Раздел 1. Государство и право, их роль в жизни общества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра управления персоналом и коммерческого права

Одобрено УМС института_________________

Протокол №____ от « » ___________2011 г.

Председатель____________________________

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Наименование дисциплины (модуля)_ ПРАВОВЕДЕНИЕ

Рекомендуется для направления(ий) подготовки специальности(ей)

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Рекомендовано кафедрой:

Протокол №____ от « » ___________2011 г.

Пермь 2011

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………….3

2. Место дисциплины в структуре ООП …………………………………3

3. Требования к результатам освоения дисциплины …………………...4

4. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………….5

5. Содержание дисциплины ………… ……………….……………….…6

5.1. Содержание разделов и тем дисциплины ………………………10

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами ..........................................……...10

5.3. Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий ……………

6.Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ

7.Примерная тематика курсовых проектов (работ) (при наличии) ……..13

8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:..13

а) основные нормативные правовые акты;

б) основная литература;

в) дополнительная литература;

г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы;

д) базы данных, поисково-справочные и информационные системы.

9.Материально-техническое обеспечение дисциплины …………………14

10.Образовательные технологии ………………………………………….15

11.Оценочные средства……………………………………………………..17

1. Цели и задачи дисциплины:

Целями освоения учебной дисциплины (модуля) «Правоведение» является формирование у студента основных и важнейших представлений об основных категориях и системе российского права, нормах гражданского, трудового и других отраслей права; овладение студентами знаниями в области права, выработке позитивного отношения к нему, в рассмотрении права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости; умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.

Достижение указанных целей связано с решением ряда задач:

· обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

· выработать умение правильно толковать законы и иные нормативные правовые акты;

· уметь юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

· анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;

· уметь четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений;

· знать основные проблемы правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина входит в вариативную часть Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1), и находится в логической и содержательно-методологической предшествующей связи со следующими учебными дисциплинами: «История» (базовая часть), «Философия» (базовая часть) гуманитарного, социального и экономического цикла.

Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью права в обществе, в производственной и иных сферах деятельности человека. Указанные обстоятельства позволяют говорить об особой роли и особом значении дисциплины «Правоведение» для изучения, не только всего цикла ГСЭ, но и профессионального цикла.

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующий этап для изучения дисциплин Профессионального цикла по курсам «Правовое регулирование профессиональной деятельности», «Основ предпринимательской деятельности», «Рекламная деятельность» и др., а также для прохождения практики.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студентов

Студент должен:

Знать: соотношение понятий «мораль» и «право»; основные регуляторы и механизмы организации общественных отношений; основные юридические понятия; виды, формы и средства товарной информации; принципы, функции и методы менеджмента; организационные технологии; общие закономерности возникновения государства и права; роль государства в политической системе общества; основные элементы правовой системы общества.

Уметь: применять основные положения социальных, гуманитарных и естественных дисциплин в повседневной деятельности; оперировать юридическими понятиями и категориями; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав.

Владеть: основными понятиями, определенными в предшествующих дисциплинах, а также современными информационными технологиями.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные:

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

профессиональные:

способностью применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественно-научных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем (ПК-1);

умением пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовностью к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов (ПК-2).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

основные юридические понятия, нормативные правовые документы;

знать основные проблемы правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности.

Уметь:

ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих сферу профессиональной деятельности;

использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;

принимать решения и совершать действия в точном соответствии с законом;

четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений;

Владеть/ быть в состоянии продемонстрировать:

навыками социального взаимодействия на основе принятых в обществе моральных и правовых норм.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего) +      
В том числе: - -      
Лекции +      
Практические занятия (ПЗ) +      
Самостоятельная работа (всего) +      
В том числе: - -      
Реферат - -      
Другие виды самостоятельной работы:          
Проблемные задания        
Работа с рекомендуемой литературой        
Поиск учебной информации в Интернет        
Вид промежуточной аттестации - экзамен +      
Общая трудоемкость, часы зачетные единицы        
       

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 10. Общие положения о договорах

Понятие и значение договора в гражданском праве. Содержание до­говора. Договор и закон. Виды договоров. Толкование договоров. Форма договора. Момент и место заключения договора. Пред­договорные споры. Заключение договора в обязательном порядке. Органи­зация и порядок проведения торгов. Изменение и расторжение договора. Основные договоры в хозяйственной деятельности.

Формируемые компетенции: ОК-1, ПК-1, ПК-2,

Тема 15. Дисциплина труда и ответственность за ее нарушение. Порядок рассмотрения трудовых споров

Понятие дисциплины труда. Понятие, содержание и порядок приня­тия Правил внутреннего трудового распорядка. Меры поощрения.

Дисциплинарная ответственность. Понятие дисциплинарного про­ступка. Виды дисциплинарных взысканий. Порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий.

Понятие, характер, причины трудовых споров. Органы, рассматри­вающие индивидуальные трудовые споры. Организация, компетенция, по­рядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по тру­довым спорам (КТС). Рассмотрение трудовых споров в суде. Сроки обра­щения за разрешением трудовых споров. Порядок исполнения решений по трудовым спорам. Понятие и стороны коллективного трудового спора. Порядок разре­шения коллективных трудовых споров. Примирительные процедуры. Заба­стовка. Гарантии прав работников во время разрешения коллективного трудового спора. Механизмы реализации и защиты трудовых прав граждан.

Формируемые компетенции: ОК-1, ПК-1, ПК-2,

Образовательные технологии

При чтении лекций используются объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения учебной информации (монологической, диалогической или эвристической). При проведении практических занятий применяются активные и интерактивные методы: разбор конкретных ситуаций (кейсы), деловые игры, решение ситуационных задач, тренинги, диспуты, дискуссии.

Удельный вес занятий в активных и интерактивных формах должен составлять не менее 25%. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40% аудиторных занятий.

Образовательные технологии Название Тема практического занятия
Раздел 1. Государство и право, их роль в жизни общества.
1. Дискуссия   Тема № 1, 2
Раздел 2. Основы конституционного права России
1. Дискуссия   Тема №3
2. Круглый стол   Тема № 4
Раздел 3. Основы гражданского права и гражданского процесса
1. Выступления с докладом   Тема № 5
2. Решение ситуационных задач   Тема № 6
3. Дискуссия   Тема № 7
Компьютерное тестирование   Тема № 8
Решение ситуационных задач   Тема № 9
Тестирование   Тема № 10
Раздел 4. Основы семейного права
1. Дискуссия   Тема № 11
Раздел 5. Основы трудового права
1. Диспут   Тема № 12
Разбор конкретных ситуаций Компьютерное тестирование   Тема № 13, 14, 15
Раздел 6. Административная и уголовная ответственность за правонарушения в сфере экономики
1. Дискуссия   Тема № 16
2. Дискуссия Тестирование   Тема № 17
Раздел 7. Основы экологического права
Дискуссия   Тема № 14
Раздел 8. Правовые основы защиты государственной тайны. Коммерческая и служебная тайна
1. Дискуссия   Тема №15
2. Тестирование   Тема № 16

10.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Аудиторные занятия: лекции, практические занятия

Все виды аудиторных занятий сочетают образовательную, воспитательную практическую и методическую функции. В основе преподавания и изучения истории лежат общенаучные методы, среди которых особое значение имеют цивилизационный (взаимосвязь мировой и отечественной истории) и проблемно-хронологический. На лекциях рекомендуется использовать мультимедийное презентационное оборудование для демонстрации иллюстративного материала (исторические карты, портреты, реконструкции и т.п.), таблиц и схем, основных тезисов и выводов по теме.

Практические занятия в зависимости от конкретных целей и уровня подготовки студентов могут проводиться в форме вопросов - ответов, обсуждения подготовленных докладов и рефератов, презентаций, проведения деловых игр, круглых столов, анализа исторических документов «кейс-методом» малыми группами, имитация конкурсов социальных проектов по различным темам. Применение интерактивных методов позволяет акцентировать внимание студентов на творческом освоении исторического материала и выработке навыков устного выступления и ведения дискуссии. Подготовка реферата требует от студента самостоятельного изучения исторических источников, дополнительной литературы, которую необходимо проанализировать и сделать собственные выводы по изучаемой проблеме. На занятиях могут быть использованы также общественные ресурсы – приглашение специалистов отрасли, экскурсии.

10.2. Виды самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы Раздел дисциплины
Проработка конспекта лекции, дополнение конспекта сведениями из рекомендованной литературы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Подготовка докладов на ПЗ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Подготовка к тесту Раздел 2, 3, 5,6,7, 8
Подготовка презентаций по разделам дисциплины
Работа с нормативно-правовыми актами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,

Оценочные средства

Тесты текущего контроля (разрабатываются преподавателем по каждой теме)

Тесты рубежного контроля по разделам I-VIII

Тесты программированного контроля для промежуточной аттестации

Тесты для самоконтроля при подготовке студентов к промежуточной аттестации в форме экзамена.

Тесты для подготовки к экзамену

Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

1. Право представляет собой:

а) регулятор общественных отношений;

б) систему нормативного регулирования, основанную на учете;

интересов наиболее обеспеченного слоя населения;

в) тождество закона;

г) меру свободы и поведения человека.

2. Когда вступила в силу и какую структуру имеет Конституция РФ:

а) 25 декабря 1993 г. , 2 раздела, 9 глав, 137 статей;

б) 12 декабря 1993 г. , 2 раздела, 8 глав, 139 статей;

в) 12 декабря 1993 г. , 2 раздела, 9 глав, 137 статей;

3. Гипотеза как элемент нормы права:

а) указывает на факты, условия, обстоятельства, при наличии которых подлежит исполнению ее предписание, а также на субъектов, к которым данная норма адресована;

б) содержит правило поведения участников регулируемых отношений;

в) предусматривает ответственность за нарушение правила.

4. Федеральные законы в РФ создаются:

а) Президентом;

б) Парламентом;

в) Правительством;

г) Конституционным судом;

д) соответствующими органами субъектов?

Определите, какой из нижеперечисленных видов систематизации законодательства попадает под следующее определение: - это создание законодателем свободного систематизированного, внутренне согласованного, крупного нормативного акта.

а) кодификация;

б) инкорпорация;

в) консолидация?

6. Дееспособность - это:

а) способность иметь права и обязанности;

б) способность своими действиями осуществлять права и обязанности;

в) способность иметь и осуществлять права и обязанности?

7. Что относится к числу основных функций Центрального банка:

а) защита и обеспечение устойчивости рубля; эмиссия наличных денег; банковский надзор;

б) управление золотовалютными резервами; развитие и укрепление банковской системы, обслуживание счетов бюджетов всех уровней;

в) банковский надзор; эмиссия наличных денег; государственная регистрация кредитных организаций.

8. Юридический факт - это:

а) событие, ведущее к возникновению, изменению и прекращению правоотношений;

б) действие, ведущее к возникновению, изменению и прекращению правоотношений;

в) конкретное жизненное обстоятельство (событие или действие), ведущее к возникновению, изменению и прекращению правоотношений.

9. Какие из нижеперечисленных функций относятся к внешним функциям государства:

а) охрана правопорядка;

б) экологическая;

в) поддержание мира и мирового сосуществования;

г) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства;

д) социальная ?

10. Выделите три признака, наиболее присущих правовому государству:

а) специальный аппарат управления;

б) разделение властей;

в) гарантированность и охрана прав и свобод человека и гражданина;

г) суверенитет;

д) общеобязательность правовых предписаний;

е) верховенство закона.

11. Выделите, какие из нижеперечисленных нормативно-правовых актов являются подзаконными:

а) Указ Президента;

б) Федеральный закон;

в) Постановление Правительства;

г) Конституция;

д) Приказ министерства образования;

е) Инструкция государственной налоговой службы.

12. Пределы действия нормативно-правовых актов в пространстве определяются:

а) моментом вступления их в законную силу;

б) моментом утраты ими силы;

в) территорией, на которую распространяется суверенная власть;

г) категориями субъектов, указанных в законе.

13. Какое правомерное поведение относится к виду классификации "по степени вовлечения личности в правовое регулирование ":

а) правомерное трудовое поведение, правомерное привычное поведение, уголовно-правомерное поведение;

б) правомерное маргинальное поведение; правомерное социально-активное поведение, правомерное конформистское поведение;

в) правомерное конституционное поведение, правомерное административное поведение, правомерное социально-активное поведение.

14. Назовите, какая форма вины подходит под следующую ситуацию:

Лицо не предвидело возможности наступления вредоносных последствий своих действий (бездействия), хотя должно было и могло предвидеть эти последствия:

а) умысел;

б) неосторожность;

в) легкомыслие;

г) небрежность.

15.Какие вопросы входят в содержание коллективного трудового договора:

а) оплата труда; охрана труда и здоровья; контроль за выполнением коллективного договора;

б) судебная защита прав трудового коллектива; обеспечение занятости; охрана труда;

в) сочетание выплаты пенсий и оплаты труда для работающих пенсионеров; охрана труда; судебная защита прав трудового коллектива?

16. Выделите признаки правонарушения:

а) это всегда активное действие;

б) это всегда преступление;

в) оно всегда наносит ущерб личности, обществу, либо государству;

г) оно всегда влечет юридическую ответственность;

д) оно всегда виновное и противоправное деяние.

17. Какое страхование относится к виду классификации по объекту страхования:

а) обязательное страхование, внутреннее страхование, личное страхование;

б) внешнее страхование, внутреннее страхование, добровольное страхование;

в) личное страхование, страхование предпринимательского риска, страхование ответственности?

18. Для образования каких юридических лиц необходим учредительный договор:

а) коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество;

б) общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество, коммандитное товарищество;

в) производственный кооператив, унитарное предприятие, полное товарищество?

19. Какое правосознание относится к виду классификации « по уровню»:

а) профессиональное, групповое, массовое;

б) обыденное, групповое, научное;

в) профессиональное, научное, обыденное?

20. Какие из ниже перечисленных документов являются источниками права Российской Федерации:

а) Указ Президента РФ;

б) Приказ директора завода;

в) Решение сессии городского Совета;

г) Конституция РФ;

д) Решение профсоюзного собрания;

е) Постановление Правительства РФ;

ж) Приказ Министра образования РФ?

21. Конституция РФ признает субъекты РФ:

а) равноправными во взаимоотношениях между собой;

б) не равноправными во взаимоотношениях между собой;

в) равноправными между собой во взаимоотношениях с Федерацией;

г) неравноправными между собой во взаимоотношениях с Федерацией.

22. Субъектами РФ являются:

а) автономные республики;

б) края;

в) области;

г)автономные округа;

д) города федерального значения;

е) автономная область.

23. Какие из нижеперечисленных понятий можно отнести к видам конституционных прав и свобод:

а) личные права и свободы;

б) культурные права и свободы;

в) социально-экономические права и свободы;

г) демократические права и свободы;

д) федеральные права и свободы;

е) демографические права и свободы?

24. Нормы гражданского права могут содержаться в :

а) судебных решениях;

б) постановлениях Правительства РФ;

в) нормативно-правовых актах субъектов РФ;

г) местных обычаях.

25. Физическим лицом не является:

а) гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя;

б) ООО, имеющее в качестве единственного учредителя – гражданина;

в) лицо без гражданства;

г) иностранный гражданин.

26. Юридическим лицом является:

а) потребительский кооператив;

б) фермерское хозяйство;

в) простое товарищество;

г) представительство.

27. Что из ниже перечисленных понятий можно отнести к общей собственности:

а) долевая собственность;

б) односторонняя сделка;

в) совместная собственность;

г) двусторонняя сделка?

28. С помощью чего защищается право собственности в случае его нарушения:

а) вещно-правовые иски;

б) обязательственно-правовые иски;

в) средства самозащиты (допустимые законодательством);

г) двусторонний договор;

д) обязательственно-правовые иски;

е) гражданско-правовой договор?

29. Гражданское обязательство возникает в случае:

а) распространения в СМИ сведений, порочащих честь и достоинство гражданина;

б) неуплаты предпринимателем подоходного налога;

в) вступление гражданина в брак;

г) выступление гражданина на митинге с резкой критикой местных органов власти.

30. Основания возникновения обязательств:

а) договор;

б) исковое заявление;

в) судебное решение;

г) сделка;

31.Кто из перечисленных людей могут являться наследниками второй очереди:

а) полнородные и неполнородные братья и сестры;

б) дедушки и бабушки со стороны отца и матери;

в) полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследователей (дяди и тети наследователей);

г) дети, супруг, родители наследователя?

32. Максимальный срок, на который может заключаться трудовой договор равен:

а) пяти годам;

б) трем годам;

в) двум годам?

33. Какие отношения относятся к предмету регулирования трудового права:

а) отношения между работником и нанявшим его по контракту индивидуальным предпринимателем;

б) отношения по технической организации труда;

в) отношения по договору подряда;

г) отношения, связанные с участием в управлении деятельностью юридического лица?

34. Какое из условий трудового договора не подлежит изменению по соглашению сторон:

а) испытательный срок;

б) место работы;

в) трудовая функция;

г) обязанность работодателя создать для работника необходимые условия труда?

35. Какие основания могут повлечь расторжение (одностороннее вынужденное прекращение) трудового договора:

а) истечение срока трудового договора; прекращение допуска к государственной службе; грубое нарушение работником трудовых обязанностей;

б) переход работника на выборную работу; истечение срока трудового договора;

в) совершение работником аморального поступка; прекращение допуска к государственной службе; смена собственника имущества организации?

36. К ночным и сверхурочным работам привлекают работников старше:

а). 18 лет;

б) 17 лет;

в) 16 лет.

37. Продолжительность нормального рабочего времени в России равна (в неделю):

а) 45 часов;

б) 41 час;

в) 40 часов.

38. В рабочее время не включаются:

а) общие перерывы;

б) сверхурочные работы;

в) работы, проводимые в выходные дни.

Экзаменационные вопросы

1. Происхождение, сущность, признаки, формы и функции государства на основных этапах развития.

2. Право, его понятие, сущность, основные принципы, функции и значение в современном обществе.

3. Норма права, понятие, признаки и структура. Отличие норм права от других социальных норм.

4. Понятие нормативных правовых актов. Источники российского права.

5. Понятие правоотношения. Объективное и субъективное право. Элементы правоотношения.

6. Понятие системы российского права. Отрасли права как основной структурный элемент системы права. Подотрасли. Институт права.

7. Понятие законности и правопорядка. Основные требования и принципы законности в современном обществе. Гарантии и методы обеспечения законности.

8. Понятие правонарушения, его мотивы, виды, состав правонарушения. Понятие презумпции невиновности.

9. Юридическая ответственность: понятие, основания и условия наступления. Виды юридической ответственности.

10. Понятие конституционного строя РФ: основные черты, принципы и элементы.

11. Принципы организации основ государственной власти в РФ.

12. Основные принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина.

13. Конституционные основы экономической свободы в РФ: свобода экономической деятельности, предпринимательства, равноправие и неприкосновенность различных форм собственности, антимонопольная политика и защита прав потребителей.

14. Административный надзор. Правовое положение государственных инспекций.

15. Прокурорский надзор за законностью осуществления исполнительной власти.

16. Понятие административной ответственности и ее отличие от других видов юридической ответственности.

17. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

18. Понятие, предмет и метод гражданского права. Источники гражданского права.

19. Понятие, и особенности, структура гражданского правоотношения. Виды гражданских правоотношений.

20. Правоспособность и дееспособность граждан.

21. Понятие и признаки и классификация юридического лица.

22. Порядок возникновения и прекращения юридических лиц.

23. Понятие и виды объектов гражданских правоотношений.

24. Вещи в гражданском праве и их классификация.

25. Юридические факты и их классификация в гражданском праве.

26. Понятие, признаки и виды сделок. Условия действительности сделок.

27. Понятие, виды и правовые последствия недействительности сделок.

28. Способы и пределы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей.

29. Наследование по закону.

30. Наследование по завещанию.

31. Порядок составления, изменения и отмены завещания.

32. Общие положения о возмещении вреда.

33. Понятие, предмет, метод и система гражданского процессуального права.

34. Источники гражданского процессуального права.

35. Понятие и виды гражданского судопроизводства (процесса) и его задачи.

36. Стадии гражданского судопроизводства.

37. Гражданские процессуальные правоотношения (понятие, элементы, особенности).

38. Субъекты гражданских процессуальных правоотношений и их классификация.

39. Лица, участвующие в деле, их права и обязанности.

40. Понятие и сущность искового производства.

41. Условия осуществления права на предъявление иска.

42. Понятие иска и его элементы. Виды исков.

43. Основания к отказу в принятии искового заявления.

44. Исковое заявление, его форма и содержание.

45. Понятие, значение и части судебного разбирательства.

46. Отложение разбирательства дела.

47. Понятие и предмет семейного права.

48. Понятие семьи. Общая характеристика семейных правоотношений.

49. Понятие брака по семейному праву.

50. Порядок заключения брака. Оформление брака по законодательству РФ.

51. Условия вступления в брак. Препятствия к вступлению в брак.

52. Договорный режим супружеского имущества.

53. Ответственность супругов по обязательствам.

54. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми.

55. Права ребенка.

56. Общая характеристика родительских прав и обязанностей.

57. Санкции, применяемые к родителям за ненадлежащее осуществление родительских прав.

58. Лишение родительских прав. Ограничение родительских прав.

59. Субъекты трудовых отношений.

60. Понятие, содержание и виды соглашений.

61. Трудовой договор (контракт): понятие, содержание.

62. Трудовой договор о работе по совместительству. Совмещение профессий и должностей.

63. Особенности трудовых отношений несовершеннолетних работников.

64. Испытание при приеме на работу.

65. Правила приема на работу работников. Ограничения при приеме на работу.

66. Трудовая книжка (содержание, порядок ведения, значение).

67. Расторжение трудового договора.

68. Понятие и виды рабочего времени.

69. Нормальная продолжительность рабочего времени. Ненормированное рабочее время.

70. Сверхурочная работа (понятие, основания, пределы, порядок привлечения).

71. Время отдыха работников (понятие, виды).

72. Основной ежегодный отпуск (основания и порядок предоставления).

73. Дополнительные отпуска как вид времени отдыха (понятие, основания предоставления, продолжительность).

74. Заработная плата (понятие, отличие от других выплат, методы правового регулирования).

75. Внутренний трудовой распорядок (понятие, содержание).

76. Дисциплинарная ответственность работников (понятие, основания, виды)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра управления персоналом и коммерческого права

Одобрено УМС института_________________

Протокол №____ от « » ___________2011 г.

Председатель____________________________

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Наименование дисциплины (модуля)_ ПРАВОВЕДЕНИЕ

Рекомендуется для направления(ий) подготовки специальности(ей)

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Рекомендовано кафедрой:

Протокол №____ от « » ___________2011 г.

Пермь 2011

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………….3

2. Место дисциплины в структуре ООП …………………………………3

3. Требования к результатам освоения дисциплины …………………...4

4. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………….5

5. Содержание дисциплины ………… ……………….……………….…6

5.1. Содержание разделов и тем дисциплины ………………………10

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами ..........................................……...10

5.3. Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий ……………

6.Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ

7.Примерная тематика курсовых проектов (работ) (при наличии) ……..13

8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:..13

а) основные нормативные правовые акты;

б) основная литература;

в) дополнительная литература;

г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы;

д) базы данных, поисково-справочные и информационные системы.

9.Материально-техническое обеспечение дисциплины …………………14

10.Образовательные технологии ………………………………………….15

11.Оценочные средства……………………………………………………..17

1. Цели и задачи дисциплины:

Целями освоения учебной дисциплины (модуля) «Правоведение» является формирование у студента основных и важнейших представлений об основных категориях и системе российского права, нормах гражданского, трудового и других отраслей права; овладение студентами знаниями в области права, выработке позитивного отношения к нему, в рассмотрении права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости; умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.

Достижение указанных целей связано с решением ряда задач:

· обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

· выработать умение правильно толковать законы и иные нормативные правовые акты;

· уметь юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

· анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;

· уметь четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений;

· знать основные проблемы правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина входит в вариативную часть Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1), и находится в логической и содержательно-методологической предшествующей связи со следующими учебными дисциплинами: «История» (базовая часть), «Философия» (базовая часть) гуманитарного, социального и экономического цикла.

Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью права в обществе, в производственной и иных сферах деятельности человека. Указанные обстоятельства позволяют говорить об особой роли и особом значении дисциплины «Правоведение» для изучения, не только всего цикла ГСЭ, но и профессионального цикла.

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующий этап для изучения дисциплин Профессионального цикла по курсам «Правовое регулирование профессиональной деятельности», «Основ предпринимательской деятельности», «Рекламная деятельность» и др., а также для пр

Наши рекомендации