К занятию 5 решить письменно в тетради казус 1.
Казус 1. Во время поездки Чандрагупта Махавишну в Китай его раб Вису, находившийся на рабском пекулии, получил от ростовщика Нанда Брамапутра, относившегося к варне вайшьев, взаймы десять серебряных монет под шесть процентов в месяц. Однако по истечении срока договора займа долг не был возвращён. Когда Чандрагупта Махавишну вернулся из поездки домой, к нему пришел ростовщик Нанда Брамапутра, требуя возмещения долга. Однако, Чандрагупта Махавишну отказался выплачивать долг, заявив, что договор был заключён с нарушением правил, установленных Великим Ману. Как решится спор на основе Законов Ману? Правомерны ли действия сторон? Каковы условия действительности договоров по Законам Ману?
Проблемный вопрос к занятию 5: Чем объяснить привилегированный статус брахмáнов?
Занятие 6 (лекции 1, 2, 3, 4, 5), 7 (лекции 6, 7). Причины и исторические условия возникновения государства. Возникновение и государственный строй ранней монархии. Возникновение территориальных государств и деспотической монархии в Египте и Месопотамии. Государственный строй древневосточной деспотической монархии (выучить наизусть термины легитимность, легальность, правящий класс). Создание мировых империй на Древнем Востоке. Файл «Лекции по истории древневосточного государственного права». Лекции № 1-7.
Проблемные вопрос к занятию 6. Сравните общину-государство с территориальным государством: общее и особенное.
Проблемные вопросы к занятию 7. Сравните раннюю и деспотическую монархию: общее и особенное. Почему возникают и гибнут империи?
Занятие 8 (лекции № 1, 2, 3, 4), 9 (лекции 5, 6,7), 10 (лекции № 8, 9). Античное (греко-римское) и византийское государственное право. Файл «Лекции по истории античного и византийского государственного права». Лекции № 1-9.
Проблемный вопрос к занятию 9: Какая форма правления лучше – древневосточная деспотическая монархия или афинская демократическая республика? Какие факторы влияют на установление формы правления? По каким критериям сравнивать формы правления?
Проблемный вопрос к занятию 10: Сравнение государственного строя древневосточной деспотической монархии, абсолютной военно-бюрократической монархии периода домината в древнем Риме и православной самодержавно-бюрократической монархии в Византийской империи: общее и особенное.
Обязательная таблица № 1 (1 балл): Сравнительная характеристика ранней монархии и аристократической республики в Афинах и Риме по вопросам: 1) образование ранней монархии (синойкизм, филы-трибы, фратрии-курии, роды); 2) государственный строй ранней монархии (басилей - рекс, совет знати - сенат, народное собрание – куриатные комиции); 3) переход к аристократической республике; 4) государственный строй аристократической республики (народное собрание – три народных собрания, ареопаг – сенат, магистраты ординарные и экстроординарные (диктатор), общая характеристика магистратов римской республики (выборность, безвозмездность и т.д.); 4) правовое положение населения (эвпатриды, демос, патриции, плебеи, клиенты, рабы). Файл «Лекции по истории античного и византийского государственного права». Лекции № 1-2.
Таблица выполняется в тетради письменно или на листах формата А-4 компьютерным набором, объем не менее 12 страниц формата А-4, кегль -12, междустрочный интервал ординарный.
Необязательная таблица № 1-а (1 балл): Сравнительная характеристика государственного строя Афинской демократической V-IV вв. до н.э. и Римской аристократической VI-I вв. до н. э. республик по вопросам: 1) форма правления (демократическая республика – аристократическая республика); 2) народное собрание (экклесия – куриатные, центуриатные, трибутные комиции); 3) совет (буле-сенат, гелиэя); 4) магистраты (ординарные и экстроординарные, общая характеристика магистратов (выборность, коллегиальность и т.д.).
Таблица выполняется в тетради письменно или на листах формата А-4 компьютерным набором, объем не менее 12 страниц формата А-4, кегль -12, междустрочный интервал ординарный.
Необязательная таблица № 1-б (1 балл): Сравнительная характеристика государственного строя Рима в период империи (принципата и домината) по вопросам: 1) форма правления (принципат-доминат, их юридическая природа); 2) правовое положение императора (сосредоточение республиканских магистратур в руках императора, империум принцепса, культ императоров, отсутствие закона о престолонаследии и его последствия, христианство); 3) сенат и комиции; 4) центральные органы управления, бюрократический аппарат управления; 5) местное управление; 6) правовое положение населения.
Таблица выполняется в тетради письменно или на листах формата А-4 компьютерным набором, объем не менее 12 страниц формата А-4, кегль -12, интервал ординарный.
Занятие 11. Контрольная работа № 1 (8 неделя – 9-13.10. 2017 г.).Файл «Вопросы и тексты лекций 1-й контрольной работы по ИГПЗС»: 7 вопросов по древневосточному государственному праву и 9 вопросов по истории античного (греко-римского) и византийского государственного права, итого 16 вопросов. Тоже самое в файлах: «Лекции по истории древневосточного государственного права». Лекции № 1-7. Файл «Лекции по истории античного и византийского государственного права». Лекции № 1-9.
Занятие 12 (лекции № 1, 2, 3), 13 (лекции № 4, 5), 14 (лекции № 6, 7). История государственного права в государствах Западной Европы в средние века V - XVII – XVIII веков. Файл «Лекции по истории государственного права в государствах Западной Европы в средние века V - XVII – XVIII веков». Лекции № 1-7.
Проблемный вопрос к занятию 12: Сравните государственный строй ранней монархии в древнем Египте, в древнем Риме и у франков: общее и особенное.
Проблемный вопрос к занятию 13: Сравнительная характеристика сословно-представительных органов во Франции (Французские Генеральные штаты), Англии (Английский парламент) и Германии (Общегерманский рейхстаг и ландтаги) в XIII-XV вв.: общее и особенное.
Проблемный вопрос к занятию 14: Сравнение государственного строя древневосточной деспотической монархии, абсолютной военно-бюрократической монархии периода домината в древнем Риме, православной самодержавно-бюрократической монархии в Византийской империи и абсолютной монархии XVI-XVIII вв. в государствах Западной Европы (Франции, Германии, Англии): общее и особенное.
Обязательная таблица № 2 (1 балл). Сравнительная характеристика сословно-представительных органов во Франции (Французские Генеральные штаты), Англии (Английский парламент) и Германии (Общегерманский рейхстаг и ландтаги) в XIII-XV вв. по вопросам:1) история возникновения; 2) структура, состав и порядок формирования палат; 3) компетенция (полномочия); 4) историческое значение (причины упадка французских Генеральных штатов; значение английского парламента, общегерманского рейхстага и ландтагов). Файл «Лекции по истории государственного права в государствах Западной Европы в средние века V - XVII – XVIII веков». Лекции № 4-5.
Таблица выполняется в тетради письменно или на листах формата А-4 компьютерным набором, объем не менее 12 страниц формата А-4, кегль -12, междустрочный интервал ординарный.
Занятие 15 (лекция № 1, по лекциям № 2, 3, 4 вопросы: понятие преступления, субъект преступления, субъективная сторона преступления), 16 (по лекциям № 2, 3, 4 вопросы; цели, принципы и виды уголовных наказаний, классификация преступлений). Принуждение в догосударственный период: кровная месть, изгнание из общины, ограничение кровной мести, талион и частные композиции (выкупы). История западного уголовного права в V-начале XX вв.: Уголовное право древних германцев в период мести, частных композиций и Варварских правд V - IX веков. Уголовное право Франции, Германии и Англии в период государственных, устрашающих наказаний XVI- середины XVIII веков. Уголовное право Франции, Германии и Англии в период кодификации и гуманизации (вторая половина XVIII в., 1764 г. - начало XX в.). Французский уголовный кодекс (Code penal) 1810 года. Германский уголовный кодекс 1871 года. Файл «Лекции по истории уголовного права западных государств в V-XX вв.». Лекции № 1-4.
Проблемный вопрос к занятию 15: Почему в раннем уголовном праве не учитывалась вина при назначении наказания? Чем объяснить коллективную ответственность общины за убийства и кражи, совершённые на её территории у древних германцев, евреев, китайцев, вавилонян? Почему в раннем и средневековом уголовном праве наказанию подвергались животные и неодушевлённые предметы?
Обязательная таблица № 3 (2 балла, объём не менее 16 страниц формата А-4, кегль- 12, интервал между строк ординарный). Сравнительная характеристика западного уголовного права V-начала XX вв. по трём периодам: 1) Уголовное право древних германцев в период мести, частных композиций и Варварских правд V - IX веков; 2) Уголовное право Франции, Германии и Англии в период государственных, устрашающих наказаний XVI- середины XVIII веков; 3) Уголовное право Франции, Германии и Англии в период кодификации и гуманизации (вторая половина XVIII в., 1764 г. - начало XX в.). Французский уголовный кодекс (Code penal) 1810 года. Германский уголовный кодекс 1871 года. Вопросы для сравнения:1) Источники уголовного права (источники уголовного права древних германцев, источники уголовного права во Франции, Германии и в АнглииXVI- середины XVIII веков, аналогия закона и аналогия права, уголовный закон как единственный источник уголовного права Франции и Германии, Французский уголовный кодекс 1810 г.: общая и особенная части, кодификация германского уголовного права в отдельных германских государствах (1751-1871), отмена аналогии закона и аналогии права, источники уголовного права Англии); 2) понятие преступления (деликт, изменения в понятии преступления в период государственных наказаний, понятие преступленияв период кодификации и гуманизации, действие уголовного закона во времени, обратная сила уголовного закона); 3) субъект преступления(свободные и рабы; животные и неодушевлённые предметы как субъекты преступления, возраст преступника, сословная принадлежность; минимальный возраст, формальное равенство граждан перед уголовным законом); 4) субъективная сторона преступления (учитывается ли вина при назначении наказания; коллективная ответственность общины за преступления, совершённые на её территории, субъективная сторона преступления в период государственных, устрашающих наказаний, причины учёта вины при назначении наказания, случай, положение сумашедших, объективное вменение, субъективная сторона преступления в период кодификации и гуманизации, невменяемость, деление вины на прямой и косвенный умысел и неосторожность (небрежность и самонадеянность), уменьшение наказуемости неосторожных преступлений, принцип индивидуализации наказаний, отмена объективного вменения); 5) цели, принципы (множественность, безусловная неопределённость и публичность; система абсолютно-определенных наказаний во Французском уголовном кодексе 1791 г., система относительно – определённых наказаний во Французском уголовном кодексе 1810 г.) и виды уголовных наказаний; 6) виды (классификация) преступлений (преступления против личности, против собственности, против государства и религии, против нравственности и семьи, классификация преступлений в английском общем праве: тризн, фелония и мисдиминор, классификация преступных деяний во французском 1810 г. и германском 1871 г. уголовном кодексах: преступления, проступки, нарушения, классификация преступлений и проступков во французском уголовном кодексе по объекту посягательств, классификация преступлений в Англии). Файл «Лекции по истории уголовного права западных государств в V-XX вв.». Лекции № 2-4.