Бригадный метод расследования и его сочетание с работой следственно-оперативной группы
Одним из ключевых принципов российского уголовного судопроизводства является правило единоличного ведения предварительного следствия и персональной ответственности следователя за свои решения. Однако это не означает, что следователь должен вести всю работу по доказыванию и выяснению обстоятельств дела в одиночестве. В уголовном процессе существуют и иные фигуры, которые тем или иным образом взаимодействуя со следователем и друг с другом, участвуют в решении задач стороны обвинения. Но традиционных рамок такого взаимодействия становится недостаточно. В последнее время постоянно возрастает число сложных, объемных, многоэпизодных уголовных дел, требующих новых подходов к организации расследования. Одним из таких направ* лений является разработка новых форм группового взаимодействия.
1. Организационные формы группового расследования
Изучая приказы МВД России и иных министерств, юридическую литературу и уголовно-процессуальное законодательство, часто сталкиваешься с тем, что фактически одно и то же организационное формирование имеет совершенно разные наименования, а одним и тем же термином именуются группы, имеющие не только разные функции, но и принципиально разную юридическую основу организации. Такая чехарда затрудняет не только разработку основных положений теории организации и управления группового расследования, но и само восприятие того или иного формирования, не говоря уже о возможности руководства им.
Согласно приказам МВД России в настоящее время основной организационной формой взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступле-
Глава 3. Основные положения предварительного расследования
ний является следственно-оперативная группа (СОГ). Следственно-оперативные группы подразделяются на следующие виды (Приказ № 334 в редакции приказов МВД России от 13.02.1997 г. № 90, от 18.01.1999 №30):
Дежурная (при дежурной части) — обеспечивает немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам», она формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога.
Целевая (временная) — для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу.
Специализированная (постоянно действующая) — для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе тех, по которым лица, их совершившие, не установлены. На уровне МВД и главков разных уровней она создается также для оказания методической и практической помощи подчиненным органам.
Совместная следственно-оперативная группа (бригада) — для расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции (в ред. Приказа МВД России от 13.02.1997 г. №90).
В Уголовно-процессуальном кодексе РФ присутствует только термин «следственная группа». Исходя из смысла ст. 163 УПК РФ, регламентирующей производство предварительного следствия следственной группой, таковой можно считать группу, создаваемую для производства предварительного следствия по сложному или объемному уголовному делу, в которую входят два или более следователей. То есть речь здесь идет именно о бригадном методе расследования. При этом прямо указывается, что к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Следственная группа является временным процессуальным формированием, создаваемым решением прокурора, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела; ее деятельность строится на нормах уголовно-процессуального законодательства, а основные положения регламентируются им же (ст. 163 УПК РФ).
Процессуального понятия следственно-оперативной группы не существует. Однако процессуальные основы использования этого термина есть. Производство расследования— процессуальное действие. Формы привлечения к нему лиц и сами фигуры (специалисты, эксперты, оперативные сотрудники и т.д.) также процессуально закреплены. Поэтому любое основанное на законодательстве организационное образование, возглавляемое следователем и созданное для производства расследования в целом или отдельных его этапов (включая отдельные следственные действия) можно считать оперативно-следственной группой. При этом группа не будет иметь статуса процессуального формирования, так как не создается процессуальным решением (например, постановлением), но внутри группы будет существовать процессуальное руководство и процессуальное подчинение, проистекающее из процессуальных прав и ответственности задействованных в ней фигур. Она может создаваться для проведения как расследования по делу, так и отдельных следственных действий.
Таким образом, все многообразие групп, создание которых регламентируется различными внутриведомственными нормативными правовыми документами, можно свести к двум формированиям — следственные группы (бригады) и оперативно-следственные группы. При организации расследования внутри бригад вполне могут складываться следственно-оперативные группы, но это не может привнести путаницу или внести элемент дезорганизации, так как процессуально это разные формы, их организация и особенности взаимодействия внутри их четко разграничены. Организация группы и взаимодействие ее участников проистекают именно из ее процессуальной природы. Все умение ведения группового расследования строится как раз на понимании этого и способности выбрать оптимальную для данного случая форму или их сочетание.
2. Следственно-оперативная группа А \
Следственно-оперативной группой можно считать временное формирование, не имеющее процессуального статуса и созданное для раскрытия и расследования уголовных преступлений. «Это не бригада следователей, в которой оперативные работники наделены правами следователей (что было бы незаконно), а организационная форма сотрудничества следователя и оперативных работников, основанная на четком разграничении обязанностей и ответственности»1.
1 Броун А.П., Быков В. М. Организация расследования преступлений в районах Сибири и Дальнего Восюкас ишенишным экономическим развитием: Учеб. пособие. — Омск, 1980. - С. 47
Глава 3. Основные положения предварительного расследования
Ее основное предназначение— рационально использовать процессуальные возможности всех субъектов уголовного процесса для максимизации результативности проводимого расследования или отдельного следственного действия. Она может организовываться для проведения как расследования уголовного дела, так и отдельных следственных действий. Главным отличием от следственной бригады (группы) является присутствие только одного следователя.
Состав групп может быть самым разным и изменяется с введением в уголовный процесс новых фигур, а также в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Так, после введения в уголовный процесс фигуры специалиста он стал достойным участником следственно-оперативной группы: Его роль постоянно возрастает, причина этого кроется в необходимости использования для нужд раскрытия и расследования новых достижений науки и техники.
Однако не следует забывать, что, включая в группу специалистов разного рода и иных лиц, основным все-таки является присутствие представителя органа дознания, наделенного в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а также должностного лица, уполномоченного уголовно-процессуальным законодательством осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. При этом ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
Следственно-оперативная группа порасследованию уголовного дела
Решение о создании следственно-оперативной группы по расследованию конкретного уголов
ного дела принимается руководителями аппаратов следствия и оперативных подразделений и
оформляются приказом начальника соответствующего органа внутренних дел (Приказ № 334). Ру
ководителем группы назначается следователь, принявший дело к производству. Если в группу
включаются несколько оперативных работников, один из них назначается старшим. Изменения в
составе группы могут быть произведены лишь начальником, издавшим приказ о ее создании, по со
гласованию с руководителем следственно-оперативной группы. Решение о расформировании след
ственно-оперативной группы по предложению ее руководителя принимает начальник, ее создав
ший, или вышестоящий руководитель. . •
Отношения между участниками следственно-оперативных групп строятся на основании их процессуальных прав и полномочий. Так, за следователем естественно сохраняется руководящая роль. При этом, согласно УПК РФ, при проведении предварительного следствия по уголовному делу следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (ст. 38 УПК РФ). Получается, что непосредственно оперативному сотруднику указание следователя передается только через начальника органа дознания, но никак не напрямую. Это подтверждает и тот факт, что для него (оперативного сотрудника) обязательны для выполнения только указания прокурора и начальника органа дознания (ст. 41 УПК РФ).
Однако согласно Приказу № 334, руководитель любой следственно-оперативной группы (каковым в данном случае считается следователь), помимо личного участия в производстве следственных действий, определяет направление расследования и его планирование, распределяет работу между участниками группы и координирует их действия, осуществляет организационное обеспечение и контроль исполнения, знакомится с относящимися к делу оперативными материалами и лично отвечает за надлежащее их использование и легализацию процессуальным путем.
Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по делу, своевременно знакомит с ней следователя, принимая меры, исключающие разглашение источников и способы ее получения.
Для обеспечения результативности работы по реализации оперативных материалов следователь вправе знакомить с материалами уголовного дела оперативного работника, который несет ответственность за их разглашение.
1 Карнеева Л. Организационные начала расследования преступлений группой следователей U |
При этом необходимо не забывать о том, что оперативный работник может производить следственное действие только на основании поручения следователя (ст. 38, 41 УПК РФ). Л.М. Карнеева еще в 1965 г. совершенно точно указывала, что «в деле должен находиться документ, объясняющий участие работников милиции в расследовании. Таким документом является письменное поручение следователя, копию которого следует приобщить к делу»1.
Глав» 3. Основные положения предварительного расследования
В судебной практике доказательства, полученные без соблюдения этого условия, рассматриваются как полученные с нарушением закона и не могут быть положены в основу обвинения. Достаточно часто судами исключались из разбирательства дела как недопустимые доказательства протоколы следственных действий, проведенных лицами, не имеющими на это права, в частности оперативными работниками, без соответствующего поручения следователя и (или) не включенными в состав следственной бригады'. К сказанному надо добавить, что при исключении из разбирательства дела протоколов следственных действий, связанных с изъятием вещественных доказательств, соответственно исключаются и доказательства их исследования, например заключения экспертов.