Дежурная следственно-оперативная группа
Одним из документов, регламентирующих взаимодействие в расследовании и раскрытии преступлений до возбуждения уголовного дела, является Приказ МВД России № 334, в котором среди прочего говорится и о дежурной (при дежурной части) следственно-оперативной группе. Ее задача— обеспечить немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам». Она формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога и иных лиц. Количество групп, график их работы и отдыха определяет начальник органа внутренних дел, исходя из штатной численности и оперативной обстановки, сучетом требований действующих нормативных правовых актов.
Работа группы начинается с момента получения информации о преступлении. При поступлении сообщения о преступлении дежурный по органу внутренних дел незамедлительно организует выезд на место происшествия следственно-оперативной группы, в том числе участкового инспектора, обеспечив их средствами связи, криминалистической техникой и транспортом для доставки к месту происшествия и обратно. Он же в дальнейшем поддерживает связь со следственно-оперативной группой для получения постоянной информации об оперативной обстановке с целью принятия дополнительных мер, а также организует инициативно и по запросам руководителей следственно-оперативной группы получение необходимых сведений из имеющихся банков данных и обеспечивает их своевременное предоставление группе.
: Непосредственную деятельность группы можно разделить на два этапа: по прибытии на место происшествия и при возвращении. Состав группы может меняться в зависимости от обстоятельств дела, но два ее участника —■ оперативный сотрудник и следователь — присутствуют всегда. Поэтому мы рассмотрим действия именно этих лиц, а также функции специалиста, так как на этом этапе специальные познания, как правило, необходимы, а вопросы, связанные с ними, встречаются достаточно часто.
По прибытиина место происшествия:
Следователь:
Осуществляет руководство следственно-оперативной группой, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов, направленную на установление очевидцев, пострадавших и лиц, совершивших преступление, обнаружение, фиксацию и изъятие следов преступления, формирование доказательственной базы. При этом не уполномоченные на то законом должностные лица не вправе вмешиваться в действия следователя на месте происшествия. Например, допуск к месту происшествия лиц, официально не участвующих в его осмотре, производится только с его разрешения.
Через дежурного по органу внутренних дел привлекает к участию в осмотре специалистов различного профиля — сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел и других ведомств, а также иных лиц для оказания помощи при осмотре больших по площади территорий. В случае необходимости истребует дополнительные технические средства.
Совместно с членами следственно-оперативной группы изучает первоначальные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства. На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления. При этом именно следо^ ватель несет персональную ответственность за качество, полноту и результативность осмотра, применение криминалистических средств и методов, сбор, упаковку и сохранность изъятых следов и иных вещественных доказательств.
Дает поручения и указания оперативным сотрудникам и работникам других служб о производстве розыскных и поисковых мероприятий.
По результатам осмотра места происшествия принимает решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а при отсутствии достаточных данных, указывающих на при-
1 См.- Григорьева НИсключение из разбирательствадела недопустимых доказательств // Российская юстиция. 1995 № 11
Ы
Глав» 3. Основные положения предварительного расследования
знаки преступления, через начальника органа внутренних дел направляет материал в орган дознания для дополнительной проверки.
Оперуполномоченный: ■ .
Осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступление, установлению очевидцев, мест хранения и сбыта похищенного, для проведения которых взаимодействует с сотрудниками других служб органов и подразделений внутренних дел и иных ведомств.
По поручению следователя производит следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
Сообщает в дежурную часть сведения о характере преступления, приметах подозреваемых, похищенного, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников.
О результатах проделанной работы информирует следователя (в письменной форме) и своего непосредственного начальника.
Специалист-криминалист:
Оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных и контрольных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний. Содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной криминалистической информации, а также данных о применении криминалистических средств и методов.
По согласованию с руководством СОГ определяет наиболее целесообразные приемы применения криминалистической техники и использует их в работе на месте происшествия.
По указанию следователя осуществляет предварительное исследование следов и иных вещественных доказательств на месте происшествия для получения розыскной информации о лицах, совершивших преступление, и других фактах, подлежащих установлению.
С учетом результатов осмотра участвует в разработке рабочих версий совершенного преступления.
При возвращении с места происшествиячлены следственно-оперативной группы незамедлительно докладывают руководству органа внутренних дел и сообщают в дежурную часть о принятых мерах по раскрытию преступления. Изучают собранные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства и на основании полученной информации разрабатывают версий и составляют согласованный план расследования.
Следователь незамедлительно производит осмотр изъятых следов и иных вещественных доказательств, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, назначает криминалистические и другие экспертизы, обеспечивая при этом своевременное направление на исследование изъятых следов и других объектов и их последующее хранение. Дает поручение о принятии мер к установлению личности погибших и доставленных в медицинские учреждения, а также об уведомлении о случившемся родственников пострадавших.
Оперуполномоченный проверяет по оперативно-справочным и криминалистическим учетам данные, полученные в ходе первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; осуществляет постановку на учет похищенных номерных вещей; в установленный срок заводит оперативно-поисковое дело по соответствующей категории преступлений, разрабатывает по нему план оперативно-розыскных мероприятий.
Специалист-криминалист в течение дежурных суток оформляет справкой результаты предварительного исследования, доводит их до сведения следователя, оперативного работника и фиксирует в журнале учета выездов на место происшествия; в срок до 5 суток представляет следователю фототаблицы к протоколу осмотра места происшествия и по его требованию видеоматериалы.
3. Следственная группа (бригада)
По сложным уголовным делам или делам большого объема производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе (бригаде), состоящей из двух и более следователей. Производство следствия по делу несколькими следователями регулируется ст. 163 УПК РФ. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает прокурор по ходатайству начальника следственного отдела, а по уголовным делам, расследуемым следователями прокуратуры, — по собственной инициативе. Об этом выносится отдельное постановление Или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
В постановлении прокурора должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому.
1 лава 3. Основные положения предварительного расследования
Виды бригад
По количеству следователей бригады подразделяются на:
а) «супербригады» (насчитывающие подчас более 100 следователей). Часто формируются для
расследования по очень объемным и сложным уголовным делам с большим количеством эпизодов
и виновных;
б) бригады большой численности (включающие несколько десятков следователей). Формиру
ются для расследования крупных и сложных дел, но при несколько меньшем числе направлений
преступной деятельности;
в) бригады средней численности (имеющие порядка 10—20 следователей). Формируются обычно
для расследования дел о тяжких преступлениях против жизни и здоровья граждан; о многоэпизод-
ных имущественных преступлениях; о преступных нарушениях правил безопасности, повлекших
крупные катастрофы и т.п.;
г) бригады малого состава (обычно из 2-5 человек). Формируются обычно для расследования
дел с небольшим количеством эпизодов или даже с одним, но требующим выполнения значитель
ного объема сложной работы.
По ведомственному признаку различают однородные бригады (из следователей одного правоохранительного ведомства) и смешанные (из следователей нескольких ведомств).
При необходимости привлечения большого числа следователей для кратковременного выполнения значительного объема работы по расследованию преступлений на практике встречается случаи временного включения следователей в состав бригады. Это может быть вызвано необходимостью проведения трудоемких, охватывающих огромную площадь осмотров мест происшествий, допросов многочисленных пострадавших, очевидцев и других свидетелей (например, в случаях крупных катастроф); для одновременного проведения значительного количества обысков (например, по делам о хищениях) и т.п.
Структура бригад
1. Структура «супербригад» И бригад большой численности включает обычно следующие эле
менты: ...-.-.■■■ .
а) применительно к направлениям расследуемой деятельности в бригаде создаются группы, воз
главляемые их руководителями;
б) применительно к эпизодам на каждом из направлений преступной деятельности группы де
лятся на подгруппы (иногда тот или иной эпизод либо совокупность нескольких эпизодов закреп
ляется за одним из следователей, подчиненным руководителю группы либо бригады);
.. в) в необходимых случаях создаются функциональные группы, осуществляющие определенные
виды деятельности, в частности штабную работу (штаб бригады), осмотры и предварительные исследования вещественных доказательств,-подготовку и назначение экспертиз, обеспечение информацией о результатах экспертиз членов бригады;
г) в группах «супербригад» иногда создаются функциональные подгруппы, но чаще для этого выделяются отдельные следователи, например следователи-координаторы по взаимодействию с органами дознания.
2. Для многих бригад среднего численного состава характерна следующая структура: а) бригада
разделяется на несколько групп, каждой из которых поручается расследование определенных эпи
зодов преступной деятельности; б) практикуется также поручение отдельным следователям рассле
дования одного или нескольких эпизодов с подчинением их прямо руководителю бригады; в) при
необходимости выделяются следователи для выполнения тех или иных специальных функций, в
частностиштабной работы.
3. В бригадах малого численного состава к разделению на группы, как правило, не прибегают,
закрепляя за следователями один или несколько эпизодов преступления либо поручая работу с оп
ределенными обвиняемыми'.
Проблема «супербригад» стоит несколько особняком. Отношение к ним двойственное. Никто не отрицает их законности, но одни считают их вершиной группового метода расследования, некой панацеей от всех бед, а другие предупреждают об опасности злоупотребления этой формой организации расследования. Действительно, групповой метод расследования хорош, когда он помогает объединить силы всех служб и ведомств для борьбы с преступностью, а не тогда, когда на этой почве создаются целые структуры, в значительной степени подменяющие традиционные системы расследований. Вряд ли целесообразно систематически практиковать включение в состав следственных групп вспомогательных работников и даже создание целых штабов, призванных обеспечивать деятельность бригады. Так, С. Бажанов в одной из своих работ совершенно справедливо замечал, что из-за суперукрупнения
'См.-Справочник следователя.'Выпуск 2. М.,1990. - С. 19-20.
.64
Глава 3. Основные положения предварительногорасследования
«традиционная процессуально-правовая проблематика группового расследования «размывается», а реальные следственно-оперативные группы, доходящие иногда по численности до 200-300 сотрудников, по существу, перерастают в межрегиональные трудно управляемые горрайорганы внутренних дел»1. Такова реальность, которая, с одной стороны, свидетельствует о нарастающей необходимости повышения эффективности расследования, а с другой— идеализирует возможности группового метода расследования преступлений в конкретной следственной ситуации.
Время образования следственной группы
Следственная группа может быть сформирована на любом этапе расследования. Основным моментом здесь является выявление факта повышенной сложности и трудоемкости расследуемого дела. Такая практика сложилась еще в 60-е годы. Так, А.А. Горницкий: приводит пример удачной работы следственной группы, сформированной на первоначальном этапе, когда дело только поступило в прокуратуру по подследственности, и на более позднем этапе расследования. В первом случае (по делу о хищениях в Бродецком откормосовхозе Казатинского района Винницкой области) после возбуждения дела в марте 1964 г. сразу стал очевиден особо крупный размер хищения. Поэтому группа следователей во главе с прокурором следственного отдела областной прокуратуры была создана сразу же после возбуждения дела. В группу вошли старший следователь прокуратуры и участковый следователь. К ней были прикреплены оперативные работники милиции. Трудность дела состояла в необходимости выполнения большого количества процессуальных, в том числе и следственных, действий (допросов, очных ставок, ревизий, несколько экспертиз и др.).
В другом случае обстоятельства, требующие создания следственной бригады, выявились только в середине расследования. Первоначально при расследовании следователем прокуратуры Львовской области хищений в управлении легкой промышленности не было установлено никаких обстоятельств, указывающих на особую трудность дела. В дальнейшем было установлено, что преступной деятельностью занимались работники ряда фабрик и цехов, это резко меняло ситуацию. Была создана следственная бригада. По мере раскрытия хищений и увеличения числа обвиняемых она пополнялась новыми следователями. Позднее из дела были выделены в отдельные производства уголовные дела по чулочной фабрике и другим предприятиям. Следствие по ним вели следователи, которые раньше раскрывали преступления, совершавшиеся на этих фабриках. В ходе расследования этих «новых» преступлений тоже создавались группы.
Несмотря на результативность бригадного расследования, нельзя делать из него панацею от всех бед. Это всего лишь одна из форм расследования, которая имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Поэтому не стоит спешить с созданием следственной группы, если из материалов дела не видно, что оно является особенно сложным и следственно-оперативная группа с ним не справится. .
Организация работы бригады
Организация работы бригады в первую очередь зависит от ее предназначения. Свою роль играет и сформированная структура, которая предполагает четкое разграничение обязанностей. Несмотря на индивидуальные особенности каждой бригады, есть некие общие принципы организации ее деятельности, которые опираются на принципы уголовно-процессуального законодательства и приемы, отработанные практикой.
Согласно УПК РФ старшие групп (руководители бригад) назначаются решением прокурора, о чем делается запись в отдельном постановлении о создании бригады или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. При принятии решения, если речь не идет о следственной группе, создаваемой для расследования дела прокурорской подследственности, прокурор может учитывать ходатайство начальника следственного отдела. Обычно ими назначаются наиболее опытные следственные работники.
Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, органи
зует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвини
тельное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рас
смотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу,
совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом про
курору (ст. 163 УПК РФ). .
Руководитель следственной группы принимает решения о:
1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном УПК РФ;
2) прекращении уголовного дела полностью или частично;
3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
1 Еажанов С. Историческая преемственность следственных групп (бригад) // Законность. 1998. № 5. — С. 42.
1 См.: Горницкип А.А. Некоторые вопросы расследования преступлений группой следователей// Криминалистика и.су-
лсбкая экспертиза. — Киев. 1966..Вып. З.-^С. 9-10. " ..-..-■••
3-2565 65
Глава 3. Основные положения предварительного расследования
4) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
5) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства
соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением
случаев, когда подозреваемый или обвиняемый не находится под стражей (в последнем случае
только суд правомочен принять соответствующее решение);
6) возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
7) возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве
следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ.
При этом руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ.
Приступая к расследованию уголовного дела, все члены группы должны тщательно изучить уже собранные материалы, а затем совместно разработать план расследования. В процессе расследования руководитель периодически созывает участников группы. На этих совещаниях руководитель доводит до участников группы новую информацию, заслушивает отчет каждого следователя о проделанной работе, заостряя внимание на неучтенных или вызвавших затруднение моментах. По итогам совещания координируются старые и составляются новые планы расследования.
Однако расследование дел группой следователей практически всегда характеризуется тем, что, с одной стороны, руководитель группы не в состоянии во всех случаях давать детальные указания членам группы и непосредственно принимать участие в проведении всех следственных действий, а, с другой стороны, каждый из участников группы имеет определенные ограничения в осведомленности по поводу фактов и обстоятельств, расследуемых другими следователями. Поэтому в любой следственной группе принципиальным становится правильное распределение обязанностей между следователями группы. Л.М. Карнеева и В.И. Ключанский в одной из своих работ отмечали: «Если в состав бригады включены, кроме руководителя — опытного следователя, начинающие следователи или стажеры, целесообразно поручить каждому следователю самостоятельные эпизоды или версии...»1. Вообще практика показывает, что целесообразно вести расследование по эпизодам, обвиняемым либо по объектам преступной деятельности. Это позволяет каждому из следователей проявлять самостоятельность, реально обладать процессуальной самостоятельностью, полностью отвечая за результаты своей работы.
Руководитель группы выполняет не только общую руководящую и координирующую функции. Он должен подробно знать все детали по делу, быть осведомленным о занятии каждого следователя (не нарушая их самостоятельности), принимать участие в основных следственных действиях и т.п. Именно на него законодатель возложил обязанность составления обвинительного заключения. В некоторых случаях определенную пользу приносит практика составления каждым следователем черновика той части обвинительного заключения, где руководитель планирует изложить обстоятельства, которые были выяснены в ходе следствия именно этим следователем. Разногласия между руководителем и членами группы разрешает наблюдающий прокурор.
§5. Процессуальные сроки предварительного следствия и дознания
Процессуальные сроки имеют важное значение для обеспечения режима законности как при выполнении отдельных следственных действий и принятии процессуальных решений, так и при производстве расследования в целом. Процессуальное значение сроков заключается в том, что они, с одной стороны, ограничивают время проведения процессуальных действий, способствуя тем самым устойчиг вости правового статуса отдельных участников уголовного судопроизводства в пределах определенного времени. С другой стороны, процессуальные сроки позволяют оптимизировать сам процесс расследования, предупреждая медлительность, волокиту, предопределяют темпы выполнения следователем процессуальных действий, обеспечивая тем самым максимально быстрое раскрытие преступлений.
Особенности исчисления процессуальных сроков оказывают прямое влияние на определение следователем методики и выбор тактики расследования преступлений.
Процессуальные сроки следует обозначать, исходя из уголовно-процессуального законодательства. Помимо исчисления сроков в часах, сутках и месяцах (ч. 1 ст. 128 УПК РФ), процессуальный закон предусматривает исчисление сроков терминами: «немедленно», «с момента», «до момента» и т.п. Так, допрос обвиняемого должен состояться немедленно после предъявления ему обвинения с соблюдением п. 9 ч. 4 ст. 47 и ч. 3 ст. 50 УПК РФ (ч. 1 ст. 173 УПК РФ). Немедленное выполнение этого следственного действия означает безотлагательное проведение допроса обвиняемого сразу после предъявления ему обвинения.
' Карнеева Л М., Южчанский В.И Организация работы слсдова1еля М., 1961 С 117 66
Глава 3. Основные положения предварительного расследования
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 166 УПК РФ в протоколе следственного действия указываются время его питала и окончания с точностью до минуты. Такое требование имеет важное значение для исчисле-иш процессуальных сроков в часах и сутках. Так, согласно п. 15 ст. 5 УПК РФ моментом фактиче-сжого задержания считается момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления. Моментом фактического задержания определяется и предельный срок — 48 часов его нахождения под стражей (ч. 2 ст. 94 УПК РФ), не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого должен быть уведомлен кто-то из его близких родственников (ч. 1 ст. 96 УПК РФ). Законодатель в ч. 2 ст. 46 УПК РФ независимо от складывающейся следственной ситуации предписывает, что подозреваемый по делу должен быть допрошен в срок не позднее 24 часов с момента его фактического задержания.
Исходя из анализа положений ч. 4 ст. 108 УПК РФ, гласящей, что постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению судьей не позднее 8 часов с момента поступления материалов в суд, следователь обязан заблаго-зременно до начала исчисления этих сроков представить дело надзирающему прокурору, а в тех случаях, когда по делу собраны достаточные доказательства для предъявления обвинения, в еще более ранние сроки, с соблюдением права на защиту, предъявить обвинение и допросить обвиняемого.
Эти императивные предписания закона относительно процессуальных сроков не означают, что следователь стеснен в выборе тактики расследования. Напротив, приемы и методы проведения отдельных следственных действий, планирование предварительного следствия в целом отныне требуют максимальной оперативности, экономичности во времени, учета ограниченности во времени совершения отдельных следственных и иных процессуальных действий, а для этого необходимо наиболее полное информационное обеспечение следствия данными о личностях подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, наиболее значимых потенциальных свидетелей, владение изменяющейся следственной ситуацией, в ряде случаях тесное оперативное сопровождение всего хода расследования и постоянное взаимодействие с оперативными подразделениями. Существенной новацией >головно-процессуального законодательства является то, что такое распространенное следственное действие, как допрос, не может длиться непрерывно более 4 часов, в целом длительность допроса после перерыва, в течение дня не может превышать 8 часов (ст. 187 УПК РФ). В два раза уменьшается количество времени, в течение которого может продолжаться допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого (ст. 425 УПК РФ). Исходя из процессуальной аналогии, Такого же времени следует придерживаться и при выполнении других следственных действий.
Названные требования закона диктуют следователю необходимость при проведении расследования вести в ряде случаев учет времени в часах, с тем чтобы не ставить полученные доказательства под угрозу признания их недопустимыми.
При исчислении сроков задержания, заключения под стражу, домашнего ареста, нахождения в медицинском психиатрическом стационаре в них включается и нерабочее время (ч. 1 ст. 128 УПК РФ), что крайне важно при планировании расследования. С учетом того, что время нахождения обвиняемого под стражей включает в себя и время нахождения дела у прокурора для решения вопроса о направлении его на рассмотрение суда, то исходя из требований ч. 1 ст. 221 УПК РФ следователь обязан спланировать расследование таким образом, чтобы требования ст. 216-219 УПК РФ были выполнены заблаговременно с соблюдением права на защиту и уголовное дело с обвинительным заключением поступило к надзирающему прокурору не позднее 5 суток до окончания срока содержания под стражей. Дела, по которым обвиняемые содержатся под стражей, направляемые в суд прокурорами субъектов Федерации, должны завершаться расследованием с еще большим запасом времени.
Особое внимание следует уделять неукоснительному соблюдению требований ч. 5 ст. 109 УПК РФ о предъявлении материалов оконченного расследованием уголовного дела обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей. Предельные сроки содержания под стражей установлены ч. 2 и 3 ст. 109 УПК РФ: в отношении обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести (несовершеннолетних обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести) на срок до 6 месяцев; в отношении обвиняемых в совершении тяжких преступлений на срок до 12 месяцев; в отношении обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений на срок до 18 месяцев. Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику менее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению.
Требования ч. 3 и 4 ст. 50 УПК РФ относительно обеспечения подозреваемого, обвиняемого правом пользоваться защитником требуют от следователя такой организации работы по расследованию преступлений, чтобы приглашенный защитник уведомлялся о планируемых следственных
т* 67
Глава 3. Основные положения предварительного расследования
действиях заблаговременно, с тем чтобы не допускать нарушений права на защиту и тем самым не обесценивать полученных в ходе следственных действий доказательств.
Важное значение для обеспечения режима законности имеет соблюдение установленных в ст. 162 УПК РФ сроков предварительного следствия. Установление возможности продления сроков предварительного следствия до 6 месяцев прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями (ч. 4 ст. 162 УПК РФ) не должно означать попустительства необоснованному затягиванию сроков проведения предварительного следствия, требует от начальников следственных подразделений постоянного процессуального контроля за ходом расследования находящихся в производстве уголовных дел, повышения организации и эффективности прокурорского надзора.
В ч. 6 ст. 162 УПК РФ по-новому, по сравнению с ранее действовавшим уголовно-процессуальным законодательством, решается вопрос об исчислении сроков предварительного следствия в случаях возвращения прокурором уголовного дела для производства дополнительного расследования, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела. Срок дополнительного следствия, установленный прокурором, не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю, т.е. следователь обязан принять к своему производству и приступить к расследованию в день поступления к нему уголовного дела. Ранее дела этой категории нередко неделями, а то и месяцами лежали у следователей без движения. По ныне действующему уголовно-процессуальному законодательству срок предварительного следствия начинает исчисляться со дня поступления дела к следователю.
Вопрос о соблюдении установленных процессуальных сроков следствия всегда был одним из самых больных. Нарушение сроков следствия нередко объясняется длительностью проведения судебных экспертиз, что действительно представляет собой проблему, Но вместе с тем встречаются случаи, когда судебные экспертизы назначаются несвоевременно, с большим опозданием либо материалы для производства экспертных исследований направляются следователем по истечений длительного времени после вынесения постановлений о назначении экспертиз. Иногда по делам назначаются экспертизы, проведение которых не вызывается необходимостью, что диктуется перестраховкой или слишком расширительным пониманием права на защиту.
Освещая важную проблему процессуальных сроков, нельзя не коснуться Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2? декабря 2002 г. № 300-0 (РГ от 15 января 2003 г.) по деду о проверке конституционности отдельных положений ст. 116, 211, 218, 219 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации и жалобами ряда.граждан. Правовая позиция Конституционного Суда РФ имеет значение и в условиях действия нового УПК РФ. Признана неконституционной практика многократного возобновления прекращенного уголовного дела, в том числе и по причинам неполноты проведенного расследования, ввиду недопустимо длительного нахождения подозреваемого в состоянии неопределенности. Возобновление производства по ранее прекращенному делу в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 214 УПК РФ возможно только ввиду новых обстоятельств и по вновь открывшимся обстоятельствам в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности. По этой причине нельзя признать допустимой" правоприменительную практику не только многократного прекращения уголовных дел, но и многократного приостановления предварительного следствия с тем расчетом, что следствие будет возобновлено, когда это будет удобно следователю, и надзирающий прокурор в соответствии с ч. 6 ст. 162 УПК РФ установит срок предварительного следствия еще на один месяц. Такой порочной практике иногда попустительствуют и надзирающие прокуроры, прикрывая медлительность и недостатки в расследовании, ведомственном процессуальном контроле и в организации прокурорского надзора. Не в малой степени негативное влияние оказывают и существующие показатели оценки работы следователей, когда уголовное дело, по которому продлевались сроки расследования, априори и без учета конкретных обстоятельств может быть отнесено к делу, расследованному «с нарушением» процессуальных сроков.
Существующие формы статистической отчетности показателей работы органов предварительного расследования; оценка раскрываемости преступлений, качества и полноты предварительного следствия, а также прокурорского надзора не соответствуют требованиям о назначении уголовного судопроизводства в современных условиях и часто провоцируют на нарушения уголовно-процессуального закона.
Соблюдение процессуальных сроков проведения следственных действий, принятия процессуальных решений предопределяет эффективность расследования уголовных дел, отвечает задачам, целям и назначению уголовного судопроизводства.
§6. Участие защитника на предварительном следствии
Исходя из основных принципов уголовного судопроизводства право на защиту имеет'каждый подозреваемый и обвиняемый (ст. 16 УПК РФ). Право на защиту-осуществляется в- двух формах:
68, ,; -?{:
Глава 3, Основные положения предварительного расследования
лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. В случаях, предусмотренных УПК РФ, обеспечивается обязательное участие защитника и (или) законного представителя. В пре-л\смотренных законом случаях подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью за-литника бесплатно.
Таким образом, помимо помощи защитника, подозреваемый и обвиняемый могут осуществлять
право