По дальности поражения объекта средством поджога

5.1. Рассчитанные наподжог объекта сдальнего расстояния (сигнальные ракеты, зажи­
гательные дымовые патроны, боеприпасы страссирующими пулями и т.п.)

5.2. Рассчитанные на поджог объекта непосредственно на месте происшествия, без удале­
ния от него (все остальные средства поджога)

Представляющие сочетание указанных способов

Иные

При расследовании факта терроризма, связанного поджогом, назначается пожарно-техническая экспертиза(ПТЭ). Ее сущность заключается в том, что в результате проведения на­званной экспертизы добывается доказательственная информация о механизме возникновения и раз­вития пожара. Одна из специфических сторон ПТЭ состоит в необходимости не только исследовать предметы, обнаруженные на месте происшествия, но и обобщать сведения об обстоятельствах воз­никновения, обнаружения и развития пожара вплоть до его ликвидации, проводить расчеты пара­метров процессов, происходивших в ходе пожара, и. синтезировать собранные сведения для реше­ния поставленных перед экспертом вопросов. Только таким образом можно получить необходимую информацию для восстановления процесса возникновения и развития пожара как цельного явления и дать ответы на вопросы, интересующие следствие.

Основные задачи ПТЭ состоят вустановлении места, времени, причины, механизма возникно­вения горения и его развития, в выявлении условий и обстоятельств, способствующих этому явле­нию.

Производство судебной пожарно-технической экспертизы невозможно без исследования исход­ных данных —■ обстоятельств дела, образующих или воспроизводящих определенные элементы до-пожарной и послепожарной обстановки на месте происшествия.

Вопросы, адресуемые эксперту по уголовному делу о совершении терроризма путем поджога, можно сгруппировать по их предметному признаку. Исходя из анализа следственной и экспертной практики, можно сформулировать четыре группы основных (предметных) вопросов в такой после­довательности, в какой они приводятся ниже.

Первая группа.В нее входят вопросы относительно установления места (очага) и времени воз­никновения пожара, а также направленности горения:

1) где и когда возник пожар и каким путем распространился огонь;

2) является ли данная часть помещения, установки, конструкции местом возникновения горения
f очагом пожара);

3) каким образом (снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали, наклонно и т.д.) распространялось
горение;

4) чем объясняется наибольшее выгорание конструктивных элементов или другого горючего
материала в данном месте;

По дальности поражения объекта средством поджога - student2.ru 1 ГригорьянА.С, Расследование поджогов. — М, 1474. - Г. 24.

По дальности поражения объекта средством поджога - student2.ru Глава 43. Расследование террдризма

По дальности поражения объекта средством поджога - student2.ru 5) что начало гореть раньше и др. ' .

Вторая группа вопросов относится к установлению технических данных, которые связаны с
выяснением обстоятельств происшедшего пожара: !

■ 1) какая температура воспламенения определенного вещества; V ;
2) какие именно материалы горели при таком-то характере пламени, дыма;

.3) какова продолжительность выгорания, прогорания, переугливания данных конструкций,

предметов; ' ■ : : ........ ::: ■:

, 4) какова продолжительность тления материалов; : ; .

5) каково время, в течение которого воздействие источников зажигания может вызвать воспла­менение конкретных веществ, материалов, конструкций, предметов;

, 6) каково время, за которое возможно разрушение конструкции, устройства, материала в усло­виях конкретного пожара; ',;: 7) возможно ли воспламенение определенного материала от конкретного источника зажигания.

Третью группу составляют вопросы, которые относятся к установлению непосредственной (технической) причины возникновения пожара:'

1) имеются ли данные, свидетельствующие о применении определенного способа или устройст­
ва для зажигания определенных веществ и материалов;

2) может ли данное устройство использоваться для зажигания определенных веществ и мате­
риалов; каков принцип работы данного устройства;

■ .-, 3) какова техническая причина загорания..

Четвертая группа включает вопросы, относящиеся к выяснению технического состояния про­тивопожарной техники, например:

1) соответствует ли устройство конкретного технического средства требованиям пожарной
безопасности;

2) по какой причине не сработало автоматическое противопожарное устройство на данном объ­
екте при пожаре;

3) правильно ли использовалась при тушении пожара боевая техника;

4) каковы обстоятельства технического характера, способствовавшие возникновению и разви­
тию пожара; имеются ли несоответствия требованиям правил пожарной безопасности, других нор­
мативных документов.

Эксперту должны быть представлены все необходимые материалы (образцы, документы). Как
правило, представляется все уголовное дело. К числу основных документов относятся: протокол
осмотра места происшествия; протоколы допросов свидетелей; справка о моменте фиксации пожа­
ра (выписка из журнала выездов на пожар); акт служебного расследования пожара (документ, редко
встречающийся в делах, хотя для эксперта представляет немалый интерес; в нем могут быть отра­
жены важные для эксперта детали, например, относительно технологического оборудования); акт о
пожаре; план сгоревшего или пораженного огнем объекта с указанием направления силы ветра на
момент пожара, обозначением сторон света; схема электропроводки; реконструкция пожара и более
тщательный по анализу развернутый план интерьера; чертежи и фотоснимки оборудования, карты
технологического процесса, прочие документы, временно изъятые для эксперта; вещественные до­
казательства.

§3. Организация работы по предупреждению, раскрытию и расследованию

Терроризма

Говоря о деятельности по предупреждению терроризма, следует отметить, что в соответствии с п. 9 Положения о Министерстве внутренних дел России, утверждённого Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039, МВД России участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с тер­роризмом, обеспечению безопасности Российской Федерации. Основной объем работы по преду­преждению преступлений, связанных с проявлением терроризма, осуществляет милиция, которая проводит целый комплекс мер и мероприятий на разных уровнях, с помощью различных средств и методов.

Одним из направлений этой борьбы является предупреждение террористических актов. Среди служб органов внутренних дел важная роль в предупреждении преступлений, связанных терро­ризмом, отводится криминальной милиции, которая, используя присущие ей формы и методы оперативно-розыскной деятельности, имеет возможность получить важную информацию для разработки и принятия скоординированных с другими подразделениями профилактических мер воздействия.

По дальности поражения объекта средством поджога - student2.ru Глава 43. Расследование терроризма

В частности, сотрудники уголовного розыска во взаимодействии с работниками подразделений по борьбе с организованной преступностью, осуществляют сбор, анализ и учет оперативной и иной информации о преступных группировках и лицах, склонных к совершению террористических ак­тов, а также объектах с наибольшей степенью вероятности их уничтожения общеопасным спосо­бом.

Общеизвестно, что при подготовке к террористическому акту преступники приобретают ору­жие, взрывчатые вещества и взрывные устройства и иные предметы, необходимые для совершения террористического акта; ведут наблюдение за охраной объекта покушения, чтобы выбрать момент, наиболее удобный для совершения преступления. В этой связи крайне важно, чтобы на этой стадии приготовления к террористическому акту был принят комплекс необходимых оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий для задержания и привлечения виновных к уго­ловной ответственности.

Кроме того, большое значение в предупреждении данных преступлений играют превентивные меры по исключению возможности совершения терроризма, используя для этого комплекс опера­тивных и технических мероприятий на объектах воздушного транспорта. И, в первую очередь, пу­тем организации надлежащей системы досмотра пассажиров. В этой связи немалый вклад в предот­вращение, раскрытие и расследование преступлений, связанных с террористическими актами, также вносят органы внутренних дел на транспорте.

Практика убедительно подтверждает правильность принимаемых МВД России управленческих решений по задействованию значительных сил и средств на наиболее приоритетных направлениях оперативно-служебной деятельности, каковой является борьба с терроризмом. Полагаем, что при правильной организации работы сотрудников при проведении указанной широкомасштабной опе­рации возможно оказать реальное противодействие терроризму.

Важное значение в борьбе с терроризмом имеет ее информационное обеспечение. В этой связи представляется необходимым решить вопрос о предоставлении возможности доступа оперативного состава органов внутренних дел к базе данных о лицах, представляющих оперативный интерес по делам о терроризме, которая имеется в ФСБ.

По нашему мнению, в настоящее время созрели объективные предпосылки для принятия зако­нодательного решения о создании межведомственного единого банка данных о членах организо­ванных преступных группировок, в том числе созданных по этническому признаку; лицах, склон­ных с созданию организованных преступных сообществ, совершению террористических актов (в частности, имеющих навыки в изготовлении взрывных устройств, а также доступ к ним, в том чис­ле склонных к совершению преступлений с применением взрывных устройств). Эти данные целе­сообразно использовать для осуществления совместных оперативно-профилактических и розыск­ных мероприятий по пресечению, раскрытию, расследованию и предупреждению рассматриваемых правонарушений.

Определенные шаги в этом направлении (хотя и на межведомственном уровне) уже имеются. Так, МВД России, ФСБ, ФПС России подготовили и направили на места совместное Указание от 19 февраля 2000 г. № 1/7349/6/5/-574 об организации обмена информацией по вопросам комплекс­ной отработки юридических и физических лиц, подозреваемых в причастности к деятельности тер­рористических организаций, преступных групп и сообществ.

Данным Указанием в субъектах РФ в рамках работы образованных при них межведомственных оперативных штабов по координации мер по борьбе с терроризмом предусмотрено организовать обмен информацией по вопросам комплексной отработки юридических и физических лиц, подозре­ваемых в причастности к деятельности террористических и экстремистских организаций, преступ­ных групп и сообществ, действующих на территории Российской Федерации. На основе анализа имеющейся информации запланировать и провести совместные конкретные мероприятия по ней­трализации данных преступных формирований.

Следует отметить, что в условиях Северо-Кавказского региона, в котором отмечается высокая миграция населения, сконцентрированы тысячи беженцев, на его территорию активно просачива­ются наемники-террористы из числа иностранцев, большое значение для раскрытия и расследова­ния преступлений, совершаемых этой категорией граждан, имеют дактилоскопические учеты.

В то же время нельзя не отметить существующий пробел в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федера­ции»', в соответствии с которым указанные выше лица не подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации, поскольку в п. «и» ст. 9 названного Закона говорится об ино-

По дальности поражения объекта средством поджога - student2.ru ТЗРФ 1998. №31. Ст. 3800.

.709


Наши рекомендации