Органы государственного управления обороной
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России), согласно Положению, утвержденному Указом Президента от 11 ноября 1998 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов
* СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5652.
Схема 35. Организация управления в области обороны
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам обороны.
Минобороны России — центральный орган военного управления, который состоит из главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру. Его возглавляет министр, который непосредственно подчиняется Президенту, а по вопросам, отнесенным законодательством к ведению Правительства, — Председателю Правительства.
Основными задачами Министерства являются:
разработка и принятие мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории;
организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил;
обеспечение финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженных Сил, а также в установленном порядке других войск, воинских формирований и органов, а также развитие и укрепление материально-технической базы Вооруженных Сил;
координация деятельности федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в области обороны;
участие в осуществлении военного строительства в Российской Федерации;
организация работы .с кадрами в Вооруженных Силах;
обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
совершенствование правовой основы деятельности Вооруженных Сил;
укрепление в Вооруженных Силах организованности и воинской дисциплины, совершенствование системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил;
разработка мер, направленных на повышение авторитета и престижа военной службы, на сохранение и приумножение патриотических традиций;
участие в международном сотрудничестве по военным вопросам.
58Органы государственного управления внутренними делами Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента от 18 июля 1996 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, реализации функций органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
Министерство возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: министерства внутренних дел республик; главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований; управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью; Государственная противопожарная служба; территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации.
В целях координации усилий страны с другими государствами в борьбе с преступностью Правительство утвердило 5 января 1995 г. Положение о представителях МВД России в зарубежных государствах*. Эти представители выполняют возложенные на них задачи в государствах пребывания под руководством глав дипломатических представительств России.
В систему МВД России входят внутренние войска, состоящие из округов, соединений, частей, органов управления внутренними войсками.
Деятельность осуществляется Министерством во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств.
Основными задачами Министерства являются:
разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений;
руководство органами внутренних дел и внутренними войсками;
совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности их деятельности;
совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства.
В соответствии с этими задачами Положением подробно определены функции и полномочия Министерства.
Задачи и функции других органов внутренних дел и внутренних войск регламентируются рядом нормативных правовых актов: Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изменениями и дополнениями от 31 марта и 6 декабря 1999 г.)*. Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 12 февраля 1993 г.**, Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. 0 внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»***, Положением о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дед Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 3 марта 1999 г.****, и другими нормативными актами.
Кратко остановимся на некоторых .видах административной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. .
Милиция представляет собой важнейшую составную часть МВД России. Ее задачи: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Ей запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Она не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Она обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Федеральным законом от 6 декабря 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в статью 10 Закона Российской Федерации «О милиции» на милицию возложены также обязанности оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам, кандидатам в депутаты, должностным лицам власти, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, представителям общественных объединений в осуществлении ими законной деятельности, принимать меры по пресечению нарушений в ходе избирательной кампании, при подготовке и проведении референдума.
Милиция подразделяется на криминальную и общественной безопасности (см. схему 38).
Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц.
Криминальная милиция имеет службы: уголовного розыска; борьбы с экономическими преступлениями; борьбы с организованной преступностью; борьбы с незаконным оборотом наркотиков; органы предварительного следствия и другие подразделения по борьбе с преступностью.
Основными Задачами милиций общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.
Милиция общественной безопасности подчиняется МВД России, а также органам исполнительной власти субъектов Федерации. К ней относятся: патрульно-постовая служба; служба участковых инспекторов; Государственная инспекция безопасности дорожного движения; служба вневедомственной охраны; паспортно-визовая служба; лицензионно-разрешительная служба; дежурные части, отряды милиции особого назначения; другие службы (например, в некоторых районах страны подразделения экологической милиции).
Милиция общественной безопасности обязана: выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений и административных правонарушений; оказывать помощь гражданам, пострадавшим от них и от несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; принимать и регистрировать информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности; осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях; обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах; выдавать в соответствии с федеральным законом лицензии на продажу или приобретение гражданского и служебного оружия, разрешения на хранение и ношение его; охранять на основе договоров с собственниками принадлежащее им имущество; принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра.
Милиция общественной безопасности активно участвует в пресечении алкогольного и наркотического опьянения и совершенных в этом состоянии правонарушений, в борьбе с бродяжничеством, проституцией, терроризмом и массовыми нарушениями общественного порядка.
Для выполнения своих задач и функций милиция общественной безопасности наделена необходимыми властными полномочиями, в том числе по применению физической силы, специальных средств и оружия.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД России) действует на основании Положения о ней, утвержденного Указом Президента от 15 июня 1998 г. (см. схему 39). Она осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; обеспечивает соблюдение гражданами нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересе общества и государства.
На Государственную инспекцию возложены обязанности: принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автотранспортными средствами; организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; выдавать лицензии на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регулировать дорожное движение; осуществлять в порядке, определяемом Правительством, государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения.
Для выполнения этих обязанностей ГИБДД имеет необходимые права, в частности:
давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер — привлекать виновных лиц к ответственности;
временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими;
отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами;
составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан, совершивших административное правонарушение.
Государственная противопожарная служба МВД РФ выполняет одну из важнейших функций государства — обеспечение пожарной безопасности, т.е. состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Задачи Службы определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»*.
Государственная противопожарная служба: осуществляет нормативное регулирование в области пожарной безопасности; организует и осуществляет государственный пожарный надзор; организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности; осуществляет тушение пожаров; координирует деятельность других видов пожарной охраны (ведомственной и добровольной); осуществляет единую научно-техническую политику в области пожарной безопасности; осуществляет кадровое обеспечение пожарной охраны.
Для осуществления государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений должностные лица органов управления и подразделений Государственной пожарной службы наделены широкими правами. В частности, они вправе давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, налагать административные взыскания на граждан и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, а также за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Службы. При этом штрафные санкции достаточно ощутимы.
Значительное место в деятельности органов внутренних дел занимают вопросы контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил паспортной системы и регистрационного учета.
Основными нормативными правовыми актами в этой области являются Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»*, постановления Правительства от 8 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»**, от 1 декабря 1997 г. «Об утверждении паспорта моряка»**, а также ряд нормативных актов МВД РФ. Этими актами вместо института прописки и выписки установлен регистрационный учет граждан, но в некоторых городах и регионах России прописка пока сохранена.
Главное отличие прописки от регистрации состоит в том, что прописка носила характер разрешительный, а регистрация несет чисто уведомительную функцию. Теперь каждому россиянину для того, чтобы получить в паспорте регистрационный штамп, достаточно поставить местное отделение внутренних дел в известность о своем местожительстве, предъявив соответствующие документы. Если же гражданин приехал куда-либо на короткое время, ему по предъявлении установленных документов и отсутствии ограничений для регистрации в данном населенном пункте выдается свидетельство о временном проживании.
Снятие граждан с регистрационного учета производится в случаях:
изменения места жительства; призыва на военную службу; осуждения к лишению свободы; признания безвестно отсутствующим; смерти или объявления умершим; выселения из занимаемого жилого помещения.
Цель регистрационного учета — обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Зарегистрированному гражданину, как и в период действовавшей прописки, будет затруднительно скрыться и от уплаты алиментов, и от своих кредиторов, и от правоохранительных органов в случае его розыска.
Регистрационный учет в городах, поселках и т.п., в которых имеются органы внутренних дел, осуществляется именно этими органами, а в остальных населенных пунктах — органами местного самоуправления.
15 августа 1996 г. принят Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»*, согласно которому каждый может свободно .выезжать за пределы страны, а гражданин России имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Право гражданина на выезд может быть временно ограничено в случаях, если он: при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд; призван на военную службу; осужден за совершение преступления; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом; сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов на выезд.
Порядок оформления и выдачи общегражданских заграничных, дипломатических паспортов и паспорта моряка определен Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»*, а также рядом постановлений Правительства**.
Внутренние войска МВД России имеют следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия Пограничным войскам в охране
59Органы Министерства иностранных дел РФ за рубежом Зарубежными органами МИДа России являются дипломатические представительства и консульские учреждения. Организационными формами дипломатических представительств являются посольства и миссии. Они образуются в тех странах, с которыми Российской Федерацией установлены дипломатические отношения.*
____________________
* Следует иметь в виду, что современные дипломатические отношения Российской Федерации, как и бывшего СССР, с другими государствами осуществляются, как правило, на уровне посольств.
Являясь государственным органом внешних сношений Российской Федерации и осуществляя представительство Российской Федерации в государстве пребывания, посольство ведет свою деятельность в соответствии с международными нормами, соглашениями Российской Федерации с правительствами государств пребывания, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением о Посольстве Российской Федерации: утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 года:* Положением о Министерстве иностранных дел Российской федерации и другими нормативными актами.
______________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 45. Ст. 5090.
На посольство возложена функция представительства Российской Федерации в государстве пребывания. Осуществление данной функции предполагает обеспечение проведения единой внешнеполитической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания: защиту ее политических: экономических: национальных интересов, граждан, организаций и учреждений Российской федерации, находящихся в государстве пребывания.
Дипломатическим путем посольство осуществляет сбор информации политического, экономического и иного характера о государстве пребывания. На основе полученной информации оно информирует Президента Российской федерации, Правительство Российской Федерации, МИД России, другие федеральные органы исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и вносит свои предложения Президенту Российской Федерации, а также соответствующим органам государственной власти по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания и обеспечению в нем интересов Российской Федерации.
На посольство возложено обеспечение дипломатическими средствами развития дружественных отношений, укрепления и развития сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях между Российской федерацией и государством пребывания.
В процессе реализации своих функций и полномочий дипломатические представительства осуществляют координацию деятельности и контроль за работой находящихся в стране пребывания иных представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, предприятий и организаций, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований. В свою очередь названные представительства, делегации и группы специалистов оказывают посольству содействие в осуществлении его функций, информируют его о своей деятельности.
В современных условиях резко увеличился поток иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в различном качестве. В связи с этим важное значение приобретает деятельность дипломатических представительств по оформлению и выдаче виз на въезд в Российскую Федерацию.
Руководит деятельностью представительства глава дипломатического представительства (дипломатический представитель). Во главе посольства стоит Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации, а во главе миссии — Чрезвычайный и Полномочный Посланник Российской Федерации или Поверенный в Делах Российской Федерации.*
_________________
* См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 7. Ст. 156.
Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации, Поверенный в Делах Российской Федерации — министром иностранных дел Российской федерации.
Глава дипломатического представительства несет персональную ответственность за организацию и деятельность представительства, его персонала, который включает в себя: а) дипломатический; б) вспомогательный; в) обслуживающий персонал. В состав дипломатического персонала входят: посол, посланник; советники по политическим, экономическим, культурным и другим вопросам; первый, второй и третий секретари; атташе и другие сотрудники.
Дипломатический персонал, члены их семей пользуются дипломатическим иммунитетом, суть которого состоит в личной неприкосновенности, неприкосновенности их жилища, исключение из юрисдикции государства пребывания. Дипломатический персонал и члены их семей освобождаются от налогов, сборов в государстве пребывания, от досмотра на таможне личного багажа. Они имеют право беспрепятственно связываться со своей страной.
Являясь правопреемницей СССР, Российская Федерация имеет постоянные представительства при международных организациях: ООН, ЮНЕСКО и др.
Консульские учреждения образуются на основе взаимного соглашения Российской Федерации с другими государствами. Они функционируют в крупных городах, морских, речных портах государства пребывания.
Консульскими учреждениями являются: консульские отделы дипломатических представительств Российской Федерации, генеральные консульства, консульства, вицеконсульства, консульские агентства. Их правовой статус закреплен Консульским уставом СССР,* международными нормами, а также соответствующими соглашениями между государствами, решившими установить друг с другом консульские отношения. Если в государстве пребывания отсутствует посольство, то с его согласия на консульское учреждение могут быть возложены функции дипломатического представительства.
__________________
* См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 27. Ст. 404
Основным содержанием деятельности консульских учреждений является защита интересов Российской Федерации, ее граждан, учреждений и организаций, находящихся в государстве пребывания.
Они содействуют развитию дружественных, экономических, торговых, научно-технических, культурных, туристических связей Российской Федерации с соответствующим государством пребывания; оказывают помощь и содействие представителям государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, морским и воздушным судам, а также гражданам Российской Федерации, находящимся в государстве пребывания.
На них возложен учет российских граждан, в том числе военнообязанных, постоянно или временно проживающих в государстве пребывания; совершение нотариальных действий; регистрация актов гражданского состояния; выдача, продление паспортов гражданам Российской федерации; оформление виз на въезд, выезд и транзитный проезд через территорию Российской Федерации и т.п.
Генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства возглавляют соответственно генеральные консулы, вице-консулы, консульские агенты, которые назначаются и освобождаются от должности министром иностранных дел Российской Федерации.
В своей деятельности консульские учреждения подчиняются Министерству иностранных дел Российской Федерации, а общее руководство ими осуществляют главы дипломатических представительств в государстве пребывания.
В состав сотрудников консульского учреждения входят должностные лица, административно-технический и обслуживающий персонал.
Персонал консульских учреждений имеет ряд определенных привилегий в государстве пребывания (например, освобождение от налогов и сборов). Сотрудники консульства обладают иммунитетом от юрисдикции государства пребывания в отношении тех действий, которые совершены ими в процессе осуществления своих служебных обязанностей; пользуются личной неприкосновенностью, служебной переписки и т.д