Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура
Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура
Налоговая система РФ — это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы России.
Кратко об истории налоговой системы России
О необходимости поступлений в казну задумались еще в Древнерусском государстве в IX веке. В те времена повсеместно взималась дань. После становления Киевского государства она была преобразована в подымную подать, которая подлежала уплате со всех домашних труб и печей «с дымом». Период Золотой Орды стал обременительным для простого населения в том, что касалось сборов податей. Разоренное государство нуждалось в пополнении казны. Кроме того, следовало было регулярно платить дань монгольским ханам. Следует отметить, что в то время повсеместно была распространена система в виде натуральных сборов и прямых взносов послам от монгольских ханов.
Экономическая система России была подвергнута глобальным переменам в период правления императора Петра I. Он ввел множество налогов и сборов, самыми известными из которых стали подушный налог и налог на бороды. Этот период примечателен еще и тем, что именно Петр I принял на государственную службу прибыльщиков. Они контролировали процесс уплаты налогов и сборов, а также придумывали новые налоги и сборы.
Следующим важным этапом в становлении налоговой системы России является период после отмены крепостного права в 1861 году. Под обложение теперь попадали земельные угодья и доходы от недвижимого имущества. Введены винные и табачные акцизы, таможенные сборы.
Советскую Россию ждали большие перемены после принятия НЭП (новой экономической политики) в 1921 году. Она практически вернула в действие ту систему налогов и сборов, которая существовала в России до событий Октябрьской революции 1917 года. Обложению были подвергнуты кулацкие хозяйства. Однако в период с 1930 по 1932 год была полностью упразднена акцизная система. Предприятия начали уплачивать налоги с прибыли и оборота.
Великая Отечественная война стала большим испытанием для СССР. В период с 1941 по 1945 год большая часть средств государства направлялась на содержание армии и создание средств обороны, оружия. Во время ВОВ и после ее окончания вводились весьма любопытные с точки зрения современных экономистов налоги, например, налог на холостяков, сборы для одинокого и малосемейного населения. Эти налоги и сборы были призваны повысить рождаемость и увеличить работоспособное в будущем население. Примечательно, что «холостяцкий» налог просуществовал вплоть до 1990 года.
Более привычная нам налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.
Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.
Общий режим налогообложения в 2017 году (нюансы)
Общий режим налогообложения предполагает уплату налогоплательщиком большинства налогов, предусмотренных НК РФ, и в т. ч. таких, как налог на прибыль (для ИП – НДФЛ), НДС, налог на имущество. На общем режиме налогообложения(ОСНО) находятся те предприниматели и организации, которые не используют льготные режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) или не вправе перейти на них.
Порядок работы на ОСНО
Общий режим налогообложения предусматривает начисление и уплату НДС (если вид деятельности не предусматривает освобождения от НДС), налога на имущество, а также налога на прибыль для юрлиц и НДФЛ для предпринимателей.
Субъекты на ОСНО несут максимальную налоговую нагрузку. И отчитываться в ФНС им придется гораздо чаще, чем тем, кто использует иные режимы налогообложения. По большинству налогов отчитываться нужно ежеквартально. А по прибыли декларации на ОСНО предоставляются либо поквартально, либо ежемесячно.
Итоги
Хотя общая система налогообложения требует наибольших усилий при ведении налогового и бухгалтерского учета, многие предприятия и даже ИП делают выбор в пользу ОСНО. Причин этому может быть несколько: соотношение доходов и расходов по текущей деятельности позволяет минимизировать налоговые платежи, а контрагенты в некоторых случаях предпочитают сотрудничать только с плательщиками НДС.
Примеры прямых налогов
Государство в лице налоговой службы заранее знает о величине налоговых поступлений по тому или иному прямому налогу. Это достигается путем предоставления организациями деклараций или других отчетных документов, в которых производится расчет налога. Примеры таких налогов приведены ниже.
1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) предназначен для взимания доли их дохода, полученного в организациях Российской Федерации. Это касается граждан РФ и иностранцев, работающих на ее территории. Ставка налога составляет от 13% до 35% — в зависимости от вида получаемого дохода и статуса лица, его получающего. Налог поступает в региональные и местные бюджеты.
Не подвержены обложению налогом:
- пенсии;
- пособия по безработице;
- пособия по беременности и родам;
- вознаграждения донорам;
- алименты;
- гранты для поддержания науки;
- международные или российские премии за высочайшие достижения в различных областях знания и искусства;
- материальная помощь семье умершего работника от фирмы;
- выплаты пострадавшим от стихийных бедствий;
- доходы от продажи заготовленных дикорастущих ягод, грибов и других лесных даров природы;
- доходы от продажи домов, квартир и другой недвижимости при условии владения ими более 5 лет (по объектам, приобретенным в собственность до 2016 года, более 3 лет);
- доходы от наследования имущества;
- доходы, полученные в результате дарения родственниками;
- подарки стоимостью ниже 4 000 руб.;
- другие доходы по ст. 217 НК.
2. Налог на прибыль для юридических лиц, который является для них основным по налоговым выплатам. Налогоплательщиками по этому налогу являются российские и иностранные организации, работающие в РФ. Объект взимания налога — прибыль, полученная организацией по результатам ее деятельности по производству и реализации товаров. Ставка налога на 2015-2016 год составляет 20%.
3. Налог на имущество взимается с компаний и физических лиц.
Имущество подразделяется на движимое и недвижимое. Эти виды имущества должны быть отражены в балансе, согласно ПБУ 6/01. Их перечень приведен в ст. 374 НК РФ. За базу при исчислении налога берется его среднегодовая стоимость, за исключением объектов, стоимость которых исчисляется по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Ставки налога оговорены в ст. 380 НК РФ. Это региональный налог.
Понятие движимого и недвижимого имущества дается в ст. 130 ГК РФ. Недвижимым имуществом считается всё, что связано с землей (недра, сама земля, здания и сооружения, которые на ней располагаются). Для признания здания недвижимостью нужно, чтобы его нельзя было переместить с этого места без разрушения. К нему должны быть подведены коммуникации. Движимым имуществом считают всё, что не подпадает под понятие недвижимости: деньги, акции, вклады, коллекции, автомобили, оружие и др.
Следует учитывать изменения, внесенные законом от 24.11.14 № 366-ФЗ «О внесении изменений в НК…», по движимому имуществу. Отдельные его категории не подпадают под обложение налогом (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). К ним относят основные средства (ОС) 1-й и 2-й амортизационных групп. Кроме этого, часть организаций освобождена от обложения этим налогом (ст. 381 НК РФ).
Налог на имущество для физических лиц предусматривает изъятие налога на объекты недвижимости, оговоренные в ст. 401 НК РФ. Он относится к местным налогам. Здесь также применяются положения о кадастровой стоимости объектов недвижимости (ст. 403 НК РФ). Налоговые ставки и льготы по налогу предусмотрены ст. 406 и 407 соответственно. Исчисление налога производит налоговая служба путем рассылки квитанций для оплаты.
- Земельный налог взимается с организаций и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, с учетом их кадастровой стоимости. Это также местный налог. Существуют земельные участки, в отношении которых налог не взимается (п. 2 ст. 389 НК РФ). Ставка налога установлена ст. 394 НК РФ. Исчисление налога и его оплату организации проводят самостоятельно. Физическим лицам налог рассчитывает ИФНС, высылая им квитанции для произведения оплаты.
- Транспортный налог относят к региональным. Его платят собственники автомобилей, самолетов и другого транспорта, перечисленного в п. 1 ст. 358 НК РФ. Ставки налога приведены в ст. 361 НК РФ. Предусмотрены повышающие коэффициенты (п. 2 ст. 362 НК РФ) для автомобилей стоимостью больше 3 000 000 руб. Кодекс допускает 10-кратное увеличение ставки налога при условии принятия соответствующего закона властями региона. По отношению к автовладельцам предусмотрено принятие различных ставок налога в зависимости от года выпуска машины и ее экологического класса. Расчет и оплата транспортного налога юрлицами производится самостоятельно, а физлицами — на основании уведомлений из ФНС.
Таблица прямых и косвенных налогов
Все виды налогов можно свести в таблицу:
Вид налога | Наименование налога | Бюджеты | ||
федеральный | региональный | местный | ||
Прямые налоги | Для физических лиц | |||
НДФЛ | v | |||
Налог на имущество | v | |||
Транспортный налог | v | |||
Земельный налог | v | |||
Водный налог | v | |||
Для юридических лиц | ||||
Налог на прибыль | v | |||
НДФЛ с работников | v | |||
Налог на имущество | v | |||
Транспортный налог | v | |||
Земельный налог | v | |||
НДПИ | v | |||
Налог на игорный бизнес | v | |||
Водный налог | v | |||
Торговый сбор | v | |||
Косвенные налоги | НДС | v | ||
Акциз | v |
Итоги
В законодательстве РФ предусмотрена градация налогов на прямые и косвенные. Прямые налоги уплачивает налогоплательщик со своих доходов. Косвенные налоги заложены в цене товара или услуги, и их оплачивает конечный покупатель. А в обязанность налогоплательщика входит своевременное перечисление полученных косвенных налогов в бюджет.
Федеральные налоги и сборы
В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.
Суммы федеральных налоговпоступают в одноименный бюджет РФ.
ВАЖНО! Распределение налогов по тому или иному бюджету производится путем присвоения им определенных КБК (приказ Минфина России от 16.12. 2014 № 150н).
Региональные налоги
Региональные налоги могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.
ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).
Местные налоги и сборы
Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. При этом следует отметить, что в состав этой группы налогов с 01.01.2015 введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.
Налоги и специальные режимы
27.07.15
РаспечататьВ избранноеОтправить на почту
УСН —ЕНВД —ОСНО: в чем различие между этими системами и какую из них лучше выбрать? В данной статье разбираются особенности УСН — ЕНВД—ОСНО, с тем чтобы вы смогли принять правильное решение.
Принципы работы на ОСНО
Применение ОСНО основано на следующих принципах:
- Эта система применяется налогоплательщиком (фирмой или ИП) в обязательном порядке, если он не выразил желание применять иной режим (спецрежим), согласованное с ИФНС.
- Ограничений по применению ОСНО не имеет.
- К ОСНО применимы положения всех глав НК РФ, за исключением относящихся к спецрежимам.
- Расчет налогов, уплачиваемых при ОСНО, осуществляется в порядке, установленном в соответствующих главах НК РФ, по ставкам, принятым в зависимости от статуса налога на федеральном, региональном или местном уровне.
- При расчете налогов можно воспользоваться освобождениями и льготами, установленными для соответствующих налогов, при наличии оснований на это.
- Представление отчетности по налогам и их уплата производятся в сроки, установленные НК РФ, если эти сроки не скорректированы на местном или региональном уровне.
Особенности работы на УСН
Отличительные особенности УСН сводятся к следующему:
- Использование УСН возможно, если налогоплательщик отвечает ряду показателей, ограничивающих возможность применения этой системы:
- численность персонала;
- доля участия в фирме других юридических лиц;
- остаточная стоимость основных средств;
- величина дохода.
- Базу налогообложения при УСН выбирает сам налогоплательщик. Это могут быть либо «доходы», либо «доходы минус расходы». Налогообложение производится по ставке 6% в первом случае и по ставке 15% — во втором.
- Доходы и расходы при УСН учитываются кассовым методом и фиксируются в книге доходов и расходов, являющейся налоговым регистром для этого режима. При этом не все произведенные расходы могут уменьшать налоговую базу.
- Налог, начисленный по ставке 15%, имеет ограничения по минимально возможной сумме. Эта сумма должна быть уплачена, даже если по результатам работы получен убыток.
- Налог, начисленный по ставке 6%, может быть уменьшен до 50% фирмами и до 100% ИП на суммы фактически оплаченных взносов в фонды и некоторых других платежей.
- Налоговым периодом при УСН является год. Декларация представляется в ИФНС один раз по истечении года. При этом авансовые платежи по налогу уплачиваются поквартально.
- Применение УСН возможно либо с начала деятельности вновь зарегистрированной фирмы или ИП, либо с начала очередного календарного года. Если не возникло оснований для утраты права на применение УСН, эта система должна применяться до окончания календарного года. Добровольно сменить режим или объект налогообложения можно только со следующего налогового периода.
Отличия режима ЕНВД
Режим ЕНВД характеризуется следующими особенностями:
- Ограничения по его применению определяются такими параметрами, как:
- вид деятельности;
- регион осуществления деятельности;
- численность работников;
- доля участия в фирме других юридических лиц;
- пределы физических показателей, установленные для ряда видов деятельности.
- База налога, рассчитываемого при ЕНВД, существенно зависит от величин, установленных законодательно на федеральном или региональном уровне:
- месячной базовой доходности физического показателя соответствующего вида деятельности;
- коэффициента-дефлятора;
- регионального коэффициента, отражающего условия осуществления деятельности в регионе.
Влияние налогоплательщика на величину налоговой базы ограничивается определением фактической величины физического показателя и учетом понижающего коэффициента для неполных месяцев применения ЕНВД.
Месячная база по налогу определяется как произведение всех перечисленных показателей, а квартальная — как сумма 3 месячных величин базы.
- Налог начисляется по ставке 15% от квартальной базы. Он никак не зависит от результатов работы налогоплательщика и должен уплачиваться на протяжении всей деятельности на этом режиме.
- Как и при УСН 6%, возможно уменьшение начисленного налога на величину до 50% для фирм и до 100% для ИП на суммы фактически оплаченных взносов в фонды и (для фирм) некоторых других платежей.
- Налоговым периодом при ЕНВД является квартал. Соответственно, декларация сдается в ИФНС ежеквартально, и ежеквартально осуществляются платежи по налогу.
- Применение и отказ от применения ЕНВД возможны с любого месяца года.
Страховые взносы
С 2017 года в Налоговый кодекс введена гл. 34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.
Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425–430 НК РФ.
Чиновники рассматривают вариант повышения НДФЛ для тех, кто не хочет самостоятельно откладывать на будущую пенсию. Эта идея принадлежит Минфину и Центробанку.
Инициатива заключается в привязке ставки НДФЛ к суммам, которые люди готовы вносить в систему индивидуального пенсионного капитала.
Например, для тех граждан, кто не хочет копить на пенсию, ставка НДФЛ может составить 15%. При этом те, кто будет готов направлять на будущую пенсию 10% своего дохода, НДФЛ будут платить тоже по ставке 10%.
Итоги
Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.
Оформление результатов налоговых проверок
Оформление результатов проведения налоговых проверок - это выполнение требований Налогового кодекса. Рассмотрим, как оформляются результаты в обоих случаях:
Камеральная проверка
По результатам проверки могут быть 2 варианта дальнейших действий:
- Отсутствие выявленных нарушений в ходе проведения налоговой проверки - этооснование для ее завершения, проверка прекращается. Налогоплательщику об этом не сообщают.
- При обнаружении нарушений инспектор ИФНС составляет акт в течение 10 дней (ст. 100 НК РФ). Налогоплательщику его вручают в течение 5 рабочих дней. После этого налогоплательщик может предоставить свои возражения в ИФНС в течение месяца. По результатам рассмотрения этих возражений инспектор принимает решение, нужно или нет привлекать его к ответственности. Для вынесения решения инспектору дается 10 дней. Он может предложить руководству ИФНС проведение выездной проверки.
Выездная проверка
- По результатам проведения этой налоговой проверкидолжна быть составлена справка о проверке (приложение № 7 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@), а затем в течение 2 месяцев — акт (приложение № 23 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@). Заполнение акта проводят в соответствии с приложением № 24 к этому же приказу.
- При оформлении акта его подписывают проверяющие и проверяемые лица. В нём должны быть приведены факты нарушений со ссылками на документы, в которых они обнаружены. К акту прилагают документы, подтверждающие факты нарушений. Также приводятся ссылки на соответствующие статьи законов.
- Акт в течение 5 дней должен быть вручен представителю проверяемой фирмы под расписку. Налогоплательщик вправе после получения акта в месячный срок предоставить в ИФНС свои мотивированные возражения.
ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:
- Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
- Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.
Итоги
Зачатки налоговой системы в России появились еще в IX веке. Глобальные изменения ожидали ее при правлении императора Петра I, после отмены крепостного права и создания СССР (в период НЭПа). С 2004 года надзорную функцию за налогообложением в стране осуществляет привычная для нас ФНС РФ.
Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системыРФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.
Изменения в налоговую систему могут вступить в силу с 1 января 2019 года. Об этом сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов на коллегии Минэкономразвития. По его словам, общая налоговая нагрузка не вырастет.
На данный момент так называемый налоговый маневр «22/22» предусматривает снижение ставок страховых взносов с 30% до 22% с одновременным повышением НДС с 18 до 22 процентов.
При этом Игорь Шувалов отметил, что после того, как Минфин и Минэкономразвития предложили налоговый маневр «22/22», крупный бизнес выступил против этих изменений. В виду этого вице-премьер даже допустил возможность отказа от корректировки налогового законодательства с 2019 года.
Элементы налога
Каждый налог можно разложить на равноценные составные элементы. Вот они:
· налогоплательщики;
· объект налогообложения;
· налоговая база;
· налоговый и отчетный периоды;
· ставка налога;
· порядок исчисления налога;
· порядок и сроки уплаты налога;
· порядок и сроки представления отчетности по налогу.
Налогоплательщики
Налогоплательщики – это те, кто должен платить налоги. Одни налоги платят все фирмы и предприниматели, другие – только некоторые из них (в зависимости от вида деятельности и других критериев). Некоторые налоги платят только фирмы.
Пример
Налог на добавленную стоимость платят все фирмы и предприниматели. Налог на игорный бизнес платят лишь фирмы, владеющие казино, игровыми залами, букмекерскими конторами и т. д. Налог на прибыль организаций платят только фирмы.
С 1 января 2015 года налогоплательщиками признаются также иностранные структуры без образования юридического лица.
Объект налогообложения
Объект налогообложения – это то, что облагают налогом: реализацию товаров, прибыль, стоимость имущества, другие показатели или средства производства, которые можно оценить или измерить.
Пример
Объект обложения налогом на имущество предприятий – стоимость основных средств фирмы. Платой за воду облагают объем забранной из водоема воды.
Налоговая база
Налоговая база – объект налогообложения, рассчитанный определенным образом и выраженный в определенных единицах: рублях, кубометрах, тоннах и т. д.
Пример
Налоговая база по акцизам на бензин – объем реализованного бензина в тоннах. Налоговая база по налогу на имущество организаций – остаточная стоимость основных средств в рублях.
Налоговый и отчетный периоды
Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по окончании которого рассчитывают и уплачивают налог. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачивают авансовые платежи по налогу.
Ставка налога
Ставка налога – это величина налога с единицы измерения налоговой базы: процентов от стоимости, рублей с кубометра, тонны и т. д.
Пример
Ставка налога на имущество предприятий не может превышать 2,2% от стоимости облагаемого имущества, ставка акцизов на прямогонный бензин 3 класса в 2015 году - 7300 за тонну.
Порядок исчисления налога
Порядок исчисления налога показывает, кто и как должен рассчитывать налог. Большинство налогов должны рассчитывать сами налогоплательщики. Но некоторые налоги рассчитывают налоговая инспекция и так называемые налоговые агенты. Фирмы и предприниматели считаются налоговыми агентами, когда при выплате денег другой фирме или человеку они обязаны удержать с этих денег налог, а потом перечислить его в бюджет.
Пример
Налог на доходы физических лиц рассчитывает та фирма (предприниматель), которая выплачивает деньги физическому лицу. Эта фирма или предприниматель считается налоговым агентом.
Порядок и сроки уплаты налога
Порядок и сроки уплаты налога устанавливают: когда, куда и как надо перечислить налог.
Пример
Налог на прибыль организаций фирмы платят ежемесячно (фирмы с небольшой выручкой – ежеквартально) в федеральный и региональный бюджеты. Для этого фирма должна подать в банк два платежных поручения.
Порядок и сроки представления отчетности по налогу
Порядок и сроки представления отчетности по налогу устанавливают, когда и куда нужно представить налоговую декларацию и другие отчеты по налогу.
Пример
Фирмы ежеквартально должны представлять в налоговую инспекцию расчеты авансовых платежей по налогу на имущество организаций. По окончании года надо подать декларацию по налогу.
Права налогоплательщиков
Налогоплательщики – это фирмы, предприниматели, другие юридические и физические лица, обязанные платить налоги.
Налогоплательщики и плательщики сборов имеют право:
1) получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах, своих правах и обязанностях, полномочиях налоговых органов, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах;
3) использовать налоговые льготы;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
5) требовать зачета или возврата излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней и штрафов;
6) проводить совместно с налоговой инспекцией сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с получением акта сверки;
7) представлять налоговым органам пояснения по уплате налогов;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать от налогового органа:
· копии акта налоговой проверки и решения по ней;
· налоговые уведомления и требования об уплате налога;
10) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;
11) обжаловать акты налоговых органов (решения, требования, инкассовые поручения) и действия или бездействие их должностных лиц;
12) требовать в полном объеме возмещения убытков, причиненных:
· незаконными актами налоговых органов;
· незаконными действиями или бездействием их должностных лиц;
13) представлять свои интересы лично или через представителя;
14) требовать от налоговых органов соблюдения и сохранения налоговой тайны;
15) участвовать при рассмотрении материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.
Налогоплательщик имеет также другие права, установленные законодательством.
Закон гарантирует налогоплательщикам административную и судебную защиту их прав.
Обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах;
3) вести учет объектов налогообложения;
4) представлять в налоговую инспекцию по месту учета налоговые декларации и расчеты;
5) представлять в налоговую инспекцию:
· индивидуальным предпринимателям – книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
· фирмам – бухгалтерскую отчетность;
6) представлять налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
8) не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
9) в течение четырех лет хранить документы бухгалтерского и налогового учетов, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
10) письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
· обо всех случаях участия в российских организациях (кроме случаев участия в хозяйственных товариществах и ООО) и иностранных организациях в случае, если доля прямого участия превышает 10%; – не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
· обо всех обособленных подразделениях – в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения либо в течение трех рабочих дней со дня изменения сведений об обособленном подразделении;
· обо всех обособленных подразделениях российской фирмы (в том числе филиалах и представительствах), которые ею закрываются – в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности через данное подразделение или со дня принятия соответствующего решения;
· об изменении места нахождения (для фирм) или места жительства (для предпринимателей) - в течение трех рабочих дней с момента изменения этих сведений;
· об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними - не позднее одного месяца с даты учреждения иностранной структуры (возникновения контроля над ней);
· о контролируемых иностранных компаниях - не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли иностранной фирмы подлежит учету.
Сообщать необходимые сведения в налоговый орган можно лично, через представителя, заказным письмом по почте или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 7 ст. 23 НК РФ).
Налогоплательщик несет также другие обязанности, установленные законодательством.
Налоговые органы
То, как налогоплательщики выполняют свои обязанности, контролируют налоговые органы, таможенные органы, полиция.
Плательщиков страховых взносов во внебюджетные фонды контролируют: ПФР – персонифицированный учет, ФСС РФ – выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Система налоговых органов
Система налоговых органов состоит из трех уровней:
· первый уровень – Федеральная налоговая служба РФ;
· второй уровень – региональные и межрегиональные налоговые органы;
· третий уровень – территориальные налоговые органы.
Пример
При введении единого налога на вмененный доход региональные власти должны учитывать положения главы 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
В соответствии с этой главой регион, вводя у себя единый налог, может самостоятельно выбрать из установленного перечня виды деятельности, на которые он распространяется.
А вот ставку налога региональные власти устанавливать не могут – она определена в федеральном законе и едина для всех (15%).
Региональные и местные законы о налогах и сборах не могут противоречить федеральным законам.
Подзаконные акты
На основании законов о налогах федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти издают подзаконные акты. Такие акты выпускают:
· Правительство РФ;
· федеральные министерства и ведомства (например, ФНС и ФТС);
· внебюджетные фонды;
· региональные и местные органы исполнительной власти (губернаторы, президенты, правительства, мэры и т. д.).
Подзаконные акты могут конкретизировать и разъяснять законы, но не должны им противоречить.
Среди подзаконных актов есть те, которые вы должны выполнять (их еще называют нормативными актами), и те, следовать которым вы не обязаны (ненормативные акты).
Подзаконный акт, обязательный для выполнения, должен удовлетворять нескольким условиям.
Во-первых, подзаконный акт обязателен для выполнения только тогда, когда его издание прямо предусмотрено в федеральном, региональном или местном законе (ст. 4 НК РФ).
Пример
В пункте 8 статьи 169 НК РФ сказано, что порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливает Правительство РФ. Правительство утвердило этот порядок постановлением от 2 декабря 2000 г. № 914. Поскольку его издание прямо предусмотрено законом, постановление обязательно для применения.
Во-вторых, обязательные для исполнения подзаконные акты, издаваемые федеральными министерствами и ведомствами и государственными внебюджетными фондами, должны проходить проверку в Министерстве юстиции РФ. Если такой проверки не было (документу не присвоен регистрационный номер в Минюсте), применять документ не обязательно.
В-третьих, обратите внимание на вид документа. Федеральные министерства и ведомства могут издавать подзаконные акты, обязательные для выполнения налогоплательщиками, только в виде постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и положений (постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009). Поэтому многочисленные письма и методические рекомендации, издаваемые ФНС и ФТС, вы применять не обязаны.
В-четвертых, документ должен быть адресован налогоплательщикам, а не чиновникам. Например, ФНС издает массу документов, адресованных нижестоящим налоговым органам, – все они обязательны только для самих налоговиков. Но и они должны применять эти документы таким образом, чтобы не нарушить ваши права, закрепленные в законах о налогах. Следование внутренним приказам, распоряжениям, письмам, рекомендациям не оправдывает нарушение зако<