Ответственность наблюдателей при осуществлении общественного контроля на выборах
Важнейшей гарантией надлежащего осуществления наблюдателями предоставленных им полномочий является установленная ответственность за их деятельность.
Что касается российских наблюдателей, то специфическим видом ответственности наблюдателя в избирательном процессе является его удаление из помещения для голосования. Так, в соответствии с частью 12 статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях…» наблюдатели могут удаляться из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах. Мотивированное решение об этом принимается участковой либо вышестоящей избирательной комиссией в письменной форме, а правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральным законом. Иных специальных форм ответственности для российских наблюдателей избирательное законодательство не содержит. Вместе с тем наблюдатели на общих основаниях могут привлекаться к административной и уголовной ответственности в случае совершения соответствующих административных правонарушений и преступлений. В частности, в случае ведения наблюдателями предвыборной агитации в помещении для голосования они могут быть привлечены к ответственности в соответствии со статьёй 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Статьёй 5.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность за подкуп избирателей, которая распространяется и на лиц, являющихся наблюдателями.
Что касается уголовных преступлений, то статьёй 141 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Кроме того, учитывая, что наблюдатели получают копии протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования, то наблюдателям необходимо иметь ввиду, что Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за подделку документов (статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Что касается иностранных (международных) наблюдателей, то их статус отличается от статуса российских наблюдателей. В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях…» деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется соответствующими федеральными законами о выборах, в частности федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Соответствующими законодательными актами закрепляется, что иностранные (международные) наблюдатели подлежат аккредитации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. С учетом этого самостоятельным видом ответственности иностранных (международных) наблюдателей является возможность отзыва аккредитации иностранного (международного) наблюдателя Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в случае нарушения им федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права (см., например, часть 11 статьи 24 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
Иностранные (международные) наблюдатели наравне с российскими наблюдателями могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности на общих основаниях.
Помимо этого, необходимо учитывать, что иностранные (международные) наблюдатели фактически являются частью международного механизма признания выборов и признания легитимности органов власти, сформированных выборным путем. В этой связи иностранные (международные) наблюдатели несут высокую политическую ответственности за свою деятельность. В связи с этим к ним предъявляются требования политической нейтральности, беспристрастности, уважения национального суверенитета Российской Федерации, отказа от выражения каких бы то ни было предпочтений и оценок в отношении избирательных комиссий, органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц и участников избирательного процесса (см. Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 1992).