Понятие римского права. Периодизация римского государства и римского права
Понятие римского права. Периодизация римского государства и римского права
Римское право — правовая система, возникшая в Древнем Риме и развивавшаяся вплоть до падения Византийской империи, а также отрасль правовой науки, занимающаяся её изучением.
Римское право явилось образцом или прообразом правовых систем многих других государств, является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи.
Периодизация римского права (ius romanum) - это выделе-
Ние в развитии права этапов, имеющих соответствующие
Признаки и временной промежуток.
Самой распространенной периодизацией является деление
эволюции частного римского права на следующие периоды:
Период древнего, или квиритского гражданского права
(ius civile ОиШит) - 754 г. до н. э. - 367 г. до н. э. В этот пе-
Риод основным источником права выступают Законы XII таб-
Лиц, закрепившие основные институты правовой системы
Рима;
Предклассический период - 367 г. до н. э.- 27 г. до
Н.э. Издаются законы, развивается наследственное пра-
Во, создаются такие способы создания правовых норм,
Как формулы претора. Изменяется форма судебного про-
цесса (с легисакционного на формулярный);
Классический период - 27 г. до н.э. - 284 г. н.э. Появля-
ются сенатусконсульты, конституции принцелса и ответы юри-
стов. Появляется экстраординарный процесс;
Постклассический - 284 г. н. э. - 565 г. н. э. В конце пе-
риода возникает кодекс Юстиниана (Corpus iuris (Mis)
Исторические системы римского права. Ius publicum и ius privatum. Ius civile, ius gentium, ius naturale.
Основными системами римского частного права являются:
Цивильное право - это исконное национальное
Древнеримское право (именуемое также квиритским правом),
Распространяющее свое действие исключительно на римских
граждан: ≪Собственное право римских граждан≫
Право народов (ius gentium) распространяло свое действие на
все римское население (включая так называемых перегринов).
Ius gentium регулировало имущественные отношения, возникав-
Шие и между перегринами, и между римскими гражданами, и
Между теми и другими, таким образом представляя собой разно-
Видность римского гражданского права
Естественное право (ius naturale) -≪... это такое право, в ко-
Тором природа наставила все живые существа. Ибо оно не яв-
Ляется свойственным лишь роду человеческому, но совместно
Присуще всем живым существам, обитающим как на суше, так
и в море, а также и птицам≫. Таким образом, ius naturale при-
Равнивается по природе своей к некоему инстинкту, подсказы-
вающему челсжеку правилы^ правопорядок.
Публичное право обращено на состояние римского го-
Сударства в целом, частное же относится к имущественным вы-
годам отдельных лиц. - Публичное право (ius publicum) выражает и защищает
Интересы государства. Регулирует отношения между го-
Сударством и частными лицами. Нормы публичного пра-
Ва являются обязательными и отдельными лицами изме-
Нены быть не могут.
- Частное право (ius privatum) выражает и защищает инте-
Ресы отдельных частных лиц. Нормы частного права мо-
Гут быть изменены соглашением между частными лица-
Ми.
Источники права в период Республики: обычай, закон, плебисцит, сенатусконсульт. Акты
Магистратов: формирование преторского права.
Обычное право -неписаное право, включавшее обычаи
Предков, практику жрецов и магистратов. В ранние периоды яв-
Лялось повторением религиозных норм, многие нормы вошли
в дальнейшем в законы и другие источники писаного права;
1.Законы (leges) представляли собой решения народных со-
Браний и являлись общеобязательными правовыми установле-
Ниями. Законы разрабатывались народными собраниями, со-
Зываемыми магистратами, а затем одобрялись и окончательно
Принимались сенатором.
Любой римский закон состоял из: (1) вступления (praescriptio),
Которое содержало имена организаторов закона и предсе-
Дателя комиции, дату и место проведения голосования, (2) со-
держания (rogatio) и (3J санкции (sanctio), под которые
Подпадали нарушители закона.
Закон предлагался магистратом, принимался народным собрани-
Ветственность за уничтожение и повреждение чужих ве-
Щей и др.
2. Плебесцит {piebisdta) - это постановления плебеев, принимав-
Шиеся ими на собраниях для себя. Они были приравнены к зако-
Римского сената, основной формой законодательных актов бы-
Лам).
Первоначально эдикт - это устное объявление двух видов:
(1) постоянный эдикт издавался новым магистратом о том ка-
Ду решения конкретных дел.
Изменными.
Вом.
Торское право.
С установлением принципата законодательная деятельность народных собраний замирает. Теперь законодательными органами становятся император и сенат. Император этого периода вносит в сенат свои законопроекты, которые, чтобы получить силу, должны быть утверждены сенатом, т. е. стать сенатусконсультами. По мере укрепления императорской власти утверждения сената сделались пустой формальностью. Что касается преторского эдикта, то он продолжает и в этом периоде публиковаться каждым новым претором, хотя правовое творчество преторской власти делается постепенно все менее и менее решительным и интенсивным; Поэтому оставалось только сделать последний шаг, то есть пересмотреть эдикт и закрепить его навсегда. Этот шаг и был сделан императором Адрианом Он поручил известному юристу того времени, Сальвию Юлиану, пересмотреть edictum perpetuum и установить его окончательную редакцию. Когда это было сделано, эдикт по предложению императора был утвержден сенатом и вследствие этого сделался неизменяемым и юридически обязательным для преторов. Императорские конституции - это единоличные распоряже-
С III в. н. э..
Императорские конституции издавались в 4 формах:
(1) edicta - общие распоряжения, (2) mandata - поручения,
Кодексами.
Точников римского права.
Юристы действовали по следующим направлениям:
1) cavere - составление формул различных частноправовых
актов (завещаний, актов продажи и т. п.);
2) адеге - консультации и советы относительно предъявле-
Вил, афоризмов и поговорок.
Существовали два направления римской юриспруденции:
- школа Прокульянцев, ее возглавлял Лабеон, а затем его
ученик Прокул;
- школа сабиньянцев, во главе которой стоял Капитон,
А затем его ученик Сабин.
Codex Gregorianus , объединивший конституции от Адриана (I1 в.н.э.) до конца III в.н.э. и Codex Hennogenianus , дополнивший первый сборник последующими конституциями, До Константина (начало IV в.н.э.).
В первой половине V в.н.э. была осуществлена первая официальная кодификация: император Феодосии II издал Codex Theodosianus (Феодосиев кодекс), в котором были собраны и систематизированы императорские конституции, начиная с Константина. Кодекс делился на 16 книг, книги — на титулы, внутри которых отдельные конституции расположены в хронологическом порядке. Конституции, появившиеся после издания кодекса, получили название Феодосиевых Новелл.
Внеоборотными вещами - res extra commercium - считались такие вещи, которые или по своим естественным свойствам или в силу своего особого назначения не могли быть предметами частных правоотношений группу внеоборотных вещей составляли публичные вещи (res publicae). Основным и единственным хозяином публичных вещей считался римский народ. Имущества общин-городов (civitates) на практике также назывались res publicae. Таким образом, res publicae, во-первых, служили по воле государства или общин удовлетворению их потребностей как носителей власти. Во-вторых, res publicae служили источником государственных доходов и покрывали фискальные нужды - in patrimonio populi vel fisci - в имуществе народа или фиска. Сюда входили общественные здания и укрепления, служившие целям управления и защиты.
Следующую категорию публичных вещей составляли вещи, назначенные для общего пользования всех граждан государства или общины и служившие для удовлетворения общественных потребностей и целей – res universitatis. Сюда относились, прежде всего, публичные дороги и реки. еки делились римлянами на flumina publica и privata, в зависимости от того, пересыхали ли они на известное время года или нет. К публичным относились непересыхающие реки, т.е. реки, на которых было возможно постоянное судоходство.
В случаях, когда реки пересыхали или покидали свое русло, последнее переходило в собственность прибрежных владельцев. Помимо публичных рек и дорог, римские источники относили в группу вещей общего пользования театры, стадионы, бани и пр. - quae in usu publico sunt.
Пользование этими вещами предоставлялось всем гражданам. Наконец, вне оборота были res divini iuris вещи божеского права, которые не были способны быть предметом чьего-либо гражданского права. Сюда относились вещи, посвященные богам (res sacrae) - храмы, богослужебные предметы (Гай. 2.9); места погребения членов рода, семьи, отдельного человека и даже раба - res religiosae (Гай. 2.4). Наконец, публичное право считало res sanctae городские стены и ворота каждой общины. Они принадлежали городу, но в оборот могли поступить только после срытия (Гай. 2.8). В праве Юстиниана было допущено отчуждение священных вещей - res sacrae - для выкупа пленных или уплаты церковных долгов.:
Публичные сервитуты Вещные сервитугы (servitus mum или servitus praediorum) от-
носились к земле и поэтому назывались земельными. Эти вещ-
ные права предоставлялись лицу, являющемуся собственником
другого участка, на использование чужой земли.
1) Сельские земельные сервитуты (servitutes praediorum rusticorum)
устанавливались для использования ≪служебного≫
сельского имущества, на которое и дан сервитут в пользу и для
улучшения ≪господствующего≫ имущества. Сельские сервиту-
ты одни из самых ранних в римском праве. Все они делились
на следующие категории:
- дорожные сервитуты - состояли в праве проходить /
проезжать через участок;
- водные сервитуты - состояли в праве пользоваться во-
дой с участка или проводить воду через этот участок
с целью орошения (aquaeductus);
- прочие - стали получать признание постепенно. Это
права на добычу песка, глины на чужом участке, право
выпаса скота и др.
2) Городские земельные сервитугы (servitutes praediorum urbanorum)
устанавливались для использования ≪служебного≫
городского участка, в пользу и для улучшения ≪господствую-
щего≫ имущества:
- права на стены (опоры) (iura parietum) заключались
в том, что собственник господствующего участка наде-
лялся правом возвести строение на своем участке, опи-
раюсь на стену соседского дома;
- права на пространство сформировались из ≪права на
стены≫ (часто не выделяется в отдельную категорию)
- права на стоки (iura stiUicktorium) состояли в праве соб-
ственника господствующего участка обеспечивать сток во-
ды с собственного участка через служебный участок;
- права на окна (вид) (iura luminum) ограничивали соб-
ственника служебного участка в строительстве зданий,
которые портят вид или ухудшают освещенность дома на
господствующем участке.
Существовали также и ≪обратные≫ городские земельные
сервитуты, с противоположным действием - например, право
закрывать вид.
.10 Обязательственное публичное право. Государственные контракты «продажи под копьем»: отдельные виды государственных контрактов.
Вения обязательства
Римское обязательственное право являлось частью имущест-
венного права. Вплоть до постклассического периода оно не
имело собственного определения, разбирались отдельные
обязательства, но не отрасль права в целом.
Обязательство - это правоотношение, в силу которого опре-
деленый субъект (должник) должен исполнить определенные
действия имущественного характера (≪dare, facere, praestare
≫ - ≪дать, сделать, предоставить≫) в пользу другого субъек-
та (кредитора). Кредитор в свою очередь имеет право требо-
вать от должника такого исполнения, в противном случае
к должнику будут применены определенные санкции.
Основания возникновения обязательств:
1) договорные обязательства возникали из договора (кон-
тракта), т. е. законодательно признанного и одобренного со-
глашения между сторонами, заключенного по доброй воле {born
fidae);
2) деликтные обязательства возникали вследствие деликта
(правонарушения), т. е. незаконного акта, повлекшего за со-
бой возникновение обязательства.
С течением времени было замечено, что существуют и за-
щищаются как обязательства, соглашения и деликты по осно-
ваниям, которые не были ранее юридически закреплены. Воз-
никли еще две категории:
3) как бы договорные обязательства {quasi ex contmctu - из
квази-договоров) возникали в случае заключения контракта,
который не существовал ранее и не подпадал по содержанию
ни под один известный договор. В этом случае применяли до-
говор, который был наиболее похожим на закюченный и обяза-
тельство считалось как бы договорным.
4) как бы деликтные обязательства {quasi exdelicto - из ква-
зи-деликтов) были аналогичны как бы договорным обязатель-
ствам и возникали вследствие не предусмотренных и не под-
падавших ни под один вид деликтов (правонарушений).
Термин obligatio - ≪обязательство≫, объединяющий указан-
ные категории, появляется в источниках только в конце
III в. н. э.__
Виды обязательств
Обязательства делились на следующие категории:
- Обязательства из договоров и деликтов (квазидоговоров
и квазиделиктов);
- Обязательства цивильные, преторские, натуральные (в за-
висимости от права, которое их регулировало);
- Обязательства делимые и неделимые. Делимыми счита-
лись обязательства, в которых предмет может быть разделен
без ущерба для его ценности. При неделимом обязательстве,
в случае смерти должника (кредитора), кредиторы (должники)
признавались солидарными и требование могло имипредъя-
вляться любому из наследников в полном объеме;
- Обязательства альтернативные и факультативные. Альтер-
нативными назывались обязательства, в которых должник мог
выбирать, какое из действий ему следует совершить. Факуль-
тативным было обязательство согласно которому позволялось
в уплату предоставить другой предмет вместо того, по поводу
которого была осуществлена сделка;
- Обязательства разовые и постоянные. Разовыми были
обязательства, в которых исполнение по сделке выполнялось
один раз. Постоянными - обязательства, по которым должник
обязывался к постоянному исполнению оговоренных действий
Постклассическая эпоха.
Особенности экстраординарного процесса:
- единство процесса: отмена разделения процедуры на
этдпы in kire и in iudicja,
- официальный характер: все процессуальные действия
производились административными органами;
- возможность производить суд без присутствия одной из
сторон;
- процесс стал закрытым;
- допускалась подача аппеляции вышестоящим чиновни-
кам или даже императору;
- установлены определенные пошлины по процессу.
Основные признаки гражданского процесса Древнего Рима:
1) истец и ответчик обязательно должны были принимать участие в судебном процессе лично. В ходе развития судебных процедур в процесс стали допускаться представители из числа юристов;
2) обеспечение явки ответчика возлагалось на истца, так как представители власти не могли принудительно воздействовать на ответчика. Истец обладал правом задержать ответчика и силой доставить его в суд;
3) процесс состоял из стадий:
– jus (производство in jure) – проводилась перед консулом, затем перед претором, сначала только городским, потом – претором перегринов; эта стадия проводилась также курульными эдилами. На этой стадии проходила подготовка к вынесению решения. Если на этой стадии ответчик признавал претензии истца или если магистрат находил требования истца необоснованными, то дальнейшее производство прекращалось и судья выносил окончательное решение;
– judicium (производство in judicio) – основная стадия гражданского процесса. На этой стадии осуществлялась проверка всех обстоятельств дела и выносилось судебное решение;
4) строгий формализм гражданского процесса на первоначальных стадиях его развития (формулярный процесс). В дальнейшем происходило упрощение судебной процедуры;
5) однажды поданный иск не мог быть повторен тем же истцом к тому же ответчику.
Суд рекуператоров действовал при перегринском преторе и представлял собой коллегию 3-5 судей, которыми мог быть любой римлянин, где решались дела, требующие скорейшего решения, главным образом с участием перегринов или иностранцев в качестве одной из сторон. Этот суд был наиболее прост и даже отчасти демократичен. Наиболее важным судебным институтом стал суд центумвиров. Его составляли 105 судей, избранных от 35 римских триб и, по-видимому, принадлежавших к высшим сословиям – сенаторскому и всадническому. Начало деятельности судов относится к 240-м гг. до н. э. (однако есть упоминания и о создании их также Сервием Туллием). Круг полномочий этих судов был обширен – в них разбирались дела «о давности, об опеках, о родстве родовом и кровном, о намывных берегах и островах, об обязательствах, о сделках, о стенах, о пользовании светом, о капели, о действительных и недействительных завещаниях и множестве других, тому подобных вопросах»*, практически все вопросы гражданского права, кроме споров о статусе лиц. Центумвиры действовали в 4 трибуналах, каждый со своей более суженной компетенцией; решения принимали коллегиально, и потому они были окончательными. Заседал суд на форуме, в особо отведенном месте.
В древнейший период назначения наказаний за действия, расцениваемые как преступные, было в руках высших магистратов и верховных жрецов.
Инициатива уголовного обвинения исходила или от магистрата, или от любого полноправного римского гражданина. Обвинитель указывал преступление и обвиняемого, назначал день, когда предполагал публично доказать свое обвинение. Магистрат повторял вызов для публичного сведения не менее 4-х раз. Если обвиняемый отсутствовал на суде или бежал из города, то он без слушания и доказательств обвинялся и объявлялся изгоем (запрещалось «предоставлять ему огонь и воду», т. е. давать убежище и кормить). До конца VI в. до н. э. и обвинение, и защита велись только непосредственными участниками процесса; могли быть помощники, в частности у обвиняемого, т.н. похвальщики, которые свидетельствовали репутацию и достоинства обвиняемого без отношения к конкретному обвинению. Приговор объявляли устно. В случае вынесения магистратами смертных приговоров, с конца VI в. до н. э. гражданин имел право апеллировать к народному собранию. Незначительные преступления, за которые полагалось наказание в виде конфискации не более половины имущества, разбирались в трибутных комициях.
Определенного перечня преступлений и полагающихся за них наказаний в праве не существовало. Магистрат и суд сами решали, нарушает или нет «интересы римского народа» или «священные устои» содеянное обвиняемым. Преступлением считалось только то, что было совершено умышленно, с особой злостностью. Никакие действия, даже убийство, совершенные по неосторожности, тем более случайно, не наказывались. Только неосторожные нарушения священных церемоний и обрядов влекли порицание и могли повлечь наказание в виде умаления чести.
Наиболее злостным из преступлений против священных устоев издревле считалось отцеубийство (к которому позднее приравняли другие убийства родственников мужского пола). За это преступление полагалась смертная казнь, которую осуществляли символическим способом: бросали в воду в мешке, куда вместе с преступником засовывали петуха, змею, собаку и обезьяну. Однако до II в. до н. э. случаев применения осуждения за отцеубийство не было.
можно выделить не менее 12 общих групп преступных действий в римском уголовном праве.
1) Преступления против всего сообщества (versus rei publicae
2) Преступления против религии христианской эпохи
3) Убийство и приравненные к нему преступления. далеко не всякое убийство рассматривалось как уголовно наказуемое, но только в тех ситуациях, где усматривалось посягательство не на личность, а на ее специфический статус как римского гражданина, носителя части полномочий римского народа. Во-вторых, особой квалификации подлежали связанные с убийством действия, которые свидетельствовали о подготовке, обдуманности и злостном характере посягательства на правила публичного правопорядка. Из числа вполне наказуемых убийств исключались: убийство раба, ребенка, убийство в случае необходимости, на войне, совершенное вне римской территории, убийство перебежчика, приговоренного к смерти, убийство нарушителя святости брака отцом потерпевшего.
4) Злоупотребление властью в отношении граждан.
5) Подделка и вранье с правовыми последствиями
6) Половые преступления.
7) Вымогательство
8) Преступления против собственности; имущественные посягательства одних римских граждан против других считались главнейшим из частных деликтов и не влекли уголовных наказаний. В позднейшую эпоху особо квалифицированные виды кражи, содержавшие момент общественной опасности (ночная, крупная по размеру украденного, кража в банях, скота, кража с оружием в руках, кража из сумок и сундуков), стали объектом уголовного преследования
9) Покушение на неприкосновенность личности.
10) Повреждение имущества. Преступным было любое посягательство любого лица, даже ребенка, на целость общественных зданий, строений, храмов, гробниц и т.п.
11) Предвыборная коррупция. Это преступление (и сходные с ним) подразумевало посягательство не столько на собственно публичный порядок, сколько на морально-нравственные нормы общежития. Субъектом мог быть только римский гражданин, официально допущенный к ведению предвыборной агитации в свою пользу и лично уличенный в преступлении (подкуп избирателей). Действия аналогичного смысла от его имени не рассматривались как это преступление.
12) Преступления против хозяйственного порядка. (взвинчивание цен, отказ в продаже товара какому-либо лицу не по причине цены и т.п.) и корыстное использование торговой свободы
Виды наказаний
1) Смертная казнь (poena capitis). Этот вид наказаний назначался либо ввиду особой общественной опасности, особой дерзости преступлений, либо при посягательстве на священные устои римского общества. Обычным способом смертной казни эпохи классического Рима было обезглавливание топором; для военных или в военных условиях — мечом. Специальными видами смертной казни (по квалифицированным, обычно со специальным субъектом, преступлениям)
2) Принудительные работы. К этому виду наказания могли приговариваться как неримские граждане, так и римские, но для последних было предварительное условие в виде лишения прав гражданства, и поэтому они как бы карались рабскими, недостойными занятиями. Основных видов принудительных работ было два: приговаривание к работе на рудниках (за преступления против римского народа, за военные преступления), которые считались по тяжести следующим наказанием после смертной казни, и приговаривание к использованию в школе гладиаторов (инструктором, бойцом, «куклой» для тренировок);
3) Лишение гражданского статуса. За очень многие виды преступлений, за должностные преступления, нарушения нравственных устоев общества т.п. законы предполагали лишение гражданина его статуса
4) Заключение в тюрьму. Заключение в тюрьму как вид наказания допускался только в отношении рабов — за маловажные преступления, за ослушание господ, за отказ от свидетельских показаний и т.п. Тюрьмы в основном были или храмовые, или используемые не в точном своем назначении подземные помещения при цирках, школах гладиаторов, других общественных учреждениях
5) Телесные наказания. Болезненные телесные наказания были редким видом — и главным образом как побочное, или дополнительное, наказание. Как основное телесные наказания применялись только за кражи детей. Вообще телесное наказание (порка) считалось позорным наказанием и применялось главным образом в отношении рабов: их били специальным бичом, который не только был более болезненным, но и позорящим орудием.
6) Штрафы. За мелкие преступления, в основном почти неразделимые с частными деликтами, могли накладываться и имущественные взыскания — штрафы. Штраф мог быть выражен в материальной форме (скотом) и в денежной.
13 .ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОСПОСОБНОСТИ
Правоспособность (caput) – способность иметь права, быть субъектом права, а следовательно, получать законную защиту со стороны всех институтов римского государства.
Правоспособный субъект – persona.
Элементы правоспособности:
– статус свободы (status libertatis) – все население делилось на свободных и рабов;
– статус гражданства (status civitatis) – население делилось на римских граждан и неграждан;
– статус главы семьи, фамилии (status familiae) – делились на никому не подвластных («отцов семейства») и подвластных. Правоспособность возникала:
– естественным путем – рождением – необходимо, чтобы выход ребенка был из утробы матери; чтобы младенец вышел живым (независимо от состояния, продолжительности жизни и того, как он себя проявит, – движением, криком); чтобы младенец был доношен; наличие «образа человеческого»;
– искусственным путем, например при освобождении раба римским гражданином он становился вольноотпущенником и приобретал правоспособность.
Статус свободы и статус главы семьи могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски – средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства – принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и гарантировалась публично-правовым порядком. Не подлежал оспариванию объем гражданских прав лица в зависимости от возрастной, половой и со-|словной характеристики субъекта.
Не обладали полной правоспособностью:
– женщины (в том числе римские гражданки), невзирая на положение в семье, никогда не могли претендовать на таковое;
– несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами).
Степени утраты правоспособности:
– capitis deminutio maxima – полная потеря правоспособности, связанная с утратой статуса гражданства;
– capitis deminutio media – промежуточное ограничение правоспособности (если гражданин оставлял Рим и переезжал в провинцию);
– capitis deminutio minima – изменение в семейном статусе (не только уменьшение, но и расширение правоспособности).
Ограничение правоспособности – умаление гражданской чести:
– intestabilitas – применялась к лицу, которое было свидетелем или весовщиком при совершении гражданской сделки, а затем отказывалось подтвердить факт такой сделки или ее содержание. Позже поражала лиц, виновных в составлении или распространении пасквилей. Заключалась в лишении права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок. С исчезновением формальных сделок утратила свое значение;
– infamia (бесчестье) – влекла за собой лишение права быть представителем в суде, опекуном, избранным на общественные должности. Магистраты не допускали к осуществлению публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Цензор мог вычеркнуть такое лицо из списка сенаторов или из всаднических центурий. Консул мог не допустить к выборам в магистрат, а претор – к выступлению в сенате;
– turpitudo (позор) – влекла ограничение в правоспособности в связи с занятием некоторыми профессиями, например профессия актера.
14.В современном праве различают правоспособность и деес-
пособность (т. е. способность совершать действия с соответ-
ствующими юридическими последствиями). Только свободные
римляне могли быть полностью правоспособны и дееспо-
собны.
Дееспособность зависела от нескольких факторов:
, 1) возраст;
- полностью недееспособные - малолетние дети до 7 лет;
- частично дееспособные - мальчики 7-14 лет, девочки
7-12 лет. Могли совершать только сделки улучшающие
их имущественное состояние, все остальные только с со-
гласия опекуна;
- полностью дееспособные. По просьбе дееспособных до
25 лет им мог назначаться куратор (попечитель).
2) физические и психические недостатки. Душевнобольным
назначался попечитель;
3) расточительство. Расточителю также назначался попечи-
тель, после чего он мог самостоятельно совершать только та-
кие сделки, которые направлены лишь на приобретение иму-
щества. Правовое положение расточителя скорее схоже
с опекой над несовершеннолетним, нежели с опекой над ума-
лишенным;
4) Дееспособность женщин. Женщины старше 12 лет считались
совершеннолетними и могли выдаваться замуж. Однако, даже
с достижением этого возраста женщины оставались под опекой
сначала отца, а затем мужа или ближайшего родственника муж-
ского пола Это связано с тем, что женщина считалась природно
≪легкомьюленой≫. Положение было улучшено в классический пе-
риод когда было признано, что взрослая женщина способна само-
стоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом, но все
же не вправе принимать на себя в той или иной форме ответ-
ственность по чужим долгам.
Опека и попечительство - это правовой институт, служащий
для восполнения отсутствующей или ограниченной дееспособ-
ности лица путем действий других лиц, назначаемых или выби-
раемых - опекунов или попечителей.
Опека (tutela) осуществлялась над несовершеннолетними,
расточителями, женщинами.
1. Опека над несовершеннолетними.
Отец мог указать будущего опекуна в своем завещании. Та-
кая опека называется завещательной. Если опекун не был наз-
начен заранее, то выбирался ближайший родственник по боко-
вой линии, то есть тот, кто унаследовал бы имущество в случае
смерти подопечного.
Опекун получал право курировать не только сделки подопеч-
ного, управлять его имуществом. Если подопечный был мало-
летним до 7 лет то опекун совершал сделки по управлению
имуществом от своего имени, и по окончании опеки передавал
подопечному все плоды полученные от таких сделок. Если же
подопечный был старше 7 лет, то сделки совершались им са-
мим, но с одобрения опекуна.
2. Опека над женщинами.
Женщины, даже достигшие совершеннолетия, оставались
под опекой, которая осуществлялась над ними по тем же пра-
вилам как и над несовершеннолетними.
Попечительство (сига) осуществлялось над минорами
(т. е. лица не достигшие 25 лет), лицами с психическими
отклонениями (безумными), расточителями.
Попечительство сводилось исключительно к защите и помощи
подопечному только в имущественной сфере. Однако в отличие
от опекуна попечитель выражал свое согласие на сделки нефор-
мально, часто даже после уже совершенной сделки.
Опекун обязан был действовать в интересах подопечного.
Со стороны опекуна опека прекращалась: со смертью опекуна,
его capitus deminutio (maxima и media), отстранение (если был
заподозрен в нечестности), отказ или просьба об освобожде-
нии от должности, помешательство опекуна.
15.Римские юристы не выделяли понятие юридического лица
как особого субъекта. Именно индивидуальные субъекты (фи-
зические лица) играли главную роль в праве. Даже такого наз-
вания как ≪юридическое лицо≫ не существовало.
Однако, существовали объединения, которые можно отнести
к юр.лицам:
1) государственная казна (aemrium populi romani). Отноше-
ния, связанные с казной, регулировались публичным правом.
В классический период кроме государственной казны возника-
ет личная казна императора (fiscusj. Она считалась частным
имуществом принцепса, а потому на нее распространялось
также частное право.
2) муниципии (municipii) - это бывшие самостоятельные го-
сударствами, вошедшие в состав римского государства в каче-
стве автономных единиц. Их имущественные отношения с дру-
гими лицами регулировались нормами частного права, а в силу
преторского эдикта получили возможность выступать в суде
в качестве истцов и ответчиков через посредство специальных
представителей.
3) корпорации (un/versftas, collegia) существовали в Риме
с древнейших времен. Однако, уже В законах XII таблиц упоми-
нались частные корпорации религиозного характера (collegia sodalida),
профессиональные объединения ремесленников и др. но
все они действовали вместо лица (personae vice) или вместо от-
дельных лиц. (privatorum toco).
В период монархии был издан специальный закон о колле-
гиях, по которому они должны были возникать только с разре-
шения сената и санкции императора.
Не признавалось что организация может иметь имущество,
оно всегда привязывалось к членам корпорации и было недели-
мым только на период ее существования. В случае прекраще-
ния корпорации имущество делилось между последним соста-
вом ее членов. Дела юридического лица вели избиравшиеся
для этой цели (на основании устава) физические лица, но они
не считались ≪органами юридического лица≫.
Юридическое лицо прекращало свою деятельность:
— добровольно по решению своих членов;
— при сокращении числа членов ниже минимально допустимого их ко личества (три);
— при запрещении государством корпораций соответ ствующего вида;
— при запрещении государством конкретной корпорации в связи с про тивозаконным характером ее деятельности;
— при достижении цели своей деятельности.
В римском частном праве юридическими лицами признавались:
государство, которое имело обособленное имущество, называемое fiscus aerarium. Император Август учредил fiscus Caesaris, который включал имущество, подчиненное императору;
&n