Лекция № 5. Смешанный уголовный процесс во Французском уголовно-процессуальном кодексе 1808 года
Система уголовных судов Франции конца XVIII - начала XX веков.
Несменяемость судей. Прокуратура и адвокатура
Учредительное собрание в 1790 г отменило старую судебную систему, создав основы новой судебной системы Франции. Наибольшее политическое значение имели два вопроса: о порядке назначения судей и участии присяжных в решении дела. Одним из важнейших конституционных принципов Англии по акту об устроении 1701 г. являлась несменяемость назначаемых королём судей. Учредительное собрание отвергло принцип несменяемости судей и постановило, что судьи независимы от короля и избираются активными гражданами на местах, обладающими избирательным правом, на разные сроки - от 2 до 6 лет. Судебная власть по первой французской конституции 1791 г. вручалась избранным населением на определённый срок судьям и объявлялась независимой от исполнительной и законодательной властей.
Система избрания судей, с первого взгляда, обладает весьма многими достоинствами. Она демократична, создаёт возможность выдвинуть на судейские должности лучших людей, образует связь между ними и обществом, повышает доверие к ним общества, обеспечивает независимость судей от правительства. Наконец, в силу срочности выборов, она облегчает контроль над надлежащим составом судей, позволяя смещать негодных судей. Этими преимуществами выборной системы Франция конца XVIII в. была увлечена ими и ввела у себя выборность судей.
Однако у системы избрания судей населением имеются и серьёзные недостатки. Судьи по необходимости избираются на определённый срок, что нарушает начало судейской несменяемости, которая является важнейшей гарантией независимости суда. Избавляя судью от зависимости от правительства, выборный порядок создаёт его зависимость от избирателей и не может не отражаться на его судейской деятельности. Как для избирателей имеет значение, чтобы судья, проявивший способность к своему делу и отвечающий желаниям избирателей, остался на своём посту по окончании срока выборов, так и для судьи не менее важно, чтобы его избрание состоялось вновь, так как профессия судьи настолько сложна и трудна, что браться за неё можно только при условии уверенности, что она станет делом долгого времени. Выборы в конституционном государстве невозможны без политических партий, которые предлагают избирателя, не знающим за кого голосовать, кандидатуры депутатов, губернаторов, президентов и судей. Вопрос о доверии избранному партийному судье всего населения может дать только отрицательный ответ.
В смутный период французской революции конца XVIII в. с её частой сменой стоящих у власти политических сил выборная власть на местах досталась энергичному, решительному и организованному революционному меньшинству при пассивности неорганизованного большинства населения. В результате выборности и сменяемости судьи попали в зависимость от этого местного революционного меньшинства республиканских партийных деятелей. Суды стали судить не по закону и справедливости, а по собственному усмотрению.
Учредительное собрание ввело институт присяжных по образцу Англии, где присяжные призывались к рассмотрению как уголовных, так и гражданских дел. Однако учредительное собрание ограничило область действия присяжных только тяжкими уголовными делами и не ограничилось введением только одного судебного (малого) жюри присяжных. Дела о предании суду были предоставлены большому (обвинительному) жюри присяжных.
Учредительное собрание учреждало мировых судей, главная цель которых состояла в рассмотрении и окончании возникавших незначительных гражданских дел примирением сторон. Для установления единства в судебной практике и соблюдения правильности в применении законов был учрежден Кассационный суд. наряду с общими судами декретом конвента 1793 . были созданы чрезвычайные революционные трибуналы для борьбы с противниками революции, которые существовали до 1795 г.
Окончательно новая судебная система Франции была создана Наполеоном I в начале XIX в. Согласно тройственному делению преступных деяний на нарушения, проступки и преступления устанавливалось три вида судов:
1. Низшую инстанцию, существующую в каждой коммуне - общине в городе и сельском округе, составлял мировой судья, которому были подсудны мелкие гражданские (с ценой иска до 500 франков) и уголовные дела - нарушения.
2. Второе звено в административных округах составляли административные суды - суд исправительной полиции от 3 до 10 судей, разбиравший более значительные гражданские дела и проступки средней тяжести без участия присяжных заседателей, и служивший апелляционной инстанцией для мировых судей.
3. Третье звено в департаменте - области составлял апелляционный суд, который состоял из двух отделений: по уголовным и гражданским делам. При нём созывался суд присяжных. Адвокатура строилась на принципах самоуправления.
Одно из его отделений образовывало апелляционную инстанцию для уголовных дел, разрешённых судами исправительной полиции. Оно в порядке апелляции по жалобам сторон вновь пересматривало обстоятельства дела по существу и постановляло новый приговор, повторяя судебную процедуру, какую уже проделал по этому поводу суд первой инстанции, то есть производил снова допросы подсудимого и свидетелей, проверку доказательств и т. п. При нём же образовывался особый суд ассизов, состоящий из трёх судей и 12 присяжных заседателей, для рассмотрения дел об уголовных преступлениях.
При судах, начиная с окружных, состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата.
Низшим его звеном являлся имперский прокурор, затем прокурор республики, который непосредственно был подчинён генеральному прокурору при апелляционном суде, являющемуся вторым звеном прокуратуры. Во главе всей системы находился министр юстиции - член правительства. Прокуроры назначались главой государства по представлению министра юстиции и не пользовались, подобно судьям, несменяемостью, а увольнялись и перемещались по усмотрению правительства. Все сменявшие друг друга политические режимы охотно и легко меняли личный состав прокуратуры. Прокуратура являлась органом исполнительной власти. Условия для службы в прокуратуре были следующие: 1) быть французским гражданином; 2) пользоваться правами личными, гражданскими и политическими; 3) быть беспорочным (не иметь судимости, не находиться под опекой); 4) иметь диплом лиценциáта прав, соответствующий окончанию полного курса на юридическом факультете; 5) иметь звание адвоката в течение не менее 2 лет; 6) иметь известный минимальный возраст: для занятия должности генерал-прокурора - 30 лет, товарища его и прокурора суда первой инстанции - 25 лет и товарища его - 22 лет. Служба в прокуратуре была несовместима ни с какой другой должностью или профессией, не исключая и преподавание права в высшем учебном заведении.
В 1790 г. Учредительное собрание упразднило сословную организацию адвокатуры, наряду с другими объединениями, установив свободу занятия деятельностью защитников. В адвокатуру нахлынула масса людей бездарных, безнравственных и корыстолюбивых, получивших право вести дела наравне со старыми адвокатами. Уже в 1802 г. адвокатам было предписано носить при отправлении своих обязанностей прежний костюм, в 1804 г. появились вновь адвокатские списки, а в 1810 г. возникла и новая адвокатская организация. Наполеон был врагом независимого и самоуправляющегося адвокатского сословия (по его словам, «они - мятежники, виновники преступлений измен; я хочу, чтобы можно было отрезать язык всякому адвокату, который употребил бы его против правительства») и усилил надзор за адвокатурой и подчинил её суду. Министр юстиции получил безграничную власть над адвокатами налагать любое дисциплинарное взыскание вплоть до исключения из адвокатских списков. В 1830 г. был принят новый университетский устав.
Французская адвокатура образовывала самоуправляющееся сословие (корпорацию, объединение). Доступ в это сословие был открыт французским гражданам, получившим высшее юридическое образование, прошедшим трёхлетний практический стаж, принесшим адвокатскую присягу и принятым в барро (союз, коллегию) одного из окружных или апелляционных судов. Во главе каждого барро стоял ежегодно избираемый общим собранием адвокатов совет и его председатель. Совет принимал новых членов сословия, управлял им, осуществлял дисциплинарную власть и являлся хранителем адвокатской этики.
Адвокат должен не только обладать знанием своего дела, но и быть: 1) честным, то есть он должен избегать незаконных средств, употреблять искусственные средства с целью обмануть судей; 2) бескорыстным, то есть он должен быть умеренным в своём гонораре и если бедный клиент не в состоянии ему ничего предложить, бесплатно оказать ему помощь с такой же заботливостью и рвением, как сделал бы это для самого богатого лица; 3) умеренным в своих речах, не расхваливать своего клиента, а также нападать на своего противника без необходимости и основываясь на фактах, не относящихся к делу; независимым, то есть защищать справедливое дело, не заботясь ни о своих личных интересах, ни о могуществе противника; 4) соблюдать обычаи и традиции профессии, не совершать поступков, компрометирующих честь и достоинство всего адвокатского сословия; 5) не искать клиентов, поэтому все способы, направленные к привлечению клиентов, начиная с газетных объявлений и кончая табличками на дверях, запрещены; 7) он имеет право, не объясняя мотивов, отказаться от дела, доверенного ему, за одним исключением, а именно для защиты, на которых председатель суда назначает адвоката и др.11 См. подробнее обязанности французских адвокатов: Васьковский Е. В. Организация адвокатуры. Ч. 1. СПб., 1897. С. 149-157. Гонорар по традиции считался добровольной благодарностью со стороны клиента и адвокат был не в праве выговаривать себе вперёд вознаграждение и не мог предъявить клиенту иска об уплате вознаграждения неблагодарному клиенту. Поэтому «во избежание злой шутки со стороны клиента» стали просить платить гонорар целиком вперёд. Защита бедных на суде считалась по закону 1851 г. безусловной обязанностью каждого адвоката. В действительности дела бедных нередко попадали в руки молодых, неопытных и ищущих занятия стажёров, не руководимых в их занятиях советами и помощью старых и опытных адвокатов.
Видные адвокаты XIX в. достигали высших государственных постов, становились депутатами парламента, министрами, президентами республики. Во Франции самым уважаемым юристом являлся именно адвокат. Наряду с адвокатами существовали поверенные, которые осуществляли черновую, технически-канцелярскую процессуальную работу, подготовку дел к слушанию, хождение по судам, подачу бумаг, исполнение решений, заключение договоров с клиентами. Они не обязаны были иметь высшее юридическое образование, исключая знания гражданского и уголовного права и процесса. Для них был необходим 5-летний практический стаж в роли помощника одного из старших адвокатов. В 1886 г. во Франции числилось 4. 284 практикующихся адвокатов, 2. 573 стажёров-адвокатов и 2. 423 поверенных, всего 9. 280 лиц, против 8. 825 в 1876 г.11 С. О. Организация адвокатуры в современных европейских государствах // Юридический вестник. 1890. Т. VI. Октябрь. С. 248.
Всю судебную систему возглавлял Кассационный суд, который рассматривал дела в порядке кассации. Он пересматривал решения и приговоры с точки зрения соответствия их закону и его правильному истолкованию, а также с точки зрения соблюдения всех установленных форм судебного производства. При этом происходила проверка, законно ли судил суд (например, выясняется незаконный состав присяжных, отсутствие гласности разбирательства), и поэтому в его компетенцию не входила проверка и установление фактических обстоятельств дела. Кассационный суд не мог вносить в приговор какие - либо изменения. Дело передавалось для нового рассмотрения в ту же инстанцию, приговор которой отменён, но в другой суд, или в тот же суд в другом составе. Судебная система. простая по форме и удобная для граждан, пережила своего создателя Наполеона I и с небольшими изменениями сохранялась до 1958 г.
В 1800 г. специальным законом выборность судей была отменена окончательно, установив назначение судей правительством. Этим же законом гарантировалась пожизненная несменяемость назначенных правительством судей. Недостаток системы назначения судей заключается в том, что она открывает правительству возможность влиять на состав судей и создавать таким образом зависимость судебной власти от власти правительственной. Это влечёт за собою падение доверия населения суду. Однако система назначения может сочетаться с независимостью судей. Закон 1908 г. установил следующие условия для занятия должности судьи: академический юридический диплом, двухлетний практический стаж и успешная сдача особого конкурсного экзамена.
Судебная власть представляет собой особую отрасль государственной деятельности, обособленную от других функций государства. Независимость судебной власти выражается в том, что:1) органы суда отличны от органов администрации; 2) судебные решения не нуждаются в чьём-либо утверждении или санкции; 3) общий надзор за деятельностью судов принадлежит высшим судебным органам, а не органам администрации; 4) судьи не могут быть смещены с должности администрацией, что считается необходимым условием прочности служебного положения судьи и возможности для него безбоязненно вершить правосудие. Однако все сменявшиеся во Франции режимы нарушали принцип несменяемости судей, смещая непокорных и назначая людей своей партии. Под несменяемостью понимается право судьи занимать свою должность и выполнять связанные с нею обязанности в продолжение всего работоспособного периода жизни, подвергаясь удалению от этой должности только по собственному желанию или по приговору суда.
Нет правосудия без независимости, а полная независимость невозможна без чувства безопасности, порождаемого несменяемостью. Судья не должен ни от кого не зависеть, кроме закона. Судья обязательно должен быть объективным, беспристрастным, то есть не иметь предвзятого мнения. Иначе он не судья, а покровитель одной из сторон по делу. Главная беда от предвзятости мнения состоит в том, что всё, обвиняющее подсудимого, кажется предубеждённому судье вероятным, всё же, оправдывающее - невероятным. В каждой профессии образовывается одна характерная, преобладающая в ней черта: военному больше всего нужна неустрашимость, священнику - благочестие, профессору – учёность, художнику - чувство красоты, судье - беспристрастие. Судья не может быть нейтральным, то есть независимым от каких бы то ни было сил давления или внешнего влияния. Судьи к тому же должны беречь свою репутацию, чтобы не запятнать чести всех судей.
Во Франции с 1789 по 1875 гг. сменилось 13 конституций. три республики, две империи, три конституционные монархии. Ни один режим не продержался более 20 лет. Только Третья республика, учреждённая в 1875 г., вопреки ожиданиям оказалась устойчивой и просуществовала 65 лет (1875-1940), до оккупации страны гитлеровской Германией. Действительно, если можно смещать королей, императоров, народное представительство, то почему нельзя смещать судей из-за их политических убеждений.
После революции 1789 г., в течение столетия, французская судебная система подвергалась так называемому «очищению» при почти всякой перемене формы правления, и судьи фактически были несменяемы лишь в краткие промежутки между революциями и государственными переворотами. Каждое правительство стремилось создать в судейском корпусе прочный фундамент своего могущества, стремилось сделать правосудие орудием политической борьбы с позиционными (антиправительственными) силами французского общества данного времени. При этих условиях суды наполнялись людьми партии или карьеристами, которые были готовы служить какому угодно правительству. Поэтому французские суды проявляли особую строгость в деле охранения существующего государственного строя. Суровость судебных приговоров по делам, имевшим политический характер, настраивала против судей общественное мнение и заранее готовило почву для «очищения» судов.
Суды и судебная система вводятся в общую систему политического управления, независимо от того, в чьих руках она сосредотачивается. Законом 1807 г. Наполеон I установил, что несменяемость будет даруема через 5 лет после назначения на должность тем судьям, которых император признает достойными быть удержанными на этих местах. Здесь перед нами откровенное проявление начала усмотрения монарха и признания несменяемости наградой за личную ему преданность. Конституционная хартия 1814 г. восстановила судейскую несменяемость, но это истолковано было в том смысле, что право несменяемости принадлежит только судьям, вновь назначенным королём. Конституции 1830 г. и 1848 г. вновь провозгласили принцип несменяемости судей, который нарушался Временным правительством республики, президентом республики, а затем императором Наполеоном III. В 1893 г. действие принципа несменяемости судей было приостановлено законом, и несколько сот судей должны были подать в отставку.
Кассационный суд мог отстранить судью от должности за совершение преступления, а по закону 1893 г. и за такие политические выступления, которые представляют собой активную оппозицию конституции третьей республики 1875 г. и политическому строю страны. Отставка была обязательна для судей при достижении 70 лет и 75 лет для кассационного суда.