Особенности международного (иностранного) наблюдения на выборах в Российской Федерации
В условиях развития глобализационных процессов в мире выборы все чаще становятся своего рода «тестером» демократичности политико-правовой системы того или иного государства. Избирательный процесс является важнейшим элементом процесса легитимации власти в государстве. Данное обстоятельство обуславливает высокую социальную, политическую и правовую значимость, которая придается выборам. Государства проявляют взаимный значительный интерес к внутриполитическим событиям друг друга. При этом этот интерес не всегда бывает ориентированным на продвижение истинно демократических ценностей.
В таких условиях вопросы правового регулирования международного наблюдения на выборах приобретают принципиальное значение не только для обеспечения свободы и самостоятельности выбора граждан, но и, более того, для сохранения суверенитета государства от вмешательства в его внутренние дела со стороны внешних субъектов.
Деятельность международных наблюдателей урегулирована Федеральными законами «Об основных гарантиях …», от 19 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», от 18 мая 2006 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Согласно подпункту 48 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях…» иностранным (международным) наблюдателем является представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов и референдумов в Российской Федерации. Из этого определения следует, что для осуществления международного наблюдения необходимо пройти установленную действующим законодательством процедуру согласования (аккредитации), в противном случае пребывание представителей международных организаций и попытки участия в избирательном процессе будут незаконными.
Частью 14 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях…» предусмотрено, что иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом[40], и при наличии приглашения органов государственной власти, комиссий, организующих выборы, референдум, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Порядок приглашения и аккредитации международных наблюдателей регламентируется актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации применительно к каждому виду выборов. В частности на сегодняшний день действует постановление Центризбиркома РФ от 12.05.2011 № 10/98-6 «О Разъяснениях порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации и об удостоверении иностранного (международного) наблюдателя»[41].
В соответствии с указанными документами ЦИК РФ к иностранной (международной) организации, которая может быть приглашена для наблюдения за выборами, относятся не только иностранные некоммерческие организации, но и государственные органы иностранного государства (например, органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов). Для получения возможности направления наблюдателей после приглашения, направляемого определенными ЦИК РФ государственными органами, иностранной (международной) организации необходимо пройти аккредитацию.
Процедура аккредитации включает в себя два этапа:
направление необходимых документов в орган, пригласивший международных наблюдателей от соответствующей организации, и их проверка таким органом;
принятие решения об аккредитации либо об отказе в аккредитации ЦИК РФ.
Следует подчеркнуть, что перечень оснований для отказа в аккредитации исчерпывающий.
Приведенными актами ЦИК РФ также определены органы, имеющие право направлять приглашения, перечень документов необходимых для аккредитации, сроки их представления, установлены полномочия и порядок деятельности иностранных (международных) наблюдателей, обязанности иностранных (международных) наблюдателей и ответственность за нарушение законодательства о выборах и прав иностранных (международных) наблюдателей.
Кроме того, например, статьей 24 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» предусмотрено право ЦИК РФ отзывать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права.
Для обеспечения деятельности иностранных (международных) наблюдателей Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение их прав и воспрепятствование их законной деятельности (см., например, статьи 5.6, 5.25 Кодекса). Наряду с этим, федеральными законами установлена обязанность государственных органов содействовать иностранным (международным) наблюдателям. Таким образом, после получения аккредитации для таких наблюдателей установлен, так называемый, режим «наибольшего благоприятствования».
За последнее десятилетие можно наблюдать активизацию отдельных иностранных государств и международных организаций в области мониторинга выборов в республиках бывшего СССР. Опыт Украины, например, свидетельствует о возможности использования международных наблюдателей в целях дестабилизации политической обстановки в целых государствах извне. Их оценки и отчеты, которые преподносятся в качестве объективных, используются в качестве инструмента воздействия на общественное мнение в целях компрометации политической системы конкретного государства и политических лидеров. Это обусловливает необходимость критического осмысления оценок и отчетов иностранных (международных) наблюдателей, а также дальнейшее совершенствование правового регулирования участия иностранных (международных) наблюдателей в мониторинге выборов.