Глава 40. Расследование контрабанды
В том случае, если установлен факт контрабанды культурных ценностей, в отношении которых существуют специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, соответствующее деяние также следует квалифицировать по ч. 2 ст. 188 УК РФ. Перечень указанных предметов содержится в Законе РФ ет 15 апреля 1993 г. №4804-1 «О ввозе и вывозе культурных ценностей»1. Следует также иметь в виду, что к культурным ценностям относятся и коллекции культурных ценностей — совокупности однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение. Кроме того, в ст. 9 указанного закона определен перечень культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации. Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие данного Закона, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, утвержден приказом Минкультуры РФ от 7 августа 2001 г. № 8442.
Перемещение признается незаконным, когда ввоз и вывоз указанных предметов осуществляется одним из указанных в Законе способов. УК РФ называет шесть способов совершения преступления.
Перемещение помимо таможенного контроля означает физическое перемещение предметов вне таможенных постов, вне времени, установленного для оформления.
Перемещение с сокрытием от таможенного контроля включает использование тайников и других способов, затрудняющих обнаружение предметов, придание одним предметам вида других.
Перемещение с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации заключается в представлении таможенному органу поддельных или недействительных документов или средств таможенной идентификации (накладных, багажных квитанций, актов о выгрузке товаров и т.д.), выданных таможенными органами или оформленных с их участием.
Перемещение с недекларированием или недостоверным декларированием означает незаявление по установленной форме достоверных сведений о перевозимых предметах.
Момент окончания преступления имеет свои особенности при ввозе и вывозе предметов: при ввозе преступление признается оконченным с момента перемещения предметов через таможенную границу (государственную границу), при вывозе — с момента ввоза предметов на таможенную территорию и оформления документов для их вывоза.
Как было сказано выше, обязательным признаком объективной стороны контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, является крупный размер, понятие которого дается в примечании к ст. 169 УК РФ. Это сумма, превышающая 250 тыс. руб. Незаконное перемещение товаров и других предметов через таможенную границу на меньшую сумму влечет административную ответственность (ст. 16.1 и 16.2 КоАП). Незаконное перемещение через таможенную границу РФ предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, даже в малых размерах образует уголовно наказуемую контрабанду, поскольку такие действия могут представлять угрозу для мира и безопасности людей.
Преступление совершается с прямым умыслом.
Часть 3 ст. 188 УК РФ содержит два квалифицирующих обстоятельства:
а) совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения (это может быть работник таможенной службы или должностное лицо, освобожденное от некоторых форм таможенного контроля); б) совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Насилие может выражаться в виде побоев, телесных повреждений различной тяжести. Контрабанда, сопряженная с лишением жизни таможенного сотрудника, должна квалифицироваться по совокупности преступлений.
Часть 4 ст. 188 предусматривает ответственность за контрабанду, совершенную организованной группой, понятие которой дается в ч. 3 ст. 35 УК РФ. В состав такой группы могут входить рядовые граждане, должностные лица органов государственной власти, правоохранительных органов, таможенной службы.
Данное преступление считается оконченным в момент совершения общественно опасных действий, направленных на перемещение предметов контрабанды через таможенную границу Российской Федерации. Смысл положений ТК РФ указывает на то, что моментом окончания контрабанды при вывозе ее предметов может являться совершение действий, направленных на пересечение этими предметами таможенной границы РФ или подача таможенной декларации (таможенных документов) в зависимости от установленного ТК РФ порядка и сроков декларирования конкретных видов товаров3. При ввозе состав контрабанды является оконченным при
1ВСНД и ВС РФ. 1993. № 20. Ст. 718.
2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 37.
3 Например, ввоз и вывоз электроэнергии допускается без предварительного разрешения таможенного органа при условии
последующего декларирования в 20-дневный срок, который может быть продление более чем на 5 дней (ст. 314 ТК РФ). В то же
время, согласно ст. 310 ТК РФ ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с этой территории товаров, пере
мещаемых трубопроводным транспортом (нефтепродукты, природный газ и пр.), допускаются только после принятия таможен
ной декларации и выпуска таможенным органом товаров в соответствии сусловиями заявленного в ней таможенного режима.
Глава 40. Расследование контрабанды
фактическом пересечении указанными предметами таможенной границы Российской Федерации1.
Наступления общественно опасных последствий для квалификации контрабанды не требуется.
Таможенная граница Российской Федерации в соответствии со ст. 2 ТК РФ составляет единую таможенную территорию Российской Федерации и совпадает с ее государственной границей, за исключением того, что российская таможенная территория также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пределы этих объектов также являются таможенной границей Российской Федерации2.
При определении пределов таможенной границы Российской Федерации следует учитывать, что на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых федеральными законами.
Как известно, обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава является один из альтернативных способов: 1)помимо таможенного контроля; 2) с сокрытием от таможенного контроля; 3) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 4) сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
При доказывании наличия в действиях субъектов контрабанды одного из указанных способов ее совершения следует иметь в виду, что согласно ст. 14 ТК РФ (ст. 168 ТК РФ 1993 г.) все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ. Осуществление таможенного контроля — совокупности мер, предпринимаемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, — обеспечивается декларированием товаров и помещением их под такой контроль до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также при ввозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы.
Перемещение товаров или иных предметов помимотаможенного контроля может выражаться в двух действиях3: 1)в перемещении предметов контрабанды через таможенную границу Российской Федерации вне установленных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, где в соответствии со ст. 405 ТК РФ находятся места размещения ее таможенных органов4; 2) в таком перемещении вне установленного ст. 407 ТК РФ времени работы таможенного органа, даже если оно производилось в установленных местах5. В том случае, если товары и (или) иные предметы перемещаются физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом ба-
-----------------------------------------------
1 Если таможенная декларация на иностранные товары в соответствии со ст. 130 ТК РФ подается до их прибытия на та
моженную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита (осуществляется пред
варительное декларирование товаров), то при отсутствии факта пересечения ими таможенной границы имеет смысл говорить
о приготовлении или покушении на совершение контрабанды. Кроме того, юридически значимым фактом для квалификации
контрабанды при вывозе ее предметов является не сам факт заполнения и наличия декларации у лица, а факт подачи деклара
ции и принятия ее для рассмотрения таможенными органами в установленном порядке.
2 Понятие таможенной границы, содержащееся в ст. 2 ТК РФ, концептуально не отличается от соответствующего поня
тия, содержавшегося в ст. 3 ТК РФ 1993 г.
3 Это, по сути, является нарушением требований ст. 69 ТК РФ. Статья 69 ТК РФ (ст. 27 ТК РФ 1993 г.) обязывает перевоз
чика после пересечения перемещаемых им товаров и транспортных средств таможенной границы доставить в пункт пропуска
товаров и транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации и предъявить их таможенному орга
ну (кроме товаров, перевозимых морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Рос
сийской Федерации без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории Российской Фе
дерации). Для отдельных видов товаров могут устанавливаться специализированные пункты пропуска.
4 ТК РФ 1993 г. (ст. 181) в качестве таких мест устанавливал зоны таможенного контроля.
5 Из того, что в каждом таможенном органе в соответствии с требованиями ст. 362 ТК РФ могут определяться конкретные
места (зоны) для проведения таможенного контроля (например, досмотровые залы и площадки для автотранспорта), нахожде
ние которых может территориально не совпадать с местом пересечения таможенной границы, следует, что перемещение това
ров помимо таможенного контроля образуется пересечением таможенной границы не только вне места, предназначенного для
осуществления таможенного контроля либо вне времени работы таможенного органа, но и уклонением от помещения товаров
и иных предметов в указанные зоны, чтобы избежать таможенного контроля.
Глава 40. Расследование контрабанды
гаже, то согласно ст. 286 ТК РФ их декларирование производится этими лицами при следовании через Государственную границу Российской Федерации.
Перемещение с сокрытием от таможенного контроляпредметов контрабанды через таможенную границу Российской Федерации выражается в уклонении от предъявления их таможенным органам для таможенного контроля при фактическом пересечении товарами или иными предметами таможенной границы, когда лицо скрывает эти предметы от предъявления для таможенного контроля. Такое сокрытие направлено на существенное затруднение визуального обнаружения товаров при таможенном досмотре без применения специальных технических средств или личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля и может осуществляться путем использования различных ухищрений, например: оборудования тайников в одежде, багаже, упаковке, контейнерах, транспортных средствах; придания одним товарам вида других, осуществлением существенных изменений внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида; помещения товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, либо доступ в которые затруднен, и других способов утаивания. Совершение сокрытия от таможенного контроля товаров, перемещаемых по линиям электропередачи или трубопроводным транспортом, возможно путем направления этих товаров через таможенную границу в обход технологически обусловленных мест, оборудованных приборами учета, фиксирующими их перемещение.
Обманным использованием документовследует признавать совершаемое в целях введения в заблуждение таможенных органов и их должностных лиц для принятия ими неправомерных решений по выпуску товаров и иных предметов, представление для таможенного контроля таможенных документов (составляемых исключительно для таможенных целей), которые заведомо являются недействительными, а именно: 1) поддельных, т.е. полностью фиктивных — изготовленных со значительным сходством с оригиналом, или подлинных, но содержащих в себе искаженные сведения, внесенные путем исправления или уничтожения части текста либо внесения в него дополнительных данных, или подлинных документов с проставленным оттиском поддельного штампа или печати и пр.; 2) документов, полученных или составленных незаконным путем либо полученных в результате предоставления в качестве оснований для их выдачи заведомо ложных сведений или других поддельных (подложных) документов, или в результате неправомерных действий иных лиц; 3) документов, которые фактически являются подлинными и оформленными надлежащим образом, но содержат ложные сведения; 4) документов, отвечающих установленным требованиям, но являющихся основанием для перемещения через таможенную границу Российской Федерации других товаров и иных предметов, составленных для прикрытия такого перемещения предметов контрабанды, например, содержащих в себе указание на иной классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ст. 39,40ТК РФ).
Обманным использованием средств таможенной идентификацииследует признавать использование: 1) поддельных средств идентификации (полностью изготовленных фиктивных средств идентификации); 2) подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и транспортным средствам (соответствующего установленным требованиям, но служащего для идентификации других товаров и транспортных средств). Для идентификациитоваров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, согласно ст. 83, 390 ТК РФ могут быть использованы пломбы, печати, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, проставлены штампы и пр.'. Однако при доказывании применения данного способа контрабанды следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 316 ТК РФ идентификация товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, не осуществляется.
Доказывание применения таких способов совершения контрабанды, как недекларированиеили недостоверное декларированиетоваров или иных предметов, предполагает в первую очередь уяснение того, что на основании ст. 123 ТК РФ (ст. 168 ТК РФ 1993 г.) товары подлежат декларированиютаможенным органом при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенных режимов, установленных в ст. 155 ТК РФ, а также в случаях невывоза пригодных к использованию отходов и остатков переработки товаров (ст. 183, 184 ТК РФ) либо уничтожения товаров (ст. 247 ТК РФ), либо при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу (ст. 391 ТК РФ). Декларирование товаров и иных предметов в соответ-
Таможенные органы могут использовать также и другие средства идентификации, например, пломбировочные устройства повышенной надежности (Приказ ГТК России от 18 августа 2000 г. № 739 «О применении пломбировочных устройств повышенной надежности»// Таможенные ведомости. 2000. № II), оттиски личной номерной печати должностного лица и другие средства, предусмотренные нормативными правовыми актами.
Глава 40. Расследование контрабанды
ствии со ст. 124 ТК РФ производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации. Поэтому недекларирование— это невыполнение обязанности по декларированию в установленной форме товаров и (или) транспортных средств, совершаемое с целью сокрытия предметов контрабанды от таможенного контроля для незаконного их перемещения через таможенную границу Российской Федерации, т.е. несообщение таможенным органам о факте перемещения предметов контрабанды через российскую таможенную границу1.
Устанавливая наличие признаков объективной стороны контрабанды, следует иметь в виду, что к наиболее распространенным способам совершения этого преступления относится указание в таможенной декларации и иных таможенных документах неверных сведений о количестве либо весе перемещаемых через таможенную границу товаров. Такие действия образуют объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ, только в том случае, если осуществляется перемещение товаров в количестве большем, чем указано в указанных документах. При этом предметом преступления является только не указанная в документах часть товара. Очевидно, что перемещение товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых документах, не содержит в себе состава рассматриваемого преступления, поскольку отсутствует предмет преступления. Поэтому целесообразно рассматривать способ совершения указанных противоправных действий как недекларирование части товара, не указанной в документах.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ, выражается также в недостоверном декларировании.Если недекларирование представляет собой бездействие лица, перемещающего предметы контрабанды, то их недостоверное декларирование, напротив, представляет собой активное действие, то есть заявление в таможенной декларации либо в документе, установленном для декларирования, недостоверных сведений, недостоверность которых позволяет скрыть от таможенного контроля предметы контрабанды, а также создает условия для принятия таможенным органом неправомерного решения о выпуске (условном выпуске) товаров и (или) иных предметов, а также помещении их под определенный таможенный режим1. Согласно ст. 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган только тех документов, которые подтверждают заявленные в таможенной декларации сведения, а не любых документов, необходимых при последующем декларировании3. При этом следует иметь в виду то, что по смыслу ст. 63 ТК РФ наличие в необходимых для таможенного оформления документах и сведениях неточностей, не влияющих на определение размера подлежащих уплате таможенных платежей, на принятие решений таможенных органов в отношении применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не является недостоверным декларированием товаров и (или) иных предметов.
Доказывание наличия субъективных признаковсостава контрабанды предполагает установление и процессуальное закрепление наличия надлежащего субъекта (субъектов) данного преступления и субъективной стороны (это общая схема расследования: возбуждение уголовного дела, обыск или выемка, допросы и очные ставки и иные следственные действия).
С субъективной стороныконтрабанда совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения.
•' Рассматривая недекларирование как способ сокрытия предметов контрабанды от таможенного контроля, следует учитывать положения ст. 286-290 ТК РФ о порядке и условиях декларирования товаров физическими лицами, которые также определяют перечень товаров и иных предметов, подлежащих обязательному декларированию при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации.
: К сведениям, необходимым для принятия решения о перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, целесообразно относить сведения, необходимые таможенному органу в целях установления в отношении перемещаемых товаров и иных предметов: наименования; количества; отсутствия запретов и ограничений к ввозу (вывозу); соблюдения или выполнения условий, необходимых для пересечения товарами (иными предметами) таможенной границы. Перечень сведений, подлежащих отражению в таможенной декларации, а также правила ее оформления изложены в ст. 124ТКРФ.
3 Перечень документов, которые могуг служить подтверждением заявленных в декларации сведений, изложен в ч. 2
ст. 131 ТК РФ, в него, например, включены: договоры и иные документы, выражающие содержание и подтверждающие факт
внешнеэкономических сделок; транспортные, перевозочные документы; разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные до-
-ументы4 подтверждающие соблюдение ограничений на ввоз и вывоз; документы, подтверждающие происхождение товаров
з установленных случаях) и пр. ;
Глава 41. Расследование налоговых преступлений
Характеристика таких субъектов при совершении контрабанды физическими лицами при перемещении ими лично принадлежащих им товаров и (или) иных предметов особых разночтений не вызывает— это лицо является одновременно и декларантом, и перевозчиком1. В подтверждение этого имеет смысл обратиться к ст. 16 ТК РФ: если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом, то обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров несет лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации. Однако характеристика субъекта контрабанды товаров (иных предметов), принадлежащих юридическим лицам, требует уточнения. Учитывая, что субъектом преступления по уголовному праву является только подлежащее уголовной ответственности физическое лицо, в последнем случае имеет смысл говорить о специальном субъекте контрабанды. Поскольку осуществление внешнеторговых операций, декларирование товаров от имени юридического лица или иного собственника товаров могут осуществляться декларантом, перевозчиком или таможенным брокером, исполнителями контрабанды являются эти лица2. Кроме того, в таких случаях имеет смысл говорить о совершении преступления в соучастии. При этом другими соучастниками могут являться собственники товаров либо лица, обладающие организационно-распорядительными функциями в коммерческих и иных организациях.
Контрабанда товаров или иных предметов, стоимость которых превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда, является преступлением средней тяжести. В том случае, если контрабандным способом перемещаются предметы, указанные в диспозиции ч. 2 ст. 188 УК РФ, то такое деяние относится к категории тяжких.
Часть 3 ст. 188 УК РФ предусматривает ряд квалифицирующих признаков: совершение данного преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения; контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Совершение контрабанды организованной группой позволяет в соответствии со ст. 15 и ч. 4 ст. 188 УК РФ отнести такое деяние к категории тяжких преступлений.
Глава 41. РАССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
§1. Общие вопросы расследования налоговых преступлений
К налоговым преступлениям относятся деяния, посягающие на такие налоговые правоотношения, которые запрещены законодательством под угрозой уголовного наказания. Налоговыми правоотношениями являются отношения между налогоплательщиками и бюджетами различных уровней, а также государственными небюджетными фондами, возникающие на основе налогового законодательства. Следует иметь в виду, что такие отношения между участниками могут быть как непосредственными, так с помощью представителей сторон. При этом представителем государственных бюджетов и небюджетных фондов как обязательная сторона налоговых правоотношений всегда выступают налоговые инспекции.
Налоговые преступления относятся к преступлениям в сфере экономической деятельности. В особую группу в уголовном законодательстве эти преступления не выделены, однако в следственной практике и науке такое выделение существует3. При выделении налоговых преступлений за основу взята группировка, основанная на признаках, отражающих специфику сферы жизнедеятельности (в данном случае сферы налогообложения), в которой они совершаются.
К числу этих признаков, прежде всего, относятся: особый субъектный состав налоговых правоотношений (налоговые органы, налогоплательщики, налоговые агенты) и специфический объект
1 Статья 11 ТК РФ определяет декларанта как лицо, «которое декларирует товары либо от имени которого декларируются
товары»; перевозчика как «лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров
под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за
использование транспортных средств».
2 Таможенный брокер (представитель) — посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению дек
ларанта или иного лица, на которое возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные опера
ции в соответствии с ТК РФ. Субъектом нарушения таможенных правил, выражающегося в недостоверном декларировании,
является лицо, выступавшее в качестве декларанта, поскольку именно оно заявляет таможенному органу недостоверные све
дения о товарах, чем совершает противоправное деяние.
Таким образом, таможенный брокер, как и декларант, выполняет все обязанности и несет в полном объеме ответственность, независимо от того, является ли он лицом, перемещающим товары, будучи обязанным предоставлять таможенным органам достоверные сведения и документы.
3 Кучеров И.И. Налоги и криминал. Историко-правовой анализ. — М., 2000.
Глава 41. Расследованиеналоговых преступлений
(отношения по поводу исчисления, уплаты налогов (сборов) и осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты).
Поскольку преступления этого вида посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного бюджета, постольку в конечном итоге пострадавшим по данному преступлению является государство. А поэтому следует учитывать повышенное внимание правоохранительных органов к налогоплательщикам, нередко выражающееся в обвинительном (субъективистском) уклоне проводимых проверочных акций при расследовании уголовных дел данной категории.
Однако следует учитывать и то, что практика действительно направлена на уклонение от уплаты налогов. На сегодняшний день налоговыми органами выявляется множество изощренных способов сокрытия налогооблагаемой базы, искажений сведений о доходах или расходах организаций, которые ведут к уменьшению налоговых платежей в бюджеты.
В качестве противовесов этому государство выработало теоретико-практические принципы работы налоговых и иных государственных органов.
Содержание этих принципов сводится к следующему:
- Презумпция облагаемости, под которой понимается необходимость налогообложения всех объ
ектов, за исключением тех, которые исключены законом. В налоговых правоотношениях поня
тие «презумпция облагаемости» означает, что налогоплательщик в отношении любого налога
сам должен доказать, что он не заплатил его на вполне законных основаниях.
- «Неосторожная» вина налогоплательщика, т.е. совершение налогового правонарушения не
только умышленно, но и по неосторожности (легкомыслию или небрежности).
- Принцип приоритета содержания над формой, т.е. оценка юридических актов налогоплатель
щика (договоров, соглашений, сделок) не по названиям или формулировкам в них, а по реально
возникшим отношениям. Например, налогоплательщик с целью сдачи помещения в аренду и
получения таким образом неучтенной прибыли за счет арендных платежей заключил договор о
совместной деятельности, согласно которому в качестве своего взноса предоставил партнеру
«возможность размещения его работников» на своих площадях (довольно распространенная
форма). Налоговые органы приоритетными в этих правоотношениях считают отношения, свя
занные с арендой, что влечет для организации-арендатора соответствующие санкции.
- Разновидностью данного принципа является принцип приоритета «реальной цели сделки» над
декларируемой. К примеру, предприятие после заключения договора займа, взятого у другого
предприятия, рассчитывалось с последним собственной продукцией. При этом с полученного
займа не уплачивался НДС. Налоговый орган усмотрел здесь скрытую форму сделки купли-
продажи, где самая обычная предоплата за поставляемый товар с целью уклонения от уплаты
налога отражалась в форме денежного займа (см. Вестник ВАС РФ, 1996, №12, постановление
Президиума ВАС РФ от 17.09.96, № 367/96).
- Принцип установленной формы. Суть этого принципа в установлении государственном специ
альных форм отчетной бухгалтерской документации, образцов бланков, установлении сроков
сдачи отчетов. Не допускается произвольный учет, применение бланков неустановленных об
разцов и т.д.
- Приоритет административного (налогового) права над гражданским. То есть во главу отно
шений налогоплательщика с государством ставятся преимущественно административно-
властные рычаги, а не гражданско-правовые нормы. В соответствии с ч. 3 ст. 2 ГК РФ к иму
щественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении
одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным
отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено за
конодательством.
Применяя указанные принципы на практике, налоговые органы добиваются пополнения доходной части бюджета. Однако нередко, руководствуясь этой методикой, работники налоговых служб и правоохранительные органы «переносят» ее в сферу уголовно-правовых отношений, где изложенные принципы совершенно неприемлемы.
Отсюда и необоснованно возбужденные дела лишь по одному факту посягательства на объект преступления, ущемление прав конкретных граждан, которым необоснованно предъявляются обвинения в уклонении от уплаты налогов с организаций.
Налоговые преступления представлены в УК РФ четырьмя статьями, имеющими общий объект преступления и некоторые иные общие черты— 198, 199, 1991, 1992. Новое содержание прежних статей (198 и 199) и дополнительные составы (1991, 1992) приняты Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».