Органы государственного управления обороной

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны Рос­сии), согласно Положению, утвержденному Указом Президента от 11 ноября 1998 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координиру­ющим деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов

 
  Органы государственного управления обороной - student2.ru


* СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5652.

Схема 35. Организация управления в области обороны

исполнительной власти и органов исполнительной власти субъ­ектов Федерации по вопросам обороны.

Минобороны России — центральный орган военного управления, который состоит из главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру. Его возглавляет ми­нистр, который непосредственно подчиняется Президенту, а по вопро­сам, отнесенным законодательством к ведению Правительства, — Председателю Правительства.

Основными задачами Министерства являются:

разработка и принятие мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее терри­тории;

организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизаци­онной подготовки Вооруженных Сил;

обеспечение финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженных Сил, а также в установленном порядке других войск, воинских формирований и органов, а также развитие и укреп­ление материально-технической базы Вооруженных Сил;

координация деятельности федеральных министерств, иных феде­ральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в области обороны;

участие в осуществлении военного строительства в Российской Фе­дерации;

организация работы .с кадрами в Вооруженных Силах;

обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц граждан­ского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

совершенствование правовой основы деятельности Вооруженных Сил;

укрепление в Вооруженных Силах организованности и воинской дисциплины, совершенствование системы воспитания военнослужа­щих Вооруженных Сил;

разработка мер, направленных на повышение авторитета и прести­жа военной службы, на сохранение и приумножение патриотических традиций;

участие в международном сотрудничестве по военным вопросам.

58Органы государственного управления внутренними делами Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента от 18 июля 1996 г.*, является федеральным органом исполнительной влас­ти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, реа­лизации функций органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.



 

Министерство возглавляет систему органов внутренних дел, в кото­рую входят: министерства внутренних дел республик; главные управле­ния, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-тер­риториальных образований; управления внутренних дел на железнодо­рожном, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью; Государственная противопо­жарная служба; территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности и иные подразделе­ния, предприятия, учреждения и организации.

В целях координации усилий страны с другими государствами в борьбе с преступностью Правительство утвердило 5 января 1995 г. По­ложение о представителях МВД России в зарубежных государствах*. Эти представители выполняют возложенные на них задачи в государ­ствах пребывания под руководством глав дипломатических представи­тельств России.

 

В систему МВД России входят внутренние войска, состоящие из округов, соединений, частей, органов управления внутренними вой­сками.

Деятельность осуществляется Министерством во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств.

Основными задачами Министерства являются:

разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защи­те прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и обще­ственной безопасности;

организация и осуществление мер по предупреждению и пресече­нию преступлений и административных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений;

руководство органами внутренних дел и внутренними войсками;

совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности их деятельности;

совершенствование работы с кадрами, их профессиональной под­готовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотруд­ников и военнослужащих системы Министерства.

В соответствии с этими задачами Положением подробно определе­ны функции и полномочия Министерства.

Задачи и функции других органов внутренних дел и внутренних войск регламентируются рядом нормативных правовых актов: Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изменениями и дополне­ниями от 31 марта и 6 декабря 1999 г.)*. Положением о милиции обще­ственной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 12 февраля 1993 г.**, Федераль­ным законом от 6 февраля 1997 г. 0 внутренних войсках Министерст­ва внутренних дел Российской Федерации»***, Положением о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дед Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 3 марта 1999 г.****, и другими нормативными актами.

Кратко остановимся на некоторых .видах административной дея­тельности органов внутренних дел и внутренних войск. .

Милиция представляет собой важнейшую составную часть МВД России. Ее задачи: обеспечение безопасности личности; предупреж­дение и пресечение преступлений и административных правонаруше­ний; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и общественной безопасности; защита частной, государст­венной, муниципальной и иных форм собственности; оказание по­мощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Милиция защищает права и свободы человека и гражда­нина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхож­дения, имущественного и должностного положения, места жительст­ва, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям, а также других обстоятельств. Ей запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Она не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотрен­ных федеральным законом. Она обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредст­венно затрагиваются права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Федеральным законом от 6 декабря 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в статью 10 Закона Российской Федерации «О милиции» на милицию возложены также обязанности оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам, кандидатам в депутаты, долж­ностным лицам власти, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, представителям общественных объединений в осуществле­нии ими законной деятельности, принимать меры по пресечению на­рушений в ходе избирательной кампании, при подготовке и проведе­нии референдума.

Милиция подразделяется на криминальную и общественной без­опасности (см. схему 38).

Основными задачами криминальной милиции являются выявле­ние, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, ор­ганизация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц.

Криминальная милиция имеет службы: уголовного розыска; борь­бы с экономическими преступлениями; борьбы с организованной пре­ступностью; борьбы с незаконным оборотом наркотиков; органы пред­варительного следствия и другие подразделения по борьбе с преступ­ностью.

Основными Задачами милиций общественной безопасности явля­ются обеспечение безопасности личности, общественной безопаснос­ти, охрана собственности, общественного порядка, выявление, преду­преждение и пресечение преступлений и административных правона­рушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных катего­рий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компе­тенции милиции общественной безопасности.

Милиция общественной безопасности подчиняется МВД России, а также органам исполнительной власти субъектов Федерации. К ней относятся: патрульно-постовая служба; служба участковых инспекто­ров; Государственная инспекция безопасности дорожного движения; служба вневедомственной охраны; паспортно-визовая служба; лицензионно-разрешительная служба; дежурные части, отряды милиции особого назначения; другие службы (например, в некоторых районах страны подразделения экологической милиции).

Милиция общественной безопасности обязана: выявлять обстоя­тельства, способствующие совершению преступлений и администра­тивных правонарушений; оказывать помощь гражданам, пострадав­шим от них и от несчастных случаев, а также находящимся в беспо­мощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; принимать и регистрировать информацию о преступлениях, админи­стративных правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности; осуществлять по подведомственности про­изводство по делам об административных правонарушениях; обеспе­чивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах; выдавать в соответствии с федеральным законом лицензии на продажу или приобретение гражданского и служебного оружия, разрешения на хранение и ношение его; охранять на основе договоров с собственни­ками принадлежащее им имущество; принимать при авариях, катас­трофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных собы­тиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра.

Милиция общественной безопасности активно участвует в пресе­чении алкогольного и наркотического опьянения и совершенных в этом состоянии правонарушений, в борьбе с бродяжничеством, про­ституцией, терроризмом и массовыми нарушениями общественного порядка.

Для выполнения своих задач и функций милиция общественной безопасности наделена необходимыми властными полномочиями, в том числе по применению физической силы, специальных средств и оружия.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД России) действует на основании Положения о ней, утверж­денного Указом Президента от 15 июня 1998 г. (см. схему 39). Она осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешитель­ные функции в области обеспечения безопасности дорожного движе­ния; обеспечивает соблюдение гражданами нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересе общества и государства.

На Государственную инспекцию возложены обязанности: прини­мать экзамены и выдавать удостоверения на право управления авто­транспортными средствами; организовывать и проводить государст­венный технический осмотр автомототранспортных средств и прице­пов к ним; выдавать лицензии на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; производить регистрацию автомото­транспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движе­ния по автомобильным дорогам общего пользования; регулировать до­рожное движение; осуществлять в порядке, определяемом Правитель­ством, государственный учет показателей состояния безопасности до­рожного движения.

Для выполнения этих обязанностей ГИБДД имеет необходимые права, в частности:

давать должностным лицам обязательные для исполнения предпи­сания об устранении нарушений нормативных правовых актов в облас­ти обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непри­нятия по таким предписаниям необходимых мер — привлекать винов­ных лиц к ответственности;

временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изме­нять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходи­мых условий для безопасного движения транспортных средств и пеше­ходов;

останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими;

отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отно­шении которых имеются достаточные основания полагать, что они на­ходятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют доку­ментов на право управления или пользования транспортными средст­вами;

составлять протоколы об административных правонарушениях, на­лагать в пределах своей компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан, совершивших административное право­нарушение.

Государственная противопожарная служба МВД РФ выполняет одну из важнейших функций государства — обеспечение пожарной безопас­ности, т.е. состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Задачи Службы определены Федеральным за­коном от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»*.

 

Государственная противопожарная служба: осуществляет норма­тивное регулирование в области пожарной безопасности; организует и осуществляет государственный пожарный надзор; организует и осу­ществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, дру­гие работы и услуги в области пожарной безопасности; осуществляет тушение пожаров; координирует деятельность других видов пожарной охраны (ведомственной и добровольной); осуществляет единую науч­но-техническую политику в области пожарной безопасности; осущест­вляет кадровое обеспечение пожарной охраны.

Для осуществления государственного пожарного надзора за соблю­дением требований пожарной безопасности и пресечения их наруше­ний должностные лица органов управления и подразделений Государ­ственной пожарной службы наделены широкими правами. В частнос­ти, они вправе давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации то­варов (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной без­опасности, налагать административные взыскания на граждан и юри­дических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, а также за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Службы. При этом штрафные санкции достаточно ощутимы.

Значительное место в деятельности органов внутренних дел зани­мают вопросы контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил паспортной системы и регистрационного учета.

Основными нормативными правовыми актами в этой области яв­ляются Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жи­тельства в пределах Российской Федерации»*, постановления Прави­тельства от 8 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания пас­порта гражданина Российской Федерации»**, от 1 декабря 1997 г. «Об утверждении паспорта моряка»**, а также ряд нормативных актов МВД РФ. Этими актами вместо института прописки и выписки установлен регистрационный учет граждан, но в некоторых городах и регионах России прописка пока сохранена.

 

Главное отличие прописки от регистрации состоит в том, что про­писка носила характер разрешительный, а регистрация несет чисто уведомительную функцию. Теперь каждому россиянину для того, чтобы получить в паспорте регистрационный штамп, достаточно по­ставить местное отделение внутренних дел в известность о своем мес­тожительстве, предъявив соответствующие документы. Если же граж­данин приехал куда-либо на короткое время, ему по предъявлении установленных документов и отсутствии ограничений для регистрации в данном населенном пункте выдается свидетельство о временном про­живании.

Снятие граждан с регистрационного учета производится в случаях:

изменения места жительства; призыва на военную службу; осуждения к лишению свободы; признания безвестно отсутствующим; смерти или объявления умершим; выселения из занимаемого жилого помещения.

Цель регистрационного учета — обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и общест­вом. Зарегистрированному гражданину, как и в период действовавшей прописки, будет затруднительно скрыться и от уплаты алиментов, и от своих кредиторов, и от правоохранительных органов в случае его ро­зыска.

Регистрационный учет в городах, поселках и т.п., в которых име­ются органы внутренних дел, осуществляется именно этими органами, а в остальных населенных пунктах — органами местного самоуправ­ления.

15 августа 1996 г. принят Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»*, согласно которому каждый может свободно .выезжать за пределы страны, а граж­данин России имеет право беспрепятственно возвращаться в Россий­скую Федерацию. Право гражданина на выезд может быть временно ограничено в случаях, если он: при допуске к сведениям особой важ­ности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагаю­щий временное ограничение права на выезд; призван на военную служ­бу; осужден за совершение преступления; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом; сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов на выезд.

 

Порядок оформления и выдачи общегражданских заграничных, дипломатических паспортов и паспорта моряка определен Федераль­ным законом от 24 июня 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»*, а также рядом постановлений Правительства**.

 

Внутренние войска МВД России имеют следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного поряд­ка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия Пограничным войскам в охране

59Органы Министерства иностранных дел РФ за рубежом Зарубежными органами МИДа России являются дипломатичес­кие представительства и консульские учреждения. Организационны­ми формами дипломатических представительств являются посольства и миссии. Они образуются в тех странах, с которыми Российской Фе­дерацией установлены дипломатические отношения.*

____________________

* Следует иметь в виду, что современные дипломатические отношения Российской Федерации, как и бывшего СССР, с другими государствами осуществляются, как правило, на уровне посольств.

Являясь государственным органом внешних сношений Россий­ской Федерации и осуществляя представительство Российской Феде­рации в государстве пребывания, посольство ведет свою деятельность в соответствии с международными нормами, соглашениями Россий­ской Федерации с правительствами государств пребывания, Консти­туцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением о Посольстве Российской Федерации: утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 года:* Положением о Министерстве иностранных дел Российской федерации и другими нормативными актами.

______________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 45. Ст. 5090.

На посольство возложена функция представительства Россий­ской Федерации в государстве пребывания. Осуществление данной функции предполагает обеспечение проведения единой внешнеполи­тической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания: защиту ее политических: экономических: национальных интересов, граждан, организаций и учреждений Российской федера­ции, находящихся в государстве пребывания.

Дипломатическим путем посольство осуществляет сбор информа­ции политического, экономического и иного характера о государстве пребывания. На основе полученной информации оно информирует Президента Российской федерации, Правительство Российской Феде­рации, МИД России, другие федеральные органы исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пре­бывания и вносит свои предложения Президенту Российской Феде­рации, а также соответствующим органам государственной власти по развитию отношений Российской Федерации с государством пребы­вания и обеспечению в нем интересов Российской Федерации.

На посольство возложено обеспечение дипломатическими средст­вами развития дружественных отношений, укрепления и развития сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-тех­нической, культурной и других областях между Российской федера­цией и государством пребывания.

В процессе реализации своих функций и полномочий диплома­тические представительства осуществляют координацию деятель­ности и контроль за работой находящихся в стране пребывания иных представительств федеральных органов исполнительной власти, рос­сийских государственных учреждений, предприятий и организаций, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъ­ектов Российской Федерации, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориаль­ных образований. В свою очередь названные представительства, де­легации и группы специалистов оказывают посольству содействие в осуществлении его функций, информируют его о своей деятельности.

В современных условиях резко увеличился поток иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в различном каче­стве. В связи с этим важное значение приобретает деятельность дипломатических представительств по оформлению и выдаче виз на въезд в Российскую Федерацию.

Руководит деятельностью представительства глава дипломатиче­ского представительства (дипломатический представитель). Во главе посольства стоит Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации, а во главе миссии — Чрезвычайный и Полномочный Посланник Российской Федерации или Поверенный в Делах Россий­ской Федерации.*

_________________

* См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 7. Ст. 156.

Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полно­мочный Посланник Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации, Поверенный в Делах Российской Федерации — министром иностранных дел Российской федерации.

Глава дипломатического представительства несет персональную ответственность за организацию и деятельность представительства, его персонала, который включает в себя: а) дипломатический; б) вспомо­гательный; в) обслуживающий персонал. В состав дипломатического персонала входят: посол, посланник; советники по политическим, экономическим, культурным и другим вопросам; первый, второй и третий секретари; атташе и другие сотрудники.

Дипломатический персонал, члены их семей пользуются дипло­матическим иммунитетом, суть которого состоит в личной неприкос­новенности, неприкосновенности их жилища, исключение из юрис­дикции государства пребывания. Дипломатический персонал и члены их семей освобождаются от налогов, сборов в государстве пребыва­ния, от досмотра на таможне личного багажа. Они имеют право бес­препятственно связываться со своей страной.

Являясь правопреемницей СССР, Российская Федерация имеет постоянные представительства при международных организациях: ООН, ЮНЕСКО и др.

Консульские учреждения образуются на основе взаимного согла­шения Российской Федерации с другими государствами. Они функ­ционируют в крупных городах, морских, речных портах государства пребывания.

Консульскими учреждениями являются: консульские отделы дипломатических представительств Российской Федерации, генераль­ные консульства, консульства, вицеконсульства, консульские агент­ства. Их правовой статус закреплен Консульским уставом СССР,* международными нормами, а также соответствующими соглашения­ми между государствами, решившими установить друг с другом кон­сульские отношения. Если в государстве пребывания отсутствует посольство, то с его согласия на консульское учреждение могут быть возложены функции дипломатического представительства.

__________________

* См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 27. Ст. 404

Основным содержанием деятельности консульских учреждений является защита интересов Российской Федерации, ее граждан, уч­реждений и организаций, находящихся в государстве пребывания.

Они содействуют развитию дружественных, экономических, торговых, научно-технических, культурных, туристических связей Российской Федерации с соответствующим государством пребывания; оказывают помощь и содействие представителям государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, морским и воздушным су­дам, а также гражданам Российской Федерации, находящимся в госу­дарстве пребывания.

На них возложен учет российских граждан, в том числе военно­обязанных, постоянно или временно проживающих в государстве пребывания; совершение нотариальных действий; регистрация актов гражданского состояния; выдача, продление паспортов гражданам Российской федерации; оформление виз на въезд, выезд и транзит­ный проезд через территорию Российской Федерации и т.п.

Генеральные консульства, консульства, вице-консульства, кон­сульские агентства возглавляют соответственно генеральные консу­лы, вице-консулы, консульские агенты, которые назначаются и осво­бождаются от должности министром иностранных дел Российской Федерации.

В своей деятельности консульские учреждения подчиняются Ми­нистерству иностранных дел Российской Федерации, а общее руко­водство ими осуществляют главы дипломатических представительств в государстве пребывания.

В состав сотрудников консульского учреждения входят должност­ные лица, административно-технический и обслуживающий персонал.

Персонал консульских учреждений имеет ряд определенных при­вилегий в государстве пребывания (например, освобождение от нало­гов и сборов). Сотрудники консульства обладают иммунитетом от юрисдикции государства пребывания в отношении тех действий, ко­торые совершены ими в процессе осуществления своих служебных обязанностей; пользуются личной неприкосновенностью, служебной переписки и т.д

Наши рекомендации