Договоры найма жилого помещения

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО

Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов

3-го курса очной формы обучения по направлению подготовки

40.03.01 «Юриспруденция»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Хабаровск 2015

ББК Х 3

Х 12

Жилищное право : учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов 3-го курса очной формы обучения по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») / сост. Н. В. Корнилова. – Хабаровск : РИЦ ХГУЭП, 2015. – 80 с.

Рецензент О.В. Турчина,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин

Дальневосточного института МВД России, канд. юрид. наук, доцент

Утверждено издательско-библиотечным советом университета в качестве

учебно-методического пособия для студентов

© Корнилова Н.В., 2015

© Хабаровский государственный университет экономики и права, 2015

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Жилищное право» конкретизирует знания, полученные студентами при изучении гражданского права, позволяет изучить особенности жилищных обязательств; выявить проблемы, возникающие с применением положений о них на практике.

При изучении дисциплины «Жилищное право» студенты заочного отделения должны пользоваться программой названной дисциплины, которая подготовлена с учётом положений действующего законодательства.

В процессе изучения дисциплины студенты должны освоить содержание нормативных правовых актов, составляющих в совокупности жилищное законодательство; изучить судебную и судебно-арбитражную практику применения указанного законодательства.

Учебным планом ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права» предусмотрено изучение дисциплины «Жилищное право» студентами 3 курса дневной формы обучения в 5 семестре. Занятия проводятся в форме лекций, практических занятий и консультаций.

На лекциях даются основы теоретических знаний по дисциплине, раскрываются наиболее сложные вопросы юридической науки и практики.

Целью проведения практических занятий является приобретение практических навыков применения положений законодательства. Надлежащая подготовка к практическим занятиям является залогом успешного освоения дисциплины «Жилищное право».

По каждой теме, изучаемой на практических занятиях, дается план для её подготовки, которого необходимо придерживаться.

Задачи составлены на основе реальных судебных дел, опубликованной практики судов, использованы материалы практикумов, предназначенных для студентов юридических вузов и факультетов.

В связи с тем, что Вы должны быть готовы как к теоретическим вопросам, так и практическим заданиям, то, несомненно, большое внимание должно быть уделено самостоятельной работе при изучении дисциплины.

Целью самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами самостоятельной работы являются:

– систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

– углубление и расширение теоретических знаний;

– формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

– развитие исследовательских умений;

– использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарских и практических занятиях, для эффективной подготовки к итоговому зачёту по жилищному праву.

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний и умений по дисциплине, осуществляемый при методическом руководстве, но без непосредственного или частичного участия преподавателя в специально отведённое для этого аудиторное или внеаудиторное время. Основными формами организации самостоятельной работы студентов являются:

а) аудиторная самостоятельная работа под руководством преподавателя – работа, выполняемая на практических, семинарских занятиях под непосредственным руководством, контролем преподавателя и по его заданию. Эта работа может заключаться в решении юридических казусов, заданных преподавателем непосредственно на практическом занятии, построении таблиц, проведении сравнительно-правового анализа норм права и другом. Ответы студентов всегда должны быть обоснованы ссылками на нормы права, акты высших судебных органов, подлежащие, по мнению студентов, применению в рассматриваемом случае. В связи с этим рекомендуется иметь на семинарах и практических занятиях нормативные правовые акты, акты высших судебных органов на бумажном или электронном носителе. С необходимыми нормативными правовыми актами также можно ознакомиться на официальных сайтах компаний «КонсультантПлюс» (http://www.consultant.ru), «ГАРАНТ» (http://www.garant.ru), Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru), Верховного Суда РФ (http://www.vsrf.ru);

б) внеаудиторная самостоятельная работа под руководством преподавателя, в рамках которой преподаватель, с одной стороны, оказывает индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий. Эта работа осуществляется студентом в ходе получения текущих консультаций по дисциплине.

До встречи с преподавателем на консультации студенту рекомендуется изучить теоретический и практический материал по интересующей теме, проанализировать выявленные проблемы теоретического и прикладного характера, осмыслить их, найти варианты решений, записать интересующие вопросы, предложения и обсудить их с преподавателем в ходе беседы;

в) внеаудиторная самостоятельная работа – работа, выполняемая вне аудитории по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Данная работа проводится студентом при подготовке к аудиторным занятиям и зачёту, изучении теоретического материала.

Качественное выполнение этой работы во многом зависит от посещения студентами лекционных занятий, следования рекомендациям преподавателей по вопросам изучения дисциплины.

Кроме непосредственного изучения нормативных правовых актов и актов высших судебных органов, весьма важно систематически знакомиться с судебной практикой, публикуемой в Бюллетене Верховного Суда РФ, на официальных сайтах судов общей юрисдикции и арбитражных судов. При подготовке к семинарскому и практическому занятиям рекомендуется пользоваться нормативно-правовыми актами, актами высших судебных органов и литературой, перечень которых содержится в настоящих методических указаниях. Поэтому практические задания и задачи нужно решить письменно. Решение должно быть теоретически обоснованным и содержать указание на подлежащие применению нормы права.

Для успешного решения задач следует обратиться к нормативно-правовым актам, актам их официального толкования, постановлениям Конституционного Суда РФ, а также к литературе, указанной как в программе дисциплины «Жилищное право», так и к каждой из тем практических занятий.

При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить прежде всего положения Конституции РФ, действующих Гражданского и Жилищного кодексов РФ, а также ранее действующих кодифицированных нормативно-правовых актов.

Необходимо отметить, что законодательство о жилищных обязательствах динамично, а ответы должны быть основаны прежде всего на положениях действующего законодательства. Поэтому при подготовке к практическому занятию следует тщательно изучать положения принятых нормативно-правовых актов. Для их отслеживания необходимо обращаться к таким изданиям, как «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень Верховного Суда РФ» и другим, а также рекомендуется знакомиться с публикациями в юридических изданиях, таких как «Правоведение», «Российская юстиция», «Жилищное право», «Семейное и жилищное право» использовать материалы, содержащиеся в информационно-правовых базах, в частности информационно-правовой системе «Консультант Плюс».

При изучении литературы необходимо конспектировать содержание изучаемого источника с тем, чтобы можно было их использовать в своём выступлении. Необходимо знать дискуссионные вопросы изучаемой темы, точки зрения учёных различных школ на одну и ту же тему, составить собственное мнение по исследуемому вопросу.

По итогам изучения дисциплины «Жилищное право» студенты сдают зачёт.

Программа дисциплины «Жилищное право»

Раздел 1. Общие положения жилищного права.

Право на жилище

Право граждан на жилище. Конституция РФ о праве граждан на жилище. Содержание права на жилище. Формы удовлетворения жилищных потребностей граждан, способы и юридические гарантии осуществления права на жилище. Жилищные права и обязанности граждан.

Понятие и принципы жилищного права. Место жилищного права в системе права.

Развитие науки жилищного права.

Источники жилищного права

Жилищное право и жилищное законодательство. Понятие источников жилищного права. Структура и состав жилищного законодательства. Жилищный кодекс и другие федеральные законы как источники жилищного права. Жилищные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Жилищные программы и другие акты по вопросам, связанным с регулированием жилищных отношений.

Жилищное и гражданское законодательство.

Объекты жилищных прав

Понятие и виды объектов жилищных прав.

Жилые помещения: понятие, виды и назначение жилых помещений. Требования, предъявляемые к новым жилым помещениям при их регистрации, учете и сдаче в эксплуатацию.

Пределы осуществления и ограничения прав на жилое помещение

Понятие и виды жилищных фондов. Учетный жилищный фонд и его составные элементы. Государственный жилищный фонд. Жилищный фонд, находящийся в собственности муниципальных образований. Частный жилищный фонд.

Перевод жилых помещений в нежилые и исключение жилых домов (жилых помещений) из жилищного фонда.

Переустройство и перепланировка жилого помещения.

Наёмные дома

Понятие наёмного дома. Установление и изменение цели использования здания в качестве наемного дома, прекращение использования здания в качестве наемного дома. Учёт наёмных домов социального использования. Государственная, муниципальная и (или) иная поддержка для создания, эксплуатации наёмного дома социального использование. Управление наёмным домом.

Управление жилым помещением

ПЛАНЫ И ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ И

ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

К семинарскому занятию студенту необходимо иметь нормативно-правовые акты (ЖК РФ и другие в соответствии с темой), конспект вопросов темы семинарского занятия, письменное решение задач.

План

1. Право граждан на жилище: понятие, содержание и юридическая природа.

2. Понятие жилищного права и жилищного законодательства.

3. Источники жилищного права.

4. Понятие и виды жилищных фондов. Жилые помещения: понятие, признаки, виды и назначение.

5. Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

6. Перевод жилых помещений в нежилые и исключение жилых домов (жилых помещений) из жилищного фонда.

7. Пределы осуществления и ограничения прав на жилое помещение.

Самостоятельная работа бакалавранта

1. Изучение основной и дополнительной литературы, нормативно-правовых актов и актов высших судебных органов по вопросам темы семинарского и практического занятий. При подготовке и обсуждении дискуссионной темы о праве граждан на жилище необходимо ознакомиться, в частности, с трудами таких ученых, как Ю.К. Толстой, А.Ю. Кабалкин, В.П. Грибанов.

Особое внимание следует уделить изучению предмета и метода жилищного права, разобравшись с правовой природой жилищных отношений. При этом необходимо обратиться к нормативным актам. Для этого у каждого студента должны быть первоисточники, а именно: Конституция РФ, Жилищный кодекс РФ и другие нормативные правовые акты.

При изучении вопроса о понятии и признаках жилых помещений, необходимо последовательно раскрыть каждый из признаков жилого помещения (отнесение к недвижимой вещи, пригодность для постоянного проживания и др.).

При подготовке вопроса о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции необходимо уяснить положение Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

При подготовке и на самом практическом занятии необходимо исследовать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

2. Подготовка рефератов и эссе по одной из рекомендуемых тем:

2.1. Понятие, признаки и виды жилых помещений.

2.2. Перевод жилых помещений в нежилые и исключение жилых домов (жилых помещений) из жилищного фонда.

2.3. Развитие науки жилищного права.

2.4. Переустройство и перепланировка жилого помещения.

3. Подготовка презентаций по темам:

3.1. Право на жилище.

3.2. Объекты жилищных прав.

4. Выполнение в письменной форме практических заданий и решение задач.

Задание

Назовите условия, соблюдение которых необходимо для того, чтобы осуществить переустройство и перепланировку жилого помещения, занимаемого нанимателем по договору социального найма жилого помещения.

Задачи

Задача 1

Семёнова проживает в однокомнатной квартире, в которой она зарегистрирована. Квартира принадлежат Семёновой на праве собственности. После смерти бабушки Семёнова получила по праву наследования двухкомнатную квартиру. Она обратилась с заявлением о регистрации её в квартире, полученной по наследству, однако получила отказ. Семёнова обратилась в суд с требованием обязать соответствующие органы зарегистрировать её в двухкомнатной квартире, так как такой отказ ограничивает её право на свободный выбор места жительства.

Решите дело. Что понимается под регистрацией? Что понимается под правом на свободный выбор места пребывания и жительства?

Задача 2

Гражданка Рожкова в течение 6 лет находилась в фактических брачных отношениях с гражданином Ивановым и проживала в его квартире 6 лет, оставаясь зарегистрированной в другом жилом помещении вместе с сыном и его женой. После смерти родителей Иванова она поставила вопрос о регистрации в его квартире, на что Иванов согласия не дал.

Рожкова обратилась в суд. Судом было отказано в иске на том основании, что заявительница не является членом семьи нанимателя, и поэтому не приобрела права на жилое помещение. Кроме того, её вселение проводилось с нарушением условий о регистрации.

Правильно ли разрешено дело? Является ли наличие (отсутствие) регистрации свидетельством наличия (отсутствия) прав на жилое помещение?

Задача 3

Климова, проживая в г. Сочи, сдавала летом жильё. Семья Озеровых, приехав отдохнуть в г. Сочи, обратилась с просьбой к Климовой сдать какое-либо жильё для проживания в течение двух лет. Климова предложила Озеровым поселиться в вагончике. Озеровы согласились.

Как можно охарактеризовать отношения между Климовой и Озеровыми? Являются ли данные отношения жилищными? Чем регулируются такие отношения?

Задача 4

Самохвалов обратился в суд с иском к Ковровым, отцу и дочери, о вселении в трёхкомнатную квартиру, указывая в заявлении, что он вступил в брак с Ковровой и с согласия её отца Коврова зарегистрировался в квартире. Однако в квартиру он не вселился, а вместе с женой снимал жильё по договору коммерческого найма. Через два года Самохвалов и Коврова расторгли брак, и Самохвалов решил поселиться в квартире, в которой он зарегистрирован, против чего возражали Ковровы.

Решите дело. Создаёт ли регистрация гражданина в жилом помещении право на данную жилую площадь?

Задача 5

Иванов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пытался открыть входную дверь и сломал домофон в доме, в котором он проживал по договору социального найма жилого помещения.

Подпадает ли данный случай под действие жилищного законодательства? Если данный случай не подпадает под действие жилищного законодательства, то нормами какой отрасли права будут регулироваться данные отношения?

Задача 6

Селезнев проживал в двухкомнатной квартире, где постоянно собирались компании и устраивали пьяные дебоши. Соседи систематически жаловались на Селезнева, но он не прекращал свои действия.

Может ли Селезнев быть выселен из квартиры без предоставления жилого помещения? Каковы условия прекращения права собственности на жилое помещение?

Задача 7

В связи со взрывом газового баллона был разрушен подъезд пятиэтажного дома.

Должны ли жильцам дома предоставить жилье? Если должны, то каким требованиям оно должно соответствовать? В случае восстановления дома могут ли жильцы требовать предоставления им квартиры в данном доме?

Нормативные правовые акты

[1; 2; 3; 7; 8; 19; 20; 31; 32; 38; 45; 49; 57; 58; 62; 72; 76, с. 59 – 67].

План

1. История развития договора найма жилого помещения.

2. Договор найма жилого помещения в зарубежном праве.

3. Договор найма жилого помещения как основание владения и пользования жилым помещением: понятие, признаки и особенности правового регулирования.

4. Договор найма жилого помещения и смежные договоры.

5. Правовая природа договора найма жилого помещения.

6. Система договоров найма жилого помещения.

7. Договор социального найма жилого помещения: понятие и особенности правового регулирования:

7.1. Порядок и условия предоставления гражданам жилых помещений для проживания на основе договора социального найма жилого помещения.

7.2. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их учёта.

7.3. Очередность предоставления жилых помещений.

7.4. Норма жилой площади. Учёт интересов граждан при предоставлении жилой площади. Решение органа о предоставлении жилого помещения.

7.5. Элементы договора социального найма жилого помещения.

7.6. Ответственность сторон по договору социального найма жилого помещения.

8. Прекращение договора социального найма жилого помещения.

8.1.Изменение договора социального найма жилого помещения: понятие и основания изменения.

8.2. Расторжение договора социального найма. Расторжение договора найма по инициативе наймодателя: основания, порядок и случаи выселения с предоставлением другого благоустроенного или иного жилого помещения. Основания и порядок выселения граждан без предоставления жилого помещения.

9. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования: понятие, признаки, особенности правового регулирования, элементы и прекращение.

10. Наемные дома: понятие и особенности правового регулирования.

Самостоятельная работа бакалавранта

1. Изучение основной и дополнительной литературы, нормативно-правовых актов и актов высших судебных органов по вопросам темы семинарского и практического занятий.

При изучении настоящей темы рекомендуется использовать дополнительную литературу и учебники разных авторов, где изложены различные точки зрения по вопросам оснований классификации договоров найма жилого помещения.

Полезным для характеристики современных договоров найма жилого помещения будет обращение к истории развития договоров найма жилого помещения в российском гражданском праве, а также к опыту других стран (Франция, Германия, Англия и др.).

При изучении вопроса о порядке и условиях предоставления гражданам жилых помещений для проживания на основе договора социального найма жилого помещения необходимо обратиться к положениям регионального законодательства, в частности, Закона Хабаровского края от 13.10.2005 г. № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае». Несомненно, важным будет обращение к судебной практике, в том числе и региональной, при изучении вопросов темы, в частности, о порядке и случаях выселения из жилого помещения по договору социального найма жилого помещения.

В порядке сопоставления с договором социального найма жилого помещения может быть изучен договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, который появился сравнительно недавно в нашем жилищном законодательстве. На основе этого договора, в частности, предоставляются жилые помещения в наёмных домах. В таких домах предоставляются жилые помещения гражданам, не относящимся к малоимущим, но не имеющих возможности приобрести жилое помещение в собственность.

2. Подготовка рефератов и эссе по одной из рекомендуемых тем:

2.1. Правовая природа договоров найма жилого помещения.

2.2. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их учёта (на примере Хабаровского края).

2.3. Плата за жилье и коммунальные услуги по договору социального найма жилого помещения.

2.4. Прекращение договора социального найма жилого помещения.

2.5. Наёмные дома: понятие, история развития и становления.

3. Подготовка презентаций по темам:

3.1. Договор социального найма жилого помещения.

3.2. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

4. Выполнение в письменной форме практических заданий и решение задач.

Задачи

Задача 1

Фирсов по устной договоренности с Самохиным вселился в его квартиру сроком на пять лет. По истечении срока Самохин потребовал от Фирсова выселения из занимаемого жилого помещения. Фирсов отказался выезжать из квартиры, так как полагал, что вселился в квартиру на условиях договора социального найма.

Самохин обратился в суд с иском о выселении Фирсова.

Решите дело. Изменится ли решение, если станет известно, что Самохиными решил сдать квартиру Васильеву?

Задача 2

Семья Ефимова на основании решения о предоставлении жилого помещения проживала в двухкомнатной квартире. Через 5 лет заводом был предъявлен иск о выселении Ефимовых из квартиры без предоставления другого жилого помещения со ссылкой на ст. 683 ГК РФ.

Решите дело. Какой вид договора найма имел место в данном случае? В чём отличие договора социального найма жилого помещения от договора коммерческого найма жилого помещения?

Задача 3

Дзасурова проживала в г. Грозном и являлась собственницей двухкомнатной квартиры. В результате проведения антитеррористической операции её жилище оказалось разрушенным. Приехав в Хабаровск, Дзасурова потребовала предоставления ей такой же по стоимости и метражу квартиры.

Является ли требование Дзасуровой законным? Если требование Дзасуровой является законным, то в какие органы она должна обратиться для постановки на учёт? Может ли Дзасурова требовать предоставления ей аналогичной жилой площади в городе Хабаровске?

Задача 4

Ивлева по договору найма сдала квартиру Прохорову, который устроил в ней склад товаров и торговал ими на рынке. Узнав об этом, Ивлева подала в суд иск к Прохорову, в котором потребовала досрочного расторжения договора найма.

Решите дело. Влияет ли на решение правовая природа договора найма жилого помещения?

Задача 5

Семья Фёдоровых из четырёх человек проживает в однокомнатной квартире в г. Хабаровске. Заработная плата Фёдорова составляет 22 тыс. руб., Фёдоровой – 14 тыс. рублей. В собственности у них находится дача стоимость 220 тыс. руб., а также автомобиль стоимостью 400 тыс. рублей.

Может ли семья Фёдоровых быть признана малоимущей? Решите дело при условии: 1) квартира принадлежит Фёдоровым по договору социального найма жилого помещения; 2) квартира находится в собственности Фёдоровых, её стоимость 2700 тыс. рублей.

Задача 6

Кротов, проживавший по договору социального найма в двухкомнатной квартире, был осуждён сроком на 5 лет. Его квартиру предоставили семье очередника Абрамова, состоявшей из трёх человек, включая дочь Анну трёх лет.

Вернувшись через 5 лет, Кротов потребовал возвратить ему квартиру, в которой он проживал до осуждения. Однако ему предложили стать на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кротов, не согласившись с предложенным, обратился в суд с иском о возврате ему квартиры, которую он занимал до осуждения, а также возмещении убытков, которые он понёс в связи с утратой вещей, находившихся в его квартире.

Решите дело.

Задача 7

В квартире Ивановых завершился ремонт, во время которого была осуществлена перепланировка. Было разрушено несколько стен, в том числе и несущая стена. Как выяснилось, разрешение на перепланировку Ивановы не получали. В квартире Петровых, соседей снизу, начала сыпаться штукатурка. Обеспокоенные этим Петровы потребовали у Ивановых привести квартиру в прежнее состояние. Ивановы отказались. Петровы обратились в местную администрацию с требованием расторгнуть с Ивановыми договор социального найма жилого помещения.

Является ли незаконная перепланировка основанием для расторжения договора социального найма жилого помещения? Какие меры могут быть приняты в отношении Ивановых?

Нормативные правовые акты

[1; 3; 7; 8; 31; 36; 38; 41; 42; 44; 49; 50; 52; 58; 72; 76, с. 59 – 67].

План

1. Понятие и виды специализированных жилых помещений.

2. Служебные жилые помещения: понятие, основание и порядок предоставления, пользование и выселение.

3. Общежития как вид специализированных помещений: понятие, виды, порядок пользования и выселения.

4. Жилые помещения маневренного жилого фонда.

5. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения.

6. Жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами и вынужденными переселенцами.

7. Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

8. Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Самостоятельная работа бакалавранта

1. Изучение основной и дополнительной литературы, нормативно-правовых актов и актов высших судебных органов по вопросам темы семинарского и практического занятий.

При изучении настоящей темы рекомендуется использовать дополнительную литературу и учебники разных авторов, где изложены положения о различных видах специализированных жилых помещений.

При этом особо внимание следует обратить на основания и порядок предоставления жилых помещений в каждом из видов специализированных жилых помещений. Несомненно, важным будет обращение к судебной практике, в том числе и региональной, при изучении вопросов темы, в частности, порядку и случаям выселения из отдельных видов специализированных жилых помещений.

Важным представляется и обращение к региональному законодательству, в котором получают закрепление положения об отдельных видах специализированных жилых помещений.

2. Подготовка рефератов и эссе по одной из рекомендуемых тем:

2.1.Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере Хабаровского края).

2.2. Обеспечение жилыми помещениями маневренного жилого фонда (на примере Хабаровского края).

3. Подготовка презентаций по темам:

3.1.Служебные жилые помещения.

3.2. Общежития как вид специализированных помещений.

3.3. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения.

3.4. Жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами и вынужденными переселенцами.

4. Выполнение в письменной форме практических заданий и решение задач.

Задачи

Задача 1

Слесарь Баранов проживал в однокомнатной служебной квартире с несовершеннолетним сыном. После семи лет работы Баранов уволился по собственному желанию. Баранову с сыном было предложено освободить служебную жилую площадь. Он отказался, обосновав это тем, что является одиноким отцом и на его иждивении находится несовершеннолетний сын. В суд поступило исковое заявление о выселении семьи Барановых без предоставления другого жилого помещения.

Решите дело. Изменится ли решение, если сыну Баранова будет 19 лет?

Задача 2

Комаров работал технологом на заводе. Ему была предоставлена трёхкомнатная благоустроенная квартира на семью из четырёх человек.

По истечении 12 лет работы он был уволен по собственному желанию. Завод обратился в суд с иском о выселении семьи Комаровых с семьёй с предоставлением другого жилого помещения в связи с тем, что квартира является служебной. Комаров иск не признал и указал, что, во-первых, в момент вселения в квартиру администрация завода не поставила его в известность о служебном характере квартиры, а, во-вторых, на заводе продолжает работать его супруга.

Кроме того, помещение, которое предоставили семье Комаровых, не отвечает санитарным нормам, и в нём невозможно проживать с двумя детьми.

Решите дело.

Задача 3

Слесарь Маркин проживал с женой и малолетними дочерью и сыном в двухкомнатной служебной квартире. Однако через пять лет после получения квартиры он расторг брак с супругой и ушёл из семьи. Был предъявлен иск о выселении Маркиной с детьми из жилого помещения.

Кто может обратиться с таким иском? Решите дело.

Задача 4

А. Симонов, его жена и пятилетняя дочь вселились в квартиру Б. Симонова, отца А. Симонова, как члены семьи. Б. Симонов получил квартиру в связи с работой на заводе, но после вселения семьи сына в квартиру он переехал в другую квартиру по новому месту работы. Завод обратился в суд с иском о выселении А. Симонова с семьёй из квартиры без предоставления другого жилого помещения, так как он проживает в служебном жилом помещении, не имея трудовых отношений с заводом. Выяснилось, что квартира была включена в число служебных после того, как Б. Симонов прекратил трудовые отношения с заводом и переехал в другую квартиру.

Решите дело.

Задача 5

Анастасия и Иван Борисовы вместе с малолетним сыном проживают в двухкомнатной квартире, которая была предоставлена им в связи с трудовыми отношениями с заводом, жилой фонд которого включён в число служебных жилых помещений. Завод обратился в суд с иском о выселении семьи Борисовых, так как Анастасия Борисова была уволена в связи с сокращением её должности, а Иван Борисов – по собственному желанию.

Решите дело.

Задача 6

Самойлова обратилась в суд с иском к своему бывшему мужу Самойлову о разделе двухкомнатной квартиры и закреплении за ней права на одну из комнат.

Самойлов просил в иске отказать, так как квартира является служебной, а он продолжает работать в организации, предоставившей ему эту квартиру.

Решите дело.

Задача 7

Семье капитана Миронова была предоставлена двухкомнатная служебная квартира. Во время командировки в Чечню капитан Миронов погиб.

Может ли семья Мироновых быть выселена из квартиры?

Задача 8

Семья Блиновых проживала в двухкомнатной квартире. Через некоторое время семье Блиновых была предоставлена служебная трёхкомнатная квартира, в которую они переселились. В освободившуюся двухкомнатную квартиру была поселена семья Самойлова, который является участником Великой Отечественной войны. Через некоторое время решение о предоставлении служебного помещения было признано незаконным, так как Блинов не относится к числу лиц, которым предоставляется служебное жилое помещение. Семью Блиновых было решено переселить в двухкомнатную квартиру.

Решите дело.

Задача 9

Климова поступила в Хабаровского государственного университета экономики и права и поселилась в общежитии. На втором курсе она вышла замуж за однокурсника Ковалева. На четвёртом курсе Климова родила сына и ушла в академический отпуск. Её муж продолжал обучение.

Могут ли Климову с ребёнком выселить из общежития?

Задача 10

В доме № 5 по улице Новослободской было решено произвести капитальный ремонт.

Должно ли жильцам предоставляться жилое помещение на время ремонта? Каким требованиям оно должно соответствовать?

Нормативные правовые акты

[3; 7; 8; 10; 12; 13; 24; 25; 33; 34; 46; 47; 48; 51; 55; 61; 63; 64; 66; 68; 69; 70; 75; 77, с. 59 – 67].

Понятие и элементы.

Жилого помещения.

План

1. Понятие и особенности правового регулирования договора коммерческого найма жилого помещения.

2. Стороны договора коммерческого найма жилого помещения.

3. Предмет договора коммерческого найма жилого помещения.

4. Срок договора коммерческого найма жилого помещения.

5. Форма договора коммерческого найма жилого помещения.

6. Содержание договора коммерческого найма жилого помещения.

7. Ответственность сторон по договору коммерческого найма жилого помещения.

8. Изменение и расторжение договора коммерческого найма жилого помещения.

9. Члены семьи нанимателя и собственника жилого помещения

9.1. Понятие члена семьи нанимателя и собственника жилого помещения.

9.2. Жилищные права супруга нанимателя и собственника. Последствия признания брака недействительным и расторжение брака для жилищных прав бывших супругов.

9.3. Права детей и родителей на жилое помещение.

9.4. Условия признания иных лиц членами семьи нанимателя и собственника.

9.5. Вселение в жилое помещение, занимаемое нанимателем и собственником:

а) постоянных пользователей;

б) временных жильцов.

9.6. Выселение из жилого помещения бывших членов семьи нанимателя и собственника.

Самостоятельная работа бакалавранта

1. Изучение основной и дополнительной литературы, нормативно-правовых актов и актов высших судебных органов по вопросам темы семинарского и практического занятий.

При изучении настоящей темы рекомендуется использовать дополнительную литературу и учебники разных авторов, где изложены различные точки зрения о месте договора коммерческого найма жилого помещения в системе договоров найма жилого помещения. Полезным для характеристики договора коммерческого найма жилого помещения будет его сопоставление с иными видами договоров найма жилого помещения.

При рассмотрении элементов договора коммерческого найма жилого помещения следует особое внимание обратить на форму договора, последствия её несоблюдения; порядок определения цены по договору коммерческого найма жилого помещения. Несомненно, важным будет обращение к судебной практике, в том числе и региональной, при изучении вопросов темы, в частности, порядку и случаям выселения из жилого помещения по договору коммерческого найма жилого помещения.

При изучении вопроса

Наши рекомендации