Глава 21. Контроль и запись переговоров
В заключительной части протокола фиксируются сведения об ознакомлении с протоколом всех участников обыска (выемки) и удостоверение их подписями соответствия содержания протокола произведенным действиям; замечания к протоколу либо указание на их отсутствие, удостоверенные подписями участников следственного действия; подпись следователя; сведения о вручении копии протокола лицу, в помещении которого был произведен обыск (выемка), или представителю администрации организации.
Глава 21. КОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ ПЕРЕГОВОРОВ
§1. Процессуальный порядок контроля и записи переговоров
Контроль и запись переговоров — это комплекс установленных уголовно-процессуальных законом организационных и удостоверительных действий следователя по осуществлению контроля и записи переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц с целью получения сведений, имеющих значение для уголовного дела, а также для обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников и близких лиц.
В соответствии со ст. 186 УПК РФ осуществляется контроль и запись телефонных и иных переговоров.
Понятием «телефонные переговоры» охватываются переговоры абонентов, которые ведутся по городской, междугородней и международной телефонной связи, а также с использованием радиотелефонной и радиорелейной, высокочастотной (ВЧ) и космической связи.
В понятие «иные переговоры» включаются переговоры, которые ведутся с использованием других переговорных устройств (селекторных, проводных или беспроводных и иных средств передачи речевой информации), а также переговоры, которые ведутся путем непосредственного общения между субъектами, если их прослушивание и фиксация возможны путем применения соответствующих технических средств.
Осуществление контроля и записи переговоров допускается при наличии двух условий: а) уголовное дело, по которому производится данное следственное действие, возбуждено по признакам совершения тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 1 ст. 186 УПК РФ), или лицу предъявлено обвинение в совершении такого преступления и б) в материалах уголовного дела содержатся сведения, достаточные и необходимые для вывода о том, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, либо сведения о наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников и близких лиц.
Таким образом; по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 186 УПК РФ, контроль и запись переговоров могут осуществляться в отношении двух групп лиц: а) подозреваемых и обвиняемых в том значении, которое этим терминам придается в ст. 46 и 47 УПК РФ, и б) других лиц.
Под другими лицами следует понимать лиц, в отношении которых у следователя имеются сведения, дающие основание полагать, что они являются соучастниками преступления либо скрывают орудия и предметы преступления. К другим лицам следует относить также лиц, которые противодействуют расследованию преступлений. Сведения о таких лицах могут быть получены в ходе производства предварительного следствия или проведения оперативно-розыскных мероприятий, предшествующих принятию решения о производстве контроля и записи переговоров.
Процессуальным основанием осуществления контроля и записи переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц является судебное решение, полученное следователем в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ.
Процессуальным основанием для осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников и близких лиц является письменное заявление хотя бы одного из этих лиц, а при отсутствии такого заявления — суг дебное решение, полученное следователем в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ.
Контроль и запись переговоров как следственное действие представляют собой следующий алгоритм действий следователя.
1. Принятие решения о производстве контроля и записи переговоров. Контроль и запись переговоров могут производиться лишь при наличии оснований, указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 186 УПК РФ. При этом уголовно-процессуальный закон не указывает, из каких источников должна быть получена информации о том, что во время телефонных и иных переговоров могут быть установлены обстоятельства, перечисленные в ст. 73 УПК РФ, либо о том, что в отношении потерпевшего, сви-
Глава 2Ь Контроль и запись переговоров
детеля и других лиц высказываются угрозы и т.п. Такие сведения могут быть получены в ходе предварительного следствия или оперативно-розыскной деятельности, а также из сообщений граждан, предприятий, учреждений и т.д.
По смыслу ст. 186 УПК РФ решение следователя о производстве данного следственного действия фиксируется в постановлении о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров тогда, когда имеются основания, указанные в ч. 1 ст. 186 УПК РФ, либо при наличии оснований, указанных в части второй этой же статьи, отсутствует заявление потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников и близких лиц о высказанных в их адрес угрозах совершить насилие, о предпринятых в отношении их вымогательстве или иных преступных действиях. Однако и тогда, когда контроль и запись переговоров должны производиться на основании письменного заявления, необходимо выносить постановление о контроле и прослушивании переговоров, поскольку без такого процессуального акта соответствующие органы, указанные в ч. 4 ст. 186 УПК РФ, не могут приступить к производству необходимых действий.
Содержание постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров установлено в ч. 3 ст. 186 УПК РФ, а его структура— в приложении 89 к ст. 476 УПК РФ.
Во вводной части постановления должны быть указаны: место и дата составления постановления; наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя) и номер уголовного дела.
В описательной части постановления излагаются основания производства контроля и записи телефонных и иных переговоров и указывается норма уголовно-процессуального закона (ст. 186 УПК РФ) на основании которой принимается данное решение.
В резолютивной части постановления:
- излагается решение следователя (дознавателя) ходатайствовать перед судом (с указанием кон
кретного суда) о даче разрешения на производство контроля и записи телефонных и иных пере
говоров;
- указываются фамилия, ими и отчество лица, чьи переговоры подлежат контролю и записи;
- срок осуществления контроля и записи в месяцах;
- номера служебного или домашнего телефонов, по которым следует производить контроль запи
си переговоров;
- иные переговоры, которые подлежат контролю и записи, с указанием каких именно и по каким
видам связи;
- какому органу поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров.
Ходатайство следователя с согласия прокурора направляется в суд по месту производства пред
варительного следствия или проведения данного следственного действия и подлежит рассмотре
нию судьей в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ.
По результатам рассмотрения представленного постановления судья выносит одно из двух решений: о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа. Если судья принимает первое из названных решений, то он выносит постановление о разрешении контроля и записи телефонных и иных переговоров (Приложение 11 к ст. 477 УПК РФ).
В случае принятия судьей положительного решения по ходатайству следователя постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган (ч. 4 ст. 186 УПК РФ).
В соответствии со ст. 2 Указа Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» «оперативно-розыскные мероприятия, связанные с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги связи..., в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов Федеральной службы безопасности.
При отсутствии у органов Федеральной службы безопасности на объектах связи необходимых оперативно-технических возможностей указанные мероприятия проводятся органами внутренних дел Российской Федерации, в том числе в интересах других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»1.
Непосредственно контроль и запись телефонных и иных переговоров уголовно-процессуальным законодательством не регламентируются и осуществляются по правилам, установленным ведомст-
1СЗ РФ. 1999. № 24. Ст. 2954.
Глава 21. Контроль и запись переговоров
венными нормативными актами (См., например: Приказ Минсвязи РФ от 25 июля 2000 г. № 130 «О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования» (с изменениями, внесенными Верховным Судом РФ, от 25 сентября 2000 г.).
2. Истребование (получение) от органа, осуществляющего контроль и запись телефонных
и иных переговоров, фонограммы, ее осмотр и прослушивание.Следователь в течение всего
срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время ис
требовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она переда
ется следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть ука
заны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики
использованных при этом технических средств (ч. 6 ст. 186 УПК РФ).
Осмотр и прослушивание фонограммы производится по правилам осмотра предметов и документов, установленным в ст. 177 УПК РФ.
Осмотр полученной кассеты с фонограммой следует начинать с упаковки, обращая при этом внимание на возможные повреждения и наличие печати.
В ходе осмотра кассеты следует обращать особое внимание на наличие или отсутствие признаков, свидетельствующих о возможном внесении изменений.
При прослушивании фонограммы обращается внимание на качество записи, отсутствие каких-либо технических погрешностей, особенности разговорной речи лиц, переговоры которых зафиксированы на фонограмме, а также на содержание самих переговоров, особенно в той их части, которая, по мнению лица, осуществляющего предварительное расследование, имеет непосредственное отношение к уголовному делу1.
В том случае, когда по техническим причинам невозможно прослушать всю запись, содержащуюся на фонограмме, либо ее часть, в протоколе осмотра и прослушивания фонограммы необходимо сделать соответствующую отметку. Это будет основанием для последующего назначения и проведения фонографической или фоноскопической экспертизы2.
В зависимости от результатов осмотра кассеты и прослушивания фонограммы следователь принимает решение о приобщении фонограммы к уголовному делу в качестве вещественного доказательства.
Ход и результаты осмотра и прослушивания фонограммы фиксируются в протоколе (см. §2 настоящей главы).
Решение следователя оприобщении фонограммы к уголовному делу излагается в постановлении о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств. Структура и содержание данного постановления установлены Приложением 52 к ст. 476 УПК РФ.
Во вводной части постановления должны быть указаны место и время составления постановления; должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы следователя (дознавателя); номер уголовного дела и по обвинения какого лица либо по признакам какого преступления оно возбуждено.
В описательной части постановления излагаются основания признания фонограммы вещественным доказательством.
В резолютивной части постановления указывается фонограмма, которая приобщается к уголовному делу, и место ее дальнейшего хранения.
Постановление о приобщении фонограммы к уголовному делу в качестве вещественного доказательства подписывает следователь.
3. Принятие решения о прекращении контроляи записи переговоров и его исполнение.
Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок
не более чем 6 месяцев. Проведение контроля и записи переговоров прекращается по постановле
нию следователя в случае, если необходимость в них отпадает, но не позднее окончания предвари
тельного расследования по данному уголовному делу (ч. 5 ст. 186 УПК РФ).
Содержание и структура постановления о прекращении контроля и записи телефонных и иных переговоров установлены Приложением 91 к ст. 476 УПК РФ.
Во вводной части постановления указывается: место и дата составления протокола; наименование органа предварительного следствия, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя и номер уголовного дела.
1 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от
29 мая 2002 года/ Под общ.и науч. ред. А.Я. Сухарева. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. 2002. — С. 333.
2 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Научно-практическое издание)/ Под
общ. ред. Г.В. Мальцева, И,Н. Барцица. — М.: Книга-Сервис, 2003. — С. 636.
Глава 21. Контроль и запись переговоров
В описательной части постановления указывается: на основании решения какого суда начаты контроль и запись переговоров; причины их прекращения (отпала необходимость в данной мере, оканчивается предварительное расследование); норма уголовно-процессуального закона, которой руководствуется следователь (ч. 5 ст. 186 УПК РФ).
В резолютивной части постановления излагаются решения следователя о прекращении контроля и записи телефонных и иных переговоров (с указанием фамилии, имени и отчества лица, чьи переговоры контролировались и записывались) и о направлении постановления для исполнения органу, которому было поручено техническое осуществление контроля и записи переговоров.