Автоматизированные криминалистические и иные учеты

Большинство централизованных криминалистических и иных учетов, входящих в систему кри­миналистической (уголовной) регистрации, в настоящее время автоматизировано. Ниже рассматри­ваются назначение, возможности и порядок использования основных автоматизированных учетов, используемых в раскрытии, расследовании преступлений, установлении и розыске преступников и иных категорий лиц.

1. Централизованный криминалистический учет подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц и преступлений. Этот учет предназначен для информационного обеспечения следственных дейст­вий и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых как органами внутренних дел, так и дру­гими правоохранительными органами. Данный учет формируется и ведется в ИЦ и ГИЦ на базе АИПС «АБД -— Республика, область» и АИПС «АБД — Центр», являющихся составными частями интегрированного банка данных (ИБД).

Объектами учета АИПС «АБД— Центр», функционирующей в ГИЦ МВД России, являются тяжкие и особо тяжкие преступления, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в их совершении, осужденные за совершение указанных категорий преступлений.

Учету в АИПС «АБД — Центр» подлежат: раскрытые и нераскрытые тяжкие и особо тяжкие преступления; лица, совершившие указанные преступления; организаторы, руководители и участ­ники организованных групп и преступных сообществ; судимые за совершение преступлений се­рийной и межрегиональной направленности.

Объектами учета в АИПС «АБД— Республика, область», функционирующей в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, являются преступления, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в их со­вершении, осужденные за совершение преступлений. Обязательному учету на региональном уровне подлежат преступления и лица, учитываемые на федеральном уровне, и, кроме того, все нераскры­тые преступления, а также объекты местных (региональных) видов учетов, которые способствуют раскрытию преступлений. Перечень объектов, подлежащих региональному учету, устанавливается

 
  Автоматизированные криминалистические и иные учеты - student2.ru

 

Глава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации

Автоматизированные криминалистические и иные учеты - student2.ru явотаетствующими приказами МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, а также ГУВДТ и Главного управ-еняя внутренних дел на режимных объектах МВД России.

Основаниями для постановки на учет в АИПС «АБД — Центр» и «АБД — Республика, область» и < ггректировки их данных в числе прочих являются постановления следователей о возбуждении уго--■:вного дела, его выделении в отдельное производство (по преступлениям), постановления о возбуж-jumiii, выделении, передаче, соединении уголовных дел, об избрании меры пресечения в отношении *: :юзреваемого, о привлечении в качестве обвиняемого, о заключении под стражу (по лицам).

В зависимости от возможностей и потребностей пользователей указанных АИПС запросы могут . держать полную совокупность необходимых поисковых признаков, частичную информацию об :съекте учета или задание по подбору аналитико-статистических сведений.

Запросы о поиске информации в АИПС «АБД— Республика, область» исполняются в течение трех газочих дней с момента получения запроса. Срочные запросы исполняются в течение двух часов.

В АИПС «АБД — Центр» запросы исполняются в течение трех, а поступившие почтой — пяти габочих дней без учета времени пересылки информации. Срочные запросы исполняются в течение четырех часов.

Запросы по телефону в обеих АИПС исполняются в течение сеанса связи.

Сроки хранения сведений об объектах учета различны и установлены с учетом их значения для геления задач раскрытия и расследования преступлений. В частности, информация о нераскрытых зпеступлениях всех категорий учета хранится в АИПС «АБД — Центр» и «АБД ■— Республика, об-"зсть» постоянно. Информация о раскрытых преступлениях всех категорий хранится соответственно 5 и 10 лет и сверх того еще в течение 10 лет после передачи на архивное хранение. Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям, и -: дсудимые, в отношении которых вынесены оправдательные приговоры суда, снимаются с учета в региональной АИПС немедленно после поступления подтверждающих документов, о чем в установ-"енные сроки информируется ГИЦ МВД России для снятия указанных лиц и с федерального учета.

2. Централизованный учет похищенных и изъятых документов и номерных вещей. Данный учет
гедется в целях обеспечения розыска похищенных и установления принадлежности изъятых доку-
veHTOB, вещей, имеющих индивидуальные инвентарные номера, и содействия в раскрытии престу­
плений, связанных с их хищением.

На централизованный учет в ГИЦ МВД России ставятся похищенные и изъятые номерные вещи, в частности холодное, в том числе метательное и пневматическое, оружие; номерные документы, включая паспорта граждан РФ и бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности; номер­ные знаки и ценные бумаги в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при постановке на федеральный учет лиц, являющихся объектами учета АИПС «АБД — Центр».

Обязательными объектами рассматриваемого учета на региональном уровне являются вещи, учитываемые на федеральном уровне. Полный перечень категорий соответствующих документов и вещей, подлежащих учету в региональных ИЦ, определяется приказами МВД, ГУВД, УВД субъек­тов РФ, УВДТ, органов внутренних дел на режимных объектах.

Основаниями для постановки на учет похищенных, изъятых документов и номерных вещей на региональный и федеральный учет являются постановления о возбуждении соответствующих уго­ловных дел.

Для описания каждой номерной вещи и документа, ставящихся на региональный (местный) и федеральный учет, используется специальная информационная карта (ИПК - В).

Порядок обращения к данному централизованному учету и исполнения запросов аналогичен описанному выше применительно к АИПС «АБД — Центр» и «АБД — Республика, область».

Следователям важно знать, что номерные вещи (документы) ставятся на учет в ИЦ в 7-дневный срок с момента получения сведений о хищении, а снимаются с местного учета лишь по их письменным представлениям в региональный ИЦ в случаях: обнаружения или установления при­надлежности номерной вещи или документа; прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления либо по истечении срока давности; истечения двух лет с момента изъя­тия документа или вещи, принадлежность которых не установлена; раскрытия преступления. Осно­ванием для снятия находящихся в розыске вещей и документов с федерального учета является кар­та ИПК - В, которая направляется региональным ИЦ в ГИЦ МВД России в течение 15 дней после их снятия с местного учета.

3. Централизованный учет хищений ценностей из металлических хранилищ. Это учет реализу­
ется на основе АИС «Сейф» и в основном предназначен для централизованного информационного
обеспечения раскрытия и расследования серийных хищений любых ценностей из металлических
хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков), прежде всего совершаемых при рецидиве преступлений и в
случае их межрегионального характера. Учет ведется совместными усилиями ГИЦ, ЭКЦ, Главным

Автоматизированные криминалистические и иные учеты - student2.ru Автоматизированные криминалистические и иные учеты - student2.ru Автоматизированные криминалистические и иные учеты - student2.ru Глава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации_________ ^____

управлением уголовного розыска (ГУУР) МВД России и Следственным комитетом (СК) при МВД России. При этом ГИЦ обеспечивает информационную технологию сбора и первичного контроля данных, ведет картотеку информационных карт на лиц (ИК-2); ЭКЦ осуществляет анализ эксперт-но-криминалистических данных, ведет картотеку информационных карт на преступления (ИК-1) и исполняет запросы; ГУУР и СК организуют отработку материалов о серийных хищениях и пре­ступниках, координируют усилия по раскрытию и расследованию указанных хищений органами внутренних дел страны. Работа органов внутренних дел осуществляется в соответствии со специ­альными методическими рекомендациями по применению АИС «Сейф» для борьбы с серийными преступлениями межрегионального характера.

Учет в АИС «Сейф» формируется из указанных информационных карт ИК-1 и ИК-2. Совместно с оперуполномоченными уголовного розыска и экспертами ЭКП эти карты в пределах своих пол­номочий заполняются также следователями. На учет ставятся хищения из металлических хранилищ за период с 1 января 1990 г., а по инициативе ГУУР МВД России, предложениям с мест — и заре­гистрированные ранее этой даты. Постановке на учет при этом подлежат любые преступления, при совершении которых взламывались или вскрывались металлические хранилища, за исключением железных шкатулок, независимо от уголовно-правовой квалификации, стадии совершения преступ­ления, принятого уголовно-процессуального решения (в том числе об отказе в возбуждении уго­ловного дела), размера причиненного материального ущерба, предмета посягательства, места (объ­екта) совершения хищения, местонахождения металлического хранилища. Следователям как руководителям осмотра мест происшествия необходимо учитывать, что к информационным картам на преступления (ИК-1) обязательно должны быть приложены обзорные, узловые и детальные фо­тоснимки повреждений на металлическом хранилище с пояснительным текстом. К картам прила­гаются также фотоснимки мест проникновения преступников на объект, следов их пальцев рук, обуви, надписей и записок, перечень похищенных номерных вещей и документов, описание пред­метов и их отличительных признаков.

Информационные карты ИК-2 в зависимости от состояния раскрытия и расследования преступлений заполняются полностью или частично. В полном объеме они составляются на всех лиц, причастных к совершению хищений из металлических хранилищ, в том числе на подозреваемых и привлекаемых в качестве обвиняемых; ранее привлекавшихся к уголовной или иной ответственности и представляющих интерес в связи с раскрытием и расследованием данных преступлений; проходящих по оперативным данным и иной достоверной информации, правомерно добытой в процессе оперативно-розыскной дея­тельности. В случаях, когда причастные к преступлению лица неизвестны, ИК-2 заполняются в части установленных примет, кличек, других выявленных о них сведений. В свободной форме в карточке ИК-2 обязательно отражается, если она установлена, роль лица в совершении хищения (организатор, взломщик сейфа, водитель автомобиля и т.д.), а также указываются номера уголовных дел, даты их воз­буждения, статьи УК РФ и правоохранительные органы, расследующие преступления.

Сотрудники региональных ИЦ по ежедневным сводкам происшествий контролируют своевре­менность постановки этих преступлений на учет, при поступлении карточек ИК-1 и ИК-2 проверя­ют качество их заполнения и представленных фотоснимков, самостоятельно или с участием экс­пертов ЭКП сопоставляют описание способа взлома в ИК-1 с прилагаемыми фототаблицами. При выявлении совпадения способа совершения разных преступлений и причастных к ним лиц инфор­мация об этом передается в ГУУР МВД России и в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, органы внутренних дел на режимных объектах, из которых поступили указанные карточки на преступление и на лицо.

4. Централизованный учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности. Данный учет предназна­чен для централизованного сбора, систематизации, анализа и проверки сведений об указанных ка­тегориях лиц в целях их розыска, установления местонахождения, отождествления личности.

Объектами этого учета являются граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (ЛБГ).

Учет без вести пропавших, неопознанных трупов, больных и детей, личность которых не уста< новлена, осуществляется на региональном (в ИЦ) и федеральном (в ГИЦ) уровнях путем ведения картотек и автоматизированного информационного банка данных на базе АИПС «Опознание».

Учету при этом подлежат лица, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными, в том числе:

- лица, утратившие связь с близкими родственниками, а также супруги, утратившие связь друг с
другом;

- несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и других учреждений,
а также бежавшие из центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей,

спецшкол и спецучилищ; . , . . .......... ; . :........ \ ......

психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие излома или медицинских учреждений.

Глава 7. Использованиеследователем данных криминалистической (уголовной) регистрации

Автоматизированные криминалистические и иные учеты - student2.ru 3 АИПС «Опознание» учитываются также:

- лица, находящиеся в психоневрологических и других лечебных учреждениях, домах инвалидов
и престарелых, детских домах и интернатах, которые в силу состояния здоровья или возраста не
могут сообщить о себе никаких данных;

- неопознанные трупы — независимо от их состояния на момент обнаружения.
Основаниями для постановки на учет являются постановление о возбуждении уголовного дела,

■становление о заведении розыскного дела или дела по установлению личности. :

Картотеки и базы данных АЙПС «Опознание» формируются за счет заполненных бланков опо-ельных карт единого образца на все категории лиц, а также алфавитных карточек на пропав-

: без вести.

Опознавательные карты составляются сотрудником, в производстве которого находится соответст-г -сшее дело, с обязательным привлечением медика-криминалиста ЭКП (там, где он имеется в штате), этом на неопознанные трупы и лиц, по состоянию здоровья или возрасту не способных сообщить о своей личности, помимо опознавательных, составляются и дактилоскопические карты.

Для проверки по учету пропавших без вести, неопознанных трупов, лиц, не способных по со­лю здоровья или возрасту сообщить данные о себе, опознавательные карты заполняются так--г на разыскиваемых подозреваемых, обвиняемых, осужденных.

Поскольку обработка опознавательных карт в ГИЦ МВД России осуществляется в автоматизи-:: занном режиме, т. е. с использованием ЭВМ, наличие определенных реквизитов, оставляющих основу учета и поиска информации, в соответствии с требованиями Наставления 2000 г. является обязательным. Особенно тщательно с участием медиков-криминалистов необходимо отражать в познавательных картах характерные приметы, состояние зубов, словесный портрет, одежду, по-.•ельку от достоверности данных о них зависит эффективность работы по отождествлению лично­сти. Кроме того, прилагаемые к опознавательной карте фотоснимки должны отвечать требованиям . гналетической, т. е. опознавательной, фотосъемки. В этой связи следует иметь в виду, что ИЦ и ГИЦ контролируют заполнение обязательных реквизитов, наличие и качество фотоснимков, каче­ство заполненных карт и при несоблюдении определенных предписаний Наставления вправе воз-; гашать документы на доработку.

На бланках опознавательных карт оформляются и запросы о проверке пропавших без вести, не-: "эзнанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о себе. Только в случаях, когда это невозможно, например при обнаружении расчлененного или ске-гетированного трупа, запросы составляются в произвольной форме.

Следователям и другим инициаторам розыска полезно знать, что опознавательная карта, посту­пающая в ИЦ и ГИЦ для постановки на учет или в связи с запросом, сначала проверяется по пофа­мильной картотеке, а затем по учетам не познанных трупов и неизвестных больных с тем, чтобы вы­яснить, не находится ли соответствующее лицо в местах лишения свободы, в числе погибших j мерших) или больных. Если в ходе проверки будет установлено сходство данных неопознанного трупа, неизвестного больного или неизвестного ребенка с данными без вести пропавшего, инициатору розыска направляется соответствующая ориентировка для проведения мероприятий по идентифика­ции и опознанию личности. При этом опознавательная карта остается в картотеке для использования з последующем поиске. Если же результаты поиска оказываются отрицательными, опознавательная карта помещается в картотеку без вести пропавших или в картотеку неопознанных трупов, неизвест­ных больных или детей. Дактилоскопическая карта на неопознанный труп возвращается инициатору розыска и хранится в деле по установлению личности неизвестного. Дактилоскопические карты на неизвестных больных и детей хранятся в оперативно-справочных учетах региональных ИЦ.

5. Централизованный учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск. Данный учет предназначен для информационного обеспечения мероприятий федерального розыска лиц, пропавших без вести и скрывающихся от правоохранительных органов РФ и зарубежных го­сударств-участников СНГ1.

На этот учет берутся лица:

- обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от органов дознания, следствия и суда;

- совершившие побег из изоляторов временного содержания, из-под стражи (конвоя) милиции, из
исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений,
следственных изоляторов;

- уклоняющиеся от выплаты денежных сумм по искам граждан, предприятий и организаций;

- грсдолжники, неплательщики алиментов;

Автоматизированные криминалистические и иные учеты - student2.ru 1 Объявление федерального розыска в России означает, что лицо объявлено также и в межгосударственный розыск странах СНГ

Автоматизированные криминалистические и иные учеты - student2.ru Автоматизированные криминалистические и иные учеты - student2.ru I лава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации_______________________________

- проживающие на территории РФ по видам на жительство иностранцы и лица без гражданства,
выбывшие со старого, но не зарегистрированные по новому месту жительства, —■ согласно
письменным обращениям родственников об их розыске;

- пропавшие без вести, в том числе утратившие связь с близкими родственниками, а также утра­
тившие между собой связь супруги;

- иные категории лиц, определенные нормативными правовыми актами об организации и тактике
розыскной работы органов внутренних дел.

Основанием для постановки на учет лиц, объявляемых в федеральный розыск, являются соот­ветствующие постановления сотрудников органов внутренних дел, федеральной службы безопас­ности или таможенных органов, которые осуществляли местный розыск. Отдельные категории ра­зыскиваемых при необходимости объявляются в федеральный розыск и ставятся на централизованный учет в ГИЦ и региональный ИЦ по шифротелеграммам. Основанием для снятия разыскиваемого лица с учета является прекращение в отношении его розыскного дела.

Для постановки на учет инициатор розыска составляет и направляет в ГИЦ МВД России через территориальный или транспортный (в УВДТ) информационный центр указанное постановление об объявлении федерального розыска с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, серии и номера паспорта разыскиваемого лица1. При необходимости безотлагательного объявления феде­рального розыска сведения о лице срочно передаются в ИЦ и ГИЦ по каналам оперативной инфор­мационной связи с последующим направлением постановления в обычном порядке. Постановление о прекращении федерального розыска направляется в ГИЦ через соответствующий ИЦ после выне­сения постановления о прекращении розыскного дела.

В ГИЦ МВД России федеральный учет разыскиваемых лиц осуществляется с помощью автома-тизиррванной информационной системы (АИС) «ФР-Оповещение».

На базе АИС «ФР-Оповещение» после обработки соответствующих постановлений формиру­ются автоматизированные циркуляры об объявлении и прекращении федерального розыска, кото­рые в централизованном порядке рассылаются в региональные ЙЦ.

В аналогичном порядке сведения о разыскиваемых лицах передаются в информационные под­разделения правоохранительных органов государств-участников СНГ для осуществления межгосу­дарственного розыска.

Информация о нахождении лица в федеральном розыске может быть получена путем обраще­ния в установленном порядке к оперативно-справочным и розыскным учетам региональных ИЦ и картотекам адресных бюро, а также в АИС «ФР-Оповещение».

При этом письменные запросы исполняются в течение суток с момента их регистрации в ИЦ и в ГИЦ, а телефонные отрабатываются непосредственно при обращении.

Информация о находящихся в федеральном розыске лицах удаляется из базы данных АИС «ФР-Оповещение» по истечении 5 лет после прекращения розыска. Информация региональных розыск­ных и оперативно-справочных учетов периодически сверяется с базой данных указанной АИС в порядке, определяемом ГИЦ МВД России, а также корректируется при получении циркуляров об объявлении и прекращении федерального розыска.

6. Централизованный учет утраченного и выявленного огнестрельного оружия и другого воо­ружения. Целями данного учета являются обеспечение розыска утраченного, установления при­надлежности выявленного вооружения и содействие в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.

В ГИЦ МВД России этот учет осуществляется путем формирования и ведения автоматизиро­ванной информационно-поисковой системы (АИПС) «Оружие».

Централизованному учету подлежит оружие с индивидуальным номером, присвоенным ему предприятием-изготовителем или при регистрации в подразделении разрешительной системы, ут­раченное в результате хищения или утери и выявленное, т. е. изъятое, найденное или добровольно сданное, вооружение следующих видов:

- боевое ручное стрелковое, служебное, гражданское (охотничье, спортивное) нарезное и гладко­
ствольное огнестрельное оружие всех моделей;

- гранатометы; -.'.-■
огнеметы;

- ствольные и реактивные артиллерийские системы;

- газовое оружие;

боеприпасы и взрывные устройства, имеющие индивидуальные номера;

- специальные приспособления и др.

Автоматизированные криминалистические и иные учеты - student2.ru ' ' Реквизиты постановлений об объявлении ипрекращении федеральною розыска ыполнхклея в сомвешвип Со специ­
альными методическими рекомендациями. . .'■ . . '

Глава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации

Автоматизированные криминалистические и иные учеты - student2.ru При этом выявленное вооружение, принадлежность которого установлена, а также сдаваемое в этсзны внутренних дел организациями и отдельными гражданами, у которых оно находилось на за-•свяьгх основаниях, на учет не ставится.

Основанием для постановки на учет в ГИЦ и ИЦ является наличие официально зарегистриро­ванного факта утраты или выявления нарезного огнестрельного оружия или других перечисленных тшк видов вооружения.

Дчя постановки утраченного и выявленного вооружения на учет, корректировки учетных дан-&л, снятия с учета и при направлении запросов в АИПС «Оружие» используется идентификаци--ная карта на оружие, составляемая в соответствии с предписаниями специальной инструкции по ге заполнению (приведена в приложении к Наставлению 2000 г.).

Учетные документы на утраченное или выявленное оружие составляются сотрудниками как ор--ьяов следствия и дознания, так и оперативных подразделений заинтересованных государственных военизированных организаций, перечень которых приведен в Наставлении, военными комендату-:ами и военными комиссариатами при получении заявления (сообщения) о хищении или утере воо-г-жения, а также в случае изъятия или приема найденного и сдаваемого вооружения. При этом све­дения о регистрируемых указанными органами фактах утраты и изъятия вооружения направляются » территориальные ИЦ для его постановки на учет и соответствующие дежурные части МВД, "УВД, УВД УВДТ, а также МВД России — для отражения в ежесуточных оперативных сводках.

Следователям важно учитывать, что при наличии на выявленном вооружении следов спилива-=?л. зачистки или забивания номера, серии, года выпуска, а также в случаях, когда эти обозначения выражены неясно, указанное вооружение направляется в соответствующее региональное эксперт-- жриминалистическое подразделение органов внутренних дел для исследования и установления подлинныхобозначений.

В целях оперативности формирования, полноты и достоверности централизованного учета ут­оченного и выявленного вооружения учетная информация в порядке, определяемом ГИЦ МВД России, направляется по каналам оперативной связи либо на магнитных носителях. В аналогичном порядке исполняются запросы, поступающие в АИПС «Оружие».

Справка регионального ИЦ о постановке на учет выявленного или утраченного вооружения вме­сте со справкой эксперта о результатах проверки его по федеральной пулегильзотеке приобщается к соответствующему уголовному делу или другому материалу о выявлении либо утрате вооружения.

Для обеспечения контроля за состоянием его учета региональные ИЦ, имеющие получаемую из ГИЦ актуализированную (обновляемую) федеральную базу данных, постоянно сверяют свои дан­ные с федеральной базой. При отсутствии в регионе развернутой федеральной базы данных ГИЦ высылает по запросу «региональную» информацию в соответствующий ИЦ для ее обязательной лериодической сверки.

7. Централизованный учет разыскиваемых транспортных средств. Данный учет предназначен зля сбора, систематизации, хранения, обработки и выдачи информации об имеющих номерную маркировку предприятия-изготовителя разыскиваемых транспортных средствах и транспортных средствах, принадлежность которых не установлена. Формирование и ведение этого учета осуще­ствляются с использованием АИПС «Автопоиск» в единой системе централизованных учетов феде­рального и регионального уровней в интересах правоохранительных органов РФ и государств —-участников СНГ.

В базе данных АИПС «Автопоиск» концентрируется информация о транспортных средствах, разыскиваемых органами внутренних дел, органами прокуратуры, таможенными органами, органа­ми безопасности, судами и налоговыми органами.

В рамках АИПС «Автопоиск» ГИЦ взаимодействует с оперативным учетом АИПС «Розыск» Главного управления ГИБДД МВД России, созданным в интересах подразделений ГИБДД (ГАИ). В АИПС «Розыск» помимо всех сведений о разыскиваемых транспортных средствах, содержащих­ся в АИПС «Автопоиск», концентрируется также информация, поставленная на оперативный учет подразделениями ГИБДД в порядке, регламентируемом специальными нормативными правовыми актами.

Учету в АИПС «Автопоиск» на федеральном уровне подлежат разыскиваемые легковые и гру­зовые автомобили, автобусы, прицепы к грузовым автомобилям, тракторы и самоходные машины для дорожных, строительных работ как отечественного, так и иностранного производства, а на ре­гиональном уровне — также прицепы к легковым автомобилям и тракторам, мотоциклы, моторол-геры и мотоколяски.

Основанием для постановки на централизованный учет оперативных сведений (т.*е. тех, которые поступили до решения вопроса о возбуждении уголовного дела) является заявление или сообщение

Автоматизированные криминалистические и иные учеты - student2.ru Глава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации

о хищении, неправомерном завладении транспортным средством без цели хищения (угоне), а также о причастности к совершению преступления.

ИЦ на основании сообщений дежурных частей горрайорганов внутренних дел, оперативных сводок дежурных частей МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ обеспечивает постановку оперативных сведений на региональный и федеральный учеты.

Основанием для постановки на централизованный учет основных сведений (т.е. информации, которая имеется в материалах по факту возбуждения уголовного дела) является сообщение следо­вателя (органа дознания) о розыске транспортного средства.

При возбуждении уголовного дела по факту кражи, угона транспортного средства или другим ос­нованиям, когда оно разыскивается в связи с совершением преступления, следователь или дознава­тель, в производстве которого находится уголовное дело, составляет идентификационную карту на кражу (угон) транспортного средства, которая в суточный срок направляется в региональный ИЦ. Дубликат карты хранится в уголовном деле. Основанием для постановки на централизованный учет транспортного средства, похищенного за рубежом, является сообщение НЦБ Интерпола в России.

Обработанные и учтенные в региональном ИЦ идентификационные карты на кражу (угон) транс­портных средств ежедневно направляются в ГИЦ для постановки на учет в АИПС «Автопоиск».

Информация о розыске транспортных средств органами внутренних дел (полиции) стран т.н. ближнего зарубежья поступает в ГИЦ МВД России через информационные центры МВД госу­дарств — участников СНГ в соответствии с Соглашением о взаимоотношениях Министерств внут­ренних дел в сфере обмена информацией, подписанным 3 августа 1992 г. в г. Чолпон-Ата (Респуб­лика Кыргызстан).

Постановка на централизованный учет транспортных средств, разыскиваемых органами проку­ратуры, ФСБ, ГТК и судами России, осуществляется по месту возбуждения соответствующих уго­ловных дел.

Основанием для снятия с учета оперативных сведений о розыске транспортного средства явля­ется его задержание или установление. Для снятия оперативных сведений с учета инициатор розы­ска, т. е. лицо, ведущее расследование или разрешившее материал, составляет идентификационную карту на кражу (угон) транспортного средства и в суточный срок направляет ее в региональный ИЦ, который снимает указанные сведения с учета в случае установления или задержания транс­портного средства либо отсутствия в течение 90 дней основных сведений по его розыску для по­становки на учет.

Основаниями для снятия с учета основных сведений о розыске транспортного средства являются:

- его установление или задержание;

- прекращение уголовного дела, возбужденного по факту кражи, угона, иным основаниям, когда
транспортное средство разыскивается в связи с причастностью к совершению преступления, но
не ранее 10 лет с момента постановки на учет;

- решение суда в соответствии с законодательством РФ;

- сообщение НЦБ Интерпола о прекращении розыска.

В случае задержания или обнаружения разыскиваемого транспортного средства информация об этом в течение суток обязательно доводится органом внутренних дел до инициатора розыска. Ре­гиональные ИЦ ежедневно направляют сведения о снятых с учета транспортных средствах в ГИЦ МВД России.

ГИЦ, в свою очередь, осуществляет тиражирование в ИЦ централизованной базы данных АИПС «Автопоиск» и обеспечивает ежедневную ее актуализацию по сетям передачи данных МВД России. Региональные ИЦ обязаны обеспечивать постоянное отслеживание всех изменений мест­ной базы данных на предмет ее соответствия изменениям федеральной базы данных АИПС «Авто­поиск» и при необходимости в установленном порядке направлять в ГИЦ МВД России корректи­рующую информацию.

Обмен информацией о розыске транспортных средств между ИЦ и региональными центрами АИПС «Розыск» подразделений ГИБДД (ГАИ) осуществляется ежесуточно. Периодически ими осуществляется совместная сверка баз данных, и в них вносятся необходимые коррективы.

Аналогично организуется обмен информацией о разыскиваемых транспортных средствах на фе­деральном уровне. При этом ГИЦ ежедневно направляет в АИПС «Розыск» сведения по актуализа­ции федеральной базы данных разыскиваемых транспортных средств, а Главное управление ГИБДД ежемесячно направляет в ГИЦ информацию оперативного учета АИПС «Розыск», не сов­падающую по реквизитам или виду учета с базой данных АИПС «Автопоиск», для проверки ука­занной информации и организации сверки баз данных регионального и федерального учетов. ГИЦ в установленном порядке направляет также информацию о разыскиваемых транспортных средствах в НЦБ Интерпола для объявления их в международный розыск.

Глава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации

Автоматизированные криминалистические и иные учеты - student2.ru В рамках АИПС «Автопоиск» осуществляется исполнение запросов органов внутренних дел, других правоохранительных органов России и государств — участников СНГ, а также запросов, поступающих из зарубежных стран по линии Интерпола.

Соответствующее обслуживание подразделений ГИБДД (ГАИ) осуществляется в рамках АИПС Розыск».

Исполнение запросов органов внутренних дел (полиции) государств — участников СНГ осуще­ствляется на основе упомянутого Соглашения о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (1992 г.).

Следователям правоохранительных органов важно усвоить, что информационные центры МВД, ГУВД, УВД, имеющие в своем распоряжении централизованную базу данных ГИЦ АИПС «Авто­поиск» и обеспечивающие ежедневную ее актуализацию, осуществляют проверку транспортных средств на местах без направления запросов в ГИЦ МВД России.

8. Централизованный учет похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. Данный учет имеет целью обеспечение розыска ука­занных предметов и содействие в раскрытии преступлений, связанных с их хищением. В ГИЦ МВД России он реализуется на базе АИПС «Антиквариат».

Объектами этого учета являются:

- исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов,
развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и
деятельности государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей
науки, литературы, искусства;

- предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

- картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

- оригинальные скульптурные произведения, в том числе рельефы, из любых материалов;

- оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

- художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

- гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

- произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из
стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

- изделия традиционных народных художественных промыслов;

- составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и
памятников монументального искусства;

- старинные книги, издания, представляющие особый исторический, художественный, научный и
литературный интерес;

- редкие рукописи и документальные памятники;

- архивы, в том числе фото-, кино-, видеоархивы;

- уникальные и редкие музыкальные инструменты;

- старинное огнестрельное и холодное оружие;

- почтовые марки, иные филателистические материалы;

- старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

- редкие коллекции и образцы флоры и фауны, представляющие интерес для минералогии, ана­
томии и палеонтологии;

- другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, науч­
ное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники ис­
тории и культуры.

Современные сувенирные изделия и предметы культурного назначения массового, серийного производства учету не подлежат.

Основаниями для постановки на централизованный учет в АИПС «Антиквариат» являются по­становления о возбуждении уголовного дела по факту хищения указанн

Наши рекомендации