый во
дителя);
в) выяснить, как представляет себе свидетель обстановку происшествия, кто, по его мнению,
является виновником и почему;
г) является ли очевидец сам водителем и каковы его знания ПДД;
д) тактика допроса может быть самой разнообразной: от второстепенных вопросов к главным и
наоборот.
План допроса может нарушаться, если свидетель — откровенный, грамотный человек. Между тем типовая форма допроса свидетеля сводится к следующим вопросам:
1) где находился свидетель во время происшествия;
2) откуда наблюдал событие;
3) каково было расстояние до места происшествия;
4) каковы были условия освещения и видимости;
5) каково состояние его зрения.
К протоколу допроса целесообразно приложить схему с указанием места нахождения свидетеля и расположения объектов.
Для выяснения поведения пострадавшего пешехода необходимо установить: в каком направлении двигался пострадавший; как он двигался (медленно, бегом, ускоренным шагом и т.п.); было ли его движение равномерным; не выскочил ли он из-за движущегося транспорта, не обходил ли стоявшие транспортные средства; в каком месте произошел наезд; где упал пострадавший после удара; был ли он протащен капотом, буфером, рамой, кузовом, колесами и на какое расстояние.
В целях выяснения действий водителя и характера движения управлявшейся им машины необходимо установить: какова, по мнению свидетеля, была скорость движения автомобиля; как двигался автомобиль (прямо, с отклонением вправо, влево, под углом и т.п.); был ли в машине кто-либо, кроме водителя; чем и как был загружен автомобиль; что делал водитель после происшествия (подавал назад, двигался вперед), оказывал ли он помощь пострадавшему и т.п.
Для установления фактической обстановки в момент происшествия необходимо выяснить расположение других машин в момент аварии, скорость их движения и количество рядов (полос) движения; наличие помех; ограничивающих видимость, а также иных объектов.
Практика показывает, что выяснить указанные вопросы легче, если свидетели допрашиваются непосредственно на месте происшествия.