Лава 45. Расследование бандитизма
После представления этих материалов следователь совместно с оперативным сотрудником составляют совместный план их реализации, который утверждается руководителем органа предварительного следствия и руководителем оперативно-розыскного подразделения. В нем содержатся сведения о тактике реализации оперативных материалов и наиболее благоприятном для этого времени, необходимых оперативно-розыскных мероприятиях и предполагаемых к выполнению после возбуждения уголовного дела первоначальных следственных действиях.
В плане также указываются последовательность, сроки реализации материалов, исполнители, меры по задержанию подозреваемых, организация системы связи и взаимного информирования. К участию в реализации оперативных материалов могут привлекаться сотрудники других подразделений органов внутренних дел, включая специальные подразделения, либо в установленном порядке иных правоохранительных органов Российской Федерации.
После выполнения плана реализации оперативных материалов и возбуждения уголовного дела следователь совместно с другими членами следственно-оперативной группы (СОГ) составляет совместный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. По мере выполнения отдельных из них план корректируется или дополняется по мере необходимости.
При необходимости выполнения большого количества следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий может создаваться временная группа управления, координирующая деятельность членов СОГ и возглавляемая ее руководителем. После возбуждения уголовного дела и выполнения необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий временная группа управления прекращает свою работу.
В целом на стадии возбуждения уголовного дела проблемная ситуация будет носить исходный характер. Ее конкретизация возможна только после проведения целенаправленных следственных действий и получения при этом доказательственной информации. На этой стадии получение информации стратегического уровня о деятельности организованного преступного сообщества возможно лишь оперативным путем.
Важную роль играет использование информации, полученной в результате оперативно-розыскной деятельности. Однако способ использования такой информации во многом определяется методами ее проведения и соответствием их требованиям действующего законодательства и иных нормативных правовых актов.
Поэтому существенное значение имеет не только содержание оперативной информации, но и ее форма, то есть результаты конкретного оперативно-розыскного мероприятия, в ходе которого получена соответствующая информация. Именно метод получения негласной информации обуславливает конкретные способы ее легализации, ввода в «процессуальный оборот».
На стадии возбуждения уголовного дела вопрос об использовании данных оперативно-розыскной деятельности обретает особое значение в силу ограниченности процессуальных средств получения информации.
Момент возбуждения уголовного дела и проведения следственных действий определяется с учетом как процессуальных (наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, соблюдения процессуальных сроков), так и тактических аспектов ситуации. С тактической позиции — это должен быть момент начала ранее спланированной тактической операции, цель которой зависит от уровня информированности членов банды, от количественного и качественного состава следственно-оперативной группы, ее оснащенности и профессиональной квалификации, способа действий ее членов.
До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о конкретных процессуальных путях перевода оперативных данных в категорию доказательств, что во многом объясняется отставанием уголовно-процессуального законодательства от потребностей практики. В первую очередь актуальным остается вопрос о целесообразности проведения того или иного оперативно-розыскного мероприятия, а также реализации его результатов в определенных временных рамках. Особенно это касается случаев, когда проведение оперативно-розыскного мероприятия сделает невозможным в дальнейшем «продублировать» его проведением соответствующего следственного действия.
Необходимо иметь в виду, что одним из условий обеспечения эффективности при реализации сотрудником оперативного подразделения результатов оперативно-розыскного мероприятия является своевременная постановка вопроса перед следователем о возбуждении уголовного дела при наличии признаков преступления.
Одной из особенностей раскрытия и расследования рассматриваемых преступлений является активное использование следователями возможностей оперативных подразделений в ситуации, когда доказательственная информация может быть добыта лишь негласным путем.