По дальности поражения объекта средством поджога
5.1. Рассчитанные наподжог объекта сдальнего расстояния (сигнальные ракеты, зажи
гательные дымовые патроны, боеприпасы страссирующими пулями и т.п.)
5.2. Рассчитанные на поджог объекта непосредственно на месте происшествия, без удале
ния от него (все остальные средства поджога)
Представляющие сочетание указанных способов
Иные
При расследовании факта терроризма, связанного поджогом, назначается пожарно-техническая экспертиза(ПТЭ). Ее сущность заключается в том, что в результате проведения названной экспертизы добывается доказательственная информация о механизме возникновения и развития пожара. Одна из специфических сторон ПТЭ состоит в необходимости не только исследовать предметы, обнаруженные на месте происшествия, но и обобщать сведения об обстоятельствах возникновения, обнаружения и развития пожара вплоть до его ликвидации, проводить расчеты параметров процессов, происходивших в ходе пожара, и. синтезировать собранные сведения для решения поставленных перед экспертом вопросов. Только таким образом можно получить необходимую информацию для восстановления процесса возникновения и развития пожара как цельного явления и дать ответы на вопросы, интересующие следствие.
Основные задачи ПТЭ состоят вустановлении места, времени, причины, механизма возникновения горения и его развития, в выявлении условий и обстоятельств, способствующих этому явлению.
Производство судебной пожарно-технической экспертизы невозможно без исследования исходных данных —■ обстоятельств дела, образующих или воспроизводящих определенные элементы до-пожарной и послепожарной обстановки на месте происшествия.
Вопросы, адресуемые эксперту по уголовному делу о совершении терроризма путем поджога, можно сгруппировать по их предметному признаку. Исходя из анализа следственной и экспертной практики, можно сформулировать четыре группы основных (предметных) вопросов в такой последовательности, в какой они приводятся ниже.
Первая группа.В нее входят вопросы относительно установления места (очага) и времени возникновения пожара, а также направленности горения:
1) где и когда возник пожар и каким путем распространился огонь;
2) является ли данная часть помещения, установки, конструкции местом возникновения горения
f очагом пожара);
3) каким образом (снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали, наклонно и т.д.) распространялось
горение;
4) чем объясняется наибольшее выгорание конструктивных элементов или другого горючего
материала в данном месте;
1 ГригорьянА.С, Расследование поджогов. — М, 1474. - Г. 24.
Глава 43. Расследование террдризма
5) что начало гореть раньше и др. ' .
Вторая группа вопросов относится к установлению технических данных, которые связаны с
выяснением обстоятельств происшедшего пожара: !
■ 1) какая температура воспламенения определенного вещества; V ;
2) какие именно материалы горели при таком-то характере пламени, дыма;
.3) какова продолжительность выгорания, прогорания, переугливания данных конструкций,
предметов; ' ■ : : ........ ::: ■:
, 4) какова продолжительность тления материалов; : ; .
5) каково время, в течение которого воздействие источников зажигания может вызвать воспламенение конкретных веществ, материалов, конструкций, предметов;
, 6) каково время, за которое возможно разрушение конструкции, устройства, материала в условиях конкретного пожара; ',;: 7) возможно ли воспламенение определенного материала от конкретного источника зажигания.
Третью группу составляют вопросы, которые относятся к установлению непосредственной (технической) причины возникновения пожара:'
1) имеются ли данные, свидетельствующие о применении определенного способа или устройст
ва для зажигания определенных веществ и материалов;
2) может ли данное устройство использоваться для зажигания определенных веществ и мате
риалов; каков принцип работы данного устройства;
■ .-, 3) какова техническая причина загорания..
Четвертая группа включает вопросы, относящиеся к выяснению технического состояния противопожарной техники, например:
1) соответствует ли устройство конкретного технического средства требованиям пожарной
безопасности;
2) по какой причине не сработало автоматическое противопожарное устройство на данном объ
екте при пожаре;
3) правильно ли использовалась при тушении пожара боевая техника;
4) каковы обстоятельства технического характера, способствовавшие возникновению и разви
тию пожара; имеются ли несоответствия требованиям правил пожарной безопасности, других нор
мативных документов.
Эксперту должны быть представлены все необходимые материалы (образцы, документы). Как
правило, представляется все уголовное дело. К числу основных документов относятся: протокол
осмотра места происшествия; протоколы допросов свидетелей; справка о моменте фиксации пожа
ра (выписка из журнала выездов на пожар); акт служебного расследования пожара (документ, редко
встречающийся в делах, хотя для эксперта представляет немалый интерес; в нем могут быть отра
жены важные для эксперта детали, например, относительно технологического оборудования); акт о
пожаре; план сгоревшего или пораженного огнем объекта с указанием направления силы ветра на
момент пожара, обозначением сторон света; схема электропроводки; реконструкция пожара и более
тщательный по анализу развернутый план интерьера; чертежи и фотоснимки оборудования, карты
технологического процесса, прочие документы, временно изъятые для эксперта; вещественные до
казательства.
§3. Организация работы по предупреждению, раскрытию и расследованию
Терроризма
Говоря о деятельности по предупреждению терроризма, следует отметить, что в соответствии с п. 9 Положения о Министерстве внутренних дел России, утверждённого Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039, МВД России участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, обеспечению безопасности Российской Федерации. Основной объем работы по предупреждению преступлений, связанных с проявлением терроризма, осуществляет милиция, которая проводит целый комплекс мер и мероприятий на разных уровнях, с помощью различных средств и методов.
Одним из направлений этой борьбы является предупреждение террористических актов. Среди служб органов внутренних дел важная роль в предупреждении преступлений, связанных терроризмом, отводится криминальной милиции, которая, используя присущие ей формы и методы оперативно-розыскной деятельности, имеет возможность получить важную информацию для разработки и принятия скоординированных с другими подразделениями профилактических мер воздействия.
Глава 43. Расследование терроризма
В частности, сотрудники уголовного розыска во взаимодействии с работниками подразделений по борьбе с организованной преступностью, осуществляют сбор, анализ и учет оперативной и иной информации о преступных группировках и лицах, склонных к совершению террористических актов, а также объектах с наибольшей степенью вероятности их уничтожения общеопасным способом.
Общеизвестно, что при подготовке к террористическому акту преступники приобретают оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства и иные предметы, необходимые для совершения террористического акта; ведут наблюдение за охраной объекта покушения, чтобы выбрать момент, наиболее удобный для совершения преступления. В этой связи крайне важно, чтобы на этой стадии приготовления к террористическому акту был принят комплекс необходимых оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий для задержания и привлечения виновных к уголовной ответственности.
Кроме того, большое значение в предупреждении данных преступлений играют превентивные меры по исключению возможности совершения терроризма, используя для этого комплекс оперативных и технических мероприятий на объектах воздушного транспорта. И, в первую очередь, путем организации надлежащей системы досмотра пассажиров. В этой связи немалый вклад в предотвращение, раскрытие и расследование преступлений, связанных с террористическими актами, также вносят органы внутренних дел на транспорте.
Практика убедительно подтверждает правильность принимаемых МВД России управленческих решений по задействованию значительных сил и средств на наиболее приоритетных направлениях оперативно-служебной деятельности, каковой является борьба с терроризмом. Полагаем, что при правильной организации работы сотрудников при проведении указанной широкомасштабной операции возможно оказать реальное противодействие терроризму.
Важное значение в борьбе с терроризмом имеет ее информационное обеспечение. В этой связи представляется необходимым решить вопрос о предоставлении возможности доступа оперативного состава органов внутренних дел к базе данных о лицах, представляющих оперативный интерес по делам о терроризме, которая имеется в ФСБ.
По нашему мнению, в настоящее время созрели объективные предпосылки для принятия законодательного решения о создании межведомственного единого банка данных о членах организованных преступных группировок, в том числе созданных по этническому признаку; лицах, склонных с созданию организованных преступных сообществ, совершению террористических актов (в частности, имеющих навыки в изготовлении взрывных устройств, а также доступ к ним, в том числе склонных к совершению преступлений с применением взрывных устройств). Эти данные целесообразно использовать для осуществления совместных оперативно-профилактических и розыскных мероприятий по пресечению, раскрытию, расследованию и предупреждению рассматриваемых правонарушений.
Определенные шаги в этом направлении (хотя и на межведомственном уровне) уже имеются. Так, МВД России, ФСБ, ФПС России подготовили и направили на места совместное Указание от 19 февраля 2000 г. № 1/7349/6/5/-574 об организации обмена информацией по вопросам комплексной отработки юридических и физических лиц, подозреваемых в причастности к деятельности террористических организаций, преступных групп и сообществ.
Данным Указанием в субъектах РФ в рамках работы образованных при них межведомственных оперативных штабов по координации мер по борьбе с терроризмом предусмотрено организовать обмен информацией по вопросам комплексной отработки юридических и физических лиц, подозреваемых в причастности к деятельности террористических и экстремистских организаций, преступных групп и сообществ, действующих на территории Российской Федерации. На основе анализа имеющейся информации запланировать и провести совместные конкретные мероприятия по нейтрализации данных преступных формирований.
Следует отметить, что в условиях Северо-Кавказского региона, в котором отмечается высокая миграция населения, сконцентрированы тысячи беженцев, на его территорию активно просачиваются наемники-террористы из числа иностранцев, большое значение для раскрытия и расследования преступлений, совершаемых этой категорией граждан, имеют дактилоскопические учеты.
В то же время нельзя не отметить существующий пробел в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»', в соответствии с которым указанные выше лица не подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации, поскольку в п. «и» ст. 9 названного Закона говорится об ино-
ТЗРФ 1998. №31. Ст. 3800.
.709