На какие цели должны использоваться средства избирательных фондов?
Средства избирательных фондов имеют исключительно целевое назначение и могут использоваться только на:
а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
б) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании.
На практике нередко возникают вопросы, касающиеся нецелевого использования средств избирательных фондов. Отдельные кандидаты и избирательные объединения, понимая бесперспективность своего участия в выборах, используют имеющиеся у них финансовые ресурсы на проведение агитации в пользу других кандидатов и избирательных объединений, либо исключительно для проведения контрагитации против отдельных кандидатов и избирательных объединений, что нарушает принципы равенства прав кандидатов и создает незаконные преимущества для отдельных субъектов избирательного процесса.
В случае обнаружения подобных действий гражданам необходимо незамедлительно информировать об этом избирательные комиссии для своевременного принятия мер.
Как и где можно получить официальную информацию о расходовании средств избирательных фондов?
Вопросы отчетности о финансировании избирательной кампании занимают крайне важное значение в системе общественного наблюдения за выборами, поскольку позволяют проследить законность использования средств избирательных фондов.
По данному вопросу необходимо обратить внимание на следующее.
Копии финансовых отчетов кандидатов и избирательных объединений в обязательном порядке передаются соответствующими избирательными комиссиями в СМИ для опубликования, а в случаях, установленных законом, также размещаются в сети «Интернет».
Указанные финансовые отчеты кандидатов и избирательных объединений содержат первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств на специальный избирательный счет и расходование этих средств.
Перечень первичных финансовых документов включает в себя: платежные поручения о перечислении добровольных пожертвований граждан, юридических лиц; платежные документы на внесение собственных средств кандидата; о перечислении средств, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией; платежные документы о возвратах неиспользованных средств соответствующего избирательного фонда; договоры на выполнение работ (оказание услуг); счета (счета-фактуры); накладные на получение товаров; акты о выполнении работ (оказании услуг); расходные и приходные кассовые ордера; чеки контрольно-кассовых машин.
По данным документам возможно проследить все официальные расходы, осуществленные кандидатом либо избирательным объединением.
Кроме того, соответствующие избирательные комиссии периодически, но не реже чем один раз в две недели до дня голосования направляют информацию о поступлении и расходовании средств избирательных фондов в СМИ для опубликования.
Соответствующие избирательные комиссии знакомят кандидатов, избирательные объединения, а также СМИ по их официальным запросам со сведениями о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, полученными ими от филиалов Сбербанка РФ.
Таким образом, в случае проведения кандидатом либо избирательным объединением в какой-либо форме предвыборной акции, возможно получить информацию из ЦИК РФ или избирательной комиссии субъекта РФ о финансировании данной акции за счет средств избирательного фонда.
Примечание: в целях обеспечения полноценного общественного наблюдения за выборами общественным наблюдателям необходимо использовать публикуемую информацию о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. На основе этой информации можно сделать выводы о законности финансирования тех или иных агитационных мероприятий соответствующего субъекта избирательного процесса. Кроме того, информация о пополнении избирательного фонда может дать общее представление о том, какие политические и экономические субъекты поддерживают кандидата или избирательное объединение, а, следовательно, чьи интересы кандидат или избирательное объединение будут отстаивать после выборов.