Соглашение об оказание юридической помощи
В данной главе следует рассмотреть как таковое соглашение об юридической помощи оказываемой адвокатом так как, адвокатская деятельность осуществляется на основании соглашения между адвокатом и доверителем (ст. 25 Соглашение об оказании юридической помощи). Соглашение об оказание юридической помощи представляет собой обычный гражданско-правовой договор, заключенный в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), для оказания юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу. Вопрос о расторжения соглашения регулируются ГК.
В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в Российской Федерации» существенными условиями данного соглашения являются:
1) указание на адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения в качестве поверенного (поверенных), а также на его (их) принадлежность к адвокатскому образованию, адвокатской палате;
2) предмет поручения;
3) условия выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь;
4) порядок и размер компенсации расходов адвоката (адвокатов), связанных с исполнением поручения;
5) размер и характер ответственности адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения.
В статье 25 указанного Федерального закона раскрывается понятие соглашения об оказании юридической помощи, устанавливается порядок и условия его заключения и расторжения, определяются его виды, а также финансовые основы деятельности адвоката.
Соглашение об оказании юридической помощи является основным документом, регулирующим взаимоотношения между адвокатом и доверителем. Исходя из смысла п.1 ст.25 настоящего Закона и в соответствии с п. 5 ст.21, п.15 ст.22, п.5 ст.23 можно сделать вывод, что договор должен быть заключён доверителем непосредственно с адвокатом, а не с адвокатским образованием, в рамках которого он осуществляет свою деятельность, из чего следует, что сторонами в соглашении об оказании юридической помощи всегда будут адвокат и доверитель. Важно отметить, что в адвокатском бюро соглашение заключается с одним из партнеров от лица всего бюро. Также согласно п.1 ст. 25 адвокат должен заключить соглашение с доверителем от своего имени. В соответствии со ст. 308 ГК РФ в обязательстве в качестве каждой из его сторон могут участвовать одно или одновременно несколько лиц, поэтому возможны различные ситуации, примером может послужить участие нескольких адвокатов, представляющие интересы одного доверителя или наоборот.[42]
Содержание соглашения должно включать все его существенные условия, дату заключения, адреса сторон. При наличии приложений к соглашению в нем должны даваться отсылки к таким приложениям. Основные правила, касающиеся письменной формы сделок, регулируются ст. 160 ГК РФ.
Предметом соглашения может быть оказание юридической помощи, как самому доверителю, так и назначенному им лицу. Поручение адвокату на оказание юридической помощи назначенному доверителем лицу должно быть выражено в письменной форме. Причем лицо, которому будет оказываться юридическая помощь, должно либо предварительно дать поручение на заключение соответствующего соглашения, либо впоследствии согласиться в любой форме с оказанием ему помощи.
Ранее ст. 25 Закона предусматривала только две разновидности соглашения об оказании юридической помощи: договор поручения и договор возмездного оказания услуг. Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ указанные ограничения были исключены. В связи с этим при заключении соглашений об оказании юридической помощи необходимо руководствоваться общими нормами гражданского законодательства.
Согласно ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия, в результате которых у доверителя возникают права и обязанности по сделке, совершенной поверенным. Поскольку договор поручения является договором о представительстве одного лица от имени другого, постольку нормы, содержащиеся в гл. 49 ГК РФ, применяются в совокупности с правилами гл. 10 ГК РФ, регулирующей вопросы представительства и доверенности.
Так, ГК РФ допускает возможность заключения договора поручения как с указанием его срока, так и без такового. Однако следует учесть, что адвокат может действовать от имени доверителя лишь при наличии документа, удостоверяющего его полномочия (ордера или доверенности).[43]При этом срок действия ордера фактически ограничен, поскольку адвокатское образование должно выдавать адвокату отдельные ордера для представительства в различных органах и в судах разных инстанций, а также для совершения определенных действий. Срок доверенности, исходя из нормы ст. 186 ГК РФ, не может превышать трех лет. Следовательно, если договор поручения заключен на более длительный срок, необходима новая доверенность.
Основные обязанности поверенного и доверителя регулируются ст. ст. 974 и 975 ГК РФ. Поверенный обязан: лично исполнять данное ему поручение, за исключением случаев передоверия; сообщать доверителю по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения; передавать доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения; по исполнении поручения или при прекращении договора поручения до его исполнения без промедления возвратить доверителю доверенность, срок действия которой не истек, и представить отчет
с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или характеру поручения. Адвокат вправе передать исполнение поручения другому лицу лишь в случаях и на условиях, предусмотренных
ст. ст. 187 и 976 ГК РФ, регулирующими вопросы передоверия.
Доверитель обязан выдать поверенному доверенность (доверенности)
на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения, за исключением случаев, когда полномочие явствует из обстановки, в которой действует представитель (п. 1 ст. 182 ГК РФ). Доверитель обязан без промедления принимать от поверенного все исполненное им в соответствии
с договором поручения, а также уплатить вознаграждение за оказываемую юридическую помощь, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения. Кроме того, доверитель обязан, если иное не установлено договором, возмещать поверенному понесенные издержки
и обеспечивать его средствами, необходимыми для исполнения поручения.
При определении в договоре поручения условий выплаты вознаграждения за осуществление адвокатом представительских функций необходимо учитывать, что не подлежит удовлетворению требование исполнителя о выплате вознаграждения, если данное требование истец обосновывает условием договора, ставящим размер оплаты услуг в зависимость от решения суда или государственного органа, которое будет принято в будущем. В этом случае размер вознаграждения должен определяться в порядке, предусмотренном ст. 424 ГК РФ, с учетом фактически совершенных исполнителем действий (деятельности).
Договор возмездного оказания услуг может заключаться между адвокатом и доверителем в случаях, когда адвокат оказывает иные виды юридической помощи (консультирует по юридическим вопросам, готовит проекты договоров, заявлений, жалоб и других документов правового характера, информационные справки по законодательству, письменные разъяснения и т.п.). Основные правила, касающиеся договора возмездного оказания услуг, содержатся в гл. 39 ГК РФ.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель (адвокат) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик (доверитель) обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Договор может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить адвокат, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. Необходимо подчеркнуть, что когда предмет договора обозначен указанием на конкретную деятельность, круг возможных действий исполнителя может быть определен на основании предшествующих заключению договора переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев делового оборота, последующего поведения сторон и т.п. (ст. 431 ГК РФ). Адвокат считается надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).[44] Обязанности адвоката могут включать в себя не только совершение определенных действий или деятельности (например, консультирование), но и представление заказчику результата этих действий (письменное заключение по правовому вопросу, проект документа и т.п.).Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично (ст. 780 ГК РФ).
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст. 781 ГК РФ). Соответственно, отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается.
Рассмотрев данный вопрос, напрашивается вывод, что грамотное и правильное составленное соглашение, есть первый этап для оказания юридической помощи предпринимателю. На этом этапе закладываются основы защиты и реализации прав предпринимателя, не только в суде, но и в исполнении соглашении об оказании юридической помощи адвокатом. Так же сам адвокат ограждает себя от недобросовестных действий со стороны доверителя.
Доверенность и ордер
Рассмотрев как таковое соглашение об оказание юридической помощи, важно разобрать дискуссионные вопросы среди учёных-правоведов о понятиеадвокатских полномочий, их оформлении и объеме, «так как они имеют важное практическое значение и требуют тщательного изучения»[45].
Согласно ч. 3 ст. 61 АПК РФ полномочия адвоката на ведение дела в арбитражном суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом. В связи с отсутствием конкретной регламентации в арбитражном процессуальном законодательстве порядка оформления полномочий адвоката в современной юридической литературе высказываются различные мнения по поводу того, как должны быть оформлены данные полномочия. Так, ряд ученых, занимающихся проблемами адвокатуры, полагают, что полномочия адвоката на ведение дела в арбитражном суде оформляются ордером или доверенностью. При этом адвокат как представитель по ордеру имеет право на совершение от имени клиента всех процессуальных действий, кроме распорядительных. Полномочия же адвоката на совершение действий, перечисленных в ч. 2 ст. 62 АПК РФ, должны быть специально предусмотрены в доверенности. Соответственно, более правильным для адвоката признается оформление взаимоотношений с клиентом путем получения доверенности с полным объемом полномочий.[46] В основе приведенных взглядов лежит отождествление порядка оформления полномочий адвоката - представителя в арбитражном процессе с порядком оформления его полномочий в гражданском процессе.[47]
Близкую позицию по тому же вопросу занимают и некоторые ученые-процессуалисты. В частности, в одном из комментариев к АПК РФ 2002 г. утверждается, что, поскольку в АПК РФ в отношении участия адвоката в арбитражном процессе на основании ордера нет прямого указания, а в другом Федеральном законе это не предусмотрено, адвокат вправе быть представителем в арбитражном суде на основании доверенности, выданной ему доверителем. Вместе с тем, если адвокат предъявит в арбитражном суде ордер, выданный в установленном порядке, следует признать его полномочия представителя подтвержденными.[48]
По мнению О.П. Чистяковой, анализ ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" позволяет сделать вывод, что в подтверждение общих полномочий адвокату достаточно представить суду ордер, выданный одним из адвокатских образований, предусмотренных ст. 20 того же Закона (адвокатским кабинетом, коллегией адвокатов, адвокатским бюро или юридической консультацией). Статья 6 Закона, как указывает данный автор, не исключает также возможности оформления полномочий адвоката с помощью доверенности. Специальные же полномочия, перечисленные в ч. 2 ст. 62 АПК, в случае наделения ими адвоката должны быть особо оговорены в доверенности либо ином документе.[49]
Между тем из содержания ст. 6 Закона об адвокатуре, вопреки вышеприведенным довольно многочисленным взглядам, вовсе не вытекает, что адвокат может быть допущен к участию в арбитражном процессе на основании представленного им ордера. Судебно-арбитражная практика показывает, что именно доверенность признается судьями документом, уполномочивающим адвоката на ведение дела в арбитражном суде.
По утверждению В.М. Шерстюка, адвокат вправе представить арбитражному суду и ордер на исполнение поручения, однако его представление не освобождает адвоката от обязанности представить суду доверенность на исполнение поручения.[50]
Сказанное, однако, не означает, что с правовым регулированием отношений по поводу оформления полномочий адвоката-представителя все обстоит благополучно, и оно не нуждается в совершенствовании. Так, едва ли оправданным является положение, при котором адвокат допускается в качестве представителя в арбитражный процесс по доверенности, в то время как для участия в гражданском процессе ему достаточно предъявления ордера. Важно подчеркнуть, необходимость предъявления адвокатом не доверенности, а ордера существенно облегчает оформление его полномочий, что немаловажно с практической точки зрения, поскольку адвокатом может вестись значительное количество гражданских дел в судах с разными доверителями.