Автоматизированные криминалистические и иные учеты
Большинство централизованных криминалистических и иных учетов, входящих в систему криминалистической (уголовной) регистрации, в настоящее время автоматизировано. Ниже рассматриваются назначение, возможности и порядок использования основных автоматизированных учетов, используемых в раскрытии, расследовании преступлений, установлении и розыске преступников и иных категорий лиц.
1. Централизованный криминалистический учет подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц и преступлений. Этот учет предназначен для информационного обеспечения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых как органами внутренних дел, так и другими правоохранительными органами. Данный учет формируется и ведется в ИЦ и ГИЦ на базе АИПС «АБД -— Республика, область» и АИПС «АБД — Центр», являющихся составными частями интегрированного банка данных (ИБД).
Объектами учета АИПС «АБД— Центр», функционирующей в ГИЦ МВД России, являются тяжкие и особо тяжкие преступления, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в их совершении, осужденные за совершение указанных категорий преступлений.
Учету в АИПС «АБД — Центр» подлежат: раскрытые и нераскрытые тяжкие и особо тяжкие преступления; лица, совершившие указанные преступления; организаторы, руководители и участники организованных групп и преступных сообществ; судимые за совершение преступлений серийной и межрегиональной направленности.
Объектами учета в АИПС «АБД— Республика, область», функционирующей в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, являются преступления, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в их совершении, осужденные за совершение преступлений. Обязательному учету на региональном уровне подлежат преступления и лица, учитываемые на федеральном уровне, и, кроме того, все нераскрытые преступления, а также объекты местных (региональных) видов учетов, которые способствуют раскрытию преступлений. Перечень объектов, подлежащих региональному учету, устанавливается
Глава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации
явотаетствующими приказами МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, а также ГУВДТ и Главного управ-еняя внутренних дел на режимных объектах МВД России.
Основаниями для постановки на учет в АИПС «АБД — Центр» и «АБД — Республика, область» и < ггректировки их данных в числе прочих являются постановления следователей о возбуждении уго--■:вного дела, его выделении в отдельное производство (по преступлениям), постановления о возбуж-jumiii, выделении, передаче, соединении уголовных дел, об избрании меры пресечения в отношении *: :юзреваемого, о привлечении в качестве обвиняемого, о заключении под стражу (по лицам).
В зависимости от возможностей и потребностей пользователей указанных АИПС запросы могут . держать полную совокупность необходимых поисковых признаков, частичную информацию об :съекте учета или задание по подбору аналитико-статистических сведений.
Запросы о поиске информации в АИПС «АБД— Республика, область» исполняются в течение трех газочих дней с момента получения запроса. Срочные запросы исполняются в течение двух часов.
В АИПС «АБД — Центр» запросы исполняются в течение трех, а поступившие почтой — пяти габочих дней без учета времени пересылки информации. Срочные запросы исполняются в течение четырех часов.
Запросы по телефону в обеих АИПС исполняются в течение сеанса связи.
Сроки хранения сведений об объектах учета различны и установлены с учетом их значения для геления задач раскрытия и расследования преступлений. В частности, информация о нераскрытых зпеступлениях всех категорий учета хранится в АИПС «АБД — Центр» и «АБД ■— Республика, об-"зсть» постоянно. Информация о раскрытых преступлениях всех категорий хранится соответственно 5 и 10 лет и сверх того еще в течение 10 лет после передачи на архивное хранение. Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям, и -: дсудимые, в отношении которых вынесены оправдательные приговоры суда, снимаются с учета в региональной АИПС немедленно после поступления подтверждающих документов, о чем в установ-"енные сроки информируется ГИЦ МВД России для снятия указанных лиц и с федерального учета.
2. Централизованный учет похищенных и изъятых документов и номерных вещей. Данный учет
гедется в целях обеспечения розыска похищенных и установления принадлежности изъятых доку-
veHTOB, вещей, имеющих индивидуальные инвентарные номера, и содействия в раскрытии престу
плений, связанных с их хищением.
На централизованный учет в ГИЦ МВД России ставятся похищенные и изъятые номерные вещи, в частности холодное, в том числе метательное и пневматическое, оружие; номерные документы, включая паспорта граждан РФ и бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности; номерные знаки и ценные бумаги в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при постановке на федеральный учет лиц, являющихся объектами учета АИПС «АБД — Центр».
Обязательными объектами рассматриваемого учета на региональном уровне являются вещи, учитываемые на федеральном уровне. Полный перечень категорий соответствующих документов и вещей, подлежащих учету в региональных ИЦ, определяется приказами МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, органов внутренних дел на режимных объектах.
Основаниями для постановки на учет похищенных, изъятых документов и номерных вещей на региональный и федеральный учет являются постановления о возбуждении соответствующих уголовных дел.
Для описания каждой номерной вещи и документа, ставящихся на региональный (местный) и федеральный учет, используется специальная информационная карта (ИПК - В).
Порядок обращения к данному централизованному учету и исполнения запросов аналогичен описанному выше применительно к АИПС «АБД — Центр» и «АБД — Республика, область».
Следователям важно знать, что номерные вещи (документы) ставятся на учет в ИЦ в 7-дневный срок с момента получения сведений о хищении, а снимаются с местного учета лишь по их письменным представлениям в региональный ИЦ в случаях: обнаружения или установления принадлежности номерной вещи или документа; прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления либо по истечении срока давности; истечения двух лет с момента изъятия документа или вещи, принадлежность которых не установлена; раскрытия преступления. Основанием для снятия находящихся в розыске вещей и документов с федерального учета является карта ИПК - В, которая направляется региональным ИЦ в ГИЦ МВД России в течение 15 дней после их снятия с местного учета.
3. Централизованный учет хищений ценностей из металлических хранилищ. Это учет реализу
ется на основе АИС «Сейф» и в основном предназначен для централизованного информационного
обеспечения раскрытия и расследования серийных хищений любых ценностей из металлических
хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков), прежде всего совершаемых при рецидиве преступлений и в
случае их межрегионального характера. Учет ведется совместными усилиями ГИЦ, ЭКЦ, Главным
Глава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации_________ • ^____
управлением уголовного розыска (ГУУР) МВД России и Следственным комитетом (СК) при МВД России. При этом ГИЦ обеспечивает информационную технологию сбора и первичного контроля данных, ведет картотеку информационных карт на лиц (ИК-2); ЭКЦ осуществляет анализ эксперт-но-криминалистических данных, ведет картотеку информационных карт на преступления (ИК-1) и исполняет запросы; ГУУР и СК организуют отработку материалов о серийных хищениях и преступниках, координируют усилия по раскрытию и расследованию указанных хищений органами внутренних дел страны. Работа органов внутренних дел осуществляется в соответствии со специальными методическими рекомендациями по применению АИС «Сейф» для борьбы с серийными преступлениями межрегионального характера.
Учет в АИС «Сейф» формируется из указанных информационных карт ИК-1 и ИК-2. Совместно с оперуполномоченными уголовного розыска и экспертами ЭКП эти карты в пределах своих полномочий заполняются также следователями. На учет ставятся хищения из металлических хранилищ за период с 1 января 1990 г., а по инициативе ГУУР МВД России, предложениям с мест — и зарегистрированные ранее этой даты. Постановке на учет при этом подлежат любые преступления, при совершении которых взламывались или вскрывались металлические хранилища, за исключением железных шкатулок, независимо от уголовно-правовой квалификации, стадии совершения преступления, принятого уголовно-процессуального решения (в том числе об отказе в возбуждении уголовного дела), размера причиненного материального ущерба, предмета посягательства, места (объекта) совершения хищения, местонахождения металлического хранилища. Следователям как руководителям осмотра мест происшествия необходимо учитывать, что к информационным картам на преступления (ИК-1) обязательно должны быть приложены обзорные, узловые и детальные фотоснимки повреждений на металлическом хранилище с пояснительным текстом. К картам прилагаются также фотоснимки мест проникновения преступников на объект, следов их пальцев рук, обуви, надписей и записок, перечень похищенных номерных вещей и документов, описание предметов и их отличительных признаков.
Информационные карты ИК-2 в зависимости от состояния раскрытия и расследования преступлений заполняются полностью или частично. В полном объеме они составляются на всех лиц, причастных к совершению хищений из металлических хранилищ, в том числе на подозреваемых и привлекаемых в качестве обвиняемых; ранее привлекавшихся к уголовной или иной ответственности и представляющих интерес в связи с раскрытием и расследованием данных преступлений; проходящих по оперативным данным и иной достоверной информации, правомерно добытой в процессе оперативно-розыскной деятельности. В случаях, когда причастные к преступлению лица неизвестны, ИК-2 заполняются в части установленных примет, кличек, других выявленных о них сведений. В свободной форме в карточке ИК-2 обязательно отражается, если она установлена, роль лица в совершении хищения (организатор, взломщик сейфа, водитель автомобиля и т.д.), а также указываются номера уголовных дел, даты их возбуждения, статьи УК РФ и правоохранительные органы, расследующие преступления.
Сотрудники региональных ИЦ по ежедневным сводкам происшествий контролируют своевременность постановки этих преступлений на учет, при поступлении карточек ИК-1 и ИК-2 проверяют качество их заполнения и представленных фотоснимков, самостоятельно или с участием экспертов ЭКП сопоставляют описание способа взлома в ИК-1 с прилагаемыми фототаблицами. При выявлении совпадения способа совершения разных преступлений и причастных к ним лиц информация об этом передается в ГУУР МВД России и в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, органы внутренних дел на режимных объектах, из которых поступили указанные карточки на преступление и на лицо.
4. Централизованный учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности. Данный учет предназначен для централизованного сбора, систематизации, анализа и проверки сведений об указанных категориях лиц в целях их розыска, установления местонахождения, отождествления личности.
Объектами этого учета являются граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (ЛБГ).
Учет без вести пропавших, неопознанных трупов, больных и детей, личность которых не уста< новлена, осуществляется на региональном (в ИЦ) и федеральном (в ГИЦ) уровнях путем ведения картотек и автоматизированного информационного банка данных на базе АИПС «Опознание».
Учету при этом подлежат лица, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными, в том числе:
- лица, утратившие связь с близкими родственниками, а также супруги, утратившие связь друг с
другом;
- несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и других учреждений,
а также бежавшие из центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей,
спецшкол и спецучилищ; . , . . .......... ; . :........ \ ......
психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие излома или медицинских учреждений.
Глава 7. Использованиеследователем данных криминалистической (уголовной) регистрации
3 АИПС «Опознание» учитываются также:
- лица, находящиеся в психоневрологических и других лечебных учреждениях, домах инвалидов
и престарелых, детских домах и интернатах, которые в силу состояния здоровья или возраста не
могут сообщить о себе никаких данных;
- неопознанные трупы — независимо от их состояния на момент обнаружения.
Основаниями для постановки на учет являются постановление о возбуждении уголовного дела,
■становление о заведении розыскного дела или дела по установлению личности. :
Картотеки и базы данных АЙПС «Опознание» формируются за счет заполненных бланков опо-ельных карт единого образца на все категории лиц, а также алфавитных карточек на пропав-
: без вести.
Опознавательные карты составляются сотрудником, в производстве которого находится соответст-г -сшее дело, с обязательным привлечением медика-криминалиста ЭКП (там, где он имеется в штате), этом на неопознанные трупы и лиц, по состоянию здоровья или возрасту не способных сообщить о своей личности, помимо опознавательных, составляются и дактилоскопические карты.
Для проверки по учету пропавших без вести, неопознанных трупов, лиц, не способных по солю здоровья или возрасту сообщить данные о себе, опознавательные карты заполняются так--г на разыскиваемых подозреваемых, обвиняемых, осужденных.
Поскольку обработка опознавательных карт в ГИЦ МВД России осуществляется в автоматизи-:: занном режиме, т. е. с использованием ЭВМ, наличие определенных реквизитов, оставляющих основу учета и поиска информации, в соответствии с требованиями Наставления 2000 г. является обязательным. Особенно тщательно с участием медиков-криминалистов необходимо отражать в познавательных картах характерные приметы, состояние зубов, словесный портрет, одежду, по-.•ельку от достоверности данных о них зависит эффективность работы по отождествлению личности. Кроме того, прилагаемые к опознавательной карте фотоснимки должны отвечать требованиям . гналетической, т. е. опознавательной, фотосъемки. В этой связи следует иметь в виду, что ИЦ и ГИЦ контролируют заполнение обязательных реквизитов, наличие и качество фотоснимков, качество заполненных карт и при несоблюдении определенных предписаний Наставления вправе воз-; гашать документы на доработку.
На бланках опознавательных карт оформляются и запросы о проверке пропавших без вести, не-: "эзнанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о себе. Только в случаях, когда это невозможно, например при обнаружении расчлененного или ске-гетированного трупа, запросы составляются в произвольной форме.
Следователям и другим инициаторам розыска полезно знать, что опознавательная карта, поступающая в ИЦ и ГИЦ для постановки на учет или в связи с запросом, сначала проверяется по пофамильной картотеке, а затем по учетам не познанных трупов и неизвестных больных с тем, чтобы выяснить, не находится ли соответствующее лицо в местах лишения свободы, в числе погибших j мерших) или больных. Если в ходе проверки будет установлено сходство данных неопознанного трупа, неизвестного больного или неизвестного ребенка с данными без вести пропавшего, инициатору розыска направляется соответствующая ориентировка для проведения мероприятий по идентификации и опознанию личности. При этом опознавательная карта остается в картотеке для использования з последующем поиске. Если же результаты поиска оказываются отрицательными, опознавательная карта помещается в картотеку без вести пропавших или в картотеку неопознанных трупов, неизвестных больных или детей. Дактилоскопическая карта на неопознанный труп возвращается инициатору розыска и хранится в деле по установлению личности неизвестного. Дактилоскопические карты на неизвестных больных и детей хранятся в оперативно-справочных учетах региональных ИЦ.
5. Централизованный учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск. Данный учет предназначен для информационного обеспечения мероприятий федерального розыска лиц, пропавших без вести и скрывающихся от правоохранительных органов РФ и зарубежных государств-участников СНГ1.
На этот учет берутся лица:
- обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от органов дознания, следствия и суда;
- совершившие побег из изоляторов временного содержания, из-под стражи (конвоя) милиции, из
исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений,
следственных изоляторов;
- уклоняющиеся от выплаты денежных сумм по искам граждан, предприятий и организаций;
- грсдолжники, неплательщики алиментов;
1 Объявление федерального розыска в России означает, что лицо объявлено также и в межгосударственный розыск странах СНГ
I лава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации_______________________________
- проживающие на территории РФ по видам на жительство иностранцы и лица без гражданства,
выбывшие со старого, но не зарегистрированные по новому месту жительства, —■ согласно
письменным обращениям родственников об их розыске;
- пропавшие без вести, в том числе утратившие связь с близкими родственниками, а также утра
тившие между собой связь супруги;
- иные категории лиц, определенные нормативными правовыми актами об организации и тактике
розыскной работы органов внутренних дел.
Основанием для постановки на учет лиц, объявляемых в федеральный розыск, являются соответствующие постановления сотрудников органов внутренних дел, федеральной службы безопасности или таможенных органов, которые осуществляли местный розыск. Отдельные категории разыскиваемых при необходимости объявляются в федеральный розыск и ставятся на централизованный учет в ГИЦ и региональный ИЦ по шифротелеграммам. Основанием для снятия разыскиваемого лица с учета является прекращение в отношении его розыскного дела.
Для постановки на учет инициатор розыска составляет и направляет в ГИЦ МВД России через территориальный или транспортный (в УВДТ) информационный центр указанное постановление об объявлении федерального розыска с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, серии и номера паспорта разыскиваемого лица1. При необходимости безотлагательного объявления федерального розыска сведения о лице срочно передаются в ИЦ и ГИЦ по каналам оперативной информационной связи с последующим направлением постановления в обычном порядке. Постановление о прекращении федерального розыска направляется в ГИЦ через соответствующий ИЦ после вынесения постановления о прекращении розыскного дела.
В ГИЦ МВД России федеральный учет разыскиваемых лиц осуществляется с помощью автома-тизиррванной информационной системы (АИС) «ФР-Оповещение».
На базе АИС «ФР-Оповещение» после обработки соответствующих постановлений формируются автоматизированные циркуляры об объявлении и прекращении федерального розыска, которые в централизованном порядке рассылаются в региональные ЙЦ.
В аналогичном порядке сведения о разыскиваемых лицах передаются в информационные подразделения правоохранительных органов государств-участников СНГ для осуществления межгосударственного розыска.
Информация о нахождении лица в федеральном розыске может быть получена путем обращения в установленном порядке к оперативно-справочным и розыскным учетам региональных ИЦ и картотекам адресных бюро, а также в АИС «ФР-Оповещение».
При этом письменные запросы исполняются в течение суток с момента их регистрации в ИЦ и в ГИЦ, а телефонные отрабатываются непосредственно при обращении.
Информация о находящихся в федеральном розыске лицах удаляется из базы данных АИС «ФР-Оповещение» по истечении 5 лет после прекращения розыска. Информация региональных розыскных и оперативно-справочных учетов периодически сверяется с базой данных указанной АИС в порядке, определяемом ГИЦ МВД России, а также корректируется при получении циркуляров об объявлении и прекращении федерального розыска.
6. Централизованный учет утраченного и выявленного огнестрельного оружия и другого вооружения. Целями данного учета являются обеспечение розыска утраченного, установления принадлежности выявленного вооружения и содействие в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.
В ГИЦ МВД России этот учет осуществляется путем формирования и ведения автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС) «Оружие».
Централизованному учету подлежит оружие с индивидуальным номером, присвоенным ему предприятием-изготовителем или при регистрации в подразделении разрешительной системы, утраченное в результате хищения или утери и выявленное, т. е. изъятое, найденное или добровольно сданное, вооружение следующих видов:
- боевое ручное стрелковое, служебное, гражданское (охотничье, спортивное) нарезное и гладко
ствольное огнестрельное оружие всех моделей;
- гранатометы; -.'.-■
огнеметы;
- ствольные и реактивные артиллерийские системы;
- газовое оружие;
боеприпасы и взрывные устройства, имеющие индивидуальные номера;
- специальные приспособления и др.
' ' Реквизиты постановлений об объявлении ипрекращении федеральною розыска ыполнхклея в сомвешвип Со специ
альными методическими рекомендациями. . .'■ . . '
Глава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации
При этом выявленное вооружение, принадлежность которого установлена, а также сдаваемое в этсзны внутренних дел организациями и отдельными гражданами, у которых оно находилось на за-•свяьгх основаниях, на учет не ставится.
Основанием для постановки на учет в ГИЦ и ИЦ является наличие официально зарегистрированного факта утраты или выявления нарезного огнестрельного оружия или других перечисленных тшк видов вооружения.
Дчя постановки утраченного и выявленного вооружения на учет, корректировки учетных дан-&л, снятия с учета и при направлении запросов в АИПС «Оружие» используется идентификаци--ная карта на оружие, составляемая в соответствии с предписаниями специальной инструкции по ге заполнению (приведена в приложении к Наставлению 2000 г.).
Учетные документы на утраченное или выявленное оружие составляются сотрудниками как ор--ьяов следствия и дознания, так и оперативных подразделений заинтересованных государственных военизированных организаций, перечень которых приведен в Наставлении, военными комендату-:ами и военными комиссариатами при получении заявления (сообщения) о хищении или утере воо-г-жения, а также в случае изъятия или приема найденного и сдаваемого вооружения. При этом сведения о регистрируемых указанными органами фактах утраты и изъятия вооружения направляются » территориальные ИЦ для его постановки на учет и соответствующие дежурные части МВД, "УВД, УВД УВДТ, а также МВД России — для отражения в ежесуточных оперативных сводках.
Следователям важно учитывать, что при наличии на выявленном вооружении следов спилива-=?л. зачистки или забивания номера, серии, года выпуска, а также в случаях, когда эти обозначения выражены неясно, указанное вооружение направляется в соответствующее региональное эксперт-- жриминалистическое подразделение органов внутренних дел для исследования и установления подлинныхобозначений.
В целях оперативности формирования, полноты и достоверности централизованного учета уточенного и выявленного вооружения учетная информация в порядке, определяемом ГИЦ МВД России, направляется по каналам оперативной связи либо на магнитных носителях. В аналогичном порядке исполняются запросы, поступающие в АИПС «Оружие».
Справка регионального ИЦ о постановке на учет выявленного или утраченного вооружения вместе со справкой эксперта о результатах проверки его по федеральной пулегильзотеке приобщается к соответствующему уголовному делу или другому материалу о выявлении либо утрате вооружения.
Для обеспечения контроля за состоянием его учета региональные ИЦ, имеющие получаемую из ГИЦ актуализированную (обновляемую) федеральную базу данных, постоянно сверяют свои данные с федеральной базой. При отсутствии в регионе развернутой федеральной базы данных ГИЦ высылает по запросу «региональную» информацию в соответствующий ИЦ для ее обязательной лериодической сверки.
7. Централизованный учет разыскиваемых транспортных средств. Данный учет предназначен зля сбора, систематизации, хранения, обработки и выдачи информации об имеющих номерную маркировку предприятия-изготовителя разыскиваемых транспортных средствах и транспортных средствах, принадлежность которых не установлена. Формирование и ведение этого учета осуществляются с использованием АИПС «Автопоиск» в единой системе централизованных учетов федерального и регионального уровней в интересах правоохранительных органов РФ и государств —-участников СНГ.
В базе данных АИПС «Автопоиск» концентрируется информация о транспортных средствах, разыскиваемых органами внутренних дел, органами прокуратуры, таможенными органами, органами безопасности, судами и налоговыми органами.
В рамках АИПС «Автопоиск» ГИЦ взаимодействует с оперативным учетом АИПС «Розыск» Главного управления ГИБДД МВД России, созданным в интересах подразделений ГИБДД (ГАИ). В АИПС «Розыск» помимо всех сведений о разыскиваемых транспортных средствах, содержащихся в АИПС «Автопоиск», концентрируется также информация, поставленная на оперативный учет подразделениями ГИБДД в порядке, регламентируемом специальными нормативными правовыми актами.
Учету в АИПС «Автопоиск» на федеральном уровне подлежат разыскиваемые легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы к грузовым автомобилям, тракторы и самоходные машины для дорожных, строительных работ как отечественного, так и иностранного производства, а на региональном уровне — также прицепы к легковым автомобилям и тракторам, мотоциклы, моторол-геры и мотоколяски.
Основанием для постановки на централизованный учет оперативных сведений (т.*е. тех, которые поступили до решения вопроса о возбуждении уголовного дела) является заявление или сообщение
Глава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации
о хищении, неправомерном завладении транспортным средством без цели хищения (угоне), а также о причастности к совершению преступления.
ИЦ на основании сообщений дежурных частей горрайорганов внутренних дел, оперативных сводок дежурных частей МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ обеспечивает постановку оперативных сведений на региональный и федеральный учеты.
Основанием для постановки на централизованный учет основных сведений (т.е. информации, которая имеется в материалах по факту возбуждения уголовного дела) является сообщение следователя (органа дознания) о розыске транспортного средства.
При возбуждении уголовного дела по факту кражи, угона транспортного средства или другим основаниям, когда оно разыскивается в связи с совершением преступления, следователь или дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело, составляет идентификационную карту на кражу (угон) транспортного средства, которая в суточный срок направляется в региональный ИЦ. Дубликат карты хранится в уголовном деле. Основанием для постановки на централизованный учет транспортного средства, похищенного за рубежом, является сообщение НЦБ Интерпола в России.
Обработанные и учтенные в региональном ИЦ идентификационные карты на кражу (угон) транспортных средств ежедневно направляются в ГИЦ для постановки на учет в АИПС «Автопоиск».
Информация о розыске транспортных средств органами внутренних дел (полиции) стран т.н. ближнего зарубежья поступает в ГИЦ МВД России через информационные центры МВД государств — участников СНГ в соответствии с Соглашением о взаимоотношениях Министерств внутренних дел в сфере обмена информацией, подписанным 3 августа 1992 г. в г. Чолпон-Ата (Республика Кыргызстан).
Постановка на централизованный учет транспортных средств, разыскиваемых органами прокуратуры, ФСБ, ГТК и судами России, осуществляется по месту возбуждения соответствующих уголовных дел.
Основанием для снятия с учета оперативных сведений о розыске транспортного средства является его задержание или установление. Для снятия оперативных сведений с учета инициатор розыска, т. е. лицо, ведущее расследование или разрешившее материал, составляет идентификационную карту на кражу (угон) транспортного средства и в суточный срок направляет ее в региональный ИЦ, который снимает указанные сведения с учета в случае установления или задержания транспортного средства либо отсутствия в течение 90 дней основных сведений по его розыску для постановки на учет.
Основаниями для снятия с учета основных сведений о розыске транспортного средства являются:
- его установление или задержание;
- прекращение уголовного дела, возбужденного по факту кражи, угона, иным основаниям, когда
транспортное средство разыскивается в связи с причастностью к совершению преступления, но
не ранее 10 лет с момента постановки на учет;
- решение суда в соответствии с законодательством РФ;
- сообщение НЦБ Интерпола о прекращении розыска.
В случае задержания или обнаружения разыскиваемого транспортного средства информация об этом в течение суток обязательно доводится органом внутренних дел до инициатора розыска. Региональные ИЦ ежедневно направляют сведения о снятых с учета транспортных средствах в ГИЦ МВД России.
ГИЦ, в свою очередь, осуществляет тиражирование в ИЦ централизованной базы данных АИПС «Автопоиск» и обеспечивает ежедневную ее актуализацию по сетям передачи данных МВД России. Региональные ИЦ обязаны обеспечивать постоянное отслеживание всех изменений местной базы данных на предмет ее соответствия изменениям федеральной базы данных АИПС «Автопоиск» и при необходимости в установленном порядке направлять в ГИЦ МВД России корректирующую информацию.
Обмен информацией о розыске транспортных средств между ИЦ и региональными центрами АИПС «Розыск» подразделений ГИБДД (ГАИ) осуществляется ежесуточно. Периодически ими осуществляется совместная сверка баз данных, и в них вносятся необходимые коррективы.
Аналогично организуется обмен информацией о разыскиваемых транспортных средствах на федеральном уровне. При этом ГИЦ ежедневно направляет в АИПС «Розыск» сведения по актуализации федеральной базы данных разыскиваемых транспортных средств, а Главное управление ГИБДД ежемесячно направляет в ГИЦ информацию оперативного учета АИПС «Розыск», не совпадающую по реквизитам или виду учета с базой данных АИПС «Автопоиск», для проверки указанной информации и организации сверки баз данных регионального и федерального учетов. ГИЦ в установленном порядке направляет также информацию о разыскиваемых транспортных средствах в НЦБ Интерпола для объявления их в международный розыск.
Глава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации
В рамках АИПС «Автопоиск» осуществляется исполнение запросов органов внутренних дел, других правоохранительных органов России и государств — участников СНГ, а также запросов, поступающих из зарубежных стран по линии Интерпола.
Соответствующее обслуживание подразделений ГИБДД (ГАИ) осуществляется в рамках АИПС Розыск».
Исполнение запросов органов внутренних дел (полиции) государств — участников СНГ осуществляется на основе упомянутого Соглашения о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (1992 г.).
Следователям правоохранительных органов важно усвоить, что информационные центры МВД, ГУВД, УВД, имеющие в своем распоряжении централизованную базу данных ГИЦ АИПС «Автопоиск» и обеспечивающие ежедневную ее актуализацию, осуществляют проверку транспортных средств на местах без направления запросов в ГИЦ МВД России.
8. Централизованный учет похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. Данный учет имеет целью обеспечение розыска указанных предметов и содействие в раскрытии преступлений, связанных с их хищением. В ГИЦ МВД России он реализуется на базе АИПС «Антиквариат».
Объектами этого учета являются:
- исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов,
развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и
деятельности государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей
науки, литературы, искусства;
- предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
- картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
- оригинальные скульптурные произведения, в том числе рельефы, из любых материалов;
- оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
- художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
- гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
- произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из
стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
- изделия традиционных народных художественных промыслов;
- составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и
памятников монументального искусства;
- старинные книги, издания, представляющие особый исторический, художественный, научный и
литературный интерес;
- редкие рукописи и документальные памятники;
- архивы, в том числе фото-, кино-, видеоархивы;
- уникальные и редкие музыкальные инструменты;
- старинное огнестрельное и холодное оружие;
- почтовые марки, иные филателистические материалы;
- старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
- редкие коллекции и образцы флоры и фауны, представляющие интерес для минералогии, ана
томии и палеонтологии;
- другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, науч
ное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники ис
тории и культуры.
Современные сувенирные изделия и предметы культурного назначения массового, серийного производства учету не подлежат.
Основаниями для постановки на централизованный учет в АИПС «Антиквариат» являются постановления о возбуждении уголовного дела по факту хищения указанн